Что противопоставить националистической риторике, - Мнения священнослужителей

22.11.2010 10:52



Писательница и публицистка Елена Чудинова, автор нашумевшего романа-памфлета «Мечеть Парижской Богоматери», в недавней статье «Татарский вопрос» как козырная карта экстремистов», анализируя риторику татарских националистов, отмечает ее противоречивость: татарам хочется отождествлять себя одновременно и с Золотой Ордой (на учебник истории, написанный академиком Б.А.Рыбаковым, подавали в суд «за негативную оценку хана Батыя», звучали протесты против празднования годовщины Куликовской битвы и т.п.), и с ее жертвами – волжскими булгарами. Вообще же оппоненты Чудиновой стремятся, чтобы в основу национального самосознания татар легли те эпизоды истории, где русские и татары выступают как враги – либо завоеванные (Золотая Орда), либо завоеватели (взятие Казани).

«Да, подавляющее большинство современных татар имеют к зверствам чингизидов не больше отношения, чем к рытью каналов на Марсе. Но Казань, хоть и не кочевала по степям, а стояла в собственных стенах, слишком многое взяла от монгол, чтобы остаться классическим оседлым образованием. Увы, из песни слова не выкинешь. Постоянные набеги, разорение русских земель и похищение людей... Казань была гнездовьем людокрадов. Невольничьи рынки всяческих Берберий были переполнены славянскими девушками и славянскими детьми… Походы при Иоанне IV были войной оборонительного характера, войной необходимой. Так не разумнее ли рассматривать историю после присоединения Казани и Астрахани как совместное преодоление монгольского наследия? Ведь и на Руси от монгол, выражаясь словами классика, «настало много всякой дряни». Справились», - пишет Елена Чудинова.

Писательница предлагает в противовес националистической риторике «подчеркивать фактическое происхождение современных татар не от монгол-завоевателей, а от волжских булгар» и «всячески противодействовать попыткам провести преемственность татар от Батыя и Чингисхана, ведущую (якобы во избежание оскорбления национальных чувств татар) к тлетворной романтизации самого отвратительного завоевателя, приходившего на русскую землю - хана Батыя». Для этого можно, в частности, заменить термин «монголо-татарское нашествие» на более простой «монгольское нашествие». Во-вторых, по ее мнению, следует «подчеркивать оборонительный характер походов на Казань, Астрахань и Крым, просветительски освещать период бесконфликтного и плодотворного совместного проживания русских и татар под короной Российской Империи - государства с доминирующим православием». Наконец, третье: «пропагандировать по сути «антиимпериалистический» характер Российской Империи, отнюдь не обиравшей «колонии», но вкладывавшей в их развитие ресурсы и силы».

Вопросы, поднятые писательницей, касаются отнюдь не только «татарского вопроса». В 1990-х во многих национальных регионах произошло то же самое: народам России стремились привить такое представление об их собственной истории, где Россия выступала как агрессор и поработитель, а те исторические эпизоды, где местные народы выступали об руку с русским, наоборот, замалчивались. Например, на Северном Кавказе больше говорят о Ермолове и Шамиле, чем о подвигах Дикой дивизии или о хане Нахичеванском – одной из самых рыцарственных фигур времен революционной смуты.

«Как вы относитесь к позиции Чудиновой? Что, на ваш взгляд, можно противопоставить пропаганде, сеющей раздор среди народов России?» - с такими вопросами корреспондент Regions.Ru обратился к священнослужителям.

Иеромонах Тихон (Зимин)
Иеромонах Тихон (Зимин), преподаватель МДАиС, считает позицию Елены Чудиновой весьма конструктивной.

«Такой подход позволил бы народам России оттолкнуться от своих узко националистических интересов и вспомнить, что они долгое время жили и могут жить в едином сильном государстве, которое выше местных интересов. И различия в национальных культурах и религиозных традициях не должны мешать мирному и дружному сосуществованию наших народов», - сказал он.

«Это хорошо осознавалось государственной властью до революции и ведущим традиционным религиям оказывалось искреннее уважение на самом высоком уровне. Я думаю, что этот опыт является актуальным и в наше время. Одно дело - экстремисты и смутьяны, другое дело - мирные люди, которые любят Россию и хотят жить в России», - отметил отец Тихон.

«К мнению Е. Чудиновой, как мне кажется, стоит очень внимательно прислушаться», - заключил иеромонах.

Священник Алексий Агапов Священник Алексий Агапов, настоятель Михаило-Архангельской церкви г. Жуковского Московской области, в целом согласился с позицией Чудиновой.

«Конечно, опираться нужно в первую очередь на те моменты истории, которые объединяют народы. Другое дело, что история не терпит вычеркивания даже страшных событий, которые у нас могут вызывать и резко отрицательное отношение. И я считаю, что было бы ошибкой, выделяя положительные моменты истории, замалчивать отрицательные. Просто в таком случае возникнет еще один вариант "политкорректности", ни к чему не обязывающей», - сказал он.

«Если мы честно стремимся к реальному, а не показному единству, то недомолвок и затаенных обид быть не должно. Очень важно эти исторические обиды не только осознать, но и пережить и преодолеть в себе через прощение и осознание любви как высшей ценности», - добавил отец Алексий.

Священник Филипп Ильяшенко
Заместитель декана исторического факультета ПСТГУ, член епархиальной комиссии по делам молодежи города Москвы священник Филипп Ильяшенко отметил, что Елене Чудиновой нельзя отказать в прозорливости.

«Хотя случается, что эта писательница оправдывает свою фамилию, но написанный ею роман-памфлет при всей свой беллетристичности и романтичности представляет собой достаточно реальную антиутопическую картину», - сказал он.

«Чудинова совершенно права: с этнографической и демографической точки зрения, да и чисто исторически смешно утверждать, что современные татары имеют хоть какое-то отношение к чингизидам», - подчеркнул священник.

Отец Филипп считает, что националистической пропаганде, сеющей рознь между народами, «можно противопоставить историческую правду: малочисленные народы, которые жили как на территории нашей страны, так и рядом с ее границами, состоялись лишь благодаря исключительно русскому народу. Именно русские дали им и письменность, и культуру, и организацию государства, и все то, чего они не имели ранее. Более того, исторический опыт показывает, что малые народы благодаря русским смогли не только сохраниться, но и преумножиться. Иначе они могли бы просто исчезнуть с лица земли. И об этом нужно постоянно говорить!» - воскликнул он.

Анас-хаджи Пшихачев
Поддержал Елену Чудинову и председатель Духовного управления мусульман Кабардино-Балкарии Анас-хаджи Пшихачев.

«В целом я поддерживаю позицию Чудиновой. В частности, очень разумным мне кажется предложение переименовать «монголо-татарское нашествие» в «монгольское нашествие», поскольку все-таки основную часть Орды составляли именно монголы. Да и если сами татары отождествляют сегодня себя с волжскими булгарами, значит, так оно и должно быть», - сказал он.

«А пропаганде, которая ведется вот уже 20 лет с целью рассорить народы нашей страны, противопоставить следует истинную историю государства Российского - историю, о которой должны постоянно говорить российские политики, которая должна быть отражена в учебниках, должна постоянно транслироваться на телеэкранах. Ведь действительно: отчего-то же не слышим мы ни о подвигах Дикой дивизии, ни о хане Нахичеванском!» - воскликнул он.

«В целом же реализация предложений Чудиновой вполне могла бы стать противовесом националистической риторике», - заключил Анас-хаджи.

Валентин Владимирович Лебедев
Полностью согласен с позицией писательницы председатель Союза православных граждан Валентин Лебедев.

«Я поддерживаю позицию Чудиновой по татарскому вопросу и считаю ее предложения более чем правильными. Сами татары всегда настаивали, что они всегда жили на российской земле и являются прямыми потомками волжских булгар, которые в свое время подверглись нашествию Золотой Орды. Так что предложения Чудиновой вполне могут стать первыми шагами в противовес пропаганде, сеющей раздор среди народов России», - сказал он.

По словам главы СПГ, «действительно, на протяжении последних двадцати лет кто-то всемерно подогревает вражду среди народов России и межконфессиональную рознь, пытаясь все 20 лет столкнуть между собой православных и мусульман. Однако пока что, слава Богу, из этого ничего не вышло».

«Русский народ всегда был дружелюбным и с уважением относился к правам нацменьшинств. В этом уникальность России и ее главная сила», - подытожил Валентин Владимирович.

Виктор Лега

Более скептически оценил предложения Елены Чудиновой доцент, зав. кафедрами философии, основного богословия и апологетики ПСТГУ Виктор Лега.

«Вопросы межнациональных отношений нельзя решить одним махом. Нельзя просто взять и переименовать «монголо-татарское нашествие» в «монгольское нашествие», поскольку все-таки в сознании многих русских нашествия Золотой Орды являются именно татаро-монгольскими. К тому же современные татары из Казани и других частей России и Украины действительно приходятся прямыми потомками тем татарам, которые совершали набеги на нашу страну. Переименовать «монголо-татарское нашествие» в «монгольское» - все равно что переписать историю России. Поэтому в виду сложившейся ситуации в ответ на пропаганду, сеющую раздор между народами России, было бы неплохо начать проводить через школы, вузы и особенно СМИ антипропаганду - большую историко-просветительскую работу. Ведь тот, кто не знает своего прошлого, тот плюет на свое будущее», - сказал он.

Виктор Петрович напомнил, что в УК РФ есть статья 282 «Возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства», и что действует также закон «О противодействии экстремистской деятельности».
«Безусловно, отслеживать пропаганду, сеющую раздор между народами России - это задача наших правоохранительных органов. Добавлю, что любая подобная пропаганда - это результат некачественной работы российских СМИ и политиков, которые обязаны правдиво освещать историю взаимоотношений народов нашей страны», - отметил он.

«Хочу заметить, что в современном Татарстане очень неплохие отношения между русскими и татарами, во многом благодаря духовенству – как православному, так и мусульманскому. И эти отношения могут стать очень хорошим примером для наших политиков, разного рода националистических кругов. Как говорится, нам есть у кого поучиться», - заключил Виктор Петрович.
Поделиться ВКонтакте Поделиться в Facebook Поделиться в Twitter

В ночь на 1 августа 32-летний мужчина приставил к памятнику лестницу и ударил топором по голове изображение цесаревича Алексея. Вскоре он был задержан сотрудниками Росгвардии. Мотивы его поступка неясны. От дачи показаний подозреваемый отказался. По неофициальным данным, нападавший - бывший сотрудник правоохранительных органов.

22 августа в Даниловом монастыре в Москве состоялась встреча Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с Государственным секретарем Святого Престола кардиналом Пьетро Паролином.

"Каждый человек имеет право на собственное мнение вне зависимости от его должностного положения. Что касается руководителей регионов, это тоже в полном объеме их касается. Никакого фронта со стороны руководства Чечни нет. Прошу всех успокоиться, все в порядке".

Первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по экономической политике (Брянская область). Депутат Госдумы (1993-1998, 2011-2015). Член ЛДПР. Министр труда и социального развития РФ (1998-2000)