Если в течение восьми лет Запад не смог посадить Киев за стол переговоров с Донецком и Луганском, то сегодня это сделает Россия

Если сложить уровень жизни какой-нибудь Марьи Ивановны, уборщицы и того же Абрамовича, то, конечно, в среднем получится выше, чем в СССР

На стороне ли власти сейчас Церковь? - Мнения священнослужителей

22.02.2012 10:28


Служба «Среда» опубликовала итоги опроса митинговавших на Болотной площади 4 февраля.

66% опрошенных верят в Бога, 28% исповедуют православие и идентифицируют себя с Русской Православной Церковью. При этом митингующие довольно критически оценивают роль Церкви в конфликте власти и оппозиции. По результатам обеих волн опроса около 70% опрошенных отмечали, что Церковь поддерживает власть, при этом около 80% считают, что она не должна поддерживать ни одну из сторон.
Это расхождение проявляется и среди назвавших себя православными: 60% из них отмечает, что Церковь поддерживает власть, в то время как 65% говорят, что Церковь не должна принимать ничьей стороны, а призывать людей сохранять бдительность и не допускать кровопролития.

«Разделяете ли вы впечатление, что Церковь в данном случае выступила на стороне власти? Отчего, по вашему мнению, могло возникнуть такое впечатление?» - с такими вопросами корреспондент Regions.Ru обратился к священнослужителям.

Отец Борис Михайлов
Протоиерей Борис Михайлов, настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы в Филях:
То, что мы видим сейчас - позиция Церкви, ее взаимоотношения с государством, - во многом формировалось еще в советское время.

Вот этот советский стереотип очень крепко засел и в головах, и в поведении, и в традиции. И он до сих пор не преодолен. И его, конечно, надо преодолевать, и большинство опрошенных на Болотной площади это хорошо понимают.

То, что сказали люди о позиции современной Русской Церкви и о ее отношениях с властью – это верно, это так. И я с ними согласен: и что в данном случае Церковь именно что поддержала одну из сторон конфликта, а именно власть, и что в этом нет ничего хорошего и так быть не должно.

Отец Андрей Спиридонов
Протоиерей Андрей Спиридонов, клирик храмов Благовещения Пресвятой Богородицы в Петровском парке и святителя Митрофана Воронежского на Хуторской в Москве:
Церковь поддерживает не политический строй, а существующий порядок вещей, и это у людей отождествляется с поддержкой власти.

Безусловно, у той части избирателей, которые присутствовали на митингах, есть основания быть недовольными: их не устраивает коррупция, олигархический произвол и другие проблемы, которые отождествляют с властью. И верующие, которые так считают, позицию Церкви воспринимают критически.

Но ведь иной-то власти нет! Была бы другая – Церковь так же «поддерживала» бы ее. А демонстрация еще не есть власть, чтобы ее поддерживать и позволять сползать стране в революционный хаос.

Церковь в какой-то степени вынуждена поддерживать существующий порядок вещей. Ее идеология всегда разумно-консервативна, поскольку история показывает: большинство революционных попыток изменить политический строй заканчиваются разрухой и кровопролитием. Поэтому позиция Церкви в данной ситуации абсолютно нормальна, хотя некоторых и не устраивает.

Отец  Александр Добродеев
Протоиерей Александр Добродеев, заместитель заведующего сектором МВД Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными учреждениями:
Для Церкви поддерживать власть – что забивать роялем гвозди. У рояля есть более высокое назначение, и у Церкви тоже.

Нельзя Церковь опускать до конфликтов такого уровня. Церковь всегда вне политики, хотя по своей вертикальной структуре она более сродни власти, чем анархии. Церковь – это объединяющая сила, она над всем миром, а не только над определенной частью общества, она решает вопросы консолидации и объединения людей, основываясь на своих базовых канонах и традициях.

Конечно, Церковь – это не только священники, но и миряне. А люди, приверженные православию, есть везде: они могут быть как во власти, так и в рядах оппозиции. Но нельзя думать, что Церковь будет агитировать или поддерживать какую-то одну сторону.

протоиерей Александр Кузин
Протоиерей Александр Кузин, клирик храма Космы и Дамиана в Шубине:
Участники митингов сами не хотят слышать мнение Церкви, но требуют, чтобы Церковь слушала их.

Данные опроса лишний раз подтверждают, что на Болотной площади собрались интеллигенты, которые называют себя либеральными - хотя в отношении Церкви они поступают отнюдь не либерально, диктуя, как она должна себя вести, и требуя, чтобы она вышла на баррикады вместе с ними.

Когда эти люди вместо таких требований придут в церковь и спросят: «Батюшки, скажите, что нам делать?» - вот тогда я тоже приду к ним на митинг. А пока я понял, что с ними еще рано общаться. Они называют себя православными, но слушать Церковь не намерены. На мой взгляд, это компрометирует и их мнения по другим вопросам.

Без тишины и мира в сердце понять, что происходит вокруг, не получится. А значит, митинги – это просто гвалт, который уводит людей от возможности здравого решения важных проблем - в пучину политических страстей.

Отец Александр Борисов
Протоиерей Александр Борисов, настоятель храма святых Косьмы и Дамиана в Шубине:
У Церкви должна быть своя позиция и своя точка зрения, которую она должна бы доносить до власти. Это и для власти могло бы стать очень важным инструментом обратной связи.

Мнение тех 65%, которые говорят, что Церковь должна быть нейтральной и призывать людей не допускать кровопролития, мне ближе. Церковь должна ходатайствовать перед властью о нуждах народа. Я думаю, что это мнение большинства подразумевает не противостояние Церкви власти, оппозицию ей, а пожелание Церкви занимать позицию печалования и нейтралитета именно в политическом отношении.

Но говорить, что Церковь в данной ситуации откровенно выступает на стороне власти, я бы все-таки не стал: мне такой вывод кажется необоснованным.

Отец Александр Шумский
Священник Александр Шумский, клирик храма Святителя Николая в Хамовниках:
Неправы те православные, которые утверждают, что Церковь не должна поддерживать государство. Она поддерживает его ради созидания мира и единства народов, живущих в России.

Дело не в цифрах, дело в самой сути русской истории. Церковь всегда поддерживала государственную власть, которая создавала и созидала русское единство - единство нашей страны, нашего народа.

Если мы посмотрим на русскую историю, то увидим, что выдающиеся представители Церкви власть всегда поддерживали и укрепляли ее. Достаточно назвать имя святителя Алексия митрополита Московского (кстати, 25-го числа - день его памяти). Если бы он не поддерживал Московского князя, если бы он «не вмешивался в политику», как сейчас говорят, что бы было с русской землей, которая была окружена врагами, а изнутри - раздираема междоусобицами? Страна просто погибла бы. Ситуация очень похожа на современную. И святитель Алексий стал символом русского единства.

И сегодня Церковь служит единству не только русского народа, но и всех народов, живущих в России. Поэтому Церковь будет поддерживать и государственную власть, отстаивающую единство страны. Встреча В. Путина со Святейшим Патриархом и представителями других конфессий – тому подтверждение. Это самая верная политика в создавшейся ситуации.

А «нейтральная» позиция Церкви была бы погибельной для России. Церковь не может устраняться в подобных случаях от благого воздействия на власть. Это благое воздействие - именно в поддержке этой власти. Нельзя оказывать благое воздействие на власть, находясь в оппозиции к ней. Тем более, что нынешняя российская власть при всех ее недостатках все-таки поддерживает Церковь.

Но при этом Русская Православная Церковь никогда не была рабом и послушной игрушкой в руках государства и сегодня таковой не является, и не будет являться. Патриарх избрал абсолютно правильный курс в отношениях с государством, которое сейчас нуждается в поддержке Церкви.

Отец Георгий Белодуров
Священник Георгий Белодуров, клирик Воскресенского (Трех исповедников) храма Твери:
Митингующие хотят видеть и в Церкви некое протестующее учреждение, но она никогда таким не станет.

Церковь находится на стороне стабильности и мирного решения всех гражданских проблем и конфликтов. Она не с властью, она всегда с Богом и народом. Думаю, результаты опроса обусловлены тем, что участники митингов хотят видеть еще и в лице Церкви некое протестное учреждение, чем Церковь никогда не станет.

Власть – это лишь средство для того, чтобы в стране был порядок, поэтому в этом вопросе Церковь с властью сотрудничает. Помимо карательных органов власть имеет органы социальные, а Церковь заботится обо всех обездоленных и болезнующих – это ее христианская обязанность.

Отец Тихон Зимин
Иеромонах Тихон (Зимин), преподаватель Московской духовной академии и семинарии:
Позиция Церкви в данной ситуации мне представляется вполне приемлемой: она не встала на сторону власти, а призвала к спокойствию и прежде всего к молитве.

Для человека верующего и церковного политическая активность – всегда под вопросом: насколько она полезна, насколько она необходима. В общем, она воспринимается как великое искушение. И для этого есть веские основания в самом Священном Писании.

Также и уважение к властям – не пустые слова для человека церковного, внимательно читающего Новый Завет. А то полное презрение к нынешней власти, которое сейчас культивируется, на самом деле будет распространяться на любую форму власти. А ведь любой государственный порядок и возможность достойно жить в нем осуществимы только при наличии, так сказать, «базового» уважения к государству как таковому - что не исключает позитивной и конструктивной критики государственной власти.

Приведенные цифры, с одной стороны, свидетельствуют, что верующих у нас действительно много, а с другой стороны - что у очень многих людей отсутствует духовный опыт вообще. Но это уже стоящая перед Церковью проблема правильного духовно-нравственного воспитания своих чад - церковного народа.

иеромонах Макарий (Маркиш)
Иеромонах Макарий (Маркиш), священнослужитель Свято-Алексеевской Иваново-Вознесенской Православной Духовной Семинарии:
По поводу взаимоотношений Церкви и власти очень хорошо высказался протоиерей Всеволод Чаплин: Церковь не поддерживает никакую из политических партий, и это четко прослеживается по выступлениям всех священнослужителей.
Участие в разного рода законных демонстрациях, протестах с требованиями устранить разные злоупотребления вполне приемлемо и непостыдно для любого человека, кроме священнослужителей. Миряне могут и должны это делать, и они это делают – кто как может, это уже вопрос их совести. Поэтому меня не удивляет, что граждане требуют устранения коррупции, перекосов во внешней политике, нормализации миграционной политики, системы образования и многого другого, о чем могут заявить люди всех вероисповеданий. Власти склонны к ним прислушаться, и это хорошо.

А никаким опросам и цифрам в период политической борьбы я не верю. Русские еще не привыкли, что в предвыборный, да и не только, период создаются различные опросы, публикуются материалы целенаправленно лживые. Точно так же народ до сих пор не может поверить, что несистемная оппозиция живет на деньги зарубежных спецслужб.
Поделиться ВКонтакте Поделиться в Facebook Поделиться в Twitter

Жириновский: "Мы много раз предлагали включить в преамбулу Конституции фразу "Мы русские и другие народы…". Мы не предлагаем дать русским привилегии или преимущества над другими национальностями в России, но давайте хотя бы уровняем права русских с другими".

22 августа в Даниловом монастыре в Москве состоялась встреча Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с Государственным секретарем Святого Престола кардиналом Пьетро Паролином.

Церковный раскол на Украине

Дмитрий Песков не подтвердил информацию о том, что Владимир Путин в 2015 году сказал украинскому коллеге Петру Порошенко, что может "раздавить армию Украины". "Нет, я практически был на всех переговорах, я не слышал такой фразы", - отметил он.

Происшествия на национальной почве

"В свое время Медведев как президент и как премьер-министр все сделал для того, чтобы позволить нашему олигархату для снижения русской рабочей силы «закачивать» в Россию огромные толпы мигрантов. Спохватились только тогда, когда «жареный петух клюнул», и появились уже целые районы, в том числе в Москве, где доля компактно проживающих мигрантов превышает 20%. А 20% - это уже когда люди навязывают свой образ жизни, не желают адаптироваться, и по сути дела становятся хозяевами ситуации..."

"Мы знаем, что президент уже услышал граждан, сказав, что необходимо разобраться с данной законодательной инициативой, и фактически отложив ее рассмотрение во втором чтении. А теперь еще и патриарх высказался. Мы должны с коронавирусом бороться, а не с гражданами, поэтому тут с патриархом трудно не согласиться..."

Такое впечатление, что либеральные страны Европы по-прежнему живут иллюзиями 80-х-90-х годов, когда они чувствовали себя в абсолютной безопасности, когда были ослаблены социальные противоречия, и можно было пользоваться очень широкими свободами, давая свободы и меньшинствам, в том числе национальным. Но ситуация изменилась, и меньшинства претендуют уже на свою долю власти и богатства. Они активно выступают против действующей системы политических, экономических и социальных отношений в этих ...