Если в течение восьми лет Запад не смог посадить Киев за стол переговоров с Донецком и Луганском, то сегодня это сделает Россия

Если сложить уровень жизни какой-нибудь Марьи Ивановны, уборщицы и того же Абрамовича, то, конечно, в среднем получится выше, чем в СССР

Скоро ли Сталин уйдет из России? – Мнения священнослужителей

24.08.2010 12:01


Священнослужители считают опасным наметившийся в российском обществе рост симпатий к Сталину. По их мнению, такая тенденция обусловлена как историческими причинами, так и упущениями нынешних властей страны в борьбе с коррупцией. Об этом они говорили в интервью Regions.Ru.

В воскресенье, 22 августа в Москве у Соловецкого камня прошло молитвенное стояние, связанное с тем, что в нынешнем году исполняется 90 лет с тех пор, как по решению Архангельского губисполкома 26 мая 1920 года на Соловках был учрежден первый концлагерь губернского подчинения - предшественник печально знаменитого Соловецкого лагеря особого назначения (СЛОН).

За последние годы духовенство различных конфессий неоднократно выступало с заявлениями, осуждающими сталинские репрессии, однако в российском обществе параллельно возникла некоторая мода на Сталина. Во всяком случае, критиковать Сталина и муссировать тему репрессий считается непатриотичным.

В чем причина возросших симпатий общества к Сталину? Кажется ли вам опасной эта тенденция и удастся ли ее переломить? С такими вопросами Regions.Ru обратились к священнослужителям.

См. также "В РПЦ считают, что даже победа в войне не может оправдать Сталина".

См. также "Священнослужители о Сталине и Великой Победе".

См. также "Имя Сталина в метро, - мнения священнослужителей".

См. также ""Нас вырастил Сталин": Историческая правда или пропагандистская ложь? (мнения священнослужителей)".

Протоиерей Борис Даниленко Директор Синодальной библиотеки Московской Патриархии протоиерей Борис Даниленко считает опасной наметившуюся тенденцию роста симпатий российского общества к Сталину.

"Безусловно, это очень опасная тенденция", - заявил он. По его словам, такое отношение к сталинизму является следствием нежелания людей понять, "что у нас полстраны были жертвами, а вторая половина – истязателями этих жертв". "Когда, с одной стороны, человек не испытывает боли за своих близких, которые погибли в Гулаге, а, с другой стороны, не испытывает боли и сожаления за своих близких, которые в Гулаге служили, то, значит, он живет в вымышленном мире, не опирается на реальные события в истории его семьи и его Родины", - пояснил священник.

"Каждый год после Пасхи мы собираемся на Бутовском полигоне, чтобы помянуть расстрелянных там священников. Теперь этот полигон принадлежит МВД. И мне там порой становится страшно. Видя лица молодых ребят в милицейской форме, офицеров, которые ведут себя достаточно нагло, без тени смущения за то, что здесь происходило, я уверен, что если им и сейчас отдадут приказ расстреливать священников, они за редким исключением выполнят его без каких-либо вопросов также, как выполняли и в 37-м", - рассказал отец Борис. "Основная масса (именно это слово я хочу здесь употребить) будет такой же "законопослушной", как и в те времена. Люди теряют связь с реальностью, перестают ощущать свою собственную боль, не реагируют как должно на аномалию. А сталинизм – это аномалия. И это не времена Нерона, а наше совсем недавнее прошлое", - пояснил он.

По словам священника, "выходить из этой ситуации можно только посредством собственного подвига: покаянием, плачем, осознанием греховности своей и своих предков". "Ведь то, что случилось с Россией, несомненно, случилось по грехам нашим", - заключил отец Борис.

Протоиерей Димитрий Смирнов Настоятель храма святителя Митрофания Воронежского протоиерей Димитрий Смирнов считает симпатии части общества к Сталину временным явлением.

"Мне кажется, со временем эта тенденция сойдет на нет", - сказал он. Признав, что в России немало еще приверженцев Сталина, священник напомнил о том, что и в Германии до сих пор есть приверженцы Гитлера, особенно среди молодежи. По его мнению. это один из способов эпатировать публику, привлечь к себе внимание для людей, которые не приемлют то, что происходит в стране. "Но если бы кто-нибудь из них пожил какое-то время на тогдашних Соловках, он сразу исцелился бы от этой любви к тирану", - уверен отец Димитрий.

Священник считает, что "для кого-то этот пафос, это чувство сродни религиозному", и переубедить таких людей будет "очень трудно". "Но просветительскую и разъяснительную работу вести необходимо, особенно среди молодежи. Чем меньше у нас будет сталинистов, тем лучше для духовного здоровья нации. Потому что подобная любовь к человеку есть не что иное, как особый род душевной болезни", - заключил отец Димитрий.

иеромонах Макарий (Маркиш) Руководитель службы коммуникации Иваново-Вознесенской епархии иеромонах Макарий (Маркиш), известный православный публицист и миссионер, один из авторов "Основ учения Русской Православной Церкви о достоинстве, свободе и правах человека" считает, что в России нет значимой тенденции роста симпатий к Сталину.

"Я считаю, что неправильно думать, будто стало немодным вспоминать о репрессиях и страданиях русского народа. Мне редко приходится смотреть телевизор, но когда я его включаю, то вижу, что по многим каналам идут передачи, касающиеся истории России в ХХ в., о новомучениках в церковном и нецерковном контекстах", - рассказал он.

"Отхода от исторической памяти я не наблюдаю, за исключением каких-то отдельных личностей. Но ведь у нас есть пьяницы, воры, взяточники – и это совсем не значит, что наша страна уклоняется в пьянство или взяточничество, мы ведем с этим борьбу. В области общественного сознания есть разные направления, но в отличие от уголовных преступников мы не преследуем тех, кто мыслит по-другому", - заметил о. Макарий.

"Существует разнообразие мнений, есть мнения, заведомо нами не принимаемые, ошибочные – так мы на них и смотрим. Откуда они берутся? Как у всякого греха, у исторических, идеологических заблуждений есть свои корни, причины: человеческое неразумие, греховность, склонность не замечать своих грехов, но видеть грехи чужие. К примеру, не добравшиеся до высоких государственных чинов пытаются оболгать нынешнее правительство, очернить его – а это уже ведет к обелению того печального состояния, в котором находилась Россия до 90-х гг.", - подытожил отец Макарий.

протоиерей Максим Первозванский Клирик храма Сорока мучеников Севастийских у Новоспасского моста, главный редактор журнала "Наследник", духовник молодежной организации "Молодая Русь" протоиерей Максим Первозванский, видит причину высокой популярности Сталина среди населения России в некомпетентности власть предержащих.

"Одной из главных причин популярности Сталина является современный уровень коррупции", - сказал он. "Дело в том, что, по существующим представлениям, сталинская эпоха – это время, когда коррупция была в России минимальна за всю ее историю. Нынешнее состояние власти, чиновников, настроенных на личное обогащение, приводит к мысли, что нужно искать что-то более эффективное в работе госаппарата", - пояснил отец Максим. Поскольку репрессии коснулись многих, но не всех, есть ощущение, что это ко мне не относится, что это что-то локальное, небольшое и не очень страшное. А эффективность аппарата в антикоррупционной составляющей была велика, поэтому люди и ищут выход из современности там", - полагает священнослужитель.

"Неблагополучие современного состояния власти может привести к чему угодно: к безвластию начала 90-х, к диктатуре. Если власть не будет достаточно эффективна, если она не будет заботиться о благе людей, то это может вывернуть в любую сторону. И в данном случае, возврат к сталинизму – возможно, не самый страшный потенциальный "поворот". Это одна из форм недовольства людей современным состоянием власти. Почему такую поддержку встретило правление Путина? Потому что государство хотя бы обозначило заботу о людям, и им даже этого было довольно. Со временем стало понятно, что далеко не все, что декларируется, исполняется, и тогда вернулось недовольство вот в такой форме", - сказал он.

"Если власть не будет реально заботиться о своих гражданах, то может случиться все что угодно, а еще одну революцию Россия, боюсь, может не выдержать", - заключил о. Максим.

священник Сергий Круглов Священник Сергий Круглов, клирик Спасского собора г. Минусинска Красноярского края и известный поэт, говоря о причинах симпатий жителей России к Сталину, напомнил, чьими потомками является современное российское общество.

"Что такое "государство" или "общество", о котором мы говорим? Надо не забывать, что Церковь, церковные люди – это тоже часть общества. Церковь по конституции отделена от государства, но не отделена от жизни общества", - отметил он.

"Что такое российское общество сейчас? Во время революции, во время сталинских репрессий дворянство, духовенство, купечество были выбиты, интеллигенция также была частично выбита, а частично – отправлена в лагеря или эмигрировала; крестьянство как класс перестало существовать. Даже "старые" большевики вроде Павки Корчагина, делавшие революции, "пассионарии", тоже были выбиты после партийной чистки. Кто остался? А вот мы – наследники тех, кто остался, как бы жестко это ни звучало. Поэтому что можно сказать о духовном состоянии и менталитете этого народа? Генерация такого "советского человека" не может существовать без хозяина. Конечно, кто-то это оправдывает тем, что, мол, "у нас особый путь, мы не можем без жесткой руки", - но это ничего не меняет", - заявил о. Сергий.

"Если мы вспомним Ветхий Завет, то увидим, что Моисей водил освобожденный от египетского рабства народ сорок лет по пустыне, не вводя в обетованную землю. Нужно было, чтобы те, кто помнил рабство, вымерли, т.к. с ними в обетованную землю войти невозможно. Даже сам Моисей не вошел, умер", - привел пример из Священного Писания священнослужитель.

"Важную роль здесь играет и то, что творится в стране – люди мечтают хотя бы о каком-то порядке. Все мы знаем, как велико искушение призвать "сильную руку"! Кроме того, общество все-таки любит свою страну, и в какой-то степени из-за этой любви хочет вернуть Сталина. Люди, помнящие тоталитарную систему, вымирают, и им на смену приходит молодое поколение, которому можно внушить что угодно. Самые разные факторы влияют на то, что Сталин снова становится популярен", - считает он.

"Что будет дальше, неизвестно. Но хочется верить, что вечно живой человеческий дух спасет общество", - с надеждой сказал о. Сергий.

Муфтий Джафар Бикмаев Со слабостью государственной власти связывает возросшую популярность Сталина муфтий Ростовской области Джафар-хазрат Бикмаев.

"Наверно, такая популярность сталинской политики связана с ослаблением сегодняшних властей, с ее попустительством", - сказал муфтий.

"Вот, к примеру, сейчас реформируют милицию: меняют название, а суть остается такой же – это же смешно! Где-то выкупают землю, выселяя граждан, а даже президент не может ничего сделать! Людям нужна сильная власть, особенно в России, где к ней привыкли", - пояснил он свою мысль.

"Я считаю, что власть должна быть немного пожестче. Конечно, любое государство по определению связано с насилием – но в допустимых пределах это нужно. К тому же у нас такой менталитет, что иногда нужно и надавить, и заставлять что-то делать", - заключил Джафар-хазрат.

Пресвитер Евгений Бахмутский Пресвитер Евгений Бахмутский, заместитель председателя Российского Союза евангельских христиан-баптистов, видит в росте популярности Сталина большую проблему современной России.

"Мне кажется, этот вопрос сегодня он очень актуален", - сказал он. По словам пресвитера, есть несколько причин, "почему так велик интерес к Сталину и почему мы эту проблему не можем решить". "Сталин у людей часто ассоциируется не с ГУЛагом, не с репрессиями, а с победой в Великой Отечественной войне, с подъемом страны, с неким патриотизмом, энтузиазмом. Большинство исторических личностей чаще всего бывают фигурами противоречивыми, и вот проблема в том, что мы не можем разделить его заслуги и грехи", - считает он.

"Мы должны осудить злые деяния Сталина, сделать это официально, понятно – но в то же время отметить его позитивную роль в той же войне. Не стоит огульно очернять или хвалить – и то и другое неверно. Сегодня я вижу, что одни пытаются его только защищать, другие – только ругать. Бог ему судья как человеку, а как исторической личности ему давно нужно дать соответствующую оценку. Только тогда в этом вопросе можно сделать шаг вперед", - подчеркнул Евгений Юрьевич, отметив попутно, что в истории России осталось еще много моментов, не получивших должную оценку.

"Мне интересно спросить у людей, стоящих с флагами за Сталина, как они оценивают миллионы погибших в лагерях людей, а тех, кто его ругают, - как они относятся к его отдельным положительным поступкам. Редкие правители бывают либо только хорошие, либо только плохие. Ведь даже Гитлер, которого ругают абсолютно все, самым первым в Европе начал борьбу с курением; и эту концепцию активно поддерживает современная Европа", - напомнил пресвитер Евгений Бахмутский.
Поделиться ВКонтакте Поделиться в Facebook Поделиться в Twitter

Жириновский: "Мы много раз предлагали включить в преамбулу Конституции фразу "Мы русские и другие народы…". Мы не предлагаем дать русским привилегии или преимущества над другими национальностями в России, но давайте хотя бы уровняем права русских с другими".

22 августа в Даниловом монастыре в Москве состоялась встреча Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с Государственным секретарем Святого Престола кардиналом Пьетро Паролином.

Церковный раскол на Украине

Дмитрий Песков не подтвердил информацию о том, что Владимир Путин в 2015 году сказал украинскому коллеге Петру Порошенко, что может "раздавить армию Украины". "Нет, я практически был на всех переговорах, я не слышал такой фразы", - отметил он.

Происшествия на национальной почве

"В свое время Медведев как президент и как премьер-министр все сделал для того, чтобы позволить нашему олигархату для снижения русской рабочей силы «закачивать» в Россию огромные толпы мигрантов. Спохватились только тогда, когда «жареный петух клюнул», и появились уже целые районы, в том числе в Москве, где доля компактно проживающих мигрантов превышает 20%. А 20% - это уже когда люди навязывают свой образ жизни, не желают адаптироваться, и по сути дела становятся хозяевами ситуации..."

"Мы знаем, что президент уже услышал граждан, сказав, что необходимо разобраться с данной законодательной инициативой, и фактически отложив ее рассмотрение во втором чтении. А теперь еще и патриарх высказался. Мы должны с коронавирусом бороться, а не с гражданами, поэтому тут с патриархом трудно не согласиться..."

Такое впечатление, что либеральные страны Европы по-прежнему живут иллюзиями 80-х-90-х годов, когда они чувствовали себя в абсолютной безопасности, когда были ослаблены социальные противоречия, и можно было пользоваться очень широкими свободами, давая свободы и меньшинствам, в том числе национальным. Но ситуация изменилась, и меньшинства претендуют уже на свою долю власти и богатства. Они активно выступают против действующей системы политических, экономических и социальных отношений в этих ...