Политический язык и национальный вопрос, - Мнения священнослужителей
26.08.2011 10:46

В правительстве готовится законопроект о масштабной замене терминологии, используемой в сфере межнациональных отношений, сообщает "Независимая газета". Предлагается использовать слово "национальный" только в отношении всей России, в случае же разговора о разных народах нашей страны будут использоваться слова "этнический", "межэтнический" и т.д.
Первоначальный вариант обширного законопроекта по унификации терминологии в настоящее время уже разработан Министерством регионального развития. Выяснилось, что корректировать предстоит не менее полутора десятков действующих законов.
Следует заметить, что используемая нами сейчас терминология в сфере межнациональных отношений вошла в употребление только в советское время. Российская империя своих подданных по национальностям не делила. Первая всеобщая перепись населения Российской империи в 1897 году вообще не содержала вопроса о национальности, и представление об этнической принадлежности можно было получить только по ответам на вопрос о родном языке.
Частью советского наследия стало чрезвычайно усложненное национальное деление страны. В последнее время руководство России предприняло ряд действий, направленных на унификацию государственной структуры. В частности, прошло сокращение количества субъектов федерации: с 2003 – 2008 годы произошли слияния субъектов в рамках Пермской и Иркутской областей, Красноярского, Камчатского и Забайкальского краев. В 2010 году республики Северного Кавказа по собственной инициативе отказались от должностей президентов. Как пояснил автор этой инициативы – Рамзан Кадыров – президент в России может быть только один.
Об необходимости унификации сложившейся в России ситуации с национальными республиками заявил на днях Regions.Ru член Совета Федерации от Забайкальского края Бато-Жаргал Жамбалнимбуев. Он считает, что для более тесного сплочения российского народа "имело бы смысл в названиях регионов отказаться от деления на национальные республики". Парламентарий склоняется к названиям, выбранным по территориальному признаку. По мнению сенатора, отказ в названиях республик от этнического фактора "уберет барьеры между их представителями и поможет людям быстрее ощутить себя равными, гражданами одной страны, россиянами".
«Нужна ли реформа политического языка в сфере межнациональных отношений? Не следует ли отказаться от упоминания национальностей и этносов в названии субъектов Федерации? Как, на ваш взгляд, должна называться общность, охватывающая всех граждан нашей страны?» - с такими вопросами корреспондент Regions.Ru обратился к священнослужителям и экспертам.

Протоиерей Сергий Махонин, настоятель храма Сошествия Святаго Духа в пос. Первомайском Нарофоминского района Московской области, директор Московской православной гимназии имени Иоанна Богослова, отметил, что все эти предложения и связанные с ними вопросы, так или иначе, связаны с проблемой самоидентификации.
«Кто-то считает себя гражданином мира, кто-то гражданином страны, в которой живет, а кто-то идентифицирует себя исключительно по этническому признаку. Это, конечно, личное дело. Важнее самоопределение всего народа как результат его внутренней духовной работы», - сказал он.
«О терминологии можно спорить сколько угодно. Другой вопрос – насколько адекватно она отражает реальность, самосознание граждан, живущих в едином государстве. Можно ли это навязывать?» - усомнился он.
«Все-таки важнее, чтобы люди осознавали себя единой общностью, патриотами страны, в которой они все вместе живут, связанные чем-то общим и в плане культуры, и в плане истории. Для меня как русского священника такой общностью является или, вернее, должен таковой быть русский народ. Это общность культуры, очень разнообразной, не унижающей чьего-либо личного достоинства и самобытности, это общность языка, государственная общность, но самое главное – общность духовная», - заключил отец Сергий.

Протоиерей Александр Салтыков, настоятель храма Воскресения в Кадашах, напомнил, что в царской России все же существовала определенная национальная концепция.
«Она заключалась в том, что существует единый русский народ, в состав которого входят и великороссы, и белорусы, и малороссы, а кроме того на территории России проживает и много других племен и народов, имеющих свою историю и культуру. И они имеют полное право на проживание, они имеют право присоединиться к русскому народу, если признают законы русского государства», - сказал он.
«Эта простая концепция давала очень хорошие плоды в течение столетий, и лучше всего вернуться именно к ней. Мне кажется, это самоочевидно, хотя не все это принимают. Можно, конечно, это по-разному комментировать, как-то приспосабливать к современности, но уйти от этого никуда нельзя. Потому что основа нашей государственности – это русский народ, даже если называть его российским», - заключил протоиерей.

Священник Андрей Алексеев, клирик храма св. мчц. Параскевы Пятницы в Качалове, отнесся к идее реформы политического языка в сфере межнациональных отношений с опаской.
«Сейчас сильна тенденция к умалению роли русского человека, русского народа в России. Людей, стоящих на патриотических позициях, автоматически записывают в русские националисты. Из языка «вычищают» понятия, связанные с русской культурой, с русским народом как носителем этой культуры, ставят нас в положение «Иванов, не помнящих родства». И этот процесс имеет системный характер. И я боюсь, как бы очередные реформы не оказались следующим шагом по этому пути», - сказал он.
«Безусловно, проблемы в межнациональных отношениях надо решать. Но мы видим, что, как правило, они решаются таким образом, что в умалении и унижении, в отстранении от возможности нормально жить в своей стране оказывается именно русский человек», - добавил священник.

Исмаил-хаджи Бердиев, председатель ДУМ Карачаево-Черкесии, председатель координационного центра мусульман Северного Кавказа, считает, что как ни меняй названия субъектов или слова в законах – ничего не изменится.
«Не думаю, что замена слов в законах, касающихся национальности, поможет решить проблему межэтнических отношений. Ведь одно дело – официальный текст, другое – массовое сознание. Например, когда-то в СМИ придумали фразу «лицо кавказской национальности», которая унизительна и оскорбительна, - теперь так называют представителей всех народностей Кавказа, хотя в СМИ тиражировать фразу перестали», - сказал он.
«Главное - понимать, что все, кто живет в России – россияне. Когда это будет всеми осознанно, то и конфликтов не будет. Вот в США все считают себя американцами, несмотря на свое разное национальное происхождение. Здесь дело не в словах, а в самоопределении и в национальной идее», - заключил Исмаил-хаджи.

Согласен с ним и имам Тульской области Ришат-хазрат Давыдов.
«Многие даже не знают значения слова «этнический», а слово «национальность» понятно всем. поэтому смысла в законопроекте я не вижу», - сказал он.
«В названиях субъектов тоже менять ничего не надо, ведь по большей части они носят названия исторических территорий. Как еще назвать дагестанцев или татар? Да, все они россияне, но тысячелетнюю историю никуда не денешь», - подытожил он.

По словам ответственного секретаря Всемирного русского народного собора Олега Владимировича Ефимова, традиция Российской империи разделять людей по вероисповеданию, а не по национальности, - гораздо лучше и ближе ему и его коллегам.
«Это, прежде всего, попросту удобнее: чтобы не обидеть гостя, надо знать его традиции и бережно к ним относиться», - пояснил он.
«Мы уже сталкивались с переменами в «национальных» вопросах законодательства, когда в паспорте отменили графу «национальность». Православная общественность выступала против этой отмены. Лучше бы графу оставили и заполняли по желанию. Особенно это касается малых народов, которые сотни лет чтили свои традиции, а теперь не могут о себе заявить», - сетует Олег Владимирович.
«Такие тонкие вопросы надо рассматривать максимально корректно. Конечно, все мы – россияне, но это смахивает на советский народ с его искусственным объединением. К тому же знание того, кто перед тобой, поможет разрядить конфликтную ситуацию, т.к. ты будешь иметь представление о национальных особенностях человека», - считает Ефимов.
«Все подобные законопроекты требуют широкого обсуждения с духовными лидерами всех конфессий, представителями религиозных общин и диаспор», - заключил он.

Аюбжон Темурович Нуридинов, руководитель Нижегородского таджикского культурного центра «Дусти - Дружба», не видит ничего плохого в том, чтобы люди могли заявлять о своей национальной принадлежности.
«Например, я – таджик, и я горжусь этим и не скрываю своей национальности», - говорит он.
«Лучше знать, что за человек перед тобой, чем называть его «лицом кавказской национальности» или «выходцем из средней Азии», тем более, когда у этого человека есть российское гражданство», - считает Аюбжон Темурович.
«Если же отказаться от упоминания национальностей и этносов в названии субъектов Федерации, то это только нагнетет и без того сложную ситуацию», - заключил он.