Если в течение восьми лет Запад не смог посадить Киев за стол переговоров с Донецком и Луганском, то сегодня это сделает Россия

Если сложить уровень жизни какой-нибудь Марьи Ивановны, уборщицы и того же Абрамовича, то, конечно, в среднем получится выше, чем в СССР

Курбан-байрам на улицах столичных городов: Мнения священнослужителей

27.09.2010 10:18


Жертвоприношение
В ноябре 2009 года, во время праздника Курбан-байрам, многих петербуржцев возмутило, что в Апраксином дворе на глазах у прохожих резали баранов для этого мусульманского праздника жертвоприношения. Милиция заявила, что у нее нет оснований вмешиваться, и даже обвинила протестующих в ксенофобии.

После этого депутаты из фракции «Справедливой России» городского Законодательного собрания предложили задуматься о разработке специальных правил забоя животных во время религиозных праздников и наложить запрет на убийство животных в общественных местах.

Справороссы разработали тогда проект необходимых изменений в Уголовный кодекс РФ (жестокое обращение с животными). Ныне под статью УК подпадают случаи, когда деяние совершено либо из хулиганских побуждений, либо из корыстных побуждений, либо с применением садистских методов, и при этом все должно произойти в присутствии малолетних. В "Справедливой России" предложили расширить условия применения данной статьи, запретив забивать животных в общественном месте.

Однако собрание не поддержало инициативу «эсеров». Депутаты высказали опасения, что «законопроект может вызвать неоднозначную реакцию», вызовет «всплеск межнациональной ненависти» и станет «толчком для террористов», - хотя, казалось бы, зрелище забоя баранов на улицах может нанести гораздо больший урон межнациональным отношениям.

Напомним, Regions.Ru уже опрашивали священнослужителей на тему, допустимы ли мусульманские жертвоприношения на улицах европейских (в том числе русских) городов. Тогда большинство опрошенных согласились, что ритуальный забой скота должен производиться там, где его не видели бы случайные прохожие – в частности, дети.

Правда, как и во всех подобных случаях, находятся те, кто пытается доказать, что все в порядке и ничего менять не нужно. Так, небезызвестный Гейдар Джемаль, председатель «Исламского комитета России», заявил: «Это не противоречит русскому духу и атмосфере - в России на праздники тоже принято резать домашний скот» - хотя в деревнях скотину забивают не на глазах у публики, а на заднем дворе, а в городах для этого есть скотобойни.

«Нужен ли, по-вашему, запрет забивать скот в публичных местах? Разделяете ли вы опасения петербургских депутатов, что он может вызвать «всплеск межнациональной ненависти» и станет «толчком для террористов»? Что опаснее для межнационального мира – публичные жертвоприношения баранов или запрет таковых?» - с такими вопросами корреспондент Regions.Ru обратился к священнослужителям.

См. также:
Александр Игнатенко: Безграничная политкорректность приводит к абсурду

Где лучше зарезать барана в современном городе? – Мнения парламентариев

Отец Артемий Скрипкин
Протоиерей Артемий Скрипкин, руководитель отдела по делам молодежи Санкт-Петербургской епархии, настоятель храма св. Петра и Павла при университете им. Герцена в Санкт-Петербурге, уверен, что в подобных случаях надо руководствоваться принципом русской поговорки про чужой монастырь: в городе люди должны вести себя как в городе.

«Никому не понравится увидеть в своем дворе лужи крови, внутренности, тучи мух и так далее. Такого безобразия твориться не должно. Существует огромное количество разных чиновников, государственных служб, получающих зарплату. Вот пусть они своим прямым делом и занимаются: договариваются, предотвращают, налагают взыскания, словом, работают. Милиция здесь, может быть, не обязательно должна привлекаться, но уж всякие санитарные инстанции – точно. К тому же есть разные ведомства по межрелигиозным взаимодействиям», - напомнил он.

«Не думаю, что тут нужны какие-то особенные законы: уже имеющихся более чем достаточно. Должна быть обычная работа властей по обеспечению порядка в городе. Ничего особенно страшного тут нет. Надо признать, Апраксин двор – несколько злачное место, его нужно, как и все, облагородить, навести порядок», - отметил отец Артемий.

Отец Олег Стеняев
Протоиерей Олег Стеняев, клирик храма Рождества Иоанна Предтечи в Сокольниках, считает, что власти должны предоставить мусульманам специальные места для праздничного жертвоприношения.

«Учитывая, что мечетей у нас действительно очень мало, а в этом обряде жертвоприношения стремятся принять участие практически все мусульмане, я считаю, что надо просто перекрывать движение на улицах, прилегающих к мечетям. Там нужно огораживать специальные, закрытые, например, шатрами места, где можно было бы и совершать эти жертвоприношения так, чтобы этого не видели случайные прохожие. По-моему, это оптимальный способ решения данной проблемы», - сказал он.

«Всплеск раздражения и недовольства по поводу этого обряда с любой стороны был бы, конечно, крайне нежелателен», - отметил священник.

Отец Сергий Махонин
Протоиерей Сергий Махонин, настоятель храма Сошествия Святаго Духа в пос. Первомайском Нарофоминского района Московской области, директор Московской православной гимназии имени Иоанна Богослова, высказался категорически против публичных жертвоприношений животных.

«Я против хотя бы с точки зрения соблюдения элементарной психофизиологической гигиены. По крайней мере, для ребенка даже случайно увиденная подобная сцена может стать психической травмой на всю жизнь», - сказал он.

«Действия депутатов, которые отказываются принять этот запрет, мне непонятны. Это остается на их совести. Только теракты как совершались, так и будут совершаться. «Поводов» для них у террористов всегда будет достаточно. А вот выпячивание и противопоставление своей религиозной традиции - традиции большинства действительно может послужить поводом для возникновения неприязненного отношения к мусульманам. Все же прекрасно понимают, что мы живем не в мусульманской стране», - отметил отец Сергий.

«Уважение к религиозной и культурной традиции большинства должно стоять, по-моему, на первом месте при решении подобных проблем», - заключил он.

Отец Сергий
Известный православный миссионер игумен Сергий (Рыбко), настоятель храма Сошествия Святаго Духа на апостолов на Лазаревском кладбище, уверен, что данном случае речь должна идти о взаимном уважении религиозных традиций христиан и мусульман.

«И мусульмане должны все-таки признать, что демонстрация жертвоприношений животных по отношению к христианам, да и не только христианам, не гуманна. И это касается в первую очередь детей. Ведь подобные вещи даже в кино стараются не показывать, дабы не травмировать психику зрителей», - сказал он.

«Запрещать сам этот обряд бессмысленно. Это было бы воспринято как запрет на весь ислам. Да никто этого и не требует, Но проявите уважение. Пожалуйста, делайте это, но в закрытых для публики местах», - призвал отец Сергий мусульман.

«Безусловно, в многоконфессиональной и многонациональной стране должны охраняться права всех верующих. Но и сами верующие должны понимать, что есть вещи, так сказать, «только для внутреннего пользования», - заключил он.

Отец Валерий Буланников
Иерей Валерий Буланников, клирик храма свт. Николая в Отрадном, высказался за запрет публичных жертвоприношений.

«Насколько мне известно, во всех цивилизованных странах такой запрет существует. И у нас его нужно ввести», - сказал он.

«По-моему, депутаты совершенно напрасно опасаются в связи с этим запретом всплеска терроризма и межнациональной вражды. Терроризм с соблюдением обрядов никак не связан. У него социальные и политические корни. А мусульманам нужно очень тактично объяснять, что мы живем не в мусульманской стране, и у нас публичные жертвоприношения животных просто не приняты и могут вызвать взрыв недовольства со стороны местных жителей. И депутатам в первую очередь следует опасаться именно такой реакции», - заявил отец игумен.

«Эти жертвоприношения не должны совершаться на глазах немусульман. Можно оборудовать для этого специальные площадки», - предложил он.

священник Сергий Круглов
Священник Сергий Круглов, клирик Спасского собора г. Минусинска Красноярского края и известный поэт, полагает, что закон о религиозных жертвоприношениях необходим.

«Жертвоприношение животных не должно совершаться в общественных местах, поскольку публичное проведение обряда, на мой взгляд, может вызвать всплеск межнациональной розни. Поэтому закон, который бы регламентировал такие религиозные ситуации, безусловно, необходим. Мы же живем в секуляризированном мире, где в любой момент может появиться зарегистрированная организация сатанистов, которая заявит о своем религиозном праве публично распинать кошек на деревьях», - подчеркнул священник.

«Наше государство конституционно является светским, и потому вынуждено законодательно выстраивать отношения с теми или иными религиозными организациями. Мне кажется, что можно будет как раз избежать межнациональной и межрелигиозной розни, если будет создан соответствующий закон о жертвоприношениях животных», - подытожил отец Сергий.

Диакон Вадим Лебедев 
Диакон Вадим Лебедев
, клирик храма святителя Николая Мирликийского в Покровском, полагает, что конфликт может спровоцировать любой религиозный обряд, если совершать его вызывающе.

«Мне кажется, что в публичной демонстрации жертвоприношений есть серьезная доля вызова: так мусульмане заявляют о своем присутствии в русском регионе. Если бы они совершали этот обряд только для себя, то ничто не мешало бы им делать это в каких-то скрытых от сторонних наблюдателей местах», - заметил он.

«Я, безусловно, не сторонник запретительных мер. И то, что данная тема вынесена на обсуждение и получила соответственную оценку в законодательных органах – это, на мой взгляд, позитивные моменты. В любом случае, было бы хорошо, если бы эта проблема разрешилась путем взаимного компромисса сторон», - заключил отец Вадим.

Альбир-хазрат Крганов
Муфтий Чувашии, первый зампред ЦДУМ России, член ОП РФ Альбир-хазрат Крганов считает, что «дело о баранах» излишне политизировано.

«На мой взгляд, религиозное жертвоприношение не должно совершаться напоказ. В мусульманских странах, например, для этого отведены специальные места или скотобойни», - заметил он.

«Что же касается инициативы депутатов, то лучше было бы, если бы они не сосредотачивались на запретительных мерах, а помогли бы Духовному управлению мусульман выделить место для проведения праздничного обряда», - сказал Альбир-хазрат.

«С моей точки зрения, ситуацию вокруг исламских жертвоприношений разрешить проще простого, и не стоит превращать ее в повод для очередных ксенофобских баталий», - подытожил муфтий.

Сулейман Зарипов
Сулейман-хазрат Зарипов, заместитель муфтия Татарстана по религиозным вопросам, отметил, что забой жертвенных животных обязательно должен проводиться в специально отведенных для этого местах, закрытых от посторонних взглядов.

«Для крупного города, - не только для Санкт-Петербурга, но и для Казани, - прилюдный забой животных – непривычное и не особенно приятное зрелище. К тому же, есть люди, которые не переносят вида крови. Специально оборудованные места для этого в идеале должны быть при каждой мечети, но на практике так бывает не всегда. Эта проблема стоит довольно остро, а год от года количество жертвенных животных увеличивается и этот вопрос требуется решать», - сказал он.

«Законодательного запрета вводить не следует, так как это понапрасну насторожит мусульман. Люди могут подумать, что как-то ущемляются их права. Нужно просто решать вопрос с организацией соответствующих мест для забоя. Мы в Казани такое место нашли, окружили забором, обустроили, в том числе и в санитарном отношении. В общем, такая проблема стоит, но она постепенно решается», - отметил Сулейман-хазрат.

Исмаил Бердиев
Председатель Духовного управления мусульман Карачаево-Черкесии и Ставропольского края Исмаил Бердиев полагает, что раз в год соседи мусульман могут и потерпеть.

«Праздничное жертвоприношение мусульмане совершают единожды в год. Поэтому оно и совершается там, где есть возможность», - заметил он.

«На мой взгляд, не стоит привлекать к этому излишнее внимание и издавать законы, регламентирующие место проведения религиозного обряда. Это имело бы смысл, если бы мусульманам было предписаны систематические жертвоприношения, - по крайней мере, ежемесячные. А однократное исполнение обряда, мне кажется, навряд ли может кому-либо серьезно помешать», - заключил Исмаил-хаджи.


 Гульнур-ханум Газиева
Гульнур-ханум Газиева, руководитель пресс-службы Cовета муфтиев России считает, что в местах скопления людей, исповедающих другую веру и просто не привычных к такому зрелищу, не должны совершаться никакие ритуальные действия.

«Например, в Москве организован забой жертвенных животных в специальных местах, закрытых от случайных взглядов. Желающие могут присутствовать при жертвоприношении. Вообще, жертвоприношение – проявление воли, соответствующего желания человека, его не нужно демонстрировать. Мы напоминаем нашим единоверцам, что публичное жертвоприношение не требуется и призываем их придерживаться правил и обычаев городской жизни»,- напомнила она.

«Для мусульман, проживающих в городах (у них могут быть и многовековые традиции городской жизни) такое поведение почти невероятно. Скорее так могут поступить приезжие, по незнанию,– им хорошо было бы посещать местную мечеть, прислушаться к словам проповедников. А если на каких-нибудь граждан никакие разумные доводы не влияют, может быть, и нужно вмешательство сил охраны порядка», – сказала она.

«Особых законов на этот счет принимать незачем. Нужно просто информировать людей, продолжать просветительскую работу. С другой стороны, нельзя не заметить, что значительно больше вреда наносят посиделки в общественных местах с шашлыком и водочкой, причем нередко с бранью при детях. Против этого и законы есть, а помогают они не очень», - заметила Гульнур-ханум.


Борис Якеменко Член Общественной палаты РФ и руководитель православного корпуса движения "Наши" Борис Якеменко считает, что мусульманам не стоит «лезть в чужой монастырь со своим уставом».

«Я согласен, что надо запретить жертвоприношения животных в общественных местах. Пусть этот религиозный обряд совершается в специальных местах при мечетях или еще где-нибудь», - предложил он.

«Полагаю, что не надо бояться этого решения. Ни к какому всплеску ксенофобии оно не приведет. Как правило, обычные люди, оказывающиеся очевидцами жертвоприношения, не знают, что означает забой животных. И такая публичная демонстрация мусульманского ритуала может только настроить неискушенного обывателя против ислама», - заметил Борис Григорьевич.

«В европейской части России преобладают православные и верующие иных христианских конфессий. И мусульманам, находящимся здесь, безусловно, надо учитывать особенности восприятия той общественной среды, в которой они проживают», - подытожил он.

Роман Силантьев
Роман Силантьев, исламовед, директор Центра географии религий при Синодальном отделе по взаимоотношениям Церкви и общества, подчеркнул, что мусульмане-коренные жители Санкт-Петербурга публично резать животных никогда себе не позволяли. Здесь проблема вовсе не в исламе, а в конкретных некультурных приезжих мусульманах.

«Традиции поведения в общественных местах должны соблюдаться приезжими, как в поговорке про чужой монастырь, куда со своим уставом не ходят. Если местных жителей что-то в действиях приезжих граждан травмирует, это не должно допускаться», - заявил он.

«Подобные вопросы надо решать в координации с муфтием Санкт-Петербурга Джафаром Пончаевым, он эту проблему понимает и решает. Никаких особых законов принимать не нужно. Требуется просто поддерживать порядок, несведущих приезжих информировать, как можно и как нельзя поступать в городе», - отметил он.

Светлана Геннадьевна Зубанова
Светлана Зубанова, профессор кафедры теологии Российского государственного социального университета, доктор исторических наук, не думает, что стоит законодательно вводить специальные запреты публичных жертвоприношений.

«В нашей стране есть положительный опыт многовекового соседства христиан и мусульман, в том числе совместной жизни в крупных городах. Все здравомыслящие люди понимают, где и как себя надо вести. Не представляю, что творится в головах тех, кто так поступает. Скорее всего, это люди далекие от подлинных традиций ислама», - сказала она.

«Не думаю, что запреты сами по себе помогут. Тут лучше действовать убеждением. А если убеждение по какой-то причине не будет помогать, придется обращаться к силовым мерам: прилюдные жертвоприношения нетерпимы», - отметила Светлана Геннадьевна.
Поделиться ВКонтакте Поделиться в Facebook Поделиться в Twitter

Жириновский: "Мы много раз предлагали включить в преамбулу Конституции фразу "Мы русские и другие народы…". Мы не предлагаем дать русским привилегии или преимущества над другими национальностями в России, но давайте хотя бы уровняем права русских с другими".

22 августа в Даниловом монастыре в Москве состоялась встреча Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с Государственным секретарем Святого Престола кардиналом Пьетро Паролином.

Церковный раскол на Украине

Дмитрий Песков не подтвердил информацию о том, что Владимир Путин в 2015 году сказал украинскому коллеге Петру Порошенко, что может "раздавить армию Украины". "Нет, я практически был на всех переговорах, я не слышал такой фразы", - отметил он.

Происшествия на национальной почве

"В свое время Медведев как президент и как премьер-министр все сделал для того, чтобы позволить нашему олигархату для снижения русской рабочей силы «закачивать» в Россию огромные толпы мигрантов. Спохватились только тогда, когда «жареный петух клюнул», и появились уже целые районы, в том числе в Москве, где доля компактно проживающих мигрантов превышает 20%. А 20% - это уже когда люди навязывают свой образ жизни, не желают адаптироваться, и по сути дела становятся хозяевами ситуации..."

"Мы знаем, что президент уже услышал граждан, сказав, что необходимо разобраться с данной законодательной инициативой, и фактически отложив ее рассмотрение во втором чтении. А теперь еще и патриарх высказался. Мы должны с коронавирусом бороться, а не с гражданами, поэтому тут с патриархом трудно не согласиться..."

Такое впечатление, что либеральные страны Европы по-прежнему живут иллюзиями 80-х-90-х годов, когда они чувствовали себя в абсолютной безопасности, когда были ослаблены социальные противоречия, и можно было пользоваться очень широкими свободами, давая свободы и меньшинствам, в том числе национальным. Но ситуация изменилась, и меньшинства претендуют уже на свою долю власти и богатства. Они активно выступают против действующей системы политических, экономических и социальных отношений в этих ...