Высшей школе немного духовности не помешает (мнения парламентариев)
02.03.2011 11:20

Для большей эффективности такого сотрудничества священник предлагает добиваться признания государственного статуса высшего духовного образования и дипломов семинарий и академий.
Нельзя не отметить, что сотрудничество Церкви и высшей школы – тема крайне деликатная. Многие деятели науки видят в этом попытку Церкви влиять на светские институты. В частности, в июле 2007 года десять академиков РАН написали обращение президенту Владимиру Путину ("Письмо десяти академиков"), выражающее беспокойство "все возрастающей клерикализацией российского общества", "активным проникновением церкви во все сферы общественной жизни".
Стоит ли активизировать сотрудничество Церкви и высшей школы? Какие формы могло бы принять такое сотрудничество? Следует ли признать государственный статус высшего духовного образования и дипломов семинарий и академий? С такими вопросами REGIONS.RU/"Новости Федерации" обратились к представителям верхней и нижней палат российского парламента.
См. также "Церковь и светские вузы, - мнения священнослужителей".
Парламентарии неоднозначно оценили предложение протоиерея Максима Козлова об активизации сотрудничества Церкви и высшей школы. Отметив выгоды от такого сотрудничества, политики попросили не забывать и о принципе отделения Церкви от государства.

"У Церкви и у высшей школы разное предназначение", - заявил сенатор, комментируя предложение протоиерея Максима Козлова активизировать сотрудничество Церкви и высшей школы. Он также подчеркнул, что в многоконфессиональной стране опасно предоставлять преференции лишь одной религии. "А предоставлять возможность светским вузам в светской стране готовить в своих стенах последователей православия, ислама, иудаизма, буддизма было бы по меньшей мере странно", - заметил парламентарий.
"Религия – дело глубоко личное, у каждого она своя, поэтому не стоит запускать ее во все области общественной жизни", - убежден политик.
Валерий Парфенов дал понять, что он не разделяет другой идеи протоиерея присваивать государственный статус дипломам семинарий и духовных академий.

"Эта тема для руководства высших учебных заведений", - заявил сенатор.
Парламентарий напомнил, что в соответствии с действующим законом об автономии вузов, высшим учебным заведениям предоставлен достаточно высокий уровень самостоятельности, например, некоторым из них разрешено иметь и разрабатывать собственные учебные стандарты. "Поэтому пусть они сами и решают, кому из них нужно сотрудничество с Церковью и какого рода", - высказал мнение сенатор.
Валерий Сударенков затруднился ответить на вопрос, следует ли признать государственный статус высшего духовного образования и дипломов семинарий и академий.
"Вопрос о том, должна ли быть в образовании духовная составляющая, связан с личным выбором человека", - заявил депутат. По мнению Сафаралиева, инициатива протоиерея "противоречит курсу государства на развитие в стране науки и новых технологий и невольно возвращает нас в прошлое".
Как отмечает парламентарий, сегодня у Церкви "и без высшей школы достаточно возможностей давать достойное духовное образование тем, кто действительно в нем нуждается". "Существуют различные семинарии, духовные академии, которые имеют свои устоявшиеся образовательные традиции", - указал депутат. "А пичкать светские учебные заведения религиозными догматами – это не тот путь, благодаря которому священнослужители должны заботиться о расширении числа верующих", - убежден политик.
Депутат также не видит смысла в придании высшему духовному образованию государственного статуса. "Подобное предложение не соответствует принципам светского государства, к тому же у духовного образования статус сам по себе достаточно высокий", - подчеркнул Гаджимет Сафаралиев.
"Это довольно своевременная идея, которая имеет право на существование", - заявил депутат, отметив, что "нужно только продумать формы такого сотрудничества". Как полагает Богомолов, "это могут быть в том числе совместные семинары и "круглые столы" для обмена мнениями по широкому кругу вопросов".
Парламентарий обратил внимание, что теологические факультеты существуют во многих западных университетах. "Религия неразрывно связана с философией и культурой, и хорошее знание истории религии, различных ее аспектов, естественно, обогащает образование студентов, развивает их мышление", - считает депутат.
Политик также "не видит ничего плохого" в том, чтобы присваивать государственный статус дипломам семинарий и духовных академий. "Образование там дается хорошее, и если по многим направлениям оно совпадает со стандартами высшего образования, то вполне может иметь и государственный статус", - полагает Валерий Богомолов.

"Такое сотрудничество должно быть, и конституционным принципам оно не противоречит", - заявил депутат. По его словам, в числе студентов бывает немало верующих, которые "вряд ли откажутся от возможности изучить ряд религиозных предметов без отрыва от общего образовательного процесса". "Да и любому большому ученому не помешает хорошее знание истории религии и теологии", - добавил парламентарий.
Вместе с тем Афонин советует "особо не спешить" с внедрением в систему высшего образования духовных дисциплин, подчеркивая их "принципиальное отличие от фундаментальной науки". "Поначалу следует предпринять какие-то усилия, чтобы не было такого серьезного, как сегодня, антагонизма между учеными и церковными деятелями", - считает депутат.
Одновременно политик выступает противником придания высшему духовному образованию в стране статуса государственного. "Это нарушит принцип отделения Церкви от государства и разумный баланс в их взаимоотношениях", - убежден Юрий Афонин.