Если в течение восьми лет Запад не смог посадить Киев за стол переговоров с Донецком и Луганском, то сегодня это сделает Россия

Если сложить уровень жизни какой-нибудь Марьи Ивановны, уборщицы и того же Абрамовича, то, конечно, в среднем получится выше, чем в СССР

Вынужденная остановка

11.11.2011 19:27


8 ноября «Транснефть» на несколько часов приостановила прокачку нефти по нефтепроводу «Баку-Махачкала-Новороссийск». Причиной остановки стала утечка нефти в Кизлярском районе Дагестана. Прибывшая на место происшествия следственно-оперативная группа зафиксировала факт преступной несанкционированной врезки в нефтепровод «Обводный вокруг Чеченской республики». Выявленный случай не единственный. Южный федеральный округ был и остается лидером по объемам хищения нефти из магистральных нефтепроводов. Нефтяники бьют тревогу: раскрываемость таких преступлений низкая, правоохранительные органы и суды бездействуют, а возможный объём средств от продажи похищенной нефти сопоставим с официальным бюджетом Дагестана. В республике возникли криминальные сети, интегрированные с местными властными кланами.

Нефть на рисовом поле

Ежегодно по нефтепроводу «Баку-Махачкала-Новороссийск» прокачивается около 5 млн тонн нефти. Маршрут стратегический: он позволяет доставлять каспийскую нефть на экспорт в страны ближнего и дальнего зарубежья.

8 ноября нефтяникам пришлось остановить работу нефтепровода. Быстро нашли врезку в магистральный нефтепровод «Обвод вокруг Чеченской республики» в Кизлярском районе Дагестана, и именно из обнаруженного незаконного (и негерметичного, естественно) отвода произошел выход нефти. В результате на почву вылилось около 5 кубометров топлива, площадь загрязнения составила примерно 30 на 35 квадратных метров. Большая часть продуктов утечки попала на убранное рисовое поле.

По данным «Транснефти», обнаруженная врезка входит в целую систему криминальных нефтепроводов, выполненных наклонным бурением. Ее общая протяженность - около 12 километров. Сама труба изготовлена из пластмассы, ее диаметр - около 100 миллиметров. При этом незаконные врезчики становятся все более изобретательными, привлекая промышленную технику и современные технологии, маскируя свои врезки.

Конечным пунктом этой криминальной системы был небольшой местный нефтеперерабатывающий завод и находящийся поблизости железнодорожный узел. Однако на сам завод труба не доходит. Заметая следы, владельцы обрезали ее в месте ввода на территорию - сразу за забором предприятия и промыли часть трубы от остатков нефти. Было объявлено, что эта труба не использовалась для хищений и, ссылаясь на это, местные органы правопорядка отказываются возбуждать уголовное дело, не говоря уже о том, чтобы доказывать вину владельцев «самовара». Однако уже на расстоянии трёх километров ближе к нефтепроводу экспертиза обнаружила остатки парафина, а ещё ближе к магистрали и саму нефть, но впечатление на полицию эти данные не произвели.

Роковой маршрут

Южный федеральный округ - наиболее сложный регион с точки зрения контроля за безопасностью прокачки нефти и раскрываемости нефтяных хищений. Ситуация напоминает период становления советской республики в двадцатые годы, когда вроде территория и находится в составе страны, а «советской власти» на местах нет.

Только в период с января по сентябрь месяц на маршруте «Баку-Тихорецк» было зафиксировано недопоступление 50 тыс. тонн нефти. Борьба с нелегальными врезчиками для работников службы безопасности «Транснефти» - не только трудновыполнимая, но и зачастую опасная для жизни задача.

В марте 2010 года на втором километре автодороги Хасавюрт-Бабаюрт (вдоль все того же магистрального нефтепровода «Обводный вокруг Чеченской республики») в результате взрыва фугаса пострадали трое работников службы безопасности компании «Черномортранснефть» - оператора системы нефтепроводов в республике. За несколько дней до теракта пострадавшие сотрудники обнаружили признаки несанкционированной врезки на глубине трех метров с отводом длиной более девяти километров. Кто-то явно не захотел терять «золотую жилу».

Чиновники местной администрации заявляют, что вопрос охраны нефтепроводов находится в компетенции самой «Транснефти» и не проявляют большого интереса к этой проблеме до тех пор, пока на свет не выкапывается очередная «присоска». Как только начинаются работы по ликвидации, местные чиновники администрации и Росприроднадзора решают осуществить контроль за соблюдением «прав землепользователей и экологических и природоохранных норм».

Каждый месяц в регионе пресекают попытки несанкционированных врезок в магистральные нефтепроводы. Служба безопасности «Транснефти» при обнаружении злоумышленников крайне ограничена в своих полномочиях, и даже если происходит задержание, то до суда дело доходит с невероятным скрипом, а в суде и вовсе «тонет». Фактически это не приводит к реальному задержанию и наказанию преступников. «Рука руку моет», как говорят в народе. За последний год в Дагестане было реально осуждено всего два человека, один из которых бомж, а второй – уже отбывающий наказание. Видимо нефть воровал он прямо из зоны!

Только за два летних месяца этого года «Транснефть» недосчиталась в общей сложности 18 тысяч тонн нефти в трубе, транспортирующей «черное золото» из Азербайджана в порт Новороссийск.

В Дагестане в летние месяцы из системы «Транснефти» незаконно «утекло» около десятой части транспортируемой нефти. Ущерб российских нефтяных компаний, сырье которых поставляется по этим нефтепроводам, огромен. При средней цене 100 долларов за баррель на мировом рынке это 350 миллионов долларов в год!

Кто «крышует» «самовары»

Как бороться с нефтяным бандитизмом? Эта отрасль теневого бизнеса Дагестана - основа для финансирования бандформирований, коррумпированной части милиции и отдельных кланов. Привлекательность незаконных врезок растет по мере роста цен на «черное золото» и роста потребностей местной «элиты».

В результате оперативных мероприятий с начала года были обнаружены и ликвидированы 32 незаконные врезки, способ исполнения которых свидетельствует о том, что это далеко не инициатива отдельного умельца или даже небольшой группы умельцев. Вероятнее всего на территории Дагестана отработаны хорошо законспирированные схемы хищений нефти, которые включают как «властную» санкцию на подключение к трубе, так и обеспечивают рынок сбыта украденной продукции – её переработку, транспортировку, и продажу в другие регионы. Этакая криминальная экономика в отдельно взятой республике.

В июле 2011 года в Ростовской области таможня задержала более 200 цистерн. Согласно бумагам, в цистернах перевозились специфическое топливо и мазут. Груз следовал из Республики Казахстан в Республику Украина. Однако проверка показала, что цистерны загружены сырой нефтью. Её рыночная стоимость составила более 56 млн руб. и не исключено, что это окажутся те самые объёмы, которые недосчитались при прокачке нефти через Дагестан.

Клановость во власти способствует созданию «нефтяной» криминальной цепочки. Как правило, во главе такой цепочки стоит директор-распорядитель, близкий к главе района. В его распоряжении - мини-НПЗ (тот самый «самовар»), иногда нелегальный. Охраняют «самовар» те, кого в прессе называют «ваххабитами». Бандиты, попросту говоря. Или даже местная милиция. ФСБ в ситуацию практически не вмешивается. К сожалению, организаторы хищений зачастую так и остаются безнаказанными - их «крышуют» высокопоставленные чиновники. А к уголовной ответственности привлекаются по преимуществу рядовые исполнители.

Ясно одно: ситуация с «врезками» в Дагестане вызывает всё больше и больше опасений. Это не несколько банальных воришек, а огромная преступная сеть. Ее нужно переломить. В ближайшее время «Транснефть» планирует усилить меры контроля за нефтепроводом на всём его протяжении. Как ожидается, в ход пойдут новейшие разработки оборонных НИИ и закупаемые за рубежом средства оперативного слежения.

Олег Павлов

Поделиться ВКонтакте Поделиться в Facebook Поделиться в Twitter
Рост цен и борьба с ним

Игорь Сечин обвинил независимые сети АЗС в создании монопольных структур в регионах, призванных подстегнуть рост цен на топливо. По его словам, доля независимых сетей АЗС на рынке составляет 30 процентов, остальное приходится на вертикально интегрированные компании. "Но эти 30% и влияют на ценообразование, потому что их поддерживает Федеральная антимонопольная служба. Если мы даем цену ниже, то сразу попадаем на антимонопольное разбирательство, значит, вынуждены даже поднимать цену"

Санкции против России и ответ на них

Американский Конгресс может не успеть принять закон о новых санкциях против России до конца года и будет вынужден отложить введение ограничительных мер.

Украина и Россия

"Мы понимаем, что если в теории наступательная операция будет проводиться РФ с задействованием воздушных сил, то наша армия просто не выстоит".

"Создание каких-то мощных агломераций, наверное, возможно. Только возникает вопрос: а за счет каких средств, за счет какой мотивации? Если это не культурный центр, не политический центр, не центр экономической жизни, значит нужно придумывать что-то такое, чтобы туда тянулись люди. Да, можно построить где-то новые города. А кто там будет жить, чем там люди будут заниматься?"

"Первое, с чего Хуснуллину надо начать – это проанализировать ситуацию, когда мы многократно поднимали тарифы на 20, 30, 40, 100%, и объясняли этой программой модернизации. То есть, сегодня в отношении Росводоканала, ТГК, всех компаний, которые работают в этой отрасли, нужно проверить, выполнили они инвестиционную программу, или нет. Если не выполнили, то должны привести ее в нормативное состояние, а если выполнили, то тогда у них и не должно быть тарифов, диктуемых вот этой модернизацией..."

"Чубайс, конечно, слуга доллара, Соединенных Штатов Америки, и потому излагает позицию США и их союзников в той же Европе. Суть этой позиции очень простая. США и их союзники, которые вместе представляют всего лишь 10% человечества, живут за счет оставшихся 90%. Например, 80% всех валютных ресурсов человечества – это доллар и евро. А выпускают их и выгодоприобретателями являются государства, где проживает всего лишь 10% от всего народонаселения планеты. Поэтому с этих позиций Чубайс прав..."

"У нас уже несколько поколений автовладельцев, которые пользуются автодорожной сетью, выплатили государству сполна через всевозможные, скажем так, финансовые обременения, фискальные выплаты, налоги и прочее. Поэтому неприемлемое совершенно предложение, которое говорит о патологической жадности и недалекости авторов подобных идей. Прибыль ведь получают с оборота. Если будет дешевый проезд по платным трассам, люди будут этими трассами пользоваться. А если вы завышаете тарифы, уменьшится поступл ...

Предполагается, что провайдеры освобождаются от всякой ответственности за блокировку информации к которой Роскомнадзор требует закрыть доступ , да и вообще от ответственности за обеспечение безопасности киберпространства. Теперь это будет делаться централизованно: появится некое устройство, которое будет предотвращать угрозы для нашей сети. Но что это устройство, где произведено и сколько стоит если верить авторам, то – около 20 млрд рублей! – никто не знает

"Наша земля должна использоваться российскими предпринимателями. Мы можем поставлять нашу сельхозпродукции на территорию Узбекистана, но давать им в аренду такое огромное количество земли, где практически будут ограничены полномочия Российской Федерации,где возникнут этнические поселения, анклавы, и учитывая, что договор может быть долгосрочным, может потом пролонгироваться, - это очень и очень опасная перспектива. Запустить кого-либо на землю всегда легко, а вот потом освободить ее будет сложн ...