Мы можем установить прожиточный минимум в 2 копейки, и тогда у нас все будут богатыми...

Нужно не уговаривать сверхбогатых делиться, а заставить! Куда они сбегут? Во Францию, где до 70% прогрессивный налог? Им некуда бежать! А будут обманывать – тюрьма, банкротство, конфискация имущества...

Должна ли Россия стать национальным государством? - Мнения священнослужителей о национализме Навального

13.01.2012 11:50



Рунет активно обсуждает беседу (публичный разговор) писателя Бориса Акунина с известным блогером и оппозиционным политиком Алексеем Навальным, опубликованную на сайте радиостанции «Эхо Москвы».

Навальный, один из лидеров протестного движения, заявившего о себе декабрьскими митингами в Москве, позиционирует себя как русского националиста, сторонника превращения России в национальное государство. При этом он резко отводит обвинения в стремлении «превратить всех нерусских и полурусских в людей второго сорта».

Свою позицию он объясняет так: «Источник власти в национальном государстве - нация, граждане страны, а не сословная элита… Государство нам нужно для обеспечения комфортного и достойного проживания граждан этого государства, защиты их интересов индивидуальных и коллективных. Национальное государство - это европейский путь развития России, наш милый уютный, при этом крепкий и надёжный, европейский домик».

Это, с его точки зрения, обусловливает особое место большинства как в национальной, так и в религиозной сфере: «Православие – главная религия России и не нужно самих себя обманывать, пытаясь стоять на позициях абсолютного равенства. Особая роль РПЦ объяснима и разумна. Больше 80% граждан считают себя православными (пусть при этом они в церковь не ходят). Понятно, что попытка дать буддистам России столько же внимания, сколько православным, обречена на провал.
Прекрасно, что в Татарии и Башкирии есть выходные, связанные с исламскими праздниками. Однако мы не должны отрицать очевидное: религия России - православное христианство.
Ещё раз: никакой дискриминации это, в принципе, предполагать не может. Ограничение представителей других конфессий или атеистов должно неотвратимо преследоваться по закону. Людей второго сорта не бывает, а если кто-то так считает, то он опасный лунатик, которого нужно перевоспитывать, лечить или изолировать от общества. Ни о каком ограничении прав граждан по этническому принципу речи идти не может в принципе».

В поддержку этой позиции выступила и известная публицистка Юлия Латынина: «Существует огромный потенциальный спрос на нормальное националистическое движение - не то, которое позволяет любому люмпену сказать «Я – русский, поэтому я буду грабить, резать и убивать, и все равно буду замечательный», а то, которое позволяет офицеру сказать «Я – русский, и мой долг – умереть за Россию, если надо»… Позиция правоверной российской леволиберальной интеллигенции формируется предельно ясно: хорошего национализма нет. Всякий, кто произносит слово «нация», - это фашист».

Звучат, разумеется, и противоположные мнения: «Подтвержденное Алексеем Навальным осуждение «химеры россиянства» для любого реального российского (да и европейского) демократа неприемлемо... В лучшем случае, это возвращение к концепции «старшего брата», в худшем - этническая чистка», - пишет, например, известный экономист Е.Гонтмахер.

Напомним, что тему «легального национализма» Regions.Ru уже обсуждали. Тогда большинство опрошенных высказались за то, чтобы реально распространенные в обществе националистические настроения были легально представлены в политике.

«Как бы вы прокомментировали позицию Навального? Как относитесь к идее превратить Россию в национальное государство?» - с такими вопросами корреспондент Regions.Ru обратился к священнослужителям.

протоиерей Борис Даниленко
Директор Синодальной библиотеки Московской Патриархии протоиерей Борис Даниленко считает, что в словах Навального много верного, если их правильно понять.

«Слова А. Навального вызывают у меня смешанные чувства. Под многими я сам готов подписаться», - сказал он.

«В самом понятии «национализм» я ничего плохого не вижу, хотя это слово часто используют как ругательство. Я также абсолютно согласен, что государство – это, собственно, механизм, обеспечивающий права граждан, и не более того – ничего возвышенного в служении чиновников я не вижу», - заявил протоиерей.

«С определением значения титульной нации я тоже согласен. Еще Иосиф Бродский, еврей по национальности и русский поэт, говорил об империи русского языка. Исчез Советский Союз, давно исчезла Российская империя, но существует империя русской словесности, которую уничтожить невозможно. Это важно понять», - добавил он.

«Но когда от русской (не «российской»!) культуры мы переходим к понятию «русский народ», начинаются странности. Ведь по существу мордва, удмурты, марийцы – это тоже русский народ. И сами себя они определяют как людей именно русского (не «российского»!) мира, для которых русский язык родной, для которых Лев Толстой – их соплеменник. При этом у них есть и своя национальная культура и свой язык. Тогда что, собственно, значит «Россия для русских» (хотя Навальный прямо об этом и не говорит, но вся дискуссия о современном русском патриотизме фактически сводится именно к этому)? Мне кажется, что удел русского языка, его величие именно в многонациональности. Как когда-то латынь и греческий объединяли всю мировую культуру, также и русский язык объединяет людей, - даже живущих на разных континентах. Поэтому говорить о России как мононациональном государстве нельзя» - считает отец Борис.

«Что касается религиозности, то православное христианство – это обязательно сознательный выбор. Если мы его будем навязывать, мы разрушим реальную связь человека с православной традицией. Если мы будем заявлять, что человек в нашей стране рождается русским и православным, то допустим непоправимую ошибку», - отметил священнослужитель.

«Подводя итоги, выделю два принципа. Во-первых, государство для граждан, а не наоборот. Чиновники - наемные работники, которым граждане платят зарплату, и если они работают плохо, их выгоняют. Во-вторых, религия – дело личного выбора. Если их соблюдать, все будет в порядке, и мы будем жить в свободном и замечательном во всех отношениях обществе и государстве», - заключил он.

протоиерей Димитрий Смирнов Настоятель храма святителя Митрофания Воронежского, зав. сектором МВД Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными учреждениями протоиерей Димитрий Смирнов решительно заявил, что Россия никогда не была, не может и не должна быть национальным государством.

«Эта идея запущена Навальным только для того, чтобы привлечь внимание к собственной персоне. Это средство самораскрутки, средство приобрести популярность в связи с текущим моментом вне исторического сознания. Вот и все», - сказал он.

«О каком «национальном государстве» можно говорить в стране, где более ста народов? Россия - это империя, и кто работает на империю, тот и русский. Национальность здесь ни при чем – в некотором смысле это понятие вообще выдумали большевики», - заявил отец Димитрий.

«Я вообще за унитарное государство, где все должны жить мирно и дружно», - заключил он.

Протоиерей Александр Ильяшенко Протоиерей Александр Ильяшенко, настоятель храма Всемилостивого Спаса бывшего Скорбященского монастыря на Новослободской, считает, что позиция Навального вызывает множество вопросов.

«Где четкое определение, что, собственно, такое «национальное государство»? Каким образом устанавливается степень русскости – по анкетным данным, по паспорту, по крови? Я, например, считаю себя русским, но во мне столько кровей намешано!», - сказал он.

«То же касается и православия. По сравнению с преп. Серафимом Саровским я, к примеру, никакой не православный», - добавил отец Александр.

«Другое дело, что нельзя унижать великий народ, нельзя стремление к человеческому и национальному достоинству объявлять чем-то неприемлемым или даже преступным. Но это должно регулироваться и соответствующими законами, и соответствующим отношением власти к этим проблемам», - отметил протоиерей.

«Беда в том, что Навальный как-то легкомысленно касается очень сложных проблем. О них многие тома написаны, их разные страны в разное время решали – и иногда очень разумно. Беда в том, что скопировать ничье решение нельзя: сейчас другие реалии, другие исторические условия. Надо бы опираться на найденные решения, адаптировать их к современности и двигаться вперед. Одними декларациями тут не отделаешься», - заключил священнослужитель.

 Игумен Гермоген (Ананьев)
Игумен Гермоген (Ананьев), насельник Московского Данилова монастыря, оговорился, что с развернутым изложением позиции Навального он не знаком, а по выдержкам судить трудно.

«Как кажется, здесь есть разумные предложения. Безусловно, русские составляют большинство населения страны. Это ядро, вокруг которого формируется ее культурный фон. Роль православия также сомнению не подлежит. Так что приоритеты обозначены в целом верно», - сказал он.

«Вопрос, какие из этих положений последуют практические выводы. Ведь из истории известно, что многие хорошие идеи сильно искажались при их реализации. Как, например, выдержать приоритеты русской национальной культуры, русской нации без ущерба другим национальным традициям? Это очень серьезный вопрос, требующий досконального изучения», - добавил отец Гермоген.

Отец Валерий Буланников
Иерей Валерий Буланников, клирик храма свт. Николая в Отрадном, считает идею России как национального государства губительной.

«Россия со времен Киевской Руси всегда была многоплеменной и многонациональной. Это всегда был союз племен и народов, постепенно объединявшихся. Россия как «национальное государство» - абсурд. Эта идея давно уже отыграна в русском сознании и сдана в архив. Петр говорил, что Россия – это страна «россов», т.е. всех живущих на данной территории. Это правильно, потому что Россия – это империя, где всем народам должно быть хорошо», - сказал он.

«Отмечу, что русский народ шел на жертвы, чтобы поднять другие народы на более высокий уровень культуры. Наша культура и наша цивилизация уникальны по своей широте и полифонии. В этом наше отличие, например, от «средних» американцев, причесанных под одну гребенку и с поразительно узким восприятием культуры – о духовной глубине я уже и не говорю», - отметил священник. «Навальный этого отличия не чувствует: видимо, не хватает йельского образования. Он смотрит на русскую культуру сквозь американские понятия. Оттого все его построения выглядят как спекуляция или пшик», - жестко заключил он.

Отец Игорь Шумилов
Священник Игорь Шумилов, настоятель Воскресенской церкви д. Васильевское Рузского р-на, согласился, что на первый взгляд позиция Навального выглядит привлекательно.

«Но часто бывает так, что слова расходятся с делом. Коммунисты после красивых слов устроили кровавый террор. Фашисты в Германии пришли к власти мирным законным путем благодаря красивым обещаниям, и во что это вылилось?» - напомнил он.

«Что за человек Навальный, я не знаю, и потому его позиция мне, православному русскому человеку, не вполне понятна. Что он называет русским народом? Что для него значит «русский человек»? Ведь Достоевский говорил, что без Бога русский человек – дрянь. Поэтому говорить о русском народе в отрыве от православной христианской веры бессмысленно», - считает священник.

«Русские составляют подавляющее большинство населения России – давно пора признать очевидный факт, что Россия, по сути, мононациональное государство. Никакого противоречия принципам демократии в этом утверждении нет. В свою очередь, большинство русских считают себя православными, от 80% до 90% крещены, причем никто их к этому не принуждает. Поэтому необходимо признать нашу страну и монорелигиозной. В словосочетании «русский значит православный», таким образом, никакого противоречия нет», - добавил он.

«Трижды подчеркну, что никакого ущерба самосознанию людей других национальностей и других вероисповеданий в признании этого факта быть не может. Миссия русского народа в мире – это христианское служение. И величие этой миссии соразмерно величию христианского служения. Какой в связи с этим должна быть власть, какой должна быть государственность? Вывод очевиден. Власть, безусловно, должна принадлежать русским, как государствообразующей нации. Но власть должна пониматься не как узурпация, а по слову последнего русского императора, как служение христианским идеалам. Справедливо суждение, что русский народ – народ богоносец. Наш Бог есть Любовь. И именно тот народ – богоносец, который несет любовь», - заключил отец Валерий.

Священник Димитрий Лин
Священник Димитрий Лин, клирик Храма святителя Николая на Трех Горах, считает, что Алексей Навальный опоздал с идеей национального государства «лет эдак на пятьсот».

«Если превратить Россию в национальное государство, то размеры страны окажутся в пределах территории времен Ивана Грозного. Мы все-таки заинтересованы в сохранении нашей великой цивилизации, где фундаментом является не только русский элемент, но и другие народы. Россия развивалась как имперское государство, то есть многонациональное, которое включает в себя в русском варианте и другие вероисповедания при доминировании православия», - говорит он.

«В СССР национальная идея была заужена, русских унижали. Советская политика сохраняла за национальностями внешний антураж, но внутреннее духовное содержание уничтожалось. Поэтому вполне естественно пробуждение национального интереса сегодня. И мы должны, опираясь на лучшие национальные идеи, не отрицать тех, кто не входит в русскую нацию – которая и сама представляет собой союз трех народов: малороссов, белорусов и русских», - убежден священник.

«Национальная политика должна не разделять, а объединять, в том числе все лучшее, что есть в духовном, культурном и экономическом наследии каждой нации. Чтобы лучшее умножалось, а худшее трансформировалось и преобразовывалось в едином сплаве народов. Если национальные идеи основаны не на противостоянии и уничижении других, их можно только приветствовать», - подытожил отец Димитрий.

Отец Илия Шугаев
Священник Илия Шугаев, настоятель храма Архангела Михаила города Талдома (Московская область), согласился с Навальным в том, что православие является культурообразующей религией.

«По нескольким фразам тяжело судить обо всем мировоззрении Алексея Навального, но мысль, что национальное государство предполагает опору на культурообразующую религию, сама по себе верна. Если культурообразующей религией у нас является православие, то, к примеру, в школах всем должна преподаваться православная культура. Человек может не быть последователем христианства, но чтобы понимать культуру страны, где он живет, он должен знать основы православной культуры. При этом если государство признает основной религией православие, то никакого ущемления прав других вероисповеданий быть не должно. Хочешь изучать мусульманство – пожалуйста, изучай, но знай при этом и православие», - считает отец Илия.

«Что касается слов Юлии Латыниной, то здесь все верно и понятно: отдавать жизнь за своих близких и за свою Родину – это вполне христианская идея. Во время Великой Отечественной войны все народы нашей страны шли в бой умирать за Россию», - заключил священнослужитель.

Шафиг Пшихачев
Президент Международной исламской миссии, генеральный представитель Координационного центра мусульман Северного Кавказа, член Общественной палаты РФ, муфтий Шафиг Пшихачев напомнил, что Россия испокон веков была многонациональным государством.

«В строение государства много сил вложили представители самых разных национальностей: вспомним Шереметьевых, Бековичей-Черкасских, Юсуповых и т.д. Наше главное достояние – это как раз многонациональность и многоконфессиональность. Никто не должен быть ущемлен в своих правах, в вероисповедании, свободе слова и самореализации», - говорит он.

«Россия не может существовать как национальное государство в европейском понимании. Конечно, нельзя не признать, что 80% населения страны - представители православных славянских народов, но в то же время на юге и востоке у нас живут и другие народы, которые много значат для нашей страны. Поэтому выпячивать одну нацию, делать особый акцент на одной религии – это неправильно», - убежден муфтий.

«Другие, не славянские народы – они же не пришлые, они всегда жили на своих территориях. И мы должны дорожить нашими отношениями, которые строились веками. А государство должно функционировать на равных правах и едином законе. Скорее, нам всем надо работать над единой российской идентичностью и над ростом уровня нравственности, духовности и культуры. Тогда и вопросов о национальном государстве не будет возникать», - подытожил Шафиг Ауесович.


Ришат-хазрат Давыдов
Имам Тульской области Ришат-хазрат Давыдов категорически назвал идеи навального «полным бредом».

«Россия – великая многонациональная страна, и быть, к примеру, официально только православной по вероисповеданию она никогда не сможет. Россию невозможно представить без представителей других национальностей и других религий: мусульмане, иудеи, буддисты – все мы являемся частью нашей страны», - говорит он.

«Религии вообще нельзя расставить по списку и распределить по номерам: вера или есть, или ее нет. Религия всегда остается вне ранжира, поэтому для меня удивительно, как можно решать, какая из религий главнее? Если уж на то пошло, то среди мусульман в процентном соотношении гораздо больше верующих, чем среди православных. Но это не является поводом для каких то привилегий или какого-то отбора», - заключил имам.

Рав Зиновий Коган
Председатель Конгресса еврейских религиозных организаций и объединений России раввин Зиновий Коган считает, что государство может быть национальным в том случае, когда все жители страны признают себя русскими в качестве граждан своей страны.

«Человек может быть представителем любого этноса, любой религии, но если мы все живем в России, то являемся русскими. И если Алексей Навальный подразумевает именно это, я с ним соглашусь», - говорит он.

«Слово «нация» у нас в России часто подменяется словом «национальность», - надо разделять эти понятия. Вообще идея построить национальное государство не нова, ей уже тысяча лет, и Навальный тут далеко не первый. Важно, чтобы люди отделяли свое этническое происхождение от национального осознания себя, как гражданина страны. Если путать эти понятия, то тут и до фашизма недалеко», - предупреждает Зиновий Львович.

«Сначала надо себя идентифицировать по принадлежности к государству, а потом уже определять людей по религиозному признаку или по этническому» - заключил раввин.
Поделиться ВКонтакте Поделиться в Facebook Поделиться в Twitter

Жириновский: "Мы много раз предлагали включить в преамбулу Конституции фразу "Мы русские и другие народы…". Мы не предлагаем дать русским привилегии или преимущества над другими национальностями в России, но давайте хотя бы уровняем права русских с другими".

22 августа в Даниловом монастыре в Москве состоялась встреча Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с Государственным секретарем Святого Престола кардиналом Пьетро Паролином.

Церковный раскол на Украине

Дмитрий Песков не подтвердил информацию о том, что Владимир Путин в 2015 году сказал украинскому коллеге Петру Порошенко, что может "раздавить армию Украины". "Нет, я практически был на всех переговорах, я не слышал такой фразы", - отметил он.

Происшествия на национальной почве

"Наша земля должна использоваться российскими предпринимателями. Мы можем поставлять нашу сельхозпродукции на территорию Узбекистана, но давать им в аренду такое огромное количество земли, где практически будут ограничены полномочия Российской Федерации,где возникнут этнические поселения, анклавы, и учитывая, что договор может быть долгосрочным, может потом пролонгироваться, - это очень и очень опасная перспектива. Запустить кого-либо на землю всегда легко, а вот потом освободить ее будет сложн ...

Идея РПЦ - закрепить за эмбрионом право на жизнь - является логичной, если исходить из принципов христианской морали. Но если со своей стороны государство не прогарантирует женщине максимальную поддержку при рождении ребенка, то конечно, эта инициатива будет выглядеть как некая крайность. Поэтому необходимо не к ограничениям каким-то стремиться, а создавать такие условия, чтобы у самой женщины была мотивация отказываться от аборта

Такое впечатление, что либеральные страны Европы по-прежнему живут иллюзиями 80-х-90-х годов, когда они чувствовали себя в абсолютной безопасности, когда были ослаблены социальные противоречия, и можно было пользоваться очень широкими свободами, давая свободы и меньшинствам, в том числе национальным. Но ситуация изменилась, и меньшинства претендуют уже на свою долю власти и богатства. Они активно выступают против действующей системы политических, экономических и социальных отношений в этих ...