Москва точно может позволить себе многостороннюю социальную поддержку. Достаточно плитку перекладывать не два раза в год, а один, и сэкономленные деньги направлять на заботу о пожилых людях

Хотелось бы спросить у Мишустина, что бы он взял из опыта Китая и Вьетнама, чтобы и мы начали развиваться, а не деградировать

Священнослужители о культуре и антикультуре

27.02.2012 10:00


Патриарх Кирилл на заседании Патриаршего совета по культуре в храме Христа Спасителя, в частности, сказал:

«Культура продолжает жить независимо от того, заботятся о ней или пренебрегают. У нее самостоятельная жизнь. Только в одном случае, когда о ней заботятся, она расцветает и приносит благие плоды, в другом — загнивает, порождает уродства, приводит к моральному кризису общества, подменяется антикультурой, перерождается, как здоровая ткань организма перерождается в нежизнеспособную раковую опухоль.

Мы не сможем добиться никаких позитивных перемен, если в обществе не будет, как теперь говорят, консенсуса, а по-русски, если кто еще помнит, согласия по поводу базовых ценностей. Для нас эти ценности просты — честь, жертвенность, правда, ответственность, справедливость, свобода как Божий дар. Именно эти ценности это живое ядро, сердце отечественной культуры в противоположность суррогатам. Культура, утратившая базисные ценности, перестает быть культурой, становится антикультурой.

Псевдоценности ведут к деградации любого общества. Проблема только в том, что человек не видит этой деградации моментально… Нам всем остается выбирать между живыми, подлинными ценностями и суррогатной продукцией, подменяющей собой настоящую культуру. Кто-то может возразить: «Ну не всем же и не все же время слушать и читать шедевры. И вообще дурной вкус — это не грех. Чего же Церковь так беспокоится?»
Да, дурной вкус — не грех, но на практике очень часто может привести к греху, к греховному состоянию. Поэтому воспитание вкуса имеет в том числе и духовное измерение.

Юрий Михайлович Лотман справедливо говорил, что «культура начинается с запретов». Речь идет не о цензуре, а о куда более важных вещах. Здесь речь идет о запретах, которые носят ценностный характер, о системе ценностных установок. Необходимые для спасения культуры запреты всегда несут в себе позитивный смысл, они всегда ориентированы на защиту ценностей.

Сегодня нам надо создавать такие условия, при которых наше общество, в первую очередь молодежь, само будет отказываться от пошлости, от засилья того, что сейчас называется попсой, гламуром. Настоящая культура должна быть привлекательнее глянца, привлекательнее попсы. Главное - у общества должен быть реальный выбор между настоящей культурой и псевдокультурой. Сегодня такой выбор отсутствует.

Забота о культуре должна стать общественным, народным делом — если необходимо, то и с долей участия со стороны государства. «Когда та или иная культура чувствует, что приходит ее конец, она посылает за священником», — так выразился австрийский писатель Карл Краус. Когда культура переживает кризис, Церковь не может и не должна быть в стороне. И пускай никто нас не пугает клерикализацией. Это совсем другого порядка действия — это осознание ответственности за судьбу своего народа, за будущее своей страны. Церковь не может быть в стороне еще и потому, что основными ценностями, которыми живет наша культура, являются те ценности, которые хранит и передает из поколения в поколение Православная Церковь». «Согласны ли вы, что сейчас у общества отсутствует реальный выбор между настоящей культурой и псевдокультурой? Как можно изменить ситуацию? Что могут в данном случае сделать Церковь и другие традиционные конфессии? Как при этом избежать появления тех же «попсы и глянца», только с религиозным или псевдорелигиозным оттенком?» - с такими вопросами корреспондент Regions.Ru обратился к священнослужителям.


Отец Максим Первозванский
Главный редактор журнала «Наследник», протоиерей Максим Первозванский:
Попса и глянец – это мощнейшее орудие растления общества.

Культура - серьезное оружие. Например, СССР, имея самую мощную армию в мире, проиграл «холодную войну» без единого выстрела, проиграл именно на культурном поле. Поэтому если государство заботится о самосохранении и самоидентичности, оно не может не заботиться о своей культуре.

В условиях «культурной войны» есть культура для внутреннего потребления и культура для своих потенциальных соперников. Это касается Голливуда, всевозможных радиостанций, транслирующих западную музыку и так далее. И существующая сегодня «попса» является просто жвачкой, орудием деградации общества.

Если человек предоставлен сам себе, просто «плывет по течению», то он опускается все ниже и ниже. Только сознательные усилия позволяют не опуститься до противоестественного состояния. А у нас сегодня происходит именно так: все ниже и ниже опускает всех то, что «едят» люди. Паразитируя на низменных человеческих страстях, псевдокультура зарабатывает деньги и не позволяет человеку оторваться от этого процесса. Поэтому задачей Церкви и государства должны быть поддержка культуры и самоидентичности.

Отец Александр Салтыков
Протоиерей Александр Салтыков, настоятель храма Воскресения в Кадашах:
Культура созидается постепенно, в течение веков, а разрушить ее можно очень быстро.

Культура – это, в сущности, среда, в которой живет человек. Но сейчас она пронизана пошлым и вульгарным духом, поскольку главной общественной ценностью стали деньги. Деньги заставляют культивировать низменные чувства. Таким образом и формируется соответствующая культурная среда, низменная псевдокультура, которую и выдают за настоящую культуру.

Государство само по себе не может взять на себя культуросозидающую миссию. Но здоровые силы в государстве должны сотрудничать с Церковью, сдерживать натиск пошлости и похоти. Только сотрудничество с Церковью сможет принести положительные результаты.

Отец Максим Козлов
Протоиерей Максим Козлов, настоятель домового храма МГУ:
Большую часть того, что рассчитано на массового потребителя и выпускается электронными СМИ, кинематографом и печатью, можно охарактеризовать как пошлость. Не низкое «подтягивается» к высокому, но высокое опошляется низким.

Часто используется прием, когда сама форма уже дискредитирует содержание. Если в 90-е все ключевые понятия человеческого общества подвергались обструкции и высмеиванию, то сейчас некоторые ценностные ориентиры вроде бы присутствуют, но подаются они в таком виде, что предполагать их реальное усвоение и принимать за внутреннюю норму жизни вряд ли возможно.

В этой ситуации Церковь, а точнее различные церковные институции – например, Патриарший совет по культуре, - как бы ни казалось это малопродуктивным и не приносящим очевидных результатов, должны неустанно напоминать о ценностях великой русской культуры, на которой все у нас выросло, и которая, естественно, неотделима от православия.

Все-таки есть удачные примеры, например, экранизации русской классики, есть талантливые писатели, продолжающие традиции нашей великой литературы. То же можно сказать и о художниках, и об архитекторах. Все эти имена важно «поднимать» и свидетельствовать о нашей к ним любви, уважении и поддержке.

Но важно также, чтобы и Церковь нашла тот язык, на котором можно говорить с современной культурой и современным обществом. И здесь тот же самый Патриарший совет по культуре может сделать очень много. Он может стать площадкой для дискуссий и свободного выражения суждений о развитии отечественной культуры.

Отец Александр Ильяшенко
Протоиерей Александр Ильяшенко, настоятель храма Всемилостивого Спаса бывшего Скорбященского монастыря на Новослободской:
Ситуация с культурой довольно безрадостная.

Очень важную роль в изменении этой ситуации сейчас может сыграть обращение к примерам высокой жизни, которые предлагает нам наша культура и история. И сама жизнь дает материал для сценариев и сюжеты, в которых проявляется духовная красота.

Преодоление кризиса в культуре – задача очень серьезная, но она может быть решена только объединенными усилиями представителей Церкви и интеллигенции. Нужно поддержать настоящую конструктивную и честную критику. Если критика лишена этих качеств, появляются художественные произведения, которые ниже всякой критики. А критика все-таки в первую очередь призвана воспитывать вкус, как у зрителей, так и у исполнителей.

Эта многогранная проблема должна серьезно и широко обсуждаться. Истинная культура должна оставаться и в то время, когда все, казалось бы, продается и все покупается. В этой дискуссии свое веское слово должна сказать и Церковь.

Отец Димитрий Арзуманов
Священник Димитрий Арзуманов, настоятель храма св. првд. Иоанна Кронштадтского в Жулебине:
Действительно, выбора сейчас, в сущности, нет. В больших городах есть еще какой-то культурный пласт, но говоря в целом о стране, надо признать, что от культуры вообще уже мало что осталось.

Культура уходит, исчезает: культурная традиция прерывается и уничтожается, а на пустом месте культура возникнуть не может.

Конечно, Церковь, должна помочь обществу сохранить культурную традицию. Вот, например, есть при некоторых приходах культурные центры, где исполняется классическая музыка, проводятся выставки. По-моему, это верное направление. Но таких приходов очень мало. Ведь в первую очередь настоятель будет думать, как отстроить или отреставрировать храм, необходимые служебные помещения.

Но двигаться в этом направлении все-таки надо. Потому что с культурой у нас самая настоящая беда, и в одночасье с этой бедой не справиться. Это долгий кропотливый труд на долгие десятилетия.

священник Сергий Круглов
Священник Сергий Круглов, клирик Спасского собора г.Минусинска Красноярского края, поэт:

Культура сегодня превращена в товар: заплатил деньги и потребляй хоть «Евгения Онегина», хоть жития святых, хоть порнографию. Каждый имеет на это право.

В одном из романов Виктора Пелевина говорится, что сегодня творчество превратилось в искусство выбора того, что уже было когда-то создано. И каждый выбирает то, что ему интересно и близко – дело тут в самом человеке.

А вот как пробудить в нем интерес к прочтению «Медного всадника» или «Божественной комедии», а не глянцевого журнала? К примеру, сделать из классики комиксы (что давно пройдено на Западе) - это тупиковый путь, так как потребитель на комиксе и остановится. Классика не должна быть адаптирована, иначе она выплевывается как пережеванная жвачка.

Так что пробуждение интереса к настоящей культуре – это дело медийных агентов. Тех, кто имеет право и возможность влиять на выбор людей – СМИ и священники. С каждой стороны – культуры и псевдокультуры – должны быть самые лучшие эксперты. Но почему-то людей, которые представляют нам глянец и попсу, предостаточно, а вот со стороны классики – явно не хватает, их просто не пускают к людям.

Каждый должен иметь выбор между глянцем и настоящей культурой, и уже дело проповедников – насколько они смогут убедить свою паству.

Священник Алексий Агапов Священник Алексий Агапов, настоятель Михаило-Архангельской церкви г. Жуковского Московской области:
Люди оказались в ситуации, когда фактически о настоящей культуре и речи нет.

Складывается парадоксальная ситуация. Казалось бы, выбирай, что хочешь. Но заранее можно сказать, что это не будет выбор между настоящей культурой и псевдокультурой.

На всех этапах развития нашего общества у человека независимо от его сословной принадлежности всегда была возможность отличить истинную культуру от псевдокультуры. Нынешнее время предъявляет нашему обществу новые вызовы. Один из них, что это различение – фактически различение между истиной и неистиной - становится чрезвычайно трудным.

В этой непростой ситуации лучшим ответом Церкви на данный вызов времени может быть сохранение традиций церковной культуры. Церковная культура - это тот якорь, уцепившись за который, наше общество может удержаться. Я уверен, что даже те наши классики, которые спорили с чем-то, что их не устраивало в церковной традиции, сейчас бы хором призывали сохранить ее во всей ее полноте. Потому что церковная культура, безусловно, истинна. Вот почему важно ее сохранить. Причем сохранение церковной традиции – это творческий процесс.

Иначе произойдет радикальная трансформация общественного сознания, произойдет своеобразный системный сбой, когда принципиально изменится и язык общения, и само понятие культуры (кстати, мы это уже ощущаем). Как священник я не вижу иных ресурсов сохранения культурной идентичности нашего общества. Церковь это действительно единственный якорь спасения человеческого сообщества в бурном житейском море, в котором как в калейдоскопе, смешиваются истинные и ложные культурные ценности.

 Фатых-хазрат Гарифуллин
Фатых-хазрат Гарифуллин, председатель Тюменского казыята Духовного управления мусульман Азиатской части России: Надо ценить культуру нашего многонационального народа, именно это является богатством России.

В СМИ часто говорят о проблеме нравственного воспитания наших граждан, но при этом сами же выплескивают на телеканалы и страницы изданий огромное количество безобразия. Про интернет вообще и говорить нечего – там полно сайтов для школьников, где рядом со стихами Пушкина красуются картинки с порнографией.

Богатство России заключается в том, что мы – разные, и благодаря именно межконфессиональному и межнациональному взаимопониманию мы всегда выходили победителями. Вот и в данной ситуации надо сообща уделять больше внимания воспитанию патриотизма, возрождать культурное наследие каждого народа. Ведь различные культурные и религиозные организации проводят много хороших мероприятий, но о них мало кто знает, поскольку никому не выгодно рассказывать о таких добрых делах.


Ахмад-хазрат Ахметов, имам-мухтасиб северных районов Омской области:
Государство должно заботиться о воспитании граждан, но не делает этого.

Вся эта «глянцевая попса» попала к нам из-за границы с начала 90-х годов. Тогда все было новым и интересным, мы не понимали, что аморальность может привести наше общество к краху. Сегодня же вся эта псевдокультура уже считается нормой, что вызывает серьезнейшие опасения.

В идеале надо бы запретить все, что разрушает нашу исконную национальную культуру. Но в демократичном обществе запретить что-либо практически нереально. Вот мы и наблюдаем ругающуюся матом молодежь, которую уже невозможно представить без бутылки пива и сигарет.

Разумеется, религиозные деятели могут попытаться решить все эти проблемы, и они, по мере своих возможностей, именно этим и занимаются. Но тут необходима поддержка государства, поскольку на одном энтузиазме долго не проживешь. Правительство сегодня вкладывает большие деньги везде, а вот на борьбу за настоящую культуру, за воспитание граждан – денег никто не дает.

Рав Зиновий Коган
Председатель Конгресса еврейских религиозных организаций и объединений России раввин Зиновий Коган:
Не надо запрещать «попсу и глянец», надо помочь человеку самому прийти к настоящей культуре.

Культура – это образ жизни человека, она развивается поступательно, помогая человеку осознать самого себя. Нам есть чем гордиться, у нас есть культура осознания величия нашей огромной страны. И каждый на своем месте должен повышать уровень этой самой культуры – в профессии, в воспитании детей, в общении друг с другом. Священнослужители должны повышать культуру своей религии, и, в том числе, помогать в постижении культуры светской.

И не надо забывать, что дети берут пример с родителей. Можно говорить и обещать, что угодно, но если ты сам лжешь, то и ребенок вырастет таким. И что касается воспитания молодежи, прививания любви к настоящей культуре, а не «глянцу», то не надо ничего запрещать – надо помочь ей найти путь к настоящей культуре, говорить с молодежью на одном языке, иначе мы не поймем друг друга.

 Александр Михайлович Копировский, магистр богословия, профессор Свято-Филаретовского православно-христианского института
Александр Копировский, магистр богословия, профессор Свято-Филаретовского православно-христианского института:
Чтобы выбрать, нужно иметь некоторую шкалу ценностей. Надеяться, что человек инстинктивно предпочтет культуру «глянцу», конечно, трудно.

Оказывается, что в ситуации, когда «все можно», для многих такой выбор становится весьма затруднительным, потому что на первый план выходят как раз вещи наихудшие, и это навязывается. И в первую очередь это касается именно молодежи.

Конечно, в такой ситуации Церковь не должна стоять в стороне. Но здесь встает вопрос об уровне культуры самих членов Церкви, для многих из которых даже церковная культура с ее духовной глубиной внутренне не переживается, но воспринимается как нечто внешнее. Они гордятся церковной культурой, но плодами ее не питаются.

Врастание в духовную культуру – долгий процесс, и это серьезный труд. Но только при этом условии можно будет представить народу реальный выбор. А вот попытка мгновенно решить эту проблему через навязывание каких-то идеальных образцов может все испортить.
Поделиться ВКонтакте Поделиться в Facebook Поделиться в Twitter

Жириновский: "Мы много раз предлагали включить в преамбулу Конституции фразу "Мы русские и другие народы…". Мы не предлагаем дать русским привилегии или преимущества над другими национальностями в России, но давайте хотя бы уровняем права русских с другими".

22 августа в Даниловом монастыре в Москве состоялась встреча Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с Государственным секретарем Святого Престола кардиналом Пьетро Паролином.

Церковный раскол на Украине

Дмитрий Песков не подтвердил информацию о том, что Владимир Путин в 2015 году сказал украинскому коллеге Петру Порошенко, что может "раздавить армию Украины". "Нет, я практически был на всех переговорах, я не слышал такой фразы", - отметил он.

Происшествия на национальной почве

"Трудовым мигрантам можно устанавливать любой график работы, любое количество смен. Они держатся за место, поэтому не качают права, не скандалят и не жалуются. И такая ситуация сама по себе является огромным коррупционным источником для получения очень больших сумм от использования дешевой рабочей силы. Особенно это практикуется в жилищно-коммунальной сфере, в строительстве, в ряде других областей, где требуется достаточно тяжелый физический труд..."

Идея РПЦ - закрепить за эмбрионом право на жизнь - является логичной, если исходить из принципов христианской морали. Но если со своей стороны государство не прогарантирует женщине максимальную поддержку при рождении ребенка, то конечно, эта инициатива будет выглядеть как некая крайность. Поэтому необходимо не к ограничениям каким-то стремиться, а создавать такие условия, чтобы у самой женщины была мотивация отказываться от аборта

Такое впечатление, что либеральные страны Европы по-прежнему живут иллюзиями 80-х-90-х годов, когда они чувствовали себя в абсолютной безопасности, когда были ослаблены социальные противоречия, и можно было пользоваться очень широкими свободами, давая свободы и меньшинствам, в том числе национальным. Но ситуация изменилась, и меньшинства претендуют уже на свою долю власти и богатства. Они активно выступают против действующей системы политических, экономических и социальных отношений в этих ...