Москва точно может позволить себе многостороннюю социальную поддержку. Достаточно плитку перекладывать не два раза в год, а один, и сэкономленные деньги направлять на заботу о пожилых людях

Хотелось бы спросить у Мишустина, что бы он взял из опыта Китая и Вьетнама, чтобы и мы начали развиваться, а не деградировать

Священнослужители о церковной роскоши

15.04.2011 10:23


Протоиерей Всеволод Чаплин, который возглавляет Синодальный отдел по взаимодействию Церкви и общества Московского Патриархата, отвечая на вопрос о праве священнослужителей Русской православной церкви носить дорогие вещи, заявил, что это богатство необходимо, чтобы "отражать общественный престиж Церкви".

"Люди хотят, чтобы и храмы Божии, и облачения духовенства, и элементы, связанные с общественным престижем духовенства, были бы максимально видимыми и отражали бы то место Церкви в жизни общества, которое любой верующий человек считает центральным", - сказал отец Всеволод, слова которого приводит "Интерфакс".

"Люди хотят, чтобы церковные торжества были самыми красивыми и самыми торжественными", - заявил отец Всеволод 11 апреля, отвечая на вопросы слушателей молодежного лектория в Москве. В числе прочего протоиерей отметил, что духовенство должно выглядеть достойно в том числе и перед лицом всех сильных мира сего. Тех же людей, которые упрекает духовенство в роскоши, Чаплин назвал недоброжелателями и сравнил с Иудой.


Отметим, что вопрос о церковной роскоши и подозрительно высокой активности духовенства в бизнесе обсуждается в России не первый десяток лет. В 90-е годы Церковь получала льготы при продаже алкоголя, табака и нефти. Тогда же возникло выражение "попы в "Мерседесах", которым критики Церкви пользовались, чтобы подчеркнуть привязанность церковных иерархов к дорогим автомобилям. (Священнослужители о мерседесах, водке и сигаретах).

Один из самых громких скандалов произошел в 2009 году, когда на руке патриарха Московского и всея Руси Кирилла были замечены часы марки Breguet стоимостью до 36 тысяч евро. Недовольство создавшейся ситуацией зреет и в самой Церкви, рядовые служители которой зачастую едва сводят концы с концами. В марте этого года три священника Ижевской и Удмуртской Епархии записали видеообращение к патриарху, в котором подвергли главу РПЦ критике за склонность части духовенства к роскоши, за заигрывание с "толстосумами" и отказ от критики власти (Болезни Церкви расколом не лечатся, - Мнения священнослужителей).

Согласны ли вы с тем, что только богатый священнослужитель будет выглядеть "достойно" в глазах народа? Не считаете ли вы, что демонстративное пристрастие к дорогим вещам компрометирует Церковь в глазах людей? С такими вопросами REGIONS.RU/"Новости Федерации" обратились к священнослужителям.

См. также "Церковь должна быть ближе к народу (Мнения парламентариев)".

Отец Александр Салтыков
Протоиерей Александр Салтыков, настоятель храма Воскресения в Кадашах, считает, что слова прот. Всеволода Чаплина неверно поняли.

«О какой одежде идет речь? О моем подряснике или о церковных богослужебных облачениях? Одно дело – личная жизнь священника, другое дело – жизнь Церкви. Священник действительно должен служить в красивых облачениях, храм должен быть нарядным, церковные сосуды должны быть дорогими. И Церковь должна иметь на это средства. Это не является препятствием для личной скромности священника, взирающего на образы святых, научающегося от их житий, взыскуя духовного начала, а не материального», - сказал он.

«Сребролюбцы же всегда были обречены на осуждение. Ибо сказано, что скорее верблюд пройдет сквозь игольное ушко, чем богатый – в Царствие небесное. Это относится к любому человеку, а к священнослужителю - сугубо», - напомнил отец Александр.

«Привлекательным будет образ такого человека, который, имея доступ к большим средствам, в личной жизни ведет себя скромно и достойно. Но Церковь должна же иметь средства, чтобы оказывать социальную помощь, чтобы развивать систему просвещения и образования, культуру, заниматься миссионерской деятельностью, защищать обиженных и слабых, строить храмы. Все это требует огромных средств. И у Церкви действительно есть недоброжелатели, стремящиеся лишить ее этих средств», - сказал протоиерей.

«Таким мне представляется смысл высказываний о. Всеволода, которого я давно знаю и глубоко уважаю», - подытожил он.

протоиерей Борис Даниленко
Директор Синодальной библиотеки Московской Патриархии протоиерей Борис Даниленко также подозревает, что смысл слов о. Всеволода исказили.

«В предложенном контексте говорить об абсолютно точной и адекватной передаче смысла высказываний о. Всеволода не приходится, это очевидно», - сказал он.

Вместе с тем отец Борис признал, что расхожие штампы про «попов на мерседесах» основаны в том числе и на реальных фактах. «В Церкви, к сожалению, действительно присутствует тенденция к обмирщению, к заимствованию представлений о «престижном» у светского общества: богатство, благополучие с сопутствующими «аксессуарами», являющимися символами этого благополучия (дорогие часы, дорогой автомобиль, представленные дорогими брендами и т.д.). Да, к сожалению, это так. И, к великому сожалению, для очень многих людей, которые и ходят в храм, и участвуют в таинствах, подобная демонстрация является демонстрацией силы и достоинства и священнослужителей, и самой Церкви. Увы, не редкость у церковных людей и дурной вкус, и злой нрав, и смешение понятий добра и зла. Но я считаю, что этим вкусам и нравам, не соответствующим евангельскому учению, не следует потакать», - заявил он.

«Простой верующий человек, который может быть и рабочим, и банкиром, должен видеть в священнослужителе в первую очередь молитвенника, постника, воздержника, самоотверженного пастыря или настоящего монаха, а не носителя дорогих часов. Если мы не будем воспитывать свою паству на примерах святых, если сами не будем являть достойный пример, ничего хорошего в социальном плане у нас не получится. Мы должны четко говорить, что любая форма карьеризма – это плохо, это не соответствует духу евангельскому, что любая форма самообогащения, даже если это касается не только монаха, но и мирянина – это плохо, и отсутствие способности снять с себя последнюю рубаху, чтобы поделиться с ближним – это указание на то, что нет в нас духа евангельского. Мне кажется, в этом направлении всем нам христианам надо двигаться. Аскетический образ жизни как был, так и останется самым спасительным. Следовательно, так и надо жить. А примеры святой жизни – и в прошлом, и в настоящем, во всей истории Церкви», - добавил протоиерей.

 Игумен Мелетий (Соколов)
Игумен Мелетий (Соколов), преподаватель Московской духовной семинарии, также согласился, что отнюдь не все в Церкви следуют духу евангельскому.

«Безусловно, есть и такие люди, для которых какая-то дорогая вещь или дорогой роскошный автомобиль – это знаки принадлежности к какой-то конкретной касте, к какому-то определенному сообществу. Но нам до этого какое дело? Сама эта тема какая-то надуманная, причем она намеренно муссируется в СМИ», - сказал он.

«В данном случае уместно вспомнить поговорку о том, что не место ( а можно сказать – и вещь) красит человека. Здесь все понятно и очевидно. Вещи, необходимые для жизни должны быть практичными и надежными и совсем необязательно – дорогими. А если, тем более, народ бедный, то зачем же священнослужителям быть богатыми? Богатством надо делиться с бедными. Для христиан это аксиома», - отметил отец игумен.

«Другое дело – богослужебные предметы, на украшение которых никогда не жалели ни золота, ни драгоценных камней; или купола церковные. Это норма. И это никак не связано с тем, чтобы обязательно носить на себе в повседневной жизни дорогущие вещи и ездить на дорогих машинах. Машины, как и любая вещь, нужная в жизни, должны быть надежными и безопасными. Естественно, чем дороже для нас тот или иной человек, или чем выше его положение в обществе, тем лучше должны быть эти характеристики. Тогда, наверное, и цена будет выше. Но это чистая функциональность, никакого отношения к роскоши не имеющая. Я здесь проблемы не вижу», - заключил отец Мелетий.
Поделиться ВКонтакте Поделиться в Facebook Поделиться в Twitter

Жириновский: "Мы много раз предлагали включить в преамбулу Конституции фразу "Мы русские и другие народы…". Мы не предлагаем дать русским привилегии или преимущества над другими национальностями в России, но давайте хотя бы уровняем права русских с другими".

22 августа в Даниловом монастыре в Москве состоялась встреча Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с Государственным секретарем Святого Престола кардиналом Пьетро Паролином.

Церковный раскол на Украине

Дмитрий Песков не подтвердил информацию о том, что Владимир Путин в 2015 году сказал украинскому коллеге Петру Порошенко, что может "раздавить армию Украины". "Нет, я практически был на всех переговорах, я не слышал такой фразы", - отметил он.

Происшествия на национальной почве

"Трудовым мигрантам можно устанавливать любой график работы, любое количество смен. Они держатся за место, поэтому не качают права, не скандалят и не жалуются. И такая ситуация сама по себе является огромным коррупционным источником для получения очень больших сумм от использования дешевой рабочей силы. Особенно это практикуется в жилищно-коммунальной сфере, в строительстве, в ряде других областей, где требуется достаточно тяжелый физический труд..."

Идея РПЦ - закрепить за эмбрионом право на жизнь - является логичной, если исходить из принципов христианской морали. Но если со своей стороны государство не прогарантирует женщине максимальную поддержку при рождении ребенка, то конечно, эта инициатива будет выглядеть как некая крайность. Поэтому необходимо не к ограничениям каким-то стремиться, а создавать такие условия, чтобы у самой женщины была мотивация отказываться от аборта

Такое впечатление, что либеральные страны Европы по-прежнему живут иллюзиями 80-х-90-х годов, когда они чувствовали себя в абсолютной безопасности, когда были ослаблены социальные противоречия, и можно было пользоваться очень широкими свободами, давая свободы и меньшинствам, в том числе национальным. Но ситуация изменилась, и меньшинства претендуют уже на свою долю власти и богатства. Они активно выступают против действующей системы политических, экономических и социальных отношений в этих ...