Священнослужители о церковной роскоши
15.04.2011 10:23

"Люди хотят, чтобы и храмы Божии, и облачения духовенства, и элементы, связанные с общественным престижем духовенства, были бы максимально видимыми и отражали бы то место Церкви в жизни общества, которое любой верующий человек считает центральным", - сказал отец Всеволод, слова которого приводит "Интерфакс".
"Люди хотят, чтобы церковные торжества были самыми красивыми и самыми торжественными", - заявил отец Всеволод 11 апреля, отвечая на вопросы слушателей молодежного лектория в Москве. В числе прочего протоиерей отметил, что духовенство должно выглядеть достойно в том числе и перед лицом всех сильных мира сего. Тех же людей, которые упрекает духовенство в роскоши, Чаплин назвал недоброжелателями и сравнил с Иудой.

Отметим, что вопрос о церковной роскоши и подозрительно высокой активности духовенства в бизнесе обсуждается в России не первый десяток лет. В 90-е годы Церковь получала льготы при продаже алкоголя, табака и нефти. Тогда же возникло выражение "попы в "Мерседесах", которым критики Церкви пользовались, чтобы подчеркнуть привязанность церковных иерархов к дорогим автомобилям. (Священнослужители о мерседесах, водке и сигаретах).
Один из самых громких скандалов произошел в 2009 году, когда на руке патриарха Московского и всея Руси Кирилла были замечены часы марки Breguet стоимостью до 36 тысяч евро. Недовольство создавшейся ситуацией зреет и в самой Церкви, рядовые служители которой зачастую едва сводят концы с концами. В марте этого года три священника Ижевской и Удмуртской Епархии записали видеообращение к патриарху, в котором подвергли главу РПЦ критике за склонность части духовенства к роскоши, за заигрывание с "толстосумами" и отказ от критики власти (Болезни Церкви расколом не лечатся, - Мнения священнослужителей).
Согласны ли вы с тем, что только богатый священнослужитель будет выглядеть "достойно" в глазах народа? Не считаете ли вы, что демонстративное пристрастие к дорогим вещам компрометирует Церковь в глазах людей? С такими вопросами REGIONS.RU/"Новости Федерации" обратились к священнослужителям.
См. также "Церковь должна быть ближе к народу (Мнения парламентариев)".

Протоиерей Александр Салтыков, настоятель храма Воскресения в Кадашах, считает, что слова прот. Всеволода Чаплина неверно поняли.
«О какой одежде идет речь? О моем подряснике или о церковных богослужебных облачениях? Одно дело – личная жизнь священника, другое дело – жизнь Церкви. Священник действительно должен служить в красивых облачениях, храм должен быть нарядным, церковные сосуды должны быть дорогими. И Церковь должна иметь на это средства. Это не является препятствием для личной скромности священника, взирающего на образы святых, научающегося от их житий, взыскуя духовного начала, а не материального», - сказал он.
«Сребролюбцы же всегда были обречены на осуждение. Ибо сказано, что скорее верблюд пройдет сквозь игольное ушко, чем богатый – в Царствие небесное. Это относится к любому человеку, а к священнослужителю - сугубо», - напомнил отец Александр.
«Привлекательным будет образ такого человека, который, имея доступ к большим средствам, в личной жизни ведет себя скромно и достойно. Но Церковь должна же иметь средства, чтобы оказывать социальную помощь, чтобы развивать систему просвещения и образования, культуру, заниматься миссионерской деятельностью, защищать обиженных и слабых, строить храмы. Все это требует огромных средств. И у Церкви действительно есть недоброжелатели, стремящиеся лишить ее этих средств», - сказал протоиерей.
«Таким мне представляется смысл высказываний о. Всеволода, которого я давно знаю и глубоко уважаю», - подытожил он.

Директор Синодальной библиотеки Московской Патриархии протоиерей Борис Даниленко также подозревает, что смысл слов о. Всеволода исказили.
«В предложенном контексте говорить об абсолютно точной и адекватной передаче смысла высказываний о. Всеволода не приходится, это очевидно», - сказал он.
Вместе с тем отец Борис признал, что расхожие штампы про «попов на мерседесах» основаны в том числе и на реальных фактах. «В Церкви, к сожалению, действительно присутствует тенденция к обмирщению, к заимствованию представлений о «престижном» у светского общества: богатство, благополучие с сопутствующими «аксессуарами», являющимися символами этого благополучия (дорогие часы, дорогой автомобиль, представленные дорогими брендами и т.д.). Да, к сожалению, это так. И, к великому сожалению, для очень многих людей, которые и ходят в храм, и участвуют в таинствах, подобная демонстрация является демонстрацией силы и достоинства и священнослужителей, и самой Церкви. Увы, не редкость у церковных людей и дурной вкус, и злой нрав, и смешение понятий добра и зла. Но я считаю, что этим вкусам и нравам, не соответствующим евангельскому учению, не следует потакать», - заявил он.
«Простой верующий человек, который может быть и рабочим, и банкиром, должен видеть в священнослужителе в первую очередь молитвенника, постника, воздержника, самоотверженного пастыря или настоящего монаха, а не носителя дорогих часов. Если мы не будем воспитывать свою паству на примерах святых, если сами не будем являть достойный пример, ничего хорошего в социальном плане у нас не получится. Мы должны четко говорить, что любая форма карьеризма – это плохо, это не соответствует духу евангельскому, что любая форма самообогащения, даже если это касается не только монаха, но и мирянина – это плохо, и отсутствие способности снять с себя последнюю рубаху, чтобы поделиться с ближним – это указание на то, что нет в нас духа евангельского. Мне кажется, в этом направлении всем нам христианам надо двигаться. Аскетический образ жизни как был, так и останется самым спасительным. Следовательно, так и надо жить. А примеры святой жизни – и в прошлом, и в настоящем, во всей истории Церкви», - добавил протоиерей.

Игумен Мелетий (Соколов), преподаватель Московской духовной семинарии, также согласился, что отнюдь не все в Церкви следуют духу евангельскому.
«Безусловно, есть и такие люди, для которых какая-то дорогая вещь или дорогой роскошный автомобиль – это знаки принадлежности к какой-то конкретной касте, к какому-то определенному сообществу. Но нам до этого какое дело? Сама эта тема какая-то надуманная, причем она намеренно муссируется в СМИ», - сказал он.
«В данном случае уместно вспомнить поговорку о том, что не место ( а можно сказать – и вещь) красит человека. Здесь все понятно и очевидно. Вещи, необходимые для жизни должны быть практичными и надежными и совсем необязательно – дорогими. А если, тем более, народ бедный, то зачем же священнослужителям быть богатыми? Богатством надо делиться с бедными. Для христиан это аксиома», - отметил отец игумен.
«Другое дело – богослужебные предметы, на украшение которых никогда не жалели ни золота, ни драгоценных камней; или купола церковные. Это норма. И это никак не связано с тем, чтобы обязательно носить на себе в повседневной жизни дорогущие вещи и ездить на дорогих машинах. Машины, как и любая вещь, нужная в жизни, должны быть надежными и безопасными. Естественно, чем дороже для нас тот или иной человек, или чем выше его положение в обществе, тем лучше должны быть эти характеристики. Тогда, наверное, и цена будет выше. Но это чистая функциональность, никакого отношения к роскоши не имеющая. Я здесь проблемы не вижу», - заключил отец Мелетий.