Москва точно может позволить себе многостороннюю социальную поддержку. Достаточно плитку перекладывать не два раза в год, а один, и сэкономленные деньги направлять на заботу о пожилых людях

Хотелось бы спросить у Мишустина, что бы он взял из опыта Китая и Вьетнама, чтобы и мы начали развиваться, а не деградировать

Исправит ли опыт "тюрьмы народов" ошибки мультикультурности? – Мнения парламентариев

25.11.2010 16:38


Сотрудник отдела по взаимоотношениям Церкви и общества Московского патриархата Роман Силантьев, комментируя газете "Известия" опыт сосуществования европейцев, в том числе русских, с исламом, призвал учиться строить мультикультурное общество у Российской империи.

"Мультикультурализм в России существовал в первую очередь благодаря сильному государству, которое поддерживало межрелигиозный мир не только добрым словом, но и штыком. Например, дружественное православным мусульманское сообщество было сформировано посредством многолетней целенаправленной работы со стороны властей, которые не только поощряли его лояльных лидеров, но и беспощадно пресекали все попытки сделать своих мусульман "пятой колонной"… Я полагаю, что нам весьма желательно вернуться к принципу, которым руководствовались власти России до 1917 года: кто не желает жить с православными мирно, тот перестает жить рядом с ними. Именно этот подход сможет гарантировать настоящий мирный мультикультурализм.

Сейчас мы проедаем то, что осталось нам от предков. Они не только создали крупнейшую в мире страну и разведали те полезные ископаемые, за счет которых мы сейчас живем, но и кропотливым трудом выработали модель оптимальных межнациональных и межрелигиозных отношений. Но эта модель имеет конечный запас прочности, который нужно возобновлять, причем не только материальным стимулированием меньшинств. Сейчас традиционные мусульмане нуждаются не столько в деньгах, сколько в эффективной защите от агрессивных сект, которые уже заметно их потеснили".

С просьбой прокомментировать позицию Романа Силантьева REGIONS.RU/"Новости Федерации" обратились к представителям верхней и нижней палат российского парламента.

См. также "У кого учиться: у Запада или у Российской империи? - Мнения священнослужителей".

Парламентарии не поддержали предложение представителя Московской патриархии реализовать в России принцип: кто не желает жить с православными мирно, тот перестает жить рядом с ними. Политики уверены, что вопросы межэтнического диалога не должны решаться методами 19 века.

Хусейн Чеченов "Опасным" назвал озвученный представителем Московской патриархии Романом Силантьевым принцип "кто не желает жить с православными мирно, тот перестает жить рядом с ними" председатель Комитета Совета Федерации по образованию и науке, представитель в СФ от исполнительного органа госвласти Кабардино-Балкарской республики Хусейн Чеченов.

"Это из области Россия для русских, Татарстан для татар, Кавказ для кавказцев", - заявил сенатор.

Призвав "не играть в России разделяющими страну вещами", парламентарий заметил: "Мы и так уже разделены имущественно - на богатых и бедных, по национальностям, хотя графа "национальность" и отсутствует в паспорте, теперь хотят разделить еще и конфессионально". "Но постоянное разделение российского народа по разным признакам в конце концов уничтожит Россию", - подчеркнул Чеченов. Он высказал мнение, что представители пяти традиционных для нашей страны конфессий – православные, мусульмане, иудеи, буддисты и католики "должны жить в мире и дружбе, а не в раздрае, который им пытаются навязать".

Хусейн Чеченов кроме того посоветовал не забывать, что "Россия состоит из народов, вошедших в ее состав со своими территориями".

Михаил Капура "Не оборачиваться" на опыт Российской империи в вопросах строительства мультикультурного общества советует заместитель председателя Комитета Совета Федерации по правовым и судебным вопросам, представитель в СФ от исполнительного органа госвласти республики Калмыкия Михаил Капура.

"Негоже возвращаться более чем на столетие назад", - заявил сенатор.
Парламентарий увидел в словах представителя Московской патриархии Романа Силантьева, выступившего с данной инициативой, желание отменить действующую конституционную норму об отделении Церкви от государства. "Похоже, он хочет, чтобы Церковь была возвращена в лоно государства, однако на нынешнем этапе российское государство строится на иных принципах формирования. Прошло время, когда Церковь имела серьезное влияние на жизнь, когда была государством в государстве", - отметил Капура.

Одновременно политик подчеркивает, что сегодня государство приветствует стремление Церкви оздоровить нацию, сделать упор на духовное и культурное воспитание людей. "Однако шаги государства в вопросах установления добрых отношений с Церковью отнюдь не означают, что государство намерено отодвинуть границы своего влияния", - указал сенатор.

Парламентарий также признался, что ему, как исповедующему православную веру, "приятно, что представитель православной церкви беспокоится за исповедующих ислам". "Однако, думаю, мусульмане сами разберутся со своими проблемами", - подытожил Михаил Капура.

Валерий Сударенков К "философским размышлениям" отнес высказывания представителя Московской патриархии Романа Силантьева относительно идеи обустройства мультикультурного общества по примеру Российской империи член Комитета Совета Федерации по образованию и науке, представитель в СФ от исполнительного органа госвласти Калужской области Валерий Сударенков.

"Это что-то из этой области", - сказал сенатор.
Парламентарий считает, что в России до 1917 года распределение верующих по религиозным направлениям было "абсолютно другим, совсем не таким, как сегодня". "В 19 начале 20 века православных, предположительно, было 90-95%, если не больше. При таком соотношении возможность религиозных конфликтов была чрезвычайно мала. Поэтому о какой поддержке государством межрелигиозного мира могла идти речь?", - недоумевает политик. Одновременно он, правда, не исключил, что представителю Московского патриархата известно по этой проблематике больше, чем ему. "Я, например, ничего не слышал про принцип, "кто не желает жить с православными мирно, тот перестает жить рядом с ними", - признался Валерий Сударенков.

Владимир Джабаров Отрицательно относится к высказанной представителем Московской патриархии Романом Силантьевым идее обустройства мультикультурного общества по примеру Российской империи заместитель председателя Комиссии Совета Федерации по вопросам развития институтов гражданского общества, представитель в СФ от законодательного органа госвласти Еврейской автономной области Владимир Джабаров.

"Не стоит возвращаться к старым методам", - заявил сенатор.
Парламентарию не представляется возможным реализация принципа "навязывания православными своих условий представителям других конфессий". "Хотя сам я - православный христианин", - сообщил Джабаров.

Одновременно он высказал мнение, что в большинстве стычек, распрей повинна экономика. "Когда налицо экономические неурядицы, когда кому-то чего-то недостает, тогда и начинается поиск всяких инородцев. Когда же в экономическом плане все хорошо, тогда и штыки не поднимаются", - подчеркнул Владимир Джабаров, призвав в вопросах религии не бросаться в крайности, а попытаться найти золотую середину.

Светлана Журова Не считает необходимым отказываться от концепции мультикультурализма заместитель председателя Госдумы РФ, представитель фракции "Единая Россия" Светлана Журова.

"Проблема мультикультурализма сегодня довольно остро стоит как в Европе, так и в России", - заявила она. По мнению депутата, идея терпимого отношения к различиям друг друга - замечательна, поскольку "все мы формировались под влиянием традиции европейского гуманизма".

Напомнив, о том, что идея мультикультурализма "оказалась очень непростой для практической реализации", а канцлер ФРГ Ангела Меркель "прямо заявляет о том, что в Германии этот подход провалился", парламентарий уточнила, что это не дает оснований для отказа от самой идеи. По ее словам, в глобализирующемся мире политика замкнутости и "железных занавесов" может отсрочить, но не решить проблему создания условий мирного сосуществования представителей разных культурных, религиозных традиций. "Кстати, - добавила зампред Госдумы, - в советский период, несмотря на внешнюю изоляцию, существовали "цементирующие" основы, которые сейчас нам представляются как излишняя идеологизация. Но в то время идеология в определенном смысле обеспечивала единство многонационального государства, и во многом опиралась на общепринятые нормы морали". Парламентарий считает, что "хорошей практикой" были фестивали творчества союзных республик, которые позволяли "не просто продемонстрировать лучшие достижения, но найти общность, привлекательность культуры других народов, лучше понять ее".

По словам зампреда Госдумы, частично на вопрос об истоках и профилактике насилия на религиозной, этнической почве отвечает американский журналист, писатель Томас Фридман в своей книге "Плоский мир". Он полагает, что терроризм и насилие порождены не материальными лишениями, а "лишением чувства собственного достоинства", унижением. "Если унижение сопутствует жизни отдельного человека, или целой страны, то возрастает вероятность радикального насилия. И мы прекрасно понимаем, что ситуация унижения для эмигрантов из исламских стран очень часто становится обыденностью. И это необходимо принимать во внимание при выстраивании стратегии межкультурного взаимодействия", - заключила Светлана Журова.

Гаджимет Сафаралиев "Актуальным" назвал выступление представителя Московской патриархии заместитель председателя Комитета Госдумы по образованию, член фракции "Единая Россия" Гаджимет Сафаралиев.

"Представитель Московского патриархата вполне обоснованно ссылается на опыт Российской Империи", - заявил депутат. Как отметил Сафаралиев, российский император, "исторически считавшийся отцом нации, старался формировать государственную элиту из представителей всех российских народов". "К примеру, знаменитый княжеский род Юсуповых имел глубокие мусульманские корни", - указал парламентарий.

Сегодня, по убеждению политика, представители различных конфессий "должны искать принципы, которые могли бы сблизить народы, устранить существующие между ними противоречия". Депутат подчеркивает, что "во многих священных книгах, принадлежащих разным религиям, немало общих духовных и нравственных идей". "Но главное для демократического многоконфессионального государства – уважение и соблюдение всеми его гражданами законов", - считает он..

Парламентарий с сожалением отмечает, что в последнее время "приходится нередко сталкиваться с проявлением тех или иных национальных и религиозных амбиций". "Причем, при ближайшем рассмотрении становится ясно, что на самом деле это чистой воды политика", - обратил внимание Гаджимет Сафаралиев.

Юрий Медведев "Довольно реакционной" считает позицию Романа Силантьева заместитель председателя Комитета Госдумы по собственности, член фракции "Единая Россия" Юрий Медведев.

"Думаю, что исторические особенности прошлых веков нельзя накладывать на современность", - заявил депутат. По мнению Медведева, тот принцип, на который указывает представитель Московского патриархата, "может повлечь к разделению нашего общества на "своих" и "чужих". "В этом есть даже элемент некоторой агрессии", - полагает парламентарий.

Как считает политик, для дореволюционной России было характерно некоторое "давление" на представителей других народов и национальностей, поскольку перед ней "стояла задача завоевания новых территорий, расширения российских земель". При этом депутат отметил, что за годы, сменившие период Российской Империи, "культуры разных национальностей сильно переплелись, у них появилось общее видение многих вопросов".

Юрий Медведев также убежден, что "нарушить мирное совместное существование можно и на сугубо бытовой, житейской почве, из чего не следует делать далеко идущих выводов о религиозной или национальной нетерпимости".

Валерий Черешнев С серьезным непониманием отнесся к высказываниям Романа Силантьева председатель Комитета Госдумы по науке и наукоемким технологиям, член фракции "Справедливая Россия" Валерий Черешнев.

"Это просто общие слова, ничем толком не подкрепленные", - заявил депутат По его словам, современному обществу "нельзя указывать на существовавшие в прошлом принципы, тем самым искусственно навязывая некую идеологию".

Как считает Черешнев, отношение людей к другим религиям и национальностям зависит "прежде всего от уровня их собственной культуры и воспитания". "А радикально и даже экстремистски настроенные лица есть не только среди мусульман, но и среди представителей любой другой религии", - обратил внимание парламентарий.

По мнению политика, в демократической стране ни одна религия, даже официальная, не должна довлеть над другими. "Я, например, очень приветствую решение о том, чтобы в российских школах преподавались не основы православия, как это предлагалось сделать вначале, а основы мировых религий", - подчеркнул Валерий Черешнев.

Николай Харитонов Первый заместитель председателя Комитета Госдумы по аграрным вопросам, член фракции КПРФ Николай Харитонов считает, что высказывания представителя Московской патриархии затрагивают серьезную проблему общественных отношений в современной России.

"Нужно не забывать об одном: государствообразующую нацию составляют славяне, которые имеют полное право говорить вслух о своих проблемах, в том числе о национальных интересах", - заявил депутат. При этом он выразил мнение, что интересы этой нации, так же, как и установленные ею законы и традиции, должны уважаться "всеми, кто проживает на российской территории и приезжает сюда".

Как выразился политик, "во всем нужно соблюдать правовые и общечеловеческие нормы". "Те же новые храмы мы должны строить пропорционально тому, сколько людей определенной веры проживает на близлежащей территории", - отметил парламентарий. По словам Николая Харитонова, сегодня представители ряда религиозных конфессий "порой необоснованно говорят об ущемлении своих возможностей и интересов".

Елена Драпеко Далеко не полностью разделяет точку зрения Романа Силантьева член Комитета Госдумы по культуре, член фракции "Справедливая Россия" Елена Драпеко.

"Честно говоря, я не слышала о том, чтобы принцип, на который ссылается представитель Московского патриархата, действительно существовал в Российской Империи", - заявила депутат. Как отмечает Драпеко, в царской России, напротив, представителям различных конфессий предоставлялись равные возможности для вероисповедания. "Достаточно вспомнить, что на Невском проспекте, который был в то время главной улицей российской столицы, было расположено семь храмов самых различных религий", - подчеркнула парламентарий. Она также обратила внимание, что императрица Екатерина II в свое время подписала указ об издании в России Корана для последующей бесплатной раздачи людям мусульманской веры.

В современной же России, как считает Драпеко, "очень важно учитывать лучшие национальные традиции терпимости в отношении других народов и религий". "Но главное – соблюдать принцип равенства граждан перед законами страны, вне зависимости от их национальности и вероисповедания", - убеждена политик. Она высказалась и против чрезмерного "выпячивания" той или иной национальности. "Если в обществе провозглашаются принципы свободы и демократии – это не повод на каждом углу бить в шаманские бубны, призывая бурю и ветер", - образно выразилась Елена Драпеко.
Поделиться ВКонтакте Поделиться в Facebook Поделиться в Twitter

"Вообще-то по Конституции принудительный труд у нас запрещен, а сенатор предлагает привлекать к принудительным работам граждан, получающих пособие по безработице, хоть знает, что это за пособие, и стоит ли из-за него, как говорится, «жилы рвать»? Да это крошечные деньги, и он еще предлагает наказывать! Наказывать надо того, кто придумал такое пособие по безработице, которое у нас ниже прожиточного минимума..."

Парламентарии комментируют

Действующим пенсионерам помогать довольно поздно, необходимо стимулировать граждан к моменту выхода на пенсию полагаться не только на государство, но и на сформированный в течение жизни капитал. Об этом заявил первый зампред ЦБ Сергей Швецов на расширенном заседании комитета Совета Федерации по экономической политике. "Помогать пенсионерам, мое личное мнение, немножко поздно. Помогать нужно гражданину выйти на пенсию с хорошим пенсионным проектом, который прежде всего <…> должен быть сформирован самим гражданином в течение всей жизни. Это называется капитализм. Когда человек вышел на пенсию, полагаясь полностью на государство, это социализм. Мы скорее ближе к нашему советскому прошлому в этом плане, и предложение ЦБ и Минфина - как раз эту трансформацию начать", - заявил Швецов

Парламентарии и бизнес

Наша страна – это страна тротуарной плитки, торговых центров и видеокамер. Те люди, которые формируют у нас институты власти, финансовые потоки, - им нужно, чтобы в стране было как можно больше видеокамер, потому что это очень хорошие деньги. Какая-то фирма получит теперь право заниматься и цифровизацией судов. Возможно, уже есть какой-то приближенный олигарх, который будет этим заниматься. А как мы будем предъявлять бумаги и документальные свидетельства тех или иных слов, которые озвучивает адвокат?

"Новое политическое объединение не будет представлять особой трудности для «Единой России» в борьбе за депутатские мандаты. Но у них есть реальный шанс занять второе место, и именно благодаря вот этой новой конструкции, а также с учетом личных качеств и авторитета Миронова, Семигина и Прилепина..."

Видимо, когда власть не может сделать жизнь людей лучше, - не важно, по причине нежелания, или неумения, - власти нужно министерство, которое будет вбивать людям в голову то, что они стали жить лучше. И, наверное, первое, что будет делать министерство – это раздавать нашим гражданам бесплатно телевизоры, с комплектом федеральных каналов. Для такого министерства это будет самым эффективным способом воздействия на умы людей. Раньше это делалось посредством радио и газет, теперь добавилось тел ...

"Этот законопроект предусматривает прямую цензуру в интернете - если, например, появляется информация о коррупции чиновника, то ему можно будет написать заявление в прокуратуру, и будет примерно так же, как в сталинские времена, когда т.н. «тройки» тут же принимали решения и приводили их в исполнение. По сути, это будет тот же внесудебный приговор к высшей мере, только по отношению к сайту. И потом человеку придется ходить по судам и доказывать, что его сайт должны восстановить..."