Назовите фамилии тех, кто конкретно должен справляться с сокращением потребления незарегистрированного алкоголя, но не делает этого, кто закрывает глаза в обмен на многомиллиардную мзду!

Перенаселенность Москвы - вина властей, которые по-прежнему надеются, что вот этот базар, который они называют сладким для них словом «рынок», все отрегулирует. Не отрегулирует, и рассчитывать на это бесполезно!

Что противопоставить националистической риторике, - Мнения священнослужителей

22.11.2010 10:52



Писательница и публицистка Елена Чудинова, автор нашумевшего романа-памфлета «Мечеть Парижской Богоматери», в недавней статье «Татарский вопрос» как козырная карта экстремистов», анализируя риторику татарских националистов, отмечает ее противоречивость: татарам хочется отождествлять себя одновременно и с Золотой Ордой (на учебник истории, написанный академиком Б.А.Рыбаковым, подавали в суд «за негативную оценку хана Батыя», звучали протесты против празднования годовщины Куликовской битвы и т.п.), и с ее жертвами – волжскими булгарами. Вообще же оппоненты Чудиновой стремятся, чтобы в основу национального самосознания татар легли те эпизоды истории, где русские и татары выступают как враги – либо завоеванные (Золотая Орда), либо завоеватели (взятие Казани).

«Да, подавляющее большинство современных татар имеют к зверствам чингизидов не больше отношения, чем к рытью каналов на Марсе. Но Казань, хоть и не кочевала по степям, а стояла в собственных стенах, слишком многое взяла от монгол, чтобы остаться классическим оседлым образованием. Увы, из песни слова не выкинешь. Постоянные набеги, разорение русских земель и похищение людей... Казань была гнездовьем людокрадов. Невольничьи рынки всяческих Берберий были переполнены славянскими девушками и славянскими детьми… Походы при Иоанне IV были войной оборонительного характера, войной необходимой. Так не разумнее ли рассматривать историю после присоединения Казани и Астрахани как совместное преодоление монгольского наследия? Ведь и на Руси от монгол, выражаясь словами классика, «настало много всякой дряни». Справились», - пишет Елена Чудинова.

Писательница предлагает в противовес националистической риторике «подчеркивать фактическое происхождение современных татар не от монгол-завоевателей, а от волжских булгар» и «всячески противодействовать попыткам провести преемственность татар от Батыя и Чингисхана, ведущую (якобы во избежание оскорбления национальных чувств татар) к тлетворной романтизации самого отвратительного завоевателя, приходившего на русскую землю - хана Батыя». Для этого можно, в частности, заменить термин «монголо-татарское нашествие» на более простой «монгольское нашествие». Во-вторых, по ее мнению, следует «подчеркивать оборонительный характер походов на Казань, Астрахань и Крым, просветительски освещать период бесконфликтного и плодотворного совместного проживания русских и татар под короной Российской Империи - государства с доминирующим православием». Наконец, третье: «пропагандировать по сути «антиимпериалистический» характер Российской Империи, отнюдь не обиравшей «колонии», но вкладывавшей в их развитие ресурсы и силы».

Вопросы, поднятые писательницей, касаются отнюдь не только «татарского вопроса». В 1990-х во многих национальных регионах произошло то же самое: народам России стремились привить такое представление об их собственной истории, где Россия выступала как агрессор и поработитель, а те исторические эпизоды, где местные народы выступали об руку с русским, наоборот, замалчивались. Например, на Северном Кавказе больше говорят о Ермолове и Шамиле, чем о подвигах Дикой дивизии или о хане Нахичеванском – одной из самых рыцарственных фигур времен революционной смуты.

«Как вы относитесь к позиции Чудиновой? Что, на ваш взгляд, можно противопоставить пропаганде, сеющей раздор среди народов России?» - с такими вопросами корреспондент Regions.Ru обратился к священнослужителям.

Иеромонах Тихон (Зимин)
Иеромонах Тихон (Зимин), преподаватель МДАиС, считает позицию Елены Чудиновой весьма конструктивной.

«Такой подход позволил бы народам России оттолкнуться от своих узко националистических интересов и вспомнить, что они долгое время жили и могут жить в едином сильном государстве, которое выше местных интересов. И различия в национальных культурах и религиозных традициях не должны мешать мирному и дружному сосуществованию наших народов», - сказал он.

«Это хорошо осознавалось государственной властью до революции и ведущим традиционным религиям оказывалось искреннее уважение на самом высоком уровне. Я думаю, что этот опыт является актуальным и в наше время. Одно дело - экстремисты и смутьяны, другое дело - мирные люди, которые любят Россию и хотят жить в России», - отметил отец Тихон.

«К мнению Е. Чудиновой, как мне кажется, стоит очень внимательно прислушаться», - заключил иеромонах.

Священник Алексий Агапов Священник Алексий Агапов, настоятель Михаило-Архангельской церкви г. Жуковского Московской области, в целом согласился с позицией Чудиновой.

«Конечно, опираться нужно в первую очередь на те моменты истории, которые объединяют народы. Другое дело, что история не терпит вычеркивания даже страшных событий, которые у нас могут вызывать и резко отрицательное отношение. И я считаю, что было бы ошибкой, выделяя положительные моменты истории, замалчивать отрицательные. Просто в таком случае возникнет еще один вариант "политкорректности", ни к чему не обязывающей», - сказал он.

«Если мы честно стремимся к реальному, а не показному единству, то недомолвок и затаенных обид быть не должно. Очень важно эти исторические обиды не только осознать, но и пережить и преодолеть в себе через прощение и осознание любви как высшей ценности», - добавил отец Алексий.

Священник Филипп Ильяшенко
Заместитель декана исторического факультета ПСТГУ, член епархиальной комиссии по делам молодежи города Москвы священник Филипп Ильяшенко отметил, что Елене Чудиновой нельзя отказать в прозорливости.

«Хотя случается, что эта писательница оправдывает свою фамилию, но написанный ею роман-памфлет при всей свой беллетристичности и романтичности представляет собой достаточно реальную антиутопическую картину», - сказал он.

«Чудинова совершенно права: с этнографической и демографической точки зрения, да и чисто исторически смешно утверждать, что современные татары имеют хоть какое-то отношение к чингизидам», - подчеркнул священник.

Отец Филипп считает, что националистической пропаганде, сеющей рознь между народами, «можно противопоставить историческую правду: малочисленные народы, которые жили как на территории нашей страны, так и рядом с ее границами, состоялись лишь благодаря исключительно русскому народу. Именно русские дали им и письменность, и культуру, и организацию государства, и все то, чего они не имели ранее. Более того, исторический опыт показывает, что малые народы благодаря русским смогли не только сохраниться, но и преумножиться. Иначе они могли бы просто исчезнуть с лица земли. И об этом нужно постоянно говорить!» - воскликнул он.

Анас-хаджи Пшихачев
Поддержал Елену Чудинову и председатель Духовного управления мусульман Кабардино-Балкарии Анас-хаджи Пшихачев.

«В целом я поддерживаю позицию Чудиновой. В частности, очень разумным мне кажется предложение переименовать «монголо-татарское нашествие» в «монгольское нашествие», поскольку все-таки основную часть Орды составляли именно монголы. Да и если сами татары отождествляют сегодня себя с волжскими булгарами, значит, так оно и должно быть», - сказал он.

«А пропаганде, которая ведется вот уже 20 лет с целью рассорить народы нашей страны, противопоставить следует истинную историю государства Российского - историю, о которой должны постоянно говорить российские политики, которая должна быть отражена в учебниках, должна постоянно транслироваться на телеэкранах. Ведь действительно: отчего-то же не слышим мы ни о подвигах Дикой дивизии, ни о хане Нахичеванском!» - воскликнул он.

«В целом же реализация предложений Чудиновой вполне могла бы стать противовесом националистической риторике», - заключил Анас-хаджи.

Валентин Владимирович Лебедев
Полностью согласен с позицией писательницы председатель Союза православных граждан Валентин Лебедев.

«Я поддерживаю позицию Чудиновой по татарскому вопросу и считаю ее предложения более чем правильными. Сами татары всегда настаивали, что они всегда жили на российской земле и являются прямыми потомками волжских булгар, которые в свое время подверглись нашествию Золотой Орды. Так что предложения Чудиновой вполне могут стать первыми шагами в противовес пропаганде, сеющей раздор среди народов России», - сказал он.

По словам главы СПГ, «действительно, на протяжении последних двадцати лет кто-то всемерно подогревает вражду среди народов России и межконфессиональную рознь, пытаясь все 20 лет столкнуть между собой православных и мусульман. Однако пока что, слава Богу, из этого ничего не вышло».

«Русский народ всегда был дружелюбным и с уважением относился к правам нацменьшинств. В этом уникальность России и ее главная сила», - подытожил Валентин Владимирович.

Виктор Лега

Более скептически оценил предложения Елены Чудиновой доцент, зав. кафедрами философии, основного богословия и апологетики ПСТГУ Виктор Лега.

«Вопросы межнациональных отношений нельзя решить одним махом. Нельзя просто взять и переименовать «монголо-татарское нашествие» в «монгольское нашествие», поскольку все-таки в сознании многих русских нашествия Золотой Орды являются именно татаро-монгольскими. К тому же современные татары из Казани и других частей России и Украины действительно приходятся прямыми потомками тем татарам, которые совершали набеги на нашу страну. Переименовать «монголо-татарское нашествие» в «монгольское» - все равно что переписать историю России. Поэтому в виду сложившейся ситуации в ответ на пропаганду, сеющую раздор между народами России, было бы неплохо начать проводить через школы, вузы и особенно СМИ антипропаганду - большую историко-просветительскую работу. Ведь тот, кто не знает своего прошлого, тот плюет на свое будущее», - сказал он.

Виктор Петрович напомнил, что в УК РФ есть статья 282 «Возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства», и что действует также закон «О противодействии экстремистской деятельности».
«Безусловно, отслеживать пропаганду, сеющую раздор между народами России - это задача наших правоохранительных органов. Добавлю, что любая подобная пропаганда - это результат некачественной работы российских СМИ и политиков, которые обязаны правдиво освещать историю взаимоотношений народов нашей страны», - отметил он.

«Хочу заметить, что в современном Татарстане очень неплохие отношения между русскими и татарами, во многом благодаря духовенству – как православному, так и мусульманскому. И эти отношения могут стать очень хорошим примером для наших политиков, разного рода националистических кругов. Как говорится, нам есть у кого поучиться», - заключил Виктор Петрович.
Поделиться ВКонтакте Поделиться в Facebook Поделиться в Twitter

Жириновский: "Мы много раз предлагали включить в преамбулу Конституции фразу "Мы русские и другие народы…". Мы не предлагаем дать русским привилегии или преимущества над другими национальностями в России, но давайте хотя бы уровняем права русских с другими".

22 августа в Даниловом монастыре в Москве состоялась встреча Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с Государственным секретарем Святого Престола кардиналом Пьетро Паролином.

Церковный раскол на Украине

Дмитрий Песков не подтвердил информацию о том, что Владимир Путин в 2015 году сказал украинскому коллеге Петру Порошенко, что может "раздавить армию Украины". "Нет, я практически был на всех переговорах, я не слышал такой фразы", - отметил он.

Происшествия на национальной почве

Местное население, конечно, может быть недовольно теми, кто к ним приехал и ведет себя из рук вон плохо, вне закона. В этих случаях требование может быть только одно: чтобы власть применила власть. То есть, власть должна своевременно все предвидеть и предотвращать. Непредвиденной бывает только смерть, все остальное можно и нужно предвидеть, просчитывать

Идея РПЦ - закрепить за эмбрионом право на жизнь - является логичной, если исходить из принципов христианской морали. Но если со своей стороны государство не прогарантирует женщине максимальную поддержку при рождении ребенка, то конечно, эта инициатива будет выглядеть как некая крайность. Поэтому необходимо не к ограничениям каким-то стремиться, а создавать такие условия, чтобы у самой женщины была мотивация отказываться от аборта

"Каждый человек имеет право на собственное мнение вне зависимости от его должностного положения. Что касается руководителей регионов, это тоже в полном объеме их касается. Никакого фронта со стороны руководства Чечни нет. Прошу всех успокоиться, все в порядке".