Реального импортозамещения не будет до тех пор, пока страной руководят спекулянты, которые привыкли фарцевать нефтью, газом, перепродавать, перепокупать, но производить ничего не могут

Изменения в избирательном законодательстве возможны только после проведения парламентского расследования о события, происшедших в Москве 27 июля и 3 августа

Неуч не сможет стать настоящим патриотом (мнения парламентариев)

17.12.2010 17:43


На заседании Государственно-патриотического клуба партии "Единая Россия", как сообщает газета "Московский комсомолец", прозвучало предложение в корне изменить программу старших классов средних школ. По данным газеты, новый образовательный стандарт для старших классов планируется принять и внедрить в будущем году.

Главной целью старших классов станет воспитание нравственного и ответственного патриота. Для этого учебный день начиная с 9-го класса разделят надвое. В первой половине — собственно уроки, во второй — поисковые работы на полях боевой славы и прочие акции, направленные на формирование личности гражданина. Количество предметов также сократится вдвое. Их останется 9. Обязательными станут физкультура, основы безопасности жизнедеятельности, "гражданская зрелость" и "Россия в мире". Остальные 5 — по выбору.

Этот момент вызвал в партии дискуссию. Скептики приводили такой аргумент. Предположим, молодой человек интересуется естественными науками. Значит, он выберет химию, физику, алгебру, биологию. Это уже четыре. Выходит, что из языков он сможет изучать только один: либо русский, либо иностранный, либо ни одного, если его интересует география... В итоге партийцы нашли простое и гениальное решение проблемы: "интегрированные курсы". К примеру, химию, физику и биологию можно объединить в единый предмет под названием "естествознание". Школам такое право будет дано.

Окончательное решение по этому поводу примет Минобразования.

Отметим, что многочисленные реформы образования, проходившие в последние годы, в лучшем случае ничего не меняли, а как правило шли школе во вред. Если в советские времена, несмотря на ряд существенных пороков тогдашней школы, отечественное среднее образования было одним из лучших в мире, то сейчас школа находится в глубочайшем кризисе.

Резкое снижение числа часов по тем предметам, которые всегда считались основными (языки, литература, история, математика, естественно-научные дисциплины) не может не привести к резкому снижению и без того невысокого уровня общего образования. Этот эффект очевиден, в то время как положительный результат, на который надеются авторы реформы – подъем патриотизма – весьма сомнителен. Настойчивые попытки привить любовь к Родине с высокой долей вероятности приведут к обратному эффекту: так произошло с советской пропагандой, в которую под конец советской эпохи не верил никто, включая самих пропагандистов.

См. также:

Учительская "клятва Гиппократа", - Мнения священнослужителей

Нужно вернуть воспитание в школу, - Мнения священнослужителей

Священнослужители о военно-патриотическом воспитании

Священнослужители о Годе учителя

Священнослужители и эксперты о реформах школы

Священнослужители об учителях

Зачем нужна литература в школе

Пора сделать выбор между культурой и развлечениями (Мнения священнослужителей)

Как бы вы прокомментировали такую реформу среднего образования? Поможет ли она воспитанию патриотизма? Нуждается ли, на ваш взгляд, наше среднее образование в реформах, и если да, то в каких? С такими вопросами REGIONS.RU/"Новости Федерации" обратились к представителям верхней и нижней палат российского парламента.

Признав важность воспитания патриотизма среди молодежи, парламентарии в целом не поддержали инициативу единороссов об изменении программы обучения в старших классах средних школ. По их мнению, отказ от ряда предметов пойдет во вред базовому образованию.

Валентина Петренко С "недоумением" отнеслась к предложенной единороссами учебной программе для старших классов средних школ председатель Комитета Совета Федерации по социальной политике и здравоохранению, представитель в СФ от правительства республики Хакасия Валентина Петренко.

"Патриотизм воспитывать, безусловно, необходимо, но в данном случае упор на патриотизм предлагается сделать за счет основных серьезных предметов, знания по которым в эпоху модернизации просто необходимы", - заявила сенатор. Парламентарий также обратила внимание, что одной из задач школы является воспитание всесторонне развитого человека. "Но как же можно быть всесторонне развитым без изучения русского языка, литературы, истории, географии, естественно-научных предметов?" - задается вопросом Петренко.

Политик выступила с советом "не добивать" среднее образование. "Если необходимо что-то подкорректировать, добавить, какие-то моменты возродить, то эти новшества не должны идти в ущерб уже наработанному в образовательной системе", - указала Валентина Петренко.

Владимир Гусев С "тревогой" отнесся к предложенному единороссами новому образовательному стандарту для старших классов первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по экономической политике, предпринимательству и собственности, представитель в СФ от администрации Саратовской области Владимир Гусев.

"Школьный учебный курс должен готовиться профессионалами", - заявил сенатор.

Намерение авторов данной реформы сократить в два раза число школьных предметов, отказаться от изучения некогда обязательных дисциплин, слить несколько предметов в так называемый "интегрированный курс" у парламентария вызвало недоумение. "Каких же неучей мы будем выпускать из школы?!" - воскликнул Гусев.

Ему осталось также не совсем понятной программа по патриотическому воспитанию подрастающего поколения. "Такое впечатление, что инициаторы изменений свалили все в одну кучу. Им еще не хватает ввести в свою программу конкурс под названием "прыжки с пятиметровой крыши". Кто прыгнет и останется жив, тот - патриот", - с сарказмом произнес политик, предложив на время оставить в покое систему среднего образования. "Давайте поживем пока с тем, что уже наворотили, а затем – посмотрим", - советует Владимир Гусев.

Леонид Белов Поручить специалистам вносить изменения в систему среднего образования советует заместитель председателя Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству, представитель в СФ от законодательного органа госвласти Нижегородской области Леонид Белов.

"По поводу реформирования средней школы высказываться может каждый человек, каждое объединение, каждый клуб, но настоящим изменением школьной программы должны заниматься исключительно педагоги-профессионалы", - заявил сенатор. "А то несколько лет назад ввели ЕГЭ, до сих пор "кашляем", - подчеркнул парламентарий.

Как сказал Белов, "от того, что в свое время была сломлена система образования, не выиграл никто". По его мнению, современная школьная программа перегружена, учебный материал по многим предметам не совсем отвечает требованиям образования. "Так, в учебниках по гуманитарным дисциплинам много субъективной отсебятины авторов, а учебник химии, который мне попался на глаза несколько лет назад, был буквально напичкан всякими суждениями и рассуждениями", - привел примеры политик, высказавшись за реформирование системы среднего образования.

Сенатор скептически относится к идее введения в учебный план какого-то одного предмета, нацеленного на воспитание патриотизма. "Элементами патриотического воспитания должна быть пронизана вся система образования", - высказал убеждение парламентарий, отметив, что если учебник по той же истории написан грамотным автором, патриотом России, то через книгу его настроения передадутся и ученику.

Леонид Белов также обратил внимание, что воспитание патриотизма в школе должно идти ненавязчиво, желательно во время практических игр по типу "Зарницы", с помощью слетов юных следопытов, которые были популярны в Советском Союзе.

Сергей Лисовский Реформа среднего образования, предложенная на заседании Государственно-патриотического клуба партии "Единая Россия", не поможет воспитанию патриотизма у подростков, заявил заместитель председателя Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике, представитель в СФ от Курганской областной думы Сергей Лисовский.

"Искусственно патриотизм не привьешь", - заявил сенатор. По мнению парламентария, главную роль в этом деле должны играть взрослые, с которых дети всегда берут пример. "Если мы хотим, чтобы наши дети росли патриотами, то мы сами должны быть таковыми", - подчеркнул Лисовский, обратив особое внимание на то, что, прежде всего, его замечание относится к представителям власти. "Сегодня многие госслужащие рассматривают Россию как место временного проживания", - заметил политик, призвав запретить определенного уровня чиновникам выезжать за границу на отдых, а их детям учиться там и жить. По мнению сенатора, за рубеж чиновники могут выезжать лишь в командировки. При этом он оставляет право их семьям ездить в краткосрочные заграничные поездки в отпуск или на детские каникулы.

Выступив за реформирование среднего образования, Лисовский высказался за отмену ЕГЭ и прекращение "чехарды" с учебниками. Самым верным он считает возврат к советской системе, когда вся школьная программа строилась на единых учебных материалах, которые были написаны серьезными грамотными авторами, а не "как сейчас неизвестно кем и за откаты".

Политику, по его словам, импонирует идея увеличения в школьной сетке часов уроков физкультуры. Правда, замечает он, это не должно идти за счет основополагающих предметов – русского и иностранного языков, литературы, алгебры, физики и других. При этом сенатор назвал "несерьезным" предложение единороссов выбирать предметы именно из этой группы. По его предположению, они решили взять за основу известную англосаксонскую систему образования, где будущим рабочим дается минимум знаний, а элита имеет право на хорошее качественное образование. "Однако у нас другая культура", - сказал Сергей Лисовский, отметив, что если и брать за основу эту западную систему, то тогда следует поднять уровень профессионального образования.

Валерий Сударенков "Выстроить приоритеты" в образовательном процессе советует член Комитета Совета Федерации по образованию и науке, представитель в СФ от исполнительного органа госвласти Калужской области Валерий Сударенков.

"Этим должно заниматься Минобразование", - заявил сенатор. Как считает парламентарий, "нужно понять, в каком направлении идет страна и в зависимости от этого выбрать направление для обучения – гуманитарное или техническое". Вместе с тем Сударенков подчеркнул, что общих стандартов для всех школ быть не должно.

Политик обратил внимание, что, исходя из мировой практики, средние школы раз в 15 лет нуждаются в реформировании. С другой стороны, отметил сенатор, в реформировании не всегда бывает острая необходимость. "Однако зачастую требуются и контрреформы", - указал парламентарий, заметив, что в такого рода реформах нуждаются школы, которые работают на селе. По его мнению, помимо основных образовательных предметов, в них должны даваться знания по тем специальностям, которые могут в дальнейшем пригодиться сельским жителям.

Сенатор затруднился охарактеризовать новый образовательный стандарт, предложенный на заседании государственно-патриотического клуба "Единой России". "Для этого его требуется досконально изучить", - признался Сударенков, особо подчеркнув, что "в любом случае, профильные дисциплины должны быть неприкасаемы". "Наше образование отличается классическим подходом, поэтому в нем должны присутствовать и гуманитарные, и естественнонаучные предметы", - пояснил он.

Политик также высказал мнение, что гражданско-патриотическое воспитание подрастающего поколения должно вестись в основном вне школы, а не через "специально придуманные" для этого предметы. "Искусственным путем патриотизм не воспитаешь", - резюмировал Валерий Сударенков.

Гаджимет Сафаралиев С серьезным непониманием отнесся к инициативе своих однопартийцев по изменению системы обучения старшеклассников заместитель председателя Комитета Госдумы по образованию, член фракции "Единая Россия" Гаджимет Сафаралиев.

"Если мы пойдем по предложенному пути, то лишим нашу молодежь полноценного базового образования", - заявил депутат. Сафаралиев убежден, что такие важнейшие предметы как физика, химия и биология недопустимо объединять в общую дисциплину. "В этом случае учащиеся не получат нормальных знаний о явлениях окружающего мира, их закономерностях", - отметил парламентарий. По его мнению, сокращение обязательной школьной программы "не позволит нам строить инновационную экономику".

Сафаралиев также считает, что "невозможно искусственным путем прививать подрастающему поколению патриотические чувства". В связи с этим он не видит необходимости в новых специальных предметах, которые предлагают ввести единороссы. По словам депутата, "гораздо целесообразней было бы увеличить объемы преподавания российской истории – именно здесь можно найти источники для воспитания патриотизма". Кроме того, как полагает парламентарий, патриотическую тему "вполне можно поднимать на любом уроке". "Скажем, учитель физики может больше внимания уделять вдающимся российским и советским ученым-физикам, рассказывать об их биографии, деятельности, открытиях", - привел пример Сафаралиев.

По мнению депутата, при решении вопросов реформирования образовательной системы в стране "во главу угла должно быть поставлено качество образования". Гаджимет Сафаралиев высказался, в частности, за создание вневедомственных сертификационных центров, которые "давали бы оценку качеству образования, полученного выпускниками российских вузов".

Виктор Шудегов "Глубоко ошибочной" считает инициативу единороссов об изменении программы обучения в старших классах средних школ заместитель председателя Комитета Госдумы по образованию, член фракции "Справедливая Россия" Виктор Шудегов.

"Создается впечатление, что ставится задача по целенаправленному разрушению нашей системы образования", - заявил депутат. По мнению Шудегова, количество школьных предметов "нельзя сокращать ни в коем случае". Как считает парламентарий, "это приведет к тому, что учащиеся не будут знать важнейших дисциплин, которые формируют мышление, развивают его логические способности".

Депутат также не видит необходимости в преподавании отдельных предметов, связанных с патриотическим воспитанием. "Развивать у молодежи патриотические чувства можно и во время обычных уроков, рассказывая школьникам об освоении нашими людьми космоса, о лучших российских ученых, писателях, государственных деятелях и т.д.", - указал Шудегов, заметив, что "здесь все зависит от таланта и широты знаний преподавателя".

Политик выразил убеждение, что "инициатива представителей "Единой России" должна быть вынесена на суд всей педагогической общественности". "Думаю, что нам следовало бы созвать наконец всероссийский съезд учителей, тем более, что завершающийся год был объявлен Годом учителя", - считает парламентарий.

Одну из главных задач реформы образования депутат видит в подготовке высококвалифицированных преподавательских кадров и обновлении материально-технической базы российских школ, вузов и ПТУ. "К сожалению, это обновление коснулось пока только наиболее передовых учебных заведений", - обратил внимание парламентарий. Он также сообщил, что разработал специальный законопроект о предоставлении каждому преподавателю компьютера или ноут-бука. "Сегодня далеко не каждый педагог может себе это позволить, ведь повышение учительских зарплат никак не успевает за инфляционными процессами", - отметил Виктор Шудегов.

Валерий Черешнев "Какой-то необычной" назвал новую образовательную инициативу единороссов председатель Комитета Госдумы по науке и наукоемким технологиям, член фракции "Справедливая Россия" Валерий Черешнев.

"Считаю, что нам ни в коем случае нельзя сокращать количество естественнонаучных дисциплин, а тем более объединять их в один предмет", - заявил депутат. Как отмечает Черешнев, "трудно представить, где можно будет найти преподавателей для комплексного обучения физике, химии и биологии". "Для этого понадобятся и новые специальные учебники, а они, как известно, быстро не пишутся", - обратил внимание парламентарий.

Депутат также выражает сомнение, что предлагаемые единороссами новые обязательные предметы смогут реально содействовать воспитанию патриотизма у школьников. "Раньше никаких подобных предметов у нас не было, а идеи патриотизма мы черпали из уроков литературы и истории", - указал политик.

Черешнев убежден, что российское образование сегодня "должно вернуться к подлинным основам педагогики". "А заключаются они в том, чтобы вовремя выявлять наклонности и способности каждого ученика и развивать их", - отметил депутат. Как считает Валерий Черешнев, нужно делать все возможное, чтобы "дети учились не из-под палки, а с удовольствием, чтобы они видели конкретную пользу от учебы для самих себя и своего будущего".

Юрий Афонин Член Комитета Госдумы по делам молодежи, член фракции КПРФ Юрий Афонин считает, что реализация недавних предложений единороссов в сфере школьного образования приведет к "разрушению классической российской системы образования в стране".

"Предметы, направленные на воспитание у школьников патриотизма, вполне могут преподаваться, но они не должны подменять фундаментальные дисциплины, без которых невозможно полноценное базовое образование", - заявил депутат. В связи с этим он считает, что новым предметам, о которых говорят представители "Единой России", можно было бы обучать на факультативной основе, а количество традиционных обязательных дисциплин оставить прежним.

Как отмечает Афонин, уровень патриотизма граждан зависит прежде всего "от состояния страны". "Он напрямую связан с тем, как соблюдаются в стране права человека, насколько эффективно идет борьба с коррупцией и решаются задачи по улучшению условий жизни людей", - подчеркнул парламентарий. "Если человек будет видеть здесь реальные успехи, тогда он будет любить свою страну и гордиться ею", - убежден депутат.

В сфере российского образования особое беспокойство политика вызывает "проблема его коммерциализации". "Сегодня многие учителя проявляют в своей работе формальный подход, зная, что дополнительные знания они могут предоставить ученикам за деньги", - с сожалением отметил парламентарий. "В результате дети из необеспеченных семей не могут получить достойное качественное образование", - добавил он. По словам Юрия Афонина, нынешнее руководство Минобразования абсолютно ничего не делает для борьбы с этой тенденцией, "поэтому КПРФ продолжает настаивать на отставке Фурсенко".

Сергей Иванов "Абсолютно незрелой" назвал инициативу представителей "Единой России" по изменению системы обучения старшеклассников член Комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи, член фракции ЛДПР Сергей Иванов.

"Весьма глупо объединять в один предмет важнейшие дисциплины, учитывая, что Россия всю жизнь славилась своими физиками, химиками и биологами", - заявил депутат.

Иванов также назвал "бредовым" предложение об обязательных предметах, направленных на воспитание нравственности и патриотизма. "К этим предметам осталось только добавить дисциплину "История "Единой России", и тогда мы реально начнем выпускать оболтусов", - с иронией заметил Сергей Иванов. По его мнению, новая инициатива единороссов – "очередное проявление конъюнктурщины со стороны партии власти, которую заставили глубоко задуматься недавние события на Манежной площади в Москве".

Коснувшись вопроса о реформе российской системы образования, депутат высказался прежде всего за повышение заработной платы учителям. "Среди моих знакомых есть преподаватели, которые вынуждены летом искать подработку проводниками в поездах", - указал парламентарий.

Политик предлагает также "изменить подход к системе оценки знаний выпускников школ". "Нередко случается, что молодые люди приходят в вузы с высокими баллами по ЕГЭ, но с точки зрения реальных знаний выглядят довольно непривлекательно", - отметил Сергей Иванов.
Поделиться ВКонтакте Поделиться в Facebook Поделиться в Twitter
Парламентарии комментируют

Вместо того, чтобы мазать одной черной краской наше советское прошлое, было бы лучше дать объективную оценку тому волчьему капитализму, который установился у нас сегодня. В то время как советский опыт стал ориентиром для того, чтобы социал-демократические преобразования в Европе и Америке были реализованы быстрым, прорывным путем. И именно благодаря этому им удалось избежать опасности быть поглощенными какими-то революционными процессами

Нелепо требовать декларации о доходах от сельских депутатов, которые не получают никакой зарплаты. Люди резонно говорят, что они не имеют никаких преимуществ от этой своей деятельности, а их еще заставляют мучиться и собирать какие-то бумажки, справки. И не случайно сельские депутаты, в том числе довольно активные, нередко складывают свои полномочия, поскольку предпочитают избавиться от лишней суеты

Трудно сказать, как можно относиться к инициативе Венедиктова, потому что только реальные события могут показать, как будет работать система наблюдателей на митингах от ОП. То ли она будет одобрять любые действия властей, если учесть, что состав Общественной палаты определяется как раз органами местной власти. То ли это действительно будут люди, которые смогут выручать горожан в случаях недобросовестных действий полиции. Поэтому единственное решение - восстановить право граждан на свободу ...

Российское законодательство о митингах и без того очень жесткое. И нам надо было бы идти в противоположном направлении. Нужно облегчать возможности проведения санкционированных митингов, - для того, чтобы не возникали несанкционированные. Чем больше у нас будет разрешенных митингов, тем меньше будет митингов несанкционированных, и соответственно, меньше разгонов, и меньше озлобления части общества против тех, кто эти митинги разгоняет