Если в течение восьми лет Запад не смог посадить Киев за стол переговоров с Донецком и Луганском, то сегодня это сделает Россия

Если сложить уровень жизни какой-нибудь Марьи Ивановны, уборщицы и того же Абрамовича, то, конечно, в среднем получится выше, чем в СССР

Бояться ли москвичам мечетей, - Мнения священнослужителей

20.09.2010 11:11


Ураза-Байрам близ Проспекта Мира
Опубликованный на сайте «Эха Москвы» фоторепортаж с праздника Ураза-байрам в московской Соборной мечети и ее окрестностях вызвал бурное обсуждение в блогах.

Ведущие к мечети улицы были запружены народом, движение по ним было перекрыто, а во время намаза вся улица была сплошь покрыта телами молящихся. Милиция отнеслась к этому вполне толерантно, лишь установив на подступах к мечети «рамки», опасаясь терактов.

Все, кто делился личными впечатлениями, подчеркивали, что толпа на «Проспекте Мира» была вполне дружелюбна и никоим образом не агрессивна к оказавшимся там по своим делам, хотя пройти по улицам, прилегающим к мечети было трудно, а проехать - невозможно. Однако в реакции москвичей, впервые увидевших в своем городе столько мусульман одновременно в одном месте, сквозит страх.

«Я считаю неправильным и опасным что десятки сотни тысяч приезжих чужих людей в Москве живут и работают в скотских условиях, обеспечивая своим полурабским трудом удешевление товаров и услуг, создавая социальные проблемы в настоящем и социальные бомбы в будущем», - пишет один из них.

«На Щепкина праздновали те, кого москвичи не видят (точнее видят, но поодиночке в оранжевых, синих и красных робах), ныне иностранные Равшаны и Джумшуты из низов ЖКХ, стройкомплекса, персонала «Пятерочек» и «Копеек», живущие в скотских условиях в подвалах и вагончиках.
Пока их мало. Для Москвы - очень мало. Просто начинаешь задаваться вопросом, к чему приведет нарастание этой массы людей, находящихся на положении морлоков. Причем они лишены малейшей социальной мобильности. Сомневаюсь, что дети их смогут получить мало-мальски среднее образование. Что там выкристаллизуется и что может произойти, если они в очередной раз не вернутся в свои подвалы и вагончики?» - вторит ему другой.

Кроме того, москвичей беспокоит, что Москва может утратить свой исторический облик, разделив участь многих европейских городов с их арабскими и турецкими кварталами. Клирик храма Сорока мучеников Севастийских у Новоспасского моста священник Максим Первозванский сказал в интервью Regions.Ru, комментируя спор вокруг строительства мечети в Текстильщиках: «Коренных москвичей, принадлежащих православной русской культуре и воспринимающих Москву как русский город, тоже надо понять. Их акция протеста, свидетельствует, – и это важно, – что в обществе существует обоснованное опасение, что за этой мечетью, последует вторая и третья и т.д. И возникает вопрос: остается ли Москва русским городом? А ведь этот вопрос сейчас даже задавать неприлично».

Отметим, что в том же вопросе два православных священника, согласившись, что Москве нужны новые мечети, предложили строить их в отдалении от жилых массивов, чтобы не раздражать местное население. Может быть, в целях сохранения сложившегося культурного облика Москвы разумно было бы размещать мечети за МКАД – как выносят за МКАД крупные торговые центры. Это сняло бы и проблему явочным порядком перекрытых улиц в центре города, и развеяло бы страх перед появлением в столице мусульманских анклавов.

См. также:

Священнослужители о "Кодексе москвича"

Москва не должна придумывать для приезжих особые законы (Мнения парламентариев)

Священнослужители: Между уважением к традиции и ее навязыванием есть разница

Останется ли Москва русским городом? – Мнения священнослужителей

Лозунг "Москва для православных" несколько устарел (Мнения парламентариев)

«Как вы думаете, оправданы ли этот страхи? Какие последствия может иметь дальнейший приток мигрантов в столицу? Возможно ли избежать указанных опасностей, и если да, то как? Как сохранить сложившийся культурный облик Москвы?» - с такими вопросами корреспондент Regions.Ru обратился к священнослужителям.

Отец Александр Лаврин
Протоиерей Александр Лаврин, клирик храма иконы Божией Матери "Живоносный источник" в Царицыне, уверен, что после религиозного праздника ни один верующий человек, к какой бы религиозной традиции он ни принадлежал, не пойдет громить и грабить.

«Беспорядки в связи с массовыми религиозными праздниками представляются мне маловероятными. А поддержание порядка во время каких-либо массовых мероприятий городским властям, по-моему, вполне по силам», - сказал он.

«Что же касается проблем с мигрантами, то они в первую очередь обусловлены грубыми ошибками миграционной политики, которые нужно незамедлительно исправлять. Здесь, по-моему, должен строго соблюдаться принцип квотирования. И тогда само собой разумеется, что если вы приглашаете людей на работу, - извольте обеспечить им нормальные условия жизни. В этом случае государство обязано контролировать соблюдение прав мигрантов. Разумеется, и речи быть не должно быть о каком-либо лоббировании нелегальной миграции и связанного с нею подпольного бизнеса», - добавил священник.

Игумен Лука (Степанов)
Заведующий кафедрой теологии Рязанского государственного университета им. С. Есенина игумен Лука (Степанов) напомнил, что «свято место пусто не бывает».

«На мой взгляд, не надо пугаться того, что мусульмане почтили памятный для себя день присутствием на общем молении. К примеру, в Израиле никто не смущается наплыву верующих, съезжающихся на Пасху в Иерусалим», - заметил он.

«Если бы наши соотечественники были утверждены на основании православной веры, то нам бы не в страх, а в радость было знакомство с иной религиозной культурой, представленной в нашей стране. Но пока власти препятствуют православному просвещению», - считает отец Лука.

Священник Алексий Агапов Священник Алексий Агапов, настоятель Михаило-Архангельской церкви г. Жуковского Московской области, считает, что все проблемы можно решить, если власти и работодатели будут думать не только о собственной коммерческой выгоде, но и о людях.

"Властям следовало бы позаботиться о культуре, о сохранении и развитии Москвы как самобытного культурного и религиозного центра, и вкладывать хотя бы часть прибыли не в новые коммерческие проекты, а в реставрацию памятников культуры, храмов в первую очередь", - сказал он.

"Хорошо было бы заново построить все разрушенные при советской власти храмы. Веди именно благодаря православным храмам златоглавая Москва и славилась на весь мир своей красотой. Ну а чтобы не доводить дело до социального взрыва, нужно со всей серьезностью отнестись к решению действительно актуальных социальных проблем, в том числе и проблем мигрантов. Я никоим образом не считаю, что принципиальный отказ от строительства в Москве мечетей будет способствовать решению этой проблемы", - заключил отец Алексий.

 Ахмед-хаджи Махметов
Руководитель пресс-службы Духовного управления мусульман Поволжья Ахмед-хаджи Махметов полагает, что проблема строительства новых мечетей уже «перезрела».

«Москвичи не в первый раз становятся свидетелями многолюдного мусульманского праздника. В прошлый Курбан-байрам к соборной мечети пришло около пятидесяти тысяч человек», - подчеркнул он.

«И в столице, и в других крупных городах России мест для молящихся мусульман не хватает. Это касается не только празднования таких значимых дней как Курбан-байрам и Ураза-байрам, когда, действительно, праздничное богослужение стремится посетить множество мусульман. Теперь даже просто в пятницу в мечеть попасть невозможно и многие совершают намаз вне ее стен», - заметил Ахмед-хаджи.

«Принципиально важно грамотно информировать людей о происходящем. Не надо пугаться и впадать в очередную истерику на тему: «Понаехали тут…». Будем помнить, что мигранты - это люди, которые востребованы рынком труда на тех местах, куда не пойдут работать ни коренные москвичи, ни коренные россияне. И относиться к ним надо с пониманием и уважением», - сказал он.

«Сейчас в столице проживает столько наших единоверцев, что даже если в каждом округе построить по мечети, то это едва-едва удовлетворит их потребность в моленных местах. Идея же вывести строительство мечетей за пределы Москвы несостоятельна: нельзя же по пять раз на день вывозить верующих за МКАД. Поэтому, мне кажется, что если бы была проявлена соответственная политическая воля и не было противления со стороны коренных москвичей, то экономически московские мусульмане могли бы «поднять» возведение мечетей, которые бы соответствовали их нуждам», - подытожил руководитель пресс-службы.

Тагир Саматов
Заместитель председателя ЦДУМ РФ, муфтий Ханты-Мансийского округа Тагир-хазрат Саматов считает, что нужно бояться не того, что множество мигрантов и россиян пришло на праздник к мечети, а то, что все эти люди могут оказаться вдали от подлинного ислама.

«Среди молившихся у Соборной мечети были не только мигранты, но и те коренные россияне, которые пришли к вере в уже постсоветский период. Понятно, что у них нет возможности посещать мечеть еженедельно, поэтому они стараются посетить праздничную молитву в такие значимые для мусульман дни как Курбан-байрам и Ураза-байрам. Хочу напомнить, что в христианские праздники на улицах Москвы можно увидеть гораздо большее скопление народа», - сказал он.

«Нельзя строить мечети в удаленном от жилья месте, поскольку по нормам ислама правоверные должны посещать ежедневную пятикратную молитву. В случае же выноса мечетей за МКАД это делать будет невозможно», - заметил он.

«Мне страхи коренных москвичей кажутся абсолютно необоснованными. Люди, пришедшие к мечети в этот Ураза-байрам, были все чисто одеты, как то предписывает наша вера, и настроены радостно и дружелюбно. Напротив, на мой взгляд, чем больше будут и мигранты, и коренные россияне, исповедующие ислам, проникаться нормами своей религии, тем более стабильно и мирно будет наше общество», - заключил Тагир-хазрат.

Рав Зиновий Коган 
Раввин Зиновий Коган, председатель Конгресса еврейских религиозных общин и организаций России, полагает, что в растущем мегаполисе необходимо строить новые культовые сооружения.

«Конечно, Москва – это русский город, он таким был и останется. Но это еще и огромный мегаполис, где проживают сотни тысяч мусульман, иудеев, представителей других вероисповеданий. Думаю, москвичи должны понимать, что всем, кто проживает в нашем городе, должно быть комфортно», - заметил он.

«Храм – единственное место, где люди чувствуют себя равными среди равных. Храмы – это украшение для любого города, тем более, что христианство, иудаизм и ислам – авраамические религии, имеющие очень много общего», - напомнил он.

«Безусловно, строительство мечетей нужно согласовать с властями, с населением. Но строить их надо, поскольку население города неуклонно увеличивается», - считает раввин.

«Конечно, город должен оставаться русским. Но в любом случае люди– это богатство, и раз уж они сюда приехали, пусть достойно живут, работают, учатся. Надо помочь приезжим интегрироваться в наше общество, пусть приносят пользу себе и всем окружающим», - сказал Зиновий Львович.

Сергей Рогунов
Сергей Рогунов, заместитель директора школы молодежного служения Патриаршего центра духовного развития детей и молодежи при Даниловом ставропигиальном мужском монастыре, напомнил, что у всех верующих в России равные права.

«Мне кажется, что большинство из тех мигрантов-мусульман, пришедших в праздничный день к Соборной мечети, так же религиозны, как и те русские, которые посещают храмы только на Пасху и Рождество. Судить о числе подлинно правоверных мусульман надо по количеству молящихся в мечети в обычную пятницу», - заметил он.

«Что же касается необходимости в строительстве новых мечетей в столице, то эта проблема реальная и ее надо решать. Мусульмане обладают такими же правами, как и представители других вероисповеданий. Соответственно, их право на создание мечетей, которые удовлетворяли бы их богослужебным потребностям, должно быть осуществлено», - заключил Сергей Рогунов.

Роман Силантьев
Роман Силантьев, исламовед, директор Правозащитного центра Всемирного русского народного собора (ВРНС), считает, что главное - чтобы мечеть была местом собрания традиционных мусульман, а не врагов нашей страны.

«Главная проблема не в том, сколько именно в Москве мусульман, а в том, что это за люди. Если бы они уважали культуру москвичей, православного большинства, конфликтов бы не возникало. Уровень радикализации столичных мусульман значительно выше, чем в среднем по стране. Многие московские мечети и мусульманские общины являются откровенным прибежищем экстремистов и террористов», - считает он.

«Это во многом объясняется тем, каковы люди, выступающие в качестве духовных руководителей московских мусульман. На примере других крупных городов страны (Санкт-Петербурга, Перми) видно, что если местные мусульманские руководители уважают православное большинство, конфликтов не возникает, нет проявлений экстремизма, а отношение жителей к мусульманам нормальное», - подчеркнул исламовед.

«Совету муфтиев России не раз предлагались участки для постройки новых мечетей в Москве, но он предпочел сконцентрировать силы на строительстве огромной мечети на Проспекте мира, а не на постройке нескольких среднего размера. Таким образом, за последние 15 лет ни одной новой мечети в Москве построено не было. Складывается впечатление, что кому-то нужно собирать тысячи мусульман в одном месте, словно демонстрируя что-то», - полагает он.

«В вопросе о новых мечетях необходимо учитывать мнение местного населения. Можно, например, согласовывать место, размеры, архитектуру мечети. Нужны гарантии, что не будут через динамики передавать призывы на молитву, и не будут резать баранов на улицах. Это позволит предотвратить многие конфликтные ситуации. Можно воспользоваться опытом Русской Православной Церкви, которая строит храмы в самых разных странах без всяких конфликтов, учитывая мнение всех заинтересованных сторон»,– подчеркнул Роман Силантьев.

Кирилл Фролов
Кирилл Фролов, заместитель директора Института стран СНГ, пресс-секретарь Союза православных граждан (СПГ), считает тревоги москвичей обоснованными.

«Умеренные мусульмане не стремятся застроить новые районы Москвы мечетями. Строительство огромной Соборной мечети с колоссальными минаретами на Проспекте мира, требования о постройке мечети в Текстильщиках вместо православного храма как будто специально стремятся доказать, что Москва больше не является Третьим Римом, столицей православной страны»», - сказал он.

«Во-первых, нельзя идти на уступки радикалам. Существуют другие исламские организации, умеренные. Например, Русская Православная Церковь прекрасно сотрудничает с Центральным духовным управлением мусульман России во главе с Талгатом Таджуддином, лидером умеренных мусульман», - заявил Кирилл Фролов.

«Во-вторых, с моей точки зрения, нужно мощное миссионерское наступление Церкви в среде инославных мигрантов. Нам нужны люди, которые стали бы преемниками убитого о. Даниила Сысоева», - заявил он.

«В-третьих, отсутствие православных храмов в новых районах Москвы, где проживает большинство москвичей – это духовная катастрофа. Святейший патриарх Кирилл и Юрий Михайлович не так давно договорились о постройке 200 быстровозводимых храмов в новых районах Москвы. Уже созданы соответствующие Попечительский совет, рабочие группы»,- рассказал Кирилл Александрович.

«Если же эти три условия не будут выполнены, я не думаю, что Москве сохранится межнациональный и межрелигиозный мир», - заключил он.
Поделиться ВКонтакте Поделиться в Facebook Поделиться в Twitter

Жириновский: "Мы много раз предлагали включить в преамбулу Конституции фразу "Мы русские и другие народы…". Мы не предлагаем дать русским привилегии или преимущества над другими национальностями в России, но давайте хотя бы уровняем права русских с другими".

22 августа в Даниловом монастыре в Москве состоялась встреча Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с Государственным секретарем Святого Престола кардиналом Пьетро Паролином.

Церковный раскол на Украине

Дмитрий Песков не подтвердил информацию о том, что Владимир Путин в 2015 году сказал украинскому коллеге Петру Порошенко, что может "раздавить армию Украины". "Нет, я практически был на всех переговорах, я не слышал такой фразы", - отметил он.

Происшествия на национальной почве

"В свое время Медведев как президент и как премьер-министр все сделал для того, чтобы позволить нашему олигархату для снижения русской рабочей силы «закачивать» в Россию огромные толпы мигрантов. Спохватились только тогда, когда «жареный петух клюнул», и появились уже целые районы, в том числе в Москве, где доля компактно проживающих мигрантов превышает 20%. А 20% - это уже когда люди навязывают свой образ жизни, не желают адаптироваться, и по сути дела становятся хозяевами ситуации..."

"Мы знаем, что президент уже услышал граждан, сказав, что необходимо разобраться с данной законодательной инициативой, и фактически отложив ее рассмотрение во втором чтении. А теперь еще и патриарх высказался. Мы должны с коронавирусом бороться, а не с гражданами, поэтому тут с патриархом трудно не согласиться..."

Такое впечатление, что либеральные страны Европы по-прежнему живут иллюзиями 80-х-90-х годов, когда они чувствовали себя в абсолютной безопасности, когда были ослаблены социальные противоречия, и можно было пользоваться очень широкими свободами, давая свободы и меньшинствам, в том числе национальным. Но ситуация изменилась, и меньшинства претендуют уже на свою долю власти и богатства. Они активно выступают против действующей системы политических, экономических и социальных отношений в этих ...