Москва точно может позволить себе многостороннюю социальную поддержку. Достаточно плитку перекладывать не два раза в год, а один, и сэкономленные деньги направлять на заботу о пожилых людях

Хотелось бы спросить у Мишустина, что бы он взял из опыта Китая и Вьетнама, чтобы и мы начали развиваться, а не деградировать

Выборы губернаторов – путь к сепаратизму? - Мнения парламентариев

17.01.2012 17:03


Президент РФ Дмитрий Медведев в понедельник, 16 января, внес в Госдуму законопроект, предусматривающий введение прямых выборов глав субъектов федерации. Кандидатов выдвигают политические партии после консультаций с президентом, причем консультации не будут обязательными. Также в выборах губернаторов смогут участвовать и самовыдвиженцы, которым для этого придется собирать подписи в свою поддержку.

Законопроект позволяет президенту отрешить губернатора от должности в связи с утратой доверия, если будут выявлены факты коррупции или обнаружится нерегулируемый конфликт интересов. Инициировать отзыв губернатора может и население путем референдума, если глава региона нарушит закон или начнет без уважительных причин пренебрегать своими обязанностями.

Вернуться к выборам глав регионов прямым голосованием жителей Д.Медведев предложил в Послании федеральному Собранию в декабре 2011 г.

Между тем законопроект уже вызвал ряд критических замечаний. Так, председатель думского комитета по конституционному законодательству и строительству Владимир Плигин считает необходимым конкретизировать и дополнить основания, связанные с утратой доверия президента, а первый зампред Госдумы Иван Мельников, наоборот, опасается, что под предлогом борьбы с коррупцией президент получит возможность снимать губернаторов за их политические взгляды.

Высказываются и опасения противоположного характера. Например, политолог Павел Святенков не исключает, что губернаторы попытаются с опорой на поддержку населения узурпировать власть на местах, как это случалось в 90-е годы. Член политкомитета партии "Яблоко" Виктор Шейнис и вовсе считает, что возвращение губернаторских выборов ничего не даст, поскольку само по себе не означает появления в стране свободных и честных выборов.

Как вы относитесь к идее прямых губернаторских выборов? Не приведет ли ее реализация к росту регионального сепаратизма? Должны ли быть у президента и граждан возможности для отзыва губернаторов и что должно быть основанием для отзыва? С такими вопросами REGIONS.RU/"Новости Федерации" обратились к представителям верхней и нижней палат российского парламента.

Парламентарии по-разному оценивают планируемое возвращение страны к прямым выборам губернаторов. Законодатели обсудили механизмы наделения полномочиями глав регионов и их отзыва, а также высказались о рисках возникновения сепаратистских тенденций.

Валерий Шнякин "Созревшим плодом в результате построения демократического общества в России" назвал президентский законопроект о прямых выборах губернаторов член Комитета Совета Федерации по международным делам, представитель в СФ от исполнительного органа госвласти Нижегородской области Валерий Шнякин.

"Мне кажется, 90% регионов уже готовы перейти на эту систему, тем более, она внедряется не прямо сегодня-завтра", - высказал мнение сенатор. Назвав "жизненно необходимым", парламентарий напомнил, что участники декабрьских протестных митингов призывали, в том числе, и к политическим изменениям.

Шнякин надеется, что после вступления в силу закона "регионы перестанут говорить о навязывании им Москвой своего губернатора". "Хотя механизмы отзыва нечистого на руку губернатора у президента быть, конечно, должны", - убежден политик.

Вместе с тем отдельные моменты данной редакции законопроекта у сенатора, по его словам, вызывают опасения. Его, в частности, "волнует" процедура согласования партий с президентом кандидатуры главы региона. "Как бы за демократическим обликом у нас не остались старые схемы", - остерегается парламентарий и продолжает, что "вариант, при котором угодные партии будут представлять президенту угодных кандидатов, чтобы из их числа выбрать угодных губернаторов, - неприемлем".

Политик не исключает роста регионального сепаратизма. По его мнению, такой вариант возможен при условии игнорирования главами регионов национального фактора. "У нас почему-то руководители некоторых национальных республик считают, что их республику никак не могут возглавлять представители русской национальности. Но это же неверно!", - убежден сенатор.

Законом о прямых выборах руководителей регионов парламентарий со своей стороны предлагает ограничить сроки их пребывания на посту – не более двух по пять лет, а также закрепить схему ротации кадров среди губернаторов: зарекомендовал себя положительно в каком-то небольшом регионе – по окончании полномочий рассмотреть возможность направления такого руководителя "в более крупный сильный, регион". Валерий Шнякин предлагает также вписать в новый закон норму о квалификационных требованиях к будущему губернатору.

Бато-Жаргал Жамбалнимбуев "Шагом в сторону сближения с населением" назвал появление президентского законопроекта о прямых выборах губернаторов член Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам, представитель в СФ от исполнительного органа госвласти Забайкальского края Бато-Жаргал Жамбалнимбуев.

"Россия – федеративная страна, поэтому руководители субъектов должны избираться населением, чтобы иметь большую ответственность за развитие территорий, за качество жизни людей", - заявил сенатор. При этом парламентарий обратил внимание на имеющийся в данном документе "важнейший пункт", предусматривающий наличие системы отзыва губернаторов как президентом, так и гражданами. "В то время как федеральная власть будет контролировать главу субъекта с точки зрения развития региона, граждане получат возможность демонстрировать уровень своего доверия губернатору", - указал политик, попутно заметив, что такой "крайне важный" показатель, как уровень доверия людей, может быть основанием для отзыва руководителя субъекта. "Именно система контроля снизу и сверху не оставит губернатору ничего другого, как работать эффективно", - убежден сенатор.

В то же время, считает парламентарий, появление у граждан возможности избирать губернатора накладывает и на них определенную ответственность. "Избрали – помогайте ему реализовывать его планы", - подчеркнул Жамбалнимбуев, дав понять, что ответственность глав субъектов и населения должна быть обоюдной.

Одновременно политик указал, что губернаторы должны иметь финансовую возможность для полной реализации своих задумок.

Сенатор исключает любую попытку со стороны глав регионов узурпировать власть на местах. "Законопроект четко очерчивает коридор возможностей губернатора. В случае стремления выйти за его пределы граждане и президент определенными действиями смогут вернуть его обратно", - заверил Бато-Жаргал Жамбалнимбуев.

Валерий Сударенков За всенародные прямые выборы губернаторов выступает член Комитета Совета Федерации по науке, образованию, культуре и информационной политике, представитель в СФ от исполнительного органа госвласти Калужской области Валерий Сударенков.

"Причем я также и за свободное выдвижение кандидатов на этот пост", – сообщил сенатор.

"Крайне положительное" отношение к прямым выборам глав субъектов у парламентария, по его признанию, сложилось еще в 1996 году, когда он сам избирался на пост губернатора Калужской области. "С тех пор я своим пристрастиям не изменяю", - заверил Сударенков.

Со своей стороны в схеме избрания руководителей регионов политик предлагает учитывать "один момент", который ему кажется "очень важным". Сенатор считает, что после того, как население выразило доверие губернатору, проголосовав в его поддержку, президент должен издать указ, наделяющий главу региона полномочиями. Приступать к своим обязанностям он может только после появления такого указа. Данную "пошаговость" парламентарий считает принципиальной, ссылаясь при этом на 71 и 72 статьи Конституции, и подчеркивая, что при использовании такого рода схемы "никакого регионального сепаратизма ждать не придется".

Политик также настаивает на "непростом механизме отзыва губернаторов". По мнению Валерия Сударенкова, "он должен возлагать политическую ответственность на тех, кто инициирует отзыв, которая, в свою очередь, выражается отношением населения".

Игорь Баринов "Противоречивые чувства" вызывает идея прямых выборов губернаторов в России у члена Комитета Госдумы по обороне, члена фракции "Единая Россия" Игоря Баринова.

"Сейчас достаточно сложно прогнозировать, к чему приведет ее реализация", - заявил депутат. Как отмечает парламентарий, "еще свежи воспоминания о том, когда выборы губернаторов у нас фактически представляли собой конкуренцию кандидатов от финансово-промышленных групп, заинтересованных в обладании ресурсами того или иного региона". "Возврата к этому я очень сильно опасаюсь, и рассчитываю, что консультации партий с президентом по поводу кандидатур могут определенным образом нивелировать эту опасность", - указал Баринов. При этом он считает целесообразным отказаться от института самовыдвиженцев на губернаторских выборах, подчеркивая, что именно они могут представлять интересы олигархических сил, стремящихся к богатствам российских территорий.

Депутат признал, что нельзя исключать и вероятность развития сепаратистских тенденций в случае перехода к прямым выборам глав регионов. "На волне сепаратизма и местечкового национализма к власти могут приходить лидеры, которые в дальнейшем будут развивать соответствующие идеи", - допускает Баринов.

В целом политик выступает за наделение российских регионов "большей экономической самостоятельностью и полномочиями в налоговой сфере". "Поэтому, на мой взгляд, вопрос об отзыве губернатора, если появляются веские к тому причины, должен решаться на уровне самого региона, путем проведения референдума", - выразил мнение парламентарий, заметив, что возможность такого референдума предусмотрена и в проекте представленного президентом закона. Одновременно он обратил внимание, что далеко не всегда невыполнение губернаторами каких-то своих задач вызвано тем, что они перестают соответствовать занимаемой должности. "На это могут быть и объективные причины, связанные с нехваткой финансирования, экономическим кризисом и т.д. Как правило, в каждом регионе складывается своя, "индивидуальная" ситуация", - предлагает учитывать Игорь Баринов.

Николай Харитонов "Большой ошибкой" считает отказ руководства страны в 2004 году от выборов губернаторов председатель Комитета Госдумы по региональной политике и проблемам Севера и Дальнего Востока, член фракции КПРФ Николай Харитонов.

"Мы убедились, что уровень коррупции в стране от этого не снизился, зато во многих регионах значительно упало доверие населения к своим руководителям", - отметил депутат. Одновременно, по словам парламентария, было нарушено конституционное право граждан избирать и быть избранными.

Как подчеркивает Харитонов, выборы глав регионов позволят установить прямую связь губернаторов с жителями этих регионов и "изменят сами приоритеты губернаторской политики". "Эти приоритеты будут основаны прежде всего на интересах людей", - выразил надежду депутат. Сегодня же, по его мнению, вся деятельность губернаторов "строится по принципу выполнения политического заказа руководства страны". "Поэтому, им срочно нужно переходить от "чего изволите?" по отношению к власти к "чего хотите?" по отношению к народу", - указал Харитонов. Он также обратил внимание, что система назначения глав регионов привела к тому, что "многие территории оказались под руководством людей из других регионов, которым совершенно чужды и не понятны местные проблемы, специфика и т.д.".

Политик не разделяет опасений тех, кто предупреждает о возможном развитии сепаратистских тенденций в случае выборности губернаторов. "Никакого сепаратизма не будет: избранные главы субъектов никогда не пойдут на то, что может нанести ущерб социально-экономическому развитию их регионов", - убежден парламентарий.

Депутат считает преждевременным обсуждать сегодня механизмы отзыва губернаторов с их постов. "Думаю, не надо опережать события. Ко второму чтению законопроекта будет внесено немало поправок, тогда и посмотрим, какие здесь могут быть наиболее уместные схемы", - отметил Николай Харитонов.

Максим Мищенко "Искренне надеется, что внесенный президентом в Госдуму законопроект, предусматривающий введение прямых выборов глав субъектов федерации, будет доработан с учетом пожеланий общества член Общественной палаты РФ, лидер общероссийского движения "Россия молодая" Максим Мищенко.

"Да, политической системе страны нужна модернизация, в том числе, и в региональной политике. И я считаю, что Россия может оставаться целостным государством только при сильной и мощной центральной власти. У руководства страны должны быть механизмы влияния на региональные элиты. Я искренне надеюсь, что закон, внесенный на рассмотрение в Государственную думу, будет существенно доработан с учетом мнения общества", - заявил он.

Член ОП напомнил о той вспышке регионального сепаратизма, которая была в стране в 1998-99 годах, до прихода Владимира Путина. "В Уфе Муртаза Рахимов поставил Камень Суверенитета символ независимости Башкирии от РФ и сделал сепаратиста Салавата Юлаева национальным героем. Эдуард Россель провозгласил Уральскую Республику и напечатал собственные деньги в Германии. Тогда некоторые народно-избранные губернаторы приезжали в столицу и торговались, на каких условиях регион останется в составе России. К власти приходили представители криминальных кругов, используя технологии по надувательству людей, которые хорошо показаны в фильме \'День выборов\'", - рассказал М.Мищенко.

По его словам, у президента и граждан должны быть возможности для отзыва губернаторов. "Должны быть определены главные критерии, по которым оценивается работа руководителя региона, - пояснил лидер "России молодой". - В первую очередь, это показатели социально-экономического развития субъекта: уровень рождаемости-смертности, рост регионального ВВП, уровень оплаты труда. Если есть прогресс в работе, то отзывать губернатора нельзя. Но если этого нет, то и люди и президент имеют право инициировать отставку". Большие надежды в связи с этим Максим Мищенко связывает с законом "Об общественном контроле", который сейчас разрабатывается экспертами, членами Общественной палаты и Михаилом Федотовым, председателем Совета при президенте РФ по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека.

См. также:

"Будет ли толк от предложенных Медведевым реформ? – Мнения парламентариев".

"Как отличить хорошего губернатора от плохого? – Мнения парламентариев".

"Не надо наказывать губернаторов, у которых голосуют не как в Чечне (мнения парламентариев)".

"Парламентарии одобряют указ об отчетности губернаторов перед президентом".
Поделиться ВКонтакте Поделиться в Facebook Поделиться в Twitter

"Вообще-то по Конституции принудительный труд у нас запрещен, а сенатор предлагает привлекать к принудительным работам граждан, получающих пособие по безработице, хоть знает, что это за пособие, и стоит ли из-за него, как говорится, «жилы рвать»? Да это крошечные деньги, и он еще предлагает наказывать! Наказывать надо того, кто придумал такое пособие по безработице, которое у нас ниже прожиточного минимума..."

Парламентарии комментируют

Действующим пенсионерам помогать довольно поздно, необходимо стимулировать граждан к моменту выхода на пенсию полагаться не только на государство, но и на сформированный в течение жизни капитал. Об этом заявил первый зампред ЦБ Сергей Швецов на расширенном заседании комитета Совета Федерации по экономической политике. "Помогать пенсионерам, мое личное мнение, немножко поздно. Помогать нужно гражданину выйти на пенсию с хорошим пенсионным проектом, который прежде всего <…> должен быть сформирован самим гражданином в течение всей жизни. Это называется капитализм. Когда человек вышел на пенсию, полагаясь полностью на государство, это социализм. Мы скорее ближе к нашему советскому прошлому в этом плане, и предложение ЦБ и Минфина - как раз эту трансформацию начать", - заявил Швецов

Парламентарии и бизнес

Наша страна – это страна тротуарной плитки, торговых центров и видеокамер. Те люди, которые формируют у нас институты власти, финансовые потоки, - им нужно, чтобы в стране было как можно больше видеокамер, потому что это очень хорошие деньги. Какая-то фирма получит теперь право заниматься и цифровизацией судов. Возможно, уже есть какой-то приближенный олигарх, который будет этим заниматься. А как мы будем предъявлять бумаги и документальные свидетельства тех или иных слов, которые озвучивает адвокат?

"Новое политическое объединение не будет представлять особой трудности для «Единой России» в борьбе за депутатские мандаты. Но у них есть реальный шанс занять второе место, и именно благодаря вот этой новой конструкции, а также с учетом личных качеств и авторитета Миронова, Семигина и Прилепина..."

Видимо, когда власть не может сделать жизнь людей лучше, - не важно, по причине нежелания, или неумения, - власти нужно министерство, которое будет вбивать людям в голову то, что они стали жить лучше. И, наверное, первое, что будет делать министерство – это раздавать нашим гражданам бесплатно телевизоры, с комплектом федеральных каналов. Для такого министерства это будет самым эффективным способом воздействия на умы людей. Раньше это делалось посредством радио и газет, теперь добавилось тел ...

"Этот законопроект предусматривает прямую цензуру в интернете - если, например, появляется информация о коррупции чиновника, то ему можно будет написать заявление в прокуратуру, и будет примерно так же, как в сталинские времена, когда т.н. «тройки» тут же принимали решения и приводили их в исполнение. По сути, это будет тот же внесудебный приговор к высшей мере, только по отношению к сайту. И потом человеку придется ходить по судам и доказывать, что его сайт должны восстановить..."