Если в течение восьми лет Запад не смог посадить Киев за стол переговоров с Донецком и Луганском, то сегодня это сделает Россия

Если сложить уровень жизни какой-нибудь Марьи Ивановны, уборщицы и того же Абрамовича, то, конечно, в среднем получится выше, чем в СССР

Сумеет ли наше кино научиться у Голливуда хорошему? - Мнения священнослужителей

23.11.2011 09:59


Джон Уэйн
Владимир Путин, выступая на заседании правительственного совета по развитию отечественной кинематографии, предложил кинематографистам выработать свой нравственный кодекс по образцу Голливуда 30-х годов.

Этический кодекс Хейса был принят в 30-х годах в США Американской ассоциацией производителей и прокатчиков. Кинодеятели договорились не снимать картин, подрывающих нравственные, религиозные и семейные устои общества, склоняющих симпатии зрителей на сторону преступников, пропагандирующих насилие, наркокультуру и алкоголизацию. Кодекс служил неофициальным национальным стандартом в Америке в течение 37 лет, которые впоследствии прозвали «золотым веком Голливуда».

Премьер-министр отметил: "Во время функционирования документа успело сформироваться несколько поколений граждан с определенными ценностями, установками и жизненными ориентирами", так что многие его установки продолжают определять систему ценностей зрителя. Этот положительный опыт нужно перенять, убежден председатель правительства, "сформулировать для российского киносообщества подобный свод внутренних этических норм".

"Речь не идет о каких-то жестких требованиях, регламентирующих свободу творческого процесса, а своего рода пожеланиях, выполнение которых будет зависеть только от доброй воли и степени ответственности мастера", - уточнил он.
Еще одна постоянная тема общественных дискуссий - содержание кинофильмов, теле- и радиопрограмм. "Все больше и больше продукции со сценами насилия, убийств, предательств. Более того, доступ к ним детей и подростков не ограничен", - заметил премьер-министр. "Но если государство начнет очень жестко в одностороннем порядке диктовать свои условия, вводить какие бы то ни было запреты - это, безусловно, будет восприниматься как ущемление прав и свободы творчества, как возрождение цензуры, - считает Владимир Путин. - Мы, конечно, не собираемся идти по этому пути". В сфере культуры, в том числе в кинопроизводстве, нужны законы корпоративной этики.

"Это предложение для обсуждения - никаких управляющих органов создаваться не будет", - прокомментировал идею премьер-министра кинорежиссер Федор Бондарчук. "Морального кодекса строителя коммунизма не будет!" – подтвердил исполнительный директор Фонда поддержки отечественной кинематографии Сергей Толстиков.

Разговоры о необходимости этического кодекса для журналистов и кинематографистов идут давно. Regions.Ru не раз опрашивали священнослужителей и парламентариев об их отношении к этой идее, см., например:

Нужен ли СМИ контроль, - Мнения священнослужителей

Священнослужители о российском кинематографе

"Госбюджет сделает телевидение более моральным и профессиональным (мнения политиков и общественности)". "Или "Дом-2", или Россия (мнения парламентариев)".

"Телевидение давно пора поставить на контроль (мнения парламентариев)".

Священнослужители о контроле над СМИ и свободе слова

Священнослужители о российском телевидении

Как призвать СМИ к порядку? - Мнения священнослужителей

Во время таких обсуждений практически все сходятся на том, что этический кодекс необходим и что на всякое безобразие должно быть свое приличие. Напомним, в 2005 году руководители ведущих шести российских телеканалов уже подписывали "Хартию телевещателей против насилия и жестокости", обязуясь тем самым, что будут действовать строго в рамках законодательства и не допустят распространения "информации и материалов откровенно циничного и оскорбительного характера и/или пропагандирующих культ насилия и жестокости". Между тем депутат Госдумы Любовь Слиска в интервью Regions.ru подчеркивала, что после принятия хартии "объем телепрограмм с жестокими сценами лишь увеличился".

Причина тому – забвение принципа «Нет нормы без санкции за ее нарушение». В золотую эру Голливуда безнравственных картин не снимали не потому, что все кинематографисты были добродетельны и неустанно заботились об общественной морали, а потому, что фильм, нарушающий «кодекс Хейса», прокатчики отказались бы покупать, а если бы кто из них решил купить такую картину, тот столкнулся бы с серьезными санкциями от гильдии. Иными словами, запреты были, - просто их приняло и следило за их исполнением не государство, а профессиональное сообщество. Аналогичным образом в США контролируется и содержание телепрограмм: за ним следит не государство, а общественные организации (профессиональные, родительские и др.), у которых есть вполне реальные рычаги воздействия на телекомпании. У нас же любой запрет мыслится как запрет государственный и потому нарушающий свободу слова и творчества – а следовательно, единственной допустимой санкцией мыслится «нравственное осуждение», которое на деле не работает.

«Почему, на ваш взгляд, в России не удается создать работающую систему, которая блокировала бы нарушающие общественную мораль фильмы и телепрограммы? Кто, на ваш взгляд, должен взять на себя этот контроль? Как его следует осуществлять? Нужны ли какие-либо санкции и, если да, то какие?» - с такими вопросами корреспондент Regions.Ru обратился к священнослужителям.

См. также:
Российский кинематограф должен брать пример с Голливуда (Мнения парламентариев)

Отец Владислав Свешников
Протоиерей Владислав Свешников, настоятель храма Трех Святителей на Кулишках, считает выступление Путина по сути правильным, но не верит, что оно возымеет какие-то ощутимые последствия.

«Конечно, лучше уж такое предложение, чем вообще никакого. Если бы кроме Церкви у нас были бы еще нравственные силы, которые смогли бы выстроить такой общественный орган! Только общество дальше разговоров не идет. В самом обществе нет четких представлений об этической норме, ограждающей его от нравственного безобразия, оно нуждается хотя бы в самых элементарных представлениях о нравственности», - сказал он.

«Такой общественный орган, безусловно, нужен. Увы, сейчас это просто мечта. В самом же обществе против этого многие восстанут. Оно уже так воспитано, - особенно молодежь, уже не имеющая никакого представления о классической культуре. Культура вытесняется «попсой», и общество это устраивает. Потому что для него «попса» и есть культура. Именно подобному уровню культуры соответствуют и киношники. Есть, конечно, и силы, которые специально ее лоббируют», - отметил отец Владислав.

«Для создания общественного контроля над СМИ и кинематографом необходимо все-таки проявление твердой политической воли руководства. Может быть, тогда что-то еще и получится», - заключил протоиерей.

Отец Артемий Скрипкин
Протоиерей Артемий Скрипкин, руководитель отдела по делам молодежи Санкт-Петербургской епархии, настоятель храма Петра и Павла при университете им. Герцена в г. Санкт-Петербурге, считает, что в данном вопросе ответ очевиден: «Эффективно таким контролем всегда занималось государство, будь то пристрастное отношение Сталина к кинематографу, или же опосредованное отношение в демократическом обществе, как в США».

«Голливуд – это одна из систем пропаганды соответствующего образа жизни, который контролируется государством, и его демократичность фиктивна. Да, существуют требования, по которым отбирают формат, но это не началось само по себе. Родина Голливуда – это Германия, оттуда пришел великий кинематограф, это в значительной степени детище Третьего рейха», - считает священник.

«Естественно, кинематографическое сообщество воспринимает главу государства как главного заказчика квот на нравственность. Когда таких заказов не поступает, каждый делает то, что считает справедливым: поклоняется золотому тельцу, зарабатывает деньги. И киноискусство становится не рупором какой-либо идеологии, подкрепляемой госресурсом, а просто коммерческой составляющей замкнутой на прибыли и кассовости», - говорит отец Артемий.

«Поскольку в каждом человеке присутствует греховность, отсюда и рейтинг передач, которые взывают к низменным инстинктивным зверским началам. И выступление Владимира Путина, к сожалению, выглядит как часть некой предвыборной риторики. Кто возразит идее о нравственности? Вопрос в том, изменится ли действительно искусство после этого, или мы так и будем плыть по течению?» - спрашивает священнослужитель.

Отец Максим Первозванский
Главный редактор журнала «Наследник» протоиерей Максим Первозванский считает, что нам не удается создать систему, контролирующую мораль и нравственность, потому что в стране нет политической воли.

«Наше общество до сих пор не может прийти в себя, радуясь собственной свободе последние 20 лет. И с одной стороны люди понимают, что уже пора что-то делать, а с другой – воспринимают любую такую попытку как введение цензуры. Но есть же мировой опыт, к которому стоит прислушаться. Речь идет о переменах на открытых федеральных каналах, об общедоступной рекламе, фильмах в прокате. Можно же вывести все, что не стоит показывать, на платные телеканалы», - предлагает он.

«Чтобы создать соответствующий климат в стране, надо делать определенные шаги в этом направлении. Можно созвать общественных деятелей, призванных авторитетов в соответствующей отрасли искусства. Да, возможно первые решения будут с определенными ошибками, но, как говорится, если ничего не делать, то из всех вариантов реализуется худший», - убежден отец Максим.

«Все механизмы можно отработать, - в том числе и оспаривание решений комиссий. Идеальных законов не существует, для решения ошибок и нужна активная общественная работа. Вспомните, когда появилась политическая воля на тему игорного бизнеса, то сразу изменилась ситуация в стране. Да, не без издержек, но в целом результат положительный. И в случае с общественной моралью необходима такая же воля, и мы сразу же увидим перемены», - подытожил он.

Игумен Никон (Головко)
Игумен Никон (Головко), председатель Издательского совета Донского ставропигиального монастыря, считает, что в данном случае действительно следовало бы поучиться на американском опыте.

«Почему же у нас так не получается? - Мне кажется, что сейчас вкусы и потребности нашего общества крайне низкие. То, что сейчас выходит на наши экраны стало для большинства уже вполне привычным и просто продуктом потребления», - сказал он.

«Хотя и то, что снимается в кино, и то, что мы видим на телевидении, это прямое нарушение закона, в частности закона о журналистике, запрещающего показ сцен, разрушающих моральные нормы. А ведь всех журналистов учили этот закон соблюдать. Очевидно, что закон нарушается ради прибыли», - добавил отец игумен.

«Я надеюсь, что в нашей стране все-таки появится общественный орган, который сможет выступать в роли цензора и ограждать в первую очередь подрастающее поколение от тех безумств, которые обрушиваются с экранов», - заключил он.

Отец Андрей Алексеев
Священник Андрей Алексеев, клирик храма св. мчц. Параскевы Пятницы в Качалове, очень одобрил выступление главы правительства.

«Отрадно подобное слышать. Безусловно, нужно двигаться в этом направлении. Ведь без понятия о нравственности не может существовать человеческая личность. На поле безнравственности не могут взойти добрые плоды», - сказал он.

«Сама идея прекрасная, и ее многие поддержат. Но и государство должно ее реально поддержать, а не просто обозначить, что, мол, нам это нужно. Нужно создавать координационный совет из представителей различных общественных структур. Особое место должна занимать Церковь. Ведь понятие нравственности имеет божественный источник. Но и государственные учреждения культуры и образования не должны оставаться в стороне. Мы должны объединить усилия. В этом вопросе все должны быть единомышленниками. Потому что это вопрос о будущем нашей страны. Все здоровые силы общества должны поддерживать друг друга», - призвал отец Алексий.

«Вот только бы эти предложения не остались лишь на бумаге, не оказались всего лишь элементом предвыборной кампании. Если это делается только ради рекламы, то это очень печально и нечестно», - добавил священник.


Ахмад-хазрат Ахметов, имам-мухтасиб северных районов Омской области, считает, что России нельзя плыть по течению, принимая то, что нам навязывают США.

«Должен быть закон, который бы регулировал создание и трансляцию фильмов и телепередач. Называйте это цензурой, как угодно, но в нашей стране по-другому нельзя. У нас и законы выполняются не лучшим образом, что говорить об общественном контроле? К тому же гражданское общество в России в большинстве своем абсолютно не работоспособное и работать не хочет», - убежден он.

«Поскольку сегодня главной целью остается жажда наживы любым способом, то актуальными остаются слова Окуджавы из песни лисы Алисы и кота Базилио: «Пока живут на свете дураки, обманывать нам, стало быть, с руки». Поэтому нельзя пускать все на самотек, нужно четко обозначить пределы: запретить показывать сцены насилия, жестокости, пошлости, пропаганду алкоголя и курения, не должно быть оскорблений своей страны – ни ее прошлого, ни настоящего. Только введение цензуры может с этим справиться», - заключил Ахмад-хазрат.
Поделиться ВКонтакте Поделиться в Facebook Поделиться в Twitter

Жириновский: "Мы много раз предлагали включить в преамбулу Конституции фразу "Мы русские и другие народы…". Мы не предлагаем дать русским привилегии или преимущества над другими национальностями в России, но давайте хотя бы уровняем права русских с другими".

22 августа в Даниловом монастыре в Москве состоялась встреча Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с Государственным секретарем Святого Престола кардиналом Пьетро Паролином.

Церковный раскол на Украине

Дмитрий Песков не подтвердил информацию о том, что Владимир Путин в 2015 году сказал украинскому коллеге Петру Порошенко, что может "раздавить армию Украины". "Нет, я практически был на всех переговорах, я не слышал такой фразы", - отметил он.

Происшествия на национальной почве

"В свое время Медведев как президент и как премьер-министр все сделал для того, чтобы позволить нашему олигархату для снижения русской рабочей силы «закачивать» в Россию огромные толпы мигрантов. Спохватились только тогда, когда «жареный петух клюнул», и появились уже целые районы, в том числе в Москве, где доля компактно проживающих мигрантов превышает 20%. А 20% - это уже когда люди навязывают свой образ жизни, не желают адаптироваться, и по сути дела становятся хозяевами ситуации..."

"Мы знаем, что президент уже услышал граждан, сказав, что необходимо разобраться с данной законодательной инициативой, и фактически отложив ее рассмотрение во втором чтении. А теперь еще и патриарх высказался. Мы должны с коронавирусом бороться, а не с гражданами, поэтому тут с патриархом трудно не согласиться..."

Такое впечатление, что либеральные страны Европы по-прежнему живут иллюзиями 80-х-90-х годов, когда они чувствовали себя в абсолютной безопасности, когда были ослаблены социальные противоречия, и можно было пользоваться очень широкими свободами, давая свободы и меньшинствам, в том числе национальным. Но ситуация изменилась, и меньшинства претендуют уже на свою долю власти и богатства. Они активно выступают против действующей системы политических, экономических и социальных отношений в этих ...