Если в течение восьми лет Запад не смог посадить Киев за стол переговоров с Донецком и Луганском, то сегодня это сделает Россия

Если сложить уровень жизни какой-нибудь Марьи Ивановны, уборщицы и того же Абрамовича, то, конечно, в среднем получится выше, чем в СССР

Строить ли мечеть в Текстильщиках? - Мнения священнослужителей

17.09.2010 10:46



Жители московского района Текстильщики собрали около тысячи подписей против строительства мечети. Они обеспокоены тем, что мечеть затруднит парковку, а также предвидят негативное отношение будущих прихожан к собакам, которые считаются в исламе нечистыми животными.
По словам участников акции, ранее власти не разрешили строить здесь православную часовню, объяснив свой отказ отсутствием коммуникаций под этим участком.
Еще одним аргументом противников строительства мечети на Волжском бульваре является то, что ее планируют возвести в единственной зеленой зоне.

Комментируя эту акцию, имам-хатыб московской Соборной мечети Ильдар Аляутдинов сказал: "Москва - единственное место в мире, где на миллион с лишним мусульман приходится всего четыре мечети. Нам не хватает молельных помещений. Мусульманам разрешено отправлять религиозные потребности в православных храмах, но не хотелось, чтобы люди прибегли к этой крайней мере".

Известный исламовед Роман Силантьев отметил, что эти слова звучат как «угроза в адрес православного большинства и откровенный шантаж московских властей».
"В первый раз идея молитвы мусульман в православных храмах была предложена представителями Совета муфтиев России два года назад, и тогда она выглядела просто глупой шуткой. К сожалению, заявление имам-хатыба Ильдара Аляутдинова показало, что эта инициатива воспринимается всерьез отнюдь не единичными деятелями».
По его мнению, мусульмане "имеют право просить православных помочь им с местами для молитвы" - например, священники расположенного рядом с московской Соборной мечетью храма Святителя Филиппа выделяют место молящимся мусульманам в церковной ограде, но "попытки навязать им свое присутствие в храмах ничего, кроме межрелигиозного конфликта, вызвать не способны".
"Интересно, как бы отреагировали власти Саудовской Аравии на заявление местной христианской общины, насчитывающей свыше миллиона человек и не имеющей вообще ни одного храма, на предложение в качестве крайней меры совершить литургию в мечети в Мекке? Или, может быть, православным Татарстана, испытывающим серьезный недостаток в храмах, стоит предложить мусульманам использовать гораздо более многочисленные мечети по очереди?" – сказал Р.Силантьев.

Исламовед считает, что И.Аляутдинов должен извиниться за свои высказывания перед православными христианами, "хотя урон, нанесенный им и без того хрупкому межрелигиозному миру в столице, уже необратим".

«Должно ли при строительстве культовых зданий учитываться мнение местных жителей? Как бы вы прокомментировали слова Ильдара Аляутдинова?» - с такими вопросами корреспондент Regions.Ru обратился к священнослужителям.

См. также:
Священнослужители о "Кодексе москвича"

Москва не должна придумывать для приезжих особые законы (Мнения парламентариев)

Священнослужители: Между уважением к традиции и ее навязыванием есть разница

Останется ли Москва русским городом? – Мнения священнослужителей

Отец Александр Борисов
Протоиерей Александр Борисов, настоятель храма святых Косьмы и Дамиана в Шубине, считает, что проблему с нехваткой мечетей в Москве надо решать.

«Неплохо, конечно, когда городские власти прислушиваются к мнению местных жителей. Правда, по вопросу о строительстве мечети мнение большинства и так предугадать несложно. Большинство будет против», - сказал он.

«Может быть, следует строить мечети на достаточном удалении от жилых домов, чтобы не возбуждать ненужного беспокойства местных жителей, которые, в свою очередь, должны осознать необходимость и полезность поддержания мирных отношений с мусульманами. Разумеется, еще до начала строительства мечети нужно детально разобраться во всех обстоятельствах и провести разъяснительную работу с местным населением. Компромисс, по-моему, вполне достижим», - считает протоиерей.

«Что же касается слов настоятеля Соборной мечети о возможности мусульманского богослужения в православных храмах из-за нехватки мечетей, то они мне кажутся очень странными. Я очень надеюсь, что до этого дело не дойдет», - добавил отец Александр.

 Игумен Мелетий (Соколов)
Игумен Мелетий (Соколов), преподаватель Московской духовной семинарии, отметил, что мнение местных жителей, безусловно, нужно учитывать и уважать.

«Мне это представляется совершенно очевидным. Но столь же очевидно, что мусульман в Москве много, а мечетей мало. Нужно искать компромисс. И мне кажется, что это вполне реально. Например, строить мечеть на некотором удалении от жилого массива, дабы не вызывать раздражения у местных жителей», - предложил он.

«Альтернатива – намаз в православном храме – невозможна в принципе. Это запрещено церковными канонами. И попытки мусульман предпринимать какие-то действия в противоречие православным церковным канонам и русской культурной традиции будут однозначно восприняты как сознательное разрушение мира в межрелигиозных и межнациональных отношениях, для поддержания которого прилагается немало усилий», - добавил отец игумен.

Иеромонах Платон (Воробьев)
Председатель молодежного отдела Рязанской епархии иеромонах Платон (Воробьев) полагает, что мнение жителей района «Текстильщики» должно быть учтено.

«У верующих любого вероисповедания должно быть место для молитвы. Молиться в иноверческом храме однозначно запрещено. Но мнение жителей района, где планируется возведение храма или мечети, должно обязательно учитываться. Если возникает соответственный протест, то лучше всего решать спор путем публичных слушаний, когда каждая сторона может открыто высказать свое мнение и выслушать чужое», - подчеркнул священник.

«Кроме того, районные власти Текстильщиков должны объяснить местным жителям, почему было принято решение о возведении мечети, тогда как ранее было отклонено предложение о строительстве православной часовни на этом земельном участке. Мнение православного большинства в любом случае должно учитываться», - заключил он.

Отец Максим Первозванский
Клирик храма Сорока мучеников Севастийских у Новоспасского моста, главный редактор журнала "Наследник", духовник молодежной организации "Молодая Русь" священник Максим Первозванский признал, что ситуация сложилась непростая.

«Поневоле вспоминается письмо жителей Санкт-Петербурга мэру Валентине Матвеенко по поводу того, как проходили в городе мусульманские праздники. В нем отмечались как факты нарушения порядка и громкие воззвания муэдзинов в динамики в шесть утра, и заклание жертвенных животных во дворах», - напомнил священник.

«В последние десятилетия мы наблюдаем экспансию нерусского населения в традиционно русские области. В результате мигранты, живя на этих территориях уже в третьем поколении, начинают их воспринимать как свою Родину. Вполне естественно, что у них возникает желание строить свои храмы, поддерживать свою веру, обычаи и культуру», - сказал он.

«Но коренных москвичей, принадлежащих православной русской культуре и воспринимающих Москву как русский город, тоже надо понять. Их акция протеста, свидетельствует, – и это важно, – что в обществе существует обоснованное опасение, что за этой мечетью последуют вторая и третья и т.д. И возникает вопрос: остается ли Москва русским городом? А ведь этот вопрос сейчас даже задавать неприлично», - заметил отец Максим.

«Я, безусловно, понимаю обе стороны конфликта. И, естественно, высказывания г-на Аляутдинова выглядят агрессивно. Но все происходящее – маленький отголосок большой и глобальной проблемы, которая мне видится в отсутствии у нашей страны большого русского цивилизационного проекта. Государство ничего не делает, чтобы сохранить русскую нацию и русскую культуру как основы российского государства – оно, в отличие от меня, боится прослыть неполиткорректным», - заключил он.

Сулейман Зарипов
Заместитель муфтия Татарстана по религиозным вопросам Сулейман-хазрат Зарипов считает происходящее в Текстильщиках проявлением исламофобии.

«Я присоединяюсь к некоторым высказываниям имам-хатыба. Москва намного отстала от европейских столиц по числу мечетей. Чтобы хотя бы минимально удовлетворить нужды мусульман в молельных помещениях, в Москве должно быть одиннадцать-двенадцать мечетей», - заметил он.

«У нас в Татарстане были случаи проявления похожего недовольства, но они никогда не доходили до открытого межрелигиозного и межнационального конфликта. Более того, вспоминаю ситуацию, когда в Казани православным уступили землю под строительство храма в обход просьбы мусульман о возведении мечети в этом месте. И все это нормально восприняли, поскольку мы, татары, в своей республике стараемся уважать мнение нацменьшинств» - подчеркнул мусульманский священнослужитель.

«Известно, что там, где возводится мечеть (как и храм любой другой религии), количество преступлений резко снижается. У нас, в столице Татарстана, любой человек может зайти в садик при мечети отдохнуть – и никто ему слово не скажет. Поэтому я хочу призвать москвичей проявить понимание и толерантность. Ведь в случае строительства новой мечети Москва только выиграет», - заключил Сулейман-хазрат.

Исмаил Бердиев
Исмаил Бердиев, председатель Духовного управления мусульман Карачаево-Черкесии и Ставропольского края, счел слова Ильдара Аляутдинова несерьезными.

«Мусульманам, конечно, нельзя молиться в православных храмах, поскольку они могут призывать имя Аллаха только в местах, где нет никаких изображений», - заметил он.

«Безусловно, в Москве не хватает мечетей. В пятницу, если не полениться и съездить в мечеть на Поклонную гору или к Олимпийскому стадиону, можно увидеть, что из-за нехватки мест большинство молящихся стоит на улице», - подчеркнул Исмаил-хаджи.

«Многие мусульмане вообще не идут в мечеть, поскольку знают, что в нее не попадут. Они собираются в других местах, которые нам неизвестны и, соответственно, неподконтрольны. И здесь уже возникает опасность, так как мы не знаем, какую проповедь они там слушают и под чье влияние попадают», - сказал он.

«Поэтому, мне кажется, строительство мечетей, безусловно, имеет много плюсов. Но главное, что оно будет способствовать установлению мира и порядка в столичном мегаполисе», - подытожил он.

Максим Паршин
Максим Паршин, руководитель службы региональных связей Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества, напомнил, что в Москве есть около сотни домашних мечетей.

«Естественно, надо учитывать мнение жителей района Текстильщиков. Ведь среди них большинство – православные верующие», - заметил он.

«Есть постановление московского правительства, запрещающее строительство в указанном месте, поскольку там планируется благоустройство рекреационной зеленой зоны», - сказал Максим Викторович.

«В интернете также прошла информация, что строительство этой мечети будет осуществлено спонсорами из Саудовской Аравии. И людей, действительно, может это смущать, так как в этой стране процветает мусульманское богословское течение, благословляющее экстремизм», - подытожил он.
Поделиться ВКонтакте Поделиться в Facebook Поделиться в Twitter

Жириновский: "Мы много раз предлагали включить в преамбулу Конституции фразу "Мы русские и другие народы…". Мы не предлагаем дать русским привилегии или преимущества над другими национальностями в России, но давайте хотя бы уровняем права русских с другими".

22 августа в Даниловом монастыре в Москве состоялась встреча Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с Государственным секретарем Святого Престола кардиналом Пьетро Паролином.

Церковный раскол на Украине

Дмитрий Песков не подтвердил информацию о том, что Владимир Путин в 2015 году сказал украинскому коллеге Петру Порошенко, что может "раздавить армию Украины". "Нет, я практически был на всех переговорах, я не слышал такой фразы", - отметил он.

Происшествия на национальной почве

"В свое время Медведев как президент и как премьер-министр все сделал для того, чтобы позволить нашему олигархату для снижения русской рабочей силы «закачивать» в Россию огромные толпы мигрантов. Спохватились только тогда, когда «жареный петух клюнул», и появились уже целые районы, в том числе в Москве, где доля компактно проживающих мигрантов превышает 20%. А 20% - это уже когда люди навязывают свой образ жизни, не желают адаптироваться, и по сути дела становятся хозяевами ситуации..."

"Мы знаем, что президент уже услышал граждан, сказав, что необходимо разобраться с данной законодательной инициативой, и фактически отложив ее рассмотрение во втором чтении. А теперь еще и патриарх высказался. Мы должны с коронавирусом бороться, а не с гражданами, поэтому тут с патриархом трудно не согласиться..."

Такое впечатление, что либеральные страны Европы по-прежнему живут иллюзиями 80-х-90-х годов, когда они чувствовали себя в абсолютной безопасности, когда были ослаблены социальные противоречия, и можно было пользоваться очень широкими свободами, давая свободы и меньшинствам, в том числе национальным. Но ситуация изменилась, и меньшинства претендуют уже на свою долю власти и богатства. Они активно выступают против действующей системы политических, экономических и социальных отношений в этих ...