Если в течение восьми лет Запад не смог посадить Киев за стол переговоров с Донецком и Луганском, то сегодня это сделает Россия

Если сложить уровень жизни какой-нибудь Марьи Ивановны, уборщицы и того же Абрамовича, то, конечно, в среднем получится выше, чем в СССР

Кто должен решать судьбу советских названий, - Мнения священнослужителей

14.10.2011 10:12



Заместитель мэра Москвы по социальной политике Людмила Швецова заявила, что городские власти рассмотрят вопросы о переименовании станции московского метро «Войковская», названную именем Петра Войкова, который участвовал в казни царской семьи. Она также не исключила, что Ленинградскому вокзалу могут вернуть прежнее имя - Николаевский.

«Эти вопросы мне известны, и мы над ними собираемся работать, как и над любыми другими предложениями. Рассматривая каждый из этих вопросов, мы будем опираться на разные мнения, в том числе мнения москвичей», – заявила Швецова. При этом она не исключила возможности проведения социологических опросов и исследований.

Швецова также рассказала, в честь кого бы назвала улицу в Москве. «Во-первых, в честь Евдокии Московской. Это великая женщина, которая очень много сделала для Москвы. В Москве нет памятника и нет улицы имени Николая Алексеевича Некрасова. В городе должна появиться улица летчика, Героя Советского Союза Алексея Маресьева», – считает заммэра.

Regions.Ru не раз обсуждали вопрос об именах и названиях советского времени – в особенности тех, которые даны в честь людей, запятнавших себя тяжелыми преступлениями (Халтурина, Свердлова, Войкова, Белы Куна, Землячки и т.п.). См., например:
Место ли именам палачей на картах русских городов, - Мнения священнослужителей

Священнослужители о советских именах на карте

Священнослужители об улице Солженицына

Священнослужители о законе и Бойко-Великом

Имена террористов на карте, - Мнения священнослужителей

Однако все предложения о переименованиях упираются в так и не решенную проблему об отношении к советскому прошлому. Каждый раз высказываются две непримиримые точки зрения: для одних организаторы революционного террора – преступники, возвеличивать которых позорно, для других это «часть нашей истории, от которой мы не имеем права отказываться».

Как показывают опросы, чаще всего сторонников сохранения советских названий оказывается больше: одни выступают за них из ностальгии по советскому прошлому, другие опасаются связанных с переименованием хлопот и расходов, для третьих советские названия привычнее и понятнее, четвертые предлагают ничего не трогать, опасаясь раскола в обществе, пятые предлагают вообще оставить этот вопрос как маловажный. Наконец, на стороне советских названий выступает сила инерции: оставить все как есть проще, чем менять.

Напомним, что сами деятели советского времени прекрасно понимали воспитательное и агитационное значение топонимики, оттого и переписали до неузнаваемости – и часто не по одному разу - большинство названий на карте России. Во многих городах – в том числе и с давней историей - почти или совсем не осталось «несоветских» названий. При этом большевики не считались ни с укорененностью старых названий в истории (чего стоят переименования Петербурга, Тверской, Невского проспекта), ни с массовостью переименований (после ХХ съезда КПСС были переименованы тысячи городов, сел, поселков, улиц и других объектов, носивших имя Сталина).

См. также:
Не надо лишать Россию памяти о советском прошлом (Мнения парламентариев)

«Нужны ли, на ваш взгляд, переименования? Кто должен решать судьбу советских названий?» - с такими вопросами корреспондент Regions.Ru обратился к священнослужителям.

Отец Олег Стеняев
Протоиерей Олег Стеняев, клирик храма Рождества Иоанна Предтечи в Сокольниках, отметил, что про Войкова, люди чаще всего просто не знают, кто это такой.

«Простой обыватель думает, что это какой-то «пламенный революционер», «борец за правду», а это обычный бандит, детоубийца, личность того же порядка, что и Чикатило», - резко сказал он.

«Исходить нужно из положения, что советская власть была нелегитимной. Она возникла в результате государственного переворота, осуществленного на иностранные деньги. И этому нужно дать юридическую оценку. Но этого не хотят делать, потому что тогда повиснет в воздухе и легитимность нынешних властей», - считает протоиерей.

«Это, конечно, не значит, что надо специально переделывать все, что было в советские годы. Подход должен быть более выверенным. В конце концов, снесли же сами большевики памятники Сталину, Берии, Кагановичу», - напомнил отец Олег.

Отец Борис Михайлов
Протоиерей Борис Михайлов, настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы в Филях, считает, что отношение к советским названиям свидетельствует о плачевном состоянии народного духа.

«Конечно, по большому счету судьбу советских названий должен решать народ. Но, к сожалению, народ наш парализован и духовно, и политически. Он подвергся тяжким испытаниям в советское время и вышел из него во всех отношениях травмированным. Народ остался без настоящих вождей», - сказал отец Борис.

«Решающее слово, конечно, за народом. Но инициативу должны проявлять политические деятели, которые должны идти впереди народа, которые должны видеть и понимать, что советское прошлое - это тягчайшее бремя нашего настоящего. Большевизм до сих присутствует в нашей жизни, в том числе и в названиях, которые давно потеряли всякий смысл и звучат укором всем нам», - отметил батюшка.

«Намерение московского правительства можно только приветствовать и надеяться, что оно получит должную поддержку. И если возникнет такое движение, то и Церковь не должна оставаться в стороне. Ведь духовенство - пастыри народа. Их прямая обязанность говорить народу правду, открывать ее не в политическом аспекте, а в первую очередь в духовно-нравственном. Мы должны донести до народа, что нельзя прославлять убийц и палачей», - заключил он.

протоиерей Александр Кузин
Протоиерей Александр Кузин, клирик храма Космы и Дамиана в Шубине, считает, что принимать решения о переименовании должно общество, - «другой вопрос, насколько активно оно будет этим заниматься?»

«Мне бы хотелось, чтобы все было вынесено на народное обсуждение. К сожалению, из этого можно устроить гвалт со скандалами, что нередко случается, но можно сделать действительно общественно-важное мероприятие, которое поспособствует сплочению народа», - советует священник.

«Трудно сказать, куда приведут инициативы представителей власти в данном вопросе. Все-таки хочется, чтобы эта идея послужила консолидации общества. У нас очень мало такого рода процессов, и нужно все сделать разумно, - говорит отец Александр. – А что касается переименования в целом, то улицы, названные именем цареубийц и прочих кровавых тиранов - это вызов здравому смыслу и Богу».

Отец Артемий Скрипкин
Протоиерей Артемий Скрипкин, руководитель отдела по делам молодежи Санкт-Петербургской епархии, настоятель храма Петра и Павла при университете им. Герцена в г. Санкт-Петербурге говорит о том, что процесс декоммунизации не только не завершен, но даже толком не начат.

«Главные тому свидетельства - мумия на Красной площади, пирамида над ней и красные звезды на башнях Кремля. Если уж начинать декоммунизацию, то с самых знаковых вещей: убрать это капище с главной площади страны. Но если не хватает на это духу, то хотя бы пусть заменят названия улиц, которые носят имена людей, запятнавших свои руки кровью тысяч невинных», - призывает протоиерей.

«Есть, конечно, и спорные моменты: я, например, не возьмусь решать судьбу названий в честь Максима Горького. Пусть знающие люди решают, классик он русской литературы или прислужник большевиков», - добавил батюшка.

«принимать решения по переименованию должны специальные комиссии, куда должны входить представители общественных структур, движений, желательно участие представителей Церкви. Весь народ должен иметь возможность высказать свое мнение», - заключил отец Артемий.

Отец Димитрий Арзуманов
Священник Димитрий Арзуманов, настоятель храма св. првд. Иоанна Кронштадтского в Жулебине, считает, что называть улицы в честь Урицкого, Свердлова, Абельмана и прочих – все равно что в честь Шамиля Басаева, Доку Умарова и других террористов.

«Это, конечно, позор. Все улицы и площади, носящие имена бандитов, убийц и террористов, без сомнения, должны быть переименованы. Им должны быть возвращены исторические имена, а если это новые улицы, то ведь их можно назвать и в честь действительно героев или выдающихся деятелей науки и культуры, живших в том числе и в советское время», - решительно заявил священник.

«Многие наши беды именно от приятия нашего кровавого советского прошлого, от отождествления себя с этим прошлым, восхищения им, культивирования этой ностальгии. В Болгарии, например, не осталось ни одного памятника, ни одной улицы Димитрова - потому что там народ осознал, что подобные персонажи этого не достойны», - добавил отец Димитрий.

Альбир-хазрат Крганов
Член Общественной палаты РФ, муфтий Москвы и Центрального региона России Альбир-хазрат Крганов считает обязательным условием переименований согласование с общественностью.

«Если есть просьбы людей, направленные в соответствующие органы власти, то там должны реагировать, делать выводы и реально действовать. А переименовывать улицы и населенные пункты – это правильно, давно пора начать этим заниматься», - говорит муфтий.

«У нас многие улицы сегодня носят имена людей, о которых большинство ничего не знает. У такой великой державы, как Россия, хватает своих героев, которые достойны того, чтобы их имена были увековечены. Особенно это относится к населенным пунктам, в которых родились выдающиеся личности. В них зачастую нет ни улицы, ни переулка, названных в честь знаменитых земляков. Это попросту нечестно по отношению к своим же гражданам», - подытожил Альбир-хазрат.

 Гульнур-ханум Газиева
Пресс-секретарь Совета муфтиев России Гульнур-ханум Газиева считает, что переименования нужны и возможны.

«Принимать решения о переименовании должны комиссии профессионалов, которые должны учитывать все нюансы и аспекты. Надо проводить и социологические опросы, так как мнение людей не менее важно», - говорит она.

«Вот в случае со станцией метро «Войковская» мне все понятно, и я вполне согласна, что пора ее переименовать. А переименование вокзала – спорный вопрос, ведь это часть памяти о городе Ленинграде, где многие пережили блокаду, погибли в страшные годы войны. И здесь надо продуманно подойти к решению вопроса. Настолько ли важно историческое название Николаевский?» - продолжает Гульнур-ханум.

«У нас есть герои, как исторические, так и современные, в честь которых вполне можно назвать улицы, дать их имена значимым объектам. Главное в этой работе – избежать огульности и кампанейщины», - заключила Газиева.

Валентин Владимирович Лебедев
Председатель Союза православных граждан, главный редактор журнала «Православная беседа» Валентин Лебедев напомнил, что существуют специальные органы власти, которые рассматривают вопросы о переименовании, «хотя такие вещи должен решать народ».

«В советское время многое переименовывали, не считаясь с народом, с финансовыми средствами, поскольку в первую очередь это носило пропагандистский и идеологический характер. После падения советской власти наш Союз православных граждан вместе с фондом «Возвращение» стал ратовать не за переименование, а за возвращение досоветских имен», - рассказывает он.

«Слава богу, в крупных городах в 90-х годах частично произошла смена названий, но в маленьких населенных пунктах ничего не изменилось: там улицы до сих пор носят имена Клары Цеткин, Белы Куна и т.д. вместо бывших Покровских, Ильинских и других исторических названий улиц. У нас нет советской власти, а Советские улицы есть. К тому же не доведены до конца многие начатые процессы: Библиотека им.Ленина в центре Москвы давно называется Российской государственной и не носит имя организатора переворота, но станция метро, расположенная под ней, зовется по-старому. Название «Ленинградский вокзал» вообще противоречит здравому смыслу: нет больше города Ленинграда, есть Санкт-Петербург», - говорит Лебедев.

«Кстати, фонд «Возвращение» выяснял, дорого ли обойдется возврат исторических названий. Так вот: недорого. Гораздо дороже развивать шизофрению в умах молодых людей, которые ходят по этим улицам и подспудно усваивают другое: есть станция метро «Царицыно», а по этой же ветке есть станция «Войковская». Так что инициатива Людмилы Швецовой крайне продуктивна и положительна, мы наконец-то услышали голос государственного человека», - заключил Валентин Владимирович.
Поделиться ВКонтакте Поделиться в Facebook Поделиться в Twitter

Жириновский: "Мы много раз предлагали включить в преамбулу Конституции фразу "Мы русские и другие народы…". Мы не предлагаем дать русским привилегии или преимущества над другими национальностями в России, но давайте хотя бы уровняем права русских с другими".

22 августа в Даниловом монастыре в Москве состоялась встреча Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с Государственным секретарем Святого Престола кардиналом Пьетро Паролином.

Церковный раскол на Украине

Дмитрий Песков не подтвердил информацию о том, что Владимир Путин в 2015 году сказал украинскому коллеге Петру Порошенко, что может "раздавить армию Украины". "Нет, я практически был на всех переговорах, я не слышал такой фразы", - отметил он.

Происшествия на национальной почве

"В свое время Медведев как президент и как премьер-министр все сделал для того, чтобы позволить нашему олигархату для снижения русской рабочей силы «закачивать» в Россию огромные толпы мигрантов. Спохватились только тогда, когда «жареный петух клюнул», и появились уже целые районы, в том числе в Москве, где доля компактно проживающих мигрантов превышает 20%. А 20% - это уже когда люди навязывают свой образ жизни, не желают адаптироваться, и по сути дела становятся хозяевами ситуации..."

"Мы знаем, что президент уже услышал граждан, сказав, что необходимо разобраться с данной законодательной инициативой, и фактически отложив ее рассмотрение во втором чтении. А теперь еще и патриарх высказался. Мы должны с коронавирусом бороться, а не с гражданами, поэтому тут с патриархом трудно не согласиться..."

Такое впечатление, что либеральные страны Европы по-прежнему живут иллюзиями 80-х-90-х годов, когда они чувствовали себя в абсолютной безопасности, когда были ослаблены социальные противоречия, и можно было пользоваться очень широкими свободами, давая свободы и меньшинствам, в том числе национальным. Но ситуация изменилась, и меньшинства претендуют уже на свою долю власти и богатства. Они активно выступают против действующей системы политических, экономических и социальных отношений в этих ...