Система партсписков позволяет контролировать депутата, который теряет самостоятельность. А одномандатник – он в любой момент может откреститься от партии, и послать ее к едрене фене

Когда дует сильный ветер, бесполезно пытаться его остановить. Поэтому мне кажется, что все-таки бог с ней, с инфляцией - экономика гораздо важнее...

России повезло с парламентом (мнения парламентариев)

27.04.2011 17:54


27 апреля исполнилось 105 лет парламентаризму в России.

Как сообщил Regions.Ru первый заместитель руководителя фракции "Единая Россия" в Госдуме Владимир Пехтин, эта памятная дата будет отмечаться в Таврическом дворце. Именно там 27 апреля 1906 года началась работа первого в истории России представительного и законодательного органа – Государственной Думы.

Пехтин также рассказал, что в эти праздничные дни депутаты во всех регионах проводят в школах открытые уроки под названием "Развитие парламентаризма в России". "Наша цель – рассказать ребятам не только об истории законодательных органов, но и о самом законотворческом процессе, о работе депутатов", - отметил политик. Такую форму взаимодействия с молодежью Владимир Пехтин считает "эффективной и с точки зрения понимания роли парламентаризма в жизни общества, и с точки зрения передачи нашего опыта работы другим поколениям".

Напомним, что в обществе неоднократно возникали дискуссии об обоснованности существования в России двухпалатного парламента. В основном критические замечания звучали в адрес Совета Федерации. Высказывались даже мнения, что верхнюю палату нужно упразднить, поскольку это "ненужная прокладка между Госдумой, которая принимает законы, и президентом".

Насколько в России сложилась система парламентаризма? Как вы оцениваете деятельность Госдумы и Совета Федерации? Эффективно ли работает двухуровневый парламент? С такими вопросами REGIONS.RU/"Новости Федерации" обратились к представителям верхней и нижней палат парламента.

См. также "Парламентаризм в России есть, но пребывает он пока в подростковом возрасте".

Парламентарии считают правильной и эффективной сложившуюся в России систему двухпалатного парламента. Политики также дали свою оценку работе Совета Федерации и Государственной думы, а также высказали пожелания по повышению эффективности их деятельности.

Сергей Лисовский Развитие системы российского парламентаризма "идет своим чередом", считает первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и рыбохозяйственному комплексу, представитель в СФ от Курганской областной думы Сергей Лисовский.

"Власть постоянно хочет ограничить полномочия парламента, но в конце концов понимает, что лучше все-таки делегировать ему какие-то функции, чтобы в результате снять с себя ответственность", - заявил сенатор.

По мнению Лисовского, и Госдума, и Совет Федерации работают равнозначно, занимаясь каждый своим делом, но во имя единой цели – сделать жизнь людей лучше. Правда, как отмечает парламентарий, между двумя палатами "существует соперничество, но оно больше субъективного свойства". "Например, когда поправки к законам идут от Совета Федерации, то их в Госдуме зачастую стараются не замечать", - обратил внимание политик, одновременно выразив надежду, что это явление скорее временное и связано оно с отсутствием парламентской культуры.

Сенатор не считает верхнюю палату "инородным телом" в структуре парламента. "С учетом регионального устройства государства ее наличие оправдано", - резюмировал Сергей Лисовский.

Валерий Парфенов "Развивающейся" считает систему российского парламентаризма заместитель председателя Комитета Совета Федерации по делам Федерации и региональной политике, представитель в СФ от законодательного органа госвласти Самарской области Валерий Парфенов.

"Не надо забывать, что российский парламент еще очень молод – ему всего 17 лет", - заявил сенатор.

Парфенову кажется "абсолютно правильным", что Россия избрала схему двухуровневого парламента. "Пока наше государство является федеративным, централизованное представительство регионов должно быть представлено в обязательном порядке", - пояснил политик. Кроме того, продолжил он, "Госдума – это политические страсти, Совет Федерации – обеспечение нужд регионов, объединяет же нас законотворческая деятельность на благо народа".

Как полагает парламентарий, он не вправе давать оценку деятельности Госдумы и Совета Федерации. "Оценивать их работу могут только люди по тем законам, которые принимаются палатами. Со своей стороны хочу сказать, что если законы позволяют реализовать поставленные президентом и правительством задачи, значит, это указывает на хорошую работу парламента", - подытожил Валерий Парфенов.

Владимир Гусев За дальнейшее совершенствование системы российского парламентаризма выступает первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по экономической политике, предпринимательству и собственности, представитель в СФ от администрации Саратовской области Владимир Гусев.

"Работа парламента зависит от условий, которые ему обеспечивает власть", - заявил сенатор.

Гусев считает достаточно эффективной существующую в России модель двухпалатного парламента. "Госдума и Совет Федерации работают на благо народа и регионов в основном плодотворно, находя ответы на многие спорные вопросы", - указал парламентарий. Как выразился политик, обе палаты "трудятся в рабочем режиме".

Сенатор рассказал, что его парламентский стаж начинается с 1966 года, со времени избрания его членом Верховного Совета СССР. Затем был Верховный Совет РСФСР, Госдума первого и второго созывов, а сейчас – Совет Федерации. "С высоты прожитых лет и работы в парламенте могу сказать, что значение парламента огромное, поэтому парламент надо беречь и верить в мудрость парламентариев", - заключил Владимир Гусев.

Александр Починок "Полностью сложившейся" считает российскую систему парламентаризма первый заместитель председателя Комиссии Совета Федерации по вопросам развития институтов гражданского общества, представитель в СФ от исполнительного органа государственной власти Краснодарского края Александр Починок.

"Она сложилась и существует несмотря ни на что, доказывая свою жизненность", - заявил сенатор.

Деятельность парламента Починок оценивает на "твердую троечку - законы все-таки выходят и работают". Выше, по его словам, он оценить не может, потому что со стороны людей слишком много претензий к деятельности палат, поэтому он выступает за совершенствование их работы. Как признался сенатор, точных рецептов у него нет, но можно подумать, например, над тем, чтобы сократить количество парламентариев. Хотя, заметил Починок, касаясь Совета Федерации, два представителя от каждого региона – это мировая практика.

Одновременно сенатор обращает внимание на то, что "зачастую из парламента создают пугало". "Исполнительная власть переводит на него стрелки, ограничивает в правах. Между тем парламент - это рупор воли народа, поэтому у него должны быть максимально широкие полномочия", - отмечает парламентарий.

Александр Починок также высказал мнение, что хотя у представителей Госдумы и Совета Федерации "находятся причины упрекнуть друг друга, однако механизм парламентского взаимодействия функционирует на приемлемом уровне".

Василий Дума Заместитель председателя Комитета Совета Федерации по природным ресурсам, охране окружающей среды и экологии, представитель в СФ от администрации Костромской области Василий Дума считает, что пока рано говорить о том, что в России сложилась система парламентаризма.

"Так получилось, что в нашей стране преобладает одно мнение, действует единоначалие. А в парламентаризме единоначалия быть не должно", - заявил сенатор. "Как известно, в споре рождается истина, а чтобы был спор - нужны разные мнения", - заметил политик. Именно отсутствие широкого спектра мнений вынуждает парламентария указать на то, что деятельность как Госдумы, так и Совета Федерации не может быть эффективной. "Пока она не очень эффективна. И это не из-за того, что у нас двухпалатный парламент – взаимодействовать-то мы можем, а все потому, что прислушиваемся лишь к одной точки зрения, не замечаем наличия других", - делает вывод Василий Дума.

Валерий Шнякин "Вполне дееспособной" считает сложившуюся в России парламентскую систему заместитель председателя Комиссии Совета Федерации по вопросам развития институтов гражданского общества, представитель в СФ от исполнительного органа государственной власти Нижегородской области Валерий Шнякин.

"Мне представляется, что в нашей стране сложилась вполне дееспособная парламентская система", - заявил он. По его словам, взаимодействие двух палат идет стране на пользу. "Как показывает опыт, совместная работа Государственной думы и Совета Федерации позволяет всеобъемлюще рассматривать самые сложные вопросы и достаточно своевременно принимать необходимые законодательные акты в сфере совершенствования гражданского общества, международных отношений, в других областях", - заключил Валерий Шнякин.

Валерий Богомолов Член Комитета Госдумы по международным делам, член фракции "Единая Россия" Валерий Богомолов считает, что система российского парламентаризма находится пока еще на стадии развития.

"Парламентариям еще есть чему учиться и что совершенствовать", - заявил депутат. Как полагает Богомолов, прежде всего законодателям необходимо больше внимания уделять "умению вести дискуссию, аргументированно и четко отстаивать свою позицию". "К сожалению, сегодня некоторым политикам и журналистам сущность дискуссии видится в способности перекричать друг друга, кого-то в чем-то обличить", - указал парламентарий. Между тем, как подчеркивает депутат, "развитая парламентская демократия предполагает цивилизованный диалог между различными политическими силами, умение слышать своего оппонента".

По мнению Богомолова, в настоящее время и Государственная Дума, и Совет Федерации "работают весьма активно, принимая огромное количество законов и поправок к действующему законодательству". Вместе с тем парламентарий выразил пожелание, чтобы "при работе над всеми без исключения законами хорошо продумывалось, как они будут действовать на практике". "Излишней спешки здесь быть не должно", - подчеркнул политик.

Депутат не разделяет мнение тех, кто сомневается в целесообразности существования Совета Федерации как верхней палаты российского парламента. "В такой огромной стране как Россия просто необходим орган, представляющий ее регионы, каждый из которых имеет свои особенности и интересы", - отметил Валерий Богомолов.

Юрий Медведев "Достаточно высоко" оценивает деятельность за последние несколько лет федерального собрания РФ заместитель председателя Комитета Госдумы по собственности, член фракции "Единая Россия" Юрий Медведев.

"На мой взгляд, законодатели работают напряженно, активно и профессионально", - заявил депутат. В то же время парламентарий признал, что "конечно, нам пока далеко от того парламентаризма, который сформировался в ряде западных стран". "Но там он и развивался на протяжении не одной сотни лет", - заметил Медведев.

Главным достоинством современной парламентской системы в России депутат считает то, что в рамках этой системы "удалось практически с нуля создать новую правовую базу страны". Медведев также подчеркивает, что "как бы сегодня не пытались принизить роль российского парламента, он все же смог занять прочную и надежную нишу в системе государственной власти страны".

Политик не видит необходимости отказываться от модели двухпалатного парламента. При этом он выступает за расширение конституционных полномочий Государственной Думы, предлагая наделить ее правом участвовать в формировании правительства. "Пока же складывается парадоксальная ситуация, когда отдельные министерства и ведомства продвигают в жизнь порой такие решения, которые не всегда устраивают даже парламентское большинство, расходясь с его политическими и программными установками", - обратил внимание Юрий Медведев.

Олег Куликов "Полноценной системы парламентаризма в России пока не сложилось", считает член Комитета Госдумы по охране здоровья, член фракции КПРФ Олег Куликов.

"Государственная Дума является на сегодня скорее декоративным органом, который просто утверждает законы, выходящие из недр правительства и администрации президента", - заявил депутат. Он также отметил, что российские парламентарии "отстранены от контроля за деятельностью исполнительной власти и за реализацией законодательства, а также от участия в формировании правительства". "Даже заслушивание отчета премьер-министра ни играет особой роли, не влечет никаких практических шагов", - обратил внимание парламентарий.

Кроме того, как подчеркивает Куликов, депутаты "не участвуют в реальном контроле за выполнением бюджета". Политик указал и на то, что думцы "до сих пор ни разу не заслушали председателя Центризбиркома на предмет исполнения законодательства о выборах, демократичности и справедливости проходящих в России избирательных кампаний". Все это, по мнению парламентария, позволяет говорить о нижней палате парламента как о "весьма неполноценном органе".

Коснувшись Совета Федерации, депутат отметил, что "сегодня, при отсутствии института выборности СФ, он уже не представляет в полной мере интересы субъектов РФ". "Эта структура превратилась в место почетной ссылки для бывших региональных руководителей, а также в трибуну, с которой представители крупного бизнеса могут лоббировать свои интересы", - считает он. В то же время Олег Куликов не считает возможным в будущем отказываться от системы двухпалатного парламента, подчеркивая, что "региональное и национальное разнообразие России должно быть отражено в системе государственной власти страны".

Олег Шеин Не видит возможности говорить о том, что в России сформировался на сегодня полноценный парламентаризм, заместитель председателя Комитета Госдумы по труду и социальной политике, заместитель руководителя фракции "Справедливая Россия" Олег Шеин.

"И дело не только в том, что по Конституции Россия является президентской республикой", - заявил депутат. Как отмечает парламентарий, Государственная Дума "уже на протяжении восьми лет действует в условиях абсолютной монополии одной и той же партии, чьи представители фактически штампуют спускаемые им решения исполнительной власти".

В этой ситуации, по словам Шеина, нижняя палата не выполняет "основной миссии парламента, которая состоит в создании законов". "Само парламентское большинство практически никаких законов не пишет, а утверждает то, что навязывают никому не известные чиновники из органов исполнительной власти", - указал он. "Поэтому, ни о каком парламентаризме в России говорить пока нельзя", - убежден депутат.

Политик считает в целом оправданной для нашей страны модель двухпалатного парламента. Он обратил внимание, что "изначально Совет Федерации задумывался как структура, отстаивающая интересы российских территорий". "Однако, после того, как верхняя палата стала формироваться путем назначения ее членов, эта ее основная функция была по сути утрачена", - полагает парламентарий. В связи с этим Олег Шеин выступает за то, чтобы "вернуться к выборности Совета Федерации".

Сергей Иванов Не видит сегодня "эффекта для страны в целом" от деятельности российского парламента член Комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи, член фракции ЛДПР Сергей Иванов.

"Сама система парламентаризма у нас, конечно, сложилась, но она оказалась полностью под контролем исполнительной власти", - заявил депутат. По его словам, "это видно прежде всего по законам, которые принимаются исключительно в интересах этой власти". Вместе с тем Иванов отметил, что представленные в Государственной Думе оппозиционные партии "должны предъявлять претензии и к самим себе, задуматься над тем, почему они неспособны влиять на политическую ситуацию в стране".

Парламентарий указал также на "низкую исполнительскую дисциплину, создающую большие проблемы с реализацией в России действующего законодательства".

Политик напомнил, что ЛДПР "уже очень давно" выступает за упразднение Совета Федерации. "Верхняя палата не играет никакой серьезной роли в законотворческом процессе, она превратилась в некий отстойник для миллионеров", - выразил мнение Сергей Иванов, заметив, что "даже спикер Совета Федерации перестал представлять из себя оппозиционера".
Поделиться ВКонтакте Поделиться в Facebook Поделиться в Twitter

"Вообще-то по Конституции принудительный труд у нас запрещен, а сенатор предлагает привлекать к принудительным работам граждан, получающих пособие по безработице, хоть знает, что это за пособие, и стоит ли из-за него, как говорится, «жилы рвать»? Да это крошечные деньги, и он еще предлагает наказывать! Наказывать надо того, кто придумал такое пособие по безработице, которое у нас ниже прожиточного минимума..."

Парламентарии комментируют

Дойдет ли до второго чтения закон о QR-кодах – сейчас трудно сказать, потому что ожидается массовый наплыв «омикрона», и в Москве он уже, строго говоря, начался. Если верить опыту Южной Африки, обычно продолжается он 1,5-2 месяца. Региональные власти у нас и без того делают то, что считают нужным, без закона о QR-кодах. Поэтому может быть так, что пандемия будет развиваться быстрее, чем будет приниматься этот закон.

Парламентарии и бизнес

Наша страна – это страна тротуарной плитки, торговых центров и видеокамер. Те люди, которые формируют у нас институты власти, финансовые потоки, - им нужно, чтобы в стране было как можно больше видеокамер, потому что это очень хорошие деньги. Какая-то фирма получит теперь право заниматься и цифровизацией судов. Возможно, уже есть какой-то приближенный олигарх, который будет этим заниматься. А как мы будем предъявлять бумаги и документальные свидетельства тех или иных слов, которые озвучивает адвокат?

"Результаты работы парламента будут зависеть прежде всего от того, собирается ли правительство существенным образом изменять экономический курс. Судя по бюджету, этого делать не предполагается. При такое политике практически невозможно существенно улучшить материальное и социальное положение людей. Поэтому по-прежнему российская экономика будет развиваться относительно медленно, и не будет выполнен указ президента № 204, согласно которому мы должны обеспечить экономический прорыв. не будут ...

Видимо, когда власть не может сделать жизнь людей лучше, - не важно, по причине нежелания, или неумения, - власти нужно министерство, которое будет вбивать людям в голову то, что они стали жить лучше. И, наверное, первое, что будет делать министерство – это раздавать нашим гражданам бесплатно телевизоры, с комплектом федеральных каналов. Для такого министерства это будет самым эффективным способом воздействия на умы людей. Раньше это делалось посредством радио и газет, теперь добавилось тел ...

"В отдельных ситуациях, где граница между регионами исторически проходит по очень плотно населенному участку, возможно, действительно стоит принимать какие-то решения по уточнению границ. Но это должны решить уже сами соседствующие друг с другом субъекты, там, где этого сделано не было, и возникали какие-то споры. Но это вопросы, которые должны регулироваться, скажем так, в субсидиарном порядке между самими субъектами. А в тотальном определении границ субъектов просто нет необходимости..."