Какие уроки Россия должна извлечь из Февральской революции? – Мнения парламентариев
28.02.2012 17:14
Правозащитники проводят аналогию с нынешними протестными выступлениями, когда на митингах соседствуют либералы, беспартийные, коммунисты и крайние националисты. "Российским гражданам нужно помнить – в борьбе за свои гражданские и социальные права следует проявлять мудрость, твердо придерживаться гуманистических и демократических убеждений, не дать возможности наследникам Сталина и Гитлера перехватывать инициативу. И, кажется, увы, что эта задача еще не стоит на повестке дня", - говорится в заявлении.
Считаете ли вы уроки февраля актуальными для современной России? Нормальны ли совместные выступления либералов, коммунистов и националистов, прошедшие в стране за последние три месяца? Велика ли вероятность усиления в стране левого или правого радикализма? С такими вопросами REGIONS.RU/"Новости Федерации" обратились к представителям верхней и нижней палат российского парламента.
Парламентарии считают актуальными для современной России уроки Февральской революции 1917 года. В целом благожелательно отозвавшись о росте общественной активности в стране, политики высказали опасения по поводу возможной радикализации протестной активности.

Уроки Февральской революции для современной России я считаю крайне актуальными. Более того, не стоит забывать, что эти уроки еще и достаточно тяжелы. Все, кто надеялись на построение светлого будущего и с красными бантами во имя него выходили на улицы, этим же "светлым будущим" оказались и сметены - большевики же не были движущей силой февральских событий, а уже в октябре смогли выиграть.
Я также считаю, что власти надо серьезно задуматься над тем, почему протестные акции нашего времени объединили разномастные оппозиционные группы. Для меня ответ очевиден: значит, властью недовольны очень многие. И это для нее – серьезный сигнал. В такой ситуации вполне можно ждать усиления радикализма, причем, как со стороны ультраправых, которые будут требовать смерти всех, кто не с ними, так и со стороны левых, которые традиционно выступают за дележку между всеми отобранного у богатых. Поэтому власть должна сделать все, чтобы этого не произошло. Цена вопроса слишком велика – будущее нашего государства.
Хотя я не очень люблю слово "правозащитники", поскольку в демократическом государстве права должен защищать закон, а не какая-то третья сторона, тем не менее должен признать, что в данном случае они провели хорошую аналогию, уловив сходство между Февральской революцией 1917 года и нынешними протестными акциями. И тогда, и сейчас движущая сила выступлений находится за границей, их сценарии писались и пишутся за рубежом. И там, и здесь все построено на провокациях и лжи. "Герои" и Февральской революции, и сегодняшних протестов – белогвардейцы-меньшевики, причем в самом прямом смысле этого слова, так как их меньшинство. Нынешние протестующие должны также вспомнить о том, что до событий февраля Российская империя была крепким, активно развивающимся государством, в первую очередь благодаря централизованной, самодержавной власти. Революция же подточила основы самодержавия, наступило двоевластии, затем свершилась Октябрьская революция, вскоре началась гражданская война, потом пришло время сталинизма, затем коммунизма…Так что как бы потом не пришлось жалеть о содеянном, тем более, как свидетельствует история, многие участники Февральской революции в последствии совершенно искренне сожалели о содеянном, о том, что повелись на разводку зарубежных провокаторов.
При таком раскладе я, кстати, не исключаю усиления и даже взлета радикальных настроений. Убежден, что никто из правозащитников или участников движения "За честные выборы" не сомневается в победе Путина. Но они будут давить на то, что Путин хоть и выиграл, но выиграл с нарушениями. Они будут специально стряпать поддельные ролики с вбросами бюллетеней за Путина, требовать объявления выборов нелегитимными, требовать пересмотра их итогов, то есть продолжать раскачивать общество, власть. И тут, аккурат на этой качке, как черт из табакерки, запросто могут выскочить какие-нибудь ультра. Скорее всего, это будут ультраправые - националисты. Тем более курс рассуждений, взятый блогерами во главе с Навальным, это курс на национализм. Поэтому будущей власти следует поменять свою классовую приверженность – ориентироваться впредь не на лавочников, для которых важны только деньги, не на рокеров, так называемых ночных волков, которых власть приняла, а они ей что-то поддержкой не торопятся ответить, а начать опираться на рабочий класс, который у нас уже начинает формироваться, в частности, на Урале. Думаю, что при правильной поддержке властью за зарождающимся движением рабочих-производственников может быть большое будущее. Именно они могут стать надежным щитом от националистов.

Уроки российской истории актуальны всегда. Конечно же, надо делать выводы и из февральских событий 1917 года. Последовавшая за ними череда исторических потрясений на 70 лет ввергла Россию в то состояние, из которого мы до сих пор пытаемся вырваться, чтобы стать более-менее цивилизованной страной. Наверное, сложно подсчитать, сколько человеческих судеб покалечили события 17-го года, и сложно представить, какой бы была Россия сейчас, если бы нам удалось их избежать. Ведь в тот период наша страна была одним из наиболее развитых государств. Скажем, рабочий Путиловского завода зарабатывал тогда достаточно приличные деньги, которые обеспечивали ему широкую потребительскую корзину, и даже Хрущев в своих воспоминаниях отмечал этот факт.
Нынешнюю митинговую активность в России я оцениваю в целом положительно. Нет ничего плохого в том, когда люди перестают шептаться на кухнях, когда они выходят и заявляют о своих взглядах и правах, говорят власти о том, что хотят быть услышанными. И движение в поддержку Путина, и выступления против действующей власти – это все совершенно естественные явления. Другое дело – сумеют ли эти стороны вовремя придти к какому-то компромиссу и договориться. Если этого не произойдет, то никто не сможет нам гарантировать, что в России не случится радикализации политической жизни, не произойдет каких-то новых потрясений. Если честно, то меня иногда "напрягают" отдельные радикальные высказывания со стороны оппозиции, нежелание слышать другую сторону.
Нельзя также забывать, что гражданским недовольством пытаются манипулировать - и те, кто выбыл из российской политики в конце 90-х годов, и наши партнеры-оппоненты из-за океана.

Не считаю февральские события 1917 года актуальными для современной России. И само государство, и сложившаяся тогда политическая обстановка были совсем другие, поэтому я не вижу оснований для проведения каких-то исторических параллелей.
Я хорошо отношусь к консолидации нынешних российских оппозиционных сил в отстаивании ими конституционных и политических прав граждан РФ, в их требованиях по соблюдению избирательного законодательства. Думаю, что яркий пример такой консолидации – Новосибирская область, где оппозиционные партии сумели преодолеть в ходе избирательных кампаний определенный политический эгоизм и корректно проводят совместные мероприятия в поддержку честных и справедливых выборов.
Участвуя сегодня в протестных акциях, люди борются за право высказывать свое мнение, за право вести политическую борьбу на равных условиях, в соответствии с действующими конституционными нормами. И, на мой взгляд, это далеко по своей сути от тех событий, которые происходили в феврале 17-го года.
Что же касается возможной радикализации тех или иных политических сил в России, то к этому фактически толкают те, кто тормозит демократические процессы, нарушает избирательное законодательство, злоупотребляет административным ресурсом и т.д. Все это никак не способствует нормальному ходу политического процесса в стране, который и должен удерживать страну от радикализма.

Мы всегда очень плохо учим свою историю – это наша национальная традиция. А февральскую революцию надо изучать особенно, потому что это был шанс мирного развития страны, которым не воспользовались. Успех большевиков, последовавший за февральскими событиями, во многом объясняется тем, что они откликнулись на те проблемы, которые существовали в обществе. Формула "Мир – народам, земля – крестьянам, фабрики – рабочим" - очень простая, но она была всем понятна. А представители правительства Керенского в свое время не осознали, что необходимо откликаться на то, что происходит в народе. Они договаривались между собой и просто не соответствовали новой волне, которая поднялась в стране.
Если смотреть на сегодняшнюю ситуацию в России, то хочу сразу подчеркнуть, что не боюсь ни правого, ни левого радикализма. Сегодня у нас нет тех социально-экономических предпосылок, которые обычно предшествуют революции. Мы не находимся в таком состоянии войны, как в 17-м году. У нас нет той ситуации, которая сложилась в Египте, когда в два раза взлетели цены на хлеб. Но в России произошел серьезный психологический надлом в сознании людей, в их реакции на окружающий мир. Люди вдруг захотели сами себя уважать и требовать уважения к себе, к своим правам, со стороны других. Таким образом, те процессы, которые происходят в стране, имеют пока еще эмоционально-психологическую основу. А вот если на эту ситуацию наложатся какие-то социально-экономические обстоятельства, тогда она примет уже совершенно другой характер.
К сожалению, сегодня я наблюдаю уверенное истощение нашей экономики, несмотря на высочайшие цены на нефть. Налицо наше постоянное отставание в техническом прогрессе и просто ветшание всего – домов, сетей, транспорта и т.д., что приводит к постоянным авариям. Наконец, среди российской молодежи усиливаются настроения, связанные с желанием эмигрировать из страны. И вот это меня действительно пугает. А то, что люди выходят на улицы требовать соблюдения своих гражданских прав – это отражение какого-то сдвига в их настроениях, но никак не предпосылка к революции.
См. также:
"Кого включить в коалиционное правительство? – Мнения парламентариев".
"Для России правые радикалы опаснее, чем для Европы (мнения парламентариев)".