Система партсписков позволяет контролировать депутата, который теряет самостоятельность. А одномандатник – он в любой момент может откреститься от партии, и послать ее к едрене фене

Когда дует сильный ветер, бесполезно пытаться его остановить. Поэтому мне кажется, что все-таки бог с ней, с инфляцией - экономика гораздо важнее...

Нужны ли России агломерации? – Мнения парламентариев

24.11.2010 11:16


Газета "Ведомости" сообщила на днях, что в правительстве и администрации президента работают над планом совершенствования территориальной организации России, согласно которому россияне будут жить не в 83 регионах, как сейчас, а в 20 агломерациях, где концентрируются ресурсы. В частности, как утверждают "Ведомости", развитие малых городов будет признано бесперспективным.

Надо отметить, что широкая сеть удаленных друг от друга населенных пунктов, которая составляет основу территориальной организации России, уже несколько десятилетий является головной болью властей страны. Еще в СССР в 70-80-е годы шел процесс планового укрупнения населенных пунктов с ликвидацией неперспективных деревень. Нет ничего удивительного, что этот процесс может теперь захватить и города. Плюсы от концентрации населенных пунктов и ресурсов очевидны. Однако столь же очевидны и минусы. Встав на путь образования агломераций, мы получим совершенно другую Россию, лишенную значительной части своей специфики. Вспомним, что уничтожение русской деревни воспринималось прежде всего как нравственная проблема. Сейчас же, в эпоху глобализации, у этой проблемы появилось и социально-демографическое измерение. Деколонизация огромных территорий, освоенных нашими предками, лишит Россию ее внутреннего пространства, освободив его для мигрантов из стран Центральной Азии и Китая. А это уже может угрожать национальной безопасности страны.

Как усовершенствовать территориальную организацию России? Следует ли пойти по пути создания агломераций или попытаться максимально сохранить внутреннее пространство страны? С такими вопросами REGIONS.RU/"Новости Федерации" обратились к представителям верхней и нижней палат российского парламента.

Парламентарии уверены, что территориальную организацию России можно и нужно совершенствовать. В то же время, по их словам, к самой идее создания агломераций следует подходить с учетом политических, экономических, социальных и демографических последствий.

Владимир Гусев "Без энтузиазма" смотрит на идею создания агломераций в России первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по экономической политике, предпринимательству и собственности, представитель в СФ от администрации Саратовской области Владимир Гусев.

"Сомневаюсь, что нам необходимо "бежать" в агломерации", - заявил сенатор. Хотя, продолжил он, не бывает структур, которые не требовали бы обновления. "То же самое относится и к территориальной организации России", - отметил парламентарий, уточнив, что "не стоит бросаться и скопом все переделывать". "Но небольшая переделка, наверное, все-таки требуется", – сказал политик, признавшись, что каких-то конкретных предложений на это счет у него нет. "Единственное я знаю точно, что бесперспективных городов не бывает. Там, где живут люди, перспектива есть всегда", - заключил Владимир Гусев.

Вадим Густов За укрупнение российских регионов, в том числе и через создание агломераций, выступает спецпредставитель Совета Федерации в Межпарламентской ассамблее, представитель в СФ от администрации Владимирской области Вадим Густов.

"Вопрос укрупнения регионов стоит очень остро. Он требует активного обсуждения", - заявил сенатор. При этом парламентарий исключает любые "резко-кардинальные шаги" на пути к слиянию городов, областей, краев. "Из существующих 83 регионов нельзя делать сразу 10", - подчеркнул Густов, посоветовав думать над этой проблемой с позиции целесообразности управления.

Политик не согласен, что создание агломераций "сотрет особенности России". "Мы же не будем Москву объединять с Хабаровском. Речь идет о полном или частичном объединении городов с областями, небольших населенных пунктов с другими", - подытожил Вадим Густов.

Николай Рыжков В принципе за совершенствование территориальной целостности России выступает председатель Комиссии Совета Федерации по естественным монополиям, представитель в СФ от исполнительного органа госвласти Белгородской области Николай Рыжков, бывший последним председателем Совета министров СССР.

"Регионов в стране, конечно, многовато, но к вопросу их укрупнения надо походить осторожно", - заявил сенатор.

Парламентарий обратил внимание на существующие в России так называемые территориальные матрешки, то есть когда в состав области входит еще и округ. Он рассказал об этой "несуразице" на примере Тюменской области, в которую включен Ханты-Мансийский автономный округ. "Причем обе эти территории являются субъектами Федерации", - указал Рыжков. "От таких матрешек надо избавляться", - призвал политик.

Одновременно он заметил, что не понимает, что вкладывается в трактовку термина "агломерация" применительно к условиям России. "Если под агломерацией понимается объединение по территориальному признаку областей, краев для решения социально-экономических вопросов, тогда идея верна. Если же 83 региона хотят просто "ужать" до 20, что потребует изменения Конституции, - делать этого нельзя в том числе и потому, что у нас 15 национальных республик, в которых могут начаться волнение по поводу якобы начавшегося покушения на их суверенитет", - пояснил свою точку зрения Николай Рыжков.

Александр Москалец "Вполне возможным" считает появление в недалеком российском будущем нового территориального деления первый заместитель председателя Комитета Госдумы по конституционному законодательству и государственному строительству, член фракции "Единая Россия" Александр Москалец.

"И государственная, и правовая система нашей страны к этому готовы", - заявил депутат. Как отметил Москалец, "в рамках действующей Конституции, хотя она и принималась в сложный исторический период, можно обеспечить устойчивость в управлении Федерацией".

Парламентарий обращает внимание, что предполагаемая реорганизация "конечно, серьезная вещь, которая "взламывает" устоявшуюся систему государственных структур и должностных мест". Вместе с тем он убежден, что "это может реально помочь наведению порядка в регионах". "Уменьшение звеньев управления и количества должностных лиц всегда работает на позитивный результат", - подчеркивает депутат.

Александр Москалец предлагает также учесть, что пересмотру территориального устройства российского государства "будут способствовать и новые транспортные, информационные и прочие возможности, которые сложились у нас за последний период".

Советует не опасаться возможной "деколонизации" территории России заместитель председателя Комитета Госдумы по собственности, член фракции "Единая Россия" Евгений Богомольный.

"Думаю, что опасения "деколонизации" неосновательны, так как образования таких агломераций дает возможность более полного экономического развития, опять-таки с учетом социально-экономических возможностей этих территорий", - заявил он. "Наверное, одна из больших ошибок советского времени было создание моногородов, хотя это в то время и было оправданно", - добавил депутат.

По мнению парламентария, создание агломераций позволит увеличить миграционные потоки внутри страны, что приведет к созданию новых производств, к выравниванию социально-экономического территорий, более полному использованию человеческого потенциала "и в конечном итоге к росту ВВП и улучшению жизни населения".

"Замечу, что есть такие города на карте, которые проще снести - поскольку там даже не двадцатый век, а девятнадцатый. А рядом построить новый - со всей социальной инфраструктурой. И тогда, вполне возможно, "там будет город-сад", - заключил Евгений Богомольный.

Валерий Зубов "Вполне обоснованным" считает появление в структурах российской власти идеи о новом территориальном делении страны член Комитета Госдумы по экономической политике и предпринимательству, член фракции "Справедливая Россия" Валерий Зубов.

"Сегодня мы сталкиваемся с реальными проблемами, вызванными несовершенством территориальной организации России", - отметил депутат. Однако, как подчеркивает Зубов, вопрос о ее совершенствовании не должен решаться "сугубо административным путем, с помощью циркуля и линейки".

По мнению парламентария, нужно "постепенно принимать решения по реструктуризации существующей системы". "Мы наконец начали заниматься отселением людей из ряда северных регионов", - указал политик. По словам Зубова, "назрела значительная проблема, когда избыточное количество людей, задействованных на производствах в таких регионах, снижает конкурентоспособность предприятий".

Депутат выражает уверенность, что процесс переформирования территориального устройства России "должен проходить естественным путем, в соответствии с потребностями жителей страны и условиями внутреннего рынка". "Серьезный импульс этому процессу будут придавать решения о переселении людей туда, где есть более благоприятные условия для жизни и работы", - считает он. В связи с этим парламентарий выступает за создание нормальных условий для строительства доступного жилья и аренды жилищного имущества. "При этом налоговая политика в области недвижимости должна быть дифференцированной, учитывающей интересы строителей недорогого жилья, а не роскошных замков", - подчеркнул Валерий Зубов.

Валерий Селезнев За укрупнение регионов Российской Федерации высказывается член Комитета Госдумы по международным делам, член фракции ЛДПР Валерий Селезнев.

"Необходимо укрупнять регионы, обладающие большим приграничным значением, имеющим особое геополитическое положение", - заявил он. По словам депутата, можно говорить об объединении Астраханской и Волгоградской областей, Приморского края с Хабаровским.

"В подобных укрупненных регионах, выгодных по своему геополитическому положению и являющихся центрами притока инвестиций, будут создаваться федеральные учебные центры, готовиться квалифицированные кадры, создаваться рабочие места. Именно в таких точках, которые могут стать центрами концентрации экономического, геополитического и кадрового потенциала, логично вести укрупнение регионов", - пояснил парламентарий.

"Конечно, - признал представитель ЛДПР,- вся страна не может быть сплошной агломерацией. На месте "пустых", незаселенных территорий, мы предлагаем отдавать землю населению бесплатно под застройку поселками, символизирующими одноэтажную Россию – на основе ипотеки строить дома из древесины, недорогие и экологичные".

"У нашей страны имеются огромные возможности для успешного ведения сельского хозяйства, выращивания самых разнообразных культур: от риса на Дальнем Востоке до клубники на Юге России", - считает депутат. "Пространства между агломерациями, безусловно, должны заполняться освоенными сельхозугодиями, иначе мы погибнем. В случае, если человечество столкнется в будущем, пусть даже отдаленном, с проблемой голода, начнется война за продовольственные ресурсы. И тогда нам, образно говоря, придется продавать за рубеж свои запасы нефти за буханки хлеба", - пояснил парламентарий.

"Я думаю, в стране с таким необъятными территориями, с колоссальным ресурсным и кадровым потенциалом мы этого просто не можем допустить", - заключил Валерий Селезнев.
Поделиться ВКонтакте Поделиться в Facebook Поделиться в Twitter

"Вообще-то по Конституции принудительный труд у нас запрещен, а сенатор предлагает привлекать к принудительным работам граждан, получающих пособие по безработице, хоть знает, что это за пособие, и стоит ли из-за него, как говорится, «жилы рвать»? Да это крошечные деньги, и он еще предлагает наказывать! Наказывать надо того, кто придумал такое пособие по безработице, которое у нас ниже прожиточного минимума..."

Парламентарии комментируют

"Набиуллина как бы ставит нас перед выбором в коридоре, который она обозначила: либо оставлять ставку, либо ее повышать. И вот в коридоре «оставлять или повышать» увеличение ставки действительно снизило инфляцию, но заморозило экономику, и соответственно, уронило уровень жизни людей. Но есть ведь и другой вариант: обнулить процентную ставку и изменить принцип эмиссии рубля, что приведет к резкому снижению цен. И тогда надо будет принимать еще ряд мер, чтобы не было чрезмерной дефляции..."

Парламентарии и бизнес

Наша страна – это страна тротуарной плитки, торговых центров и видеокамер. Те люди, которые формируют у нас институты власти, финансовые потоки, - им нужно, чтобы в стране было как можно больше видеокамер, потому что это очень хорошие деньги. Какая-то фирма получит теперь право заниматься и цифровизацией судов. Возможно, уже есть какой-то приближенный олигарх, который будет этим заниматься. А как мы будем предъявлять бумаги и документальные свидетельства тех или иных слов, которые озвучивает адвокат?

"Результаты работы парламента будут зависеть прежде всего от того, собирается ли правительство существенным образом изменять экономический курс. Судя по бюджету, этого делать не предполагается. При такое политике практически невозможно существенно улучшить материальное и социальное положение людей. Поэтому по-прежнему российская экономика будет развиваться относительно медленно, и не будет выполнен указ президента № 204, согласно которому мы должны обеспечить экономический прорыв. не будут ...

Видимо, когда власть не может сделать жизнь людей лучше, - не важно, по причине нежелания, или неумения, - власти нужно министерство, которое будет вбивать людям в голову то, что они стали жить лучше. И, наверное, первое, что будет делать министерство – это раздавать нашим гражданам бесплатно телевизоры, с комплектом федеральных каналов. Для такого министерства это будет самым эффективным способом воздействия на умы людей. Раньше это делалось посредством радио и газет, теперь добавилось тел ...

"В отдельных ситуациях, где граница между регионами исторически проходит по очень плотно населенному участку, возможно, действительно стоит принимать какие-то решения по уточнению границ. Но это должны решить уже сами соседствующие друг с другом субъекты, там, где этого сделано не было, и возникали какие-то споры. Но это вопросы, которые должны регулироваться, скажем так, в субсидиарном порядке между самими субъектами. А в тотальном определении границ субъектов просто нет необходимости..."