Ответственность за катастрофу в Норильске должен нести Потанин и только Потанин. А чтобы у него не было соблазна уйти от ответственности необходимо собственность Потанина изъять в залог

Как ЦИК может опираться в своей практической деятельности по организации выборов на нормы избирательного права, которые впрямую противоречат Основному закону страны?

Священнослужители о молодежи, храмах и нравственности

29.02.2012 08:36


За последние шестнадцать лет доля граждан России, посещающих храм (мечеть, синагогу) возросла с 57 до 71%. Минимум раз в месяц в церковь ходят 7% опрошенных, время от времени – 30%, редко – 34%. Выше среднего доля посещающих храм не реже раза в месяц среди людей пенсионного возраста и жителей обеих столиц (11%), ниже – среди молодежи и селян (5%).

Среди называющих себя православными доля тех, кто вообще посещает храм, составляет 83%. При этом 11% неверующих сообщили, что редко или время от времени ходят в церковь.

Самый соблюдаемый ритуал при посещении храма – ставить свечи: так делают 81% приходящих в церковь, причем его соблюдают практически в равной степени как те, кто ходит в церковь редко, так и те, кто делает это регулярно (80-82%). Кроме того, ритуал ставить свечи в равной степени соблюдают как православные (86%), так и респонденты, которые не считают себя верующими (81%).
Значительная часть прихожан (38%) просто разговаривает с Богом, 31% читают молитвы, 27% прикладываются к святыням. 33% подают милостыню, 29% жертвуют деньги на нужды храма. В меньшинстве (9%) – те, кто приходит в церковь, чтобы освятить вещи.
11% приходящих в храм сообщили, что обычно просто наблюдают за происходящим.

«Как бы вы прокомментировали эти данные? Почему, на ваш взгляд, рост числа приходящих в храмы не приводит к нравственному оздоровлению общества? Как вы объяснили бы, что в храмах мало молодежи – при том, что нынешняя молодежь выросла уже после эпохи богоборчества?» - с такими вопросами корреспондент Regions.Ru обратился к священнослужителям.

протоиерей Димитрий Смирнов Настоятель храма святителя Митрофания Воронежского протоиерей Димитрий Смирнов:
Сейчас молодежи в храмах несоизмеримо больше, чем при советской власти. Но, конечно, хотелось бы, чтобы было больше.

Сейчас все-таки очень много соблазнов, в частности интернет. Вообще воцерковление молодежи это большая проблема. Оно не может быть массовым. Восприятие христианства - это все-таки очень индивидуальная вещь. Религиозное чувство, если оно есть, по-разному может проявляться.

Вхождение в христианство это труд. А у Церкви не так много возможностей помогать в этом людям с помощью, например, радио или телевидения. Но все-таки статистика показывает положительную динамику. Потихоньку процесс все-таки идет.

И то, что в больших городах верующих в процентах больше, это тоже о многом говорит. У образованных людей тяга к Церкви, к духовной жизни все-таки больше.

Отец Максим Первозванский
Главный редактор журнала «Наследник» протоиерей Максим Первозванский:
Нравственное воспитание не дает быстрых результатов.

Сложно утверждать, становится ли нравственное состояние общества хуже или лучше. Одна из главных задач Церкви – нравственное воспитание – это долгосрочная задача, которая не решается в один момент. Как правило, люди, которые ходят в церковь с серьезными намерениями, испытывают шоковое состояние от понимания того, что не могут справиться с обуревающими страстями – злобой, завистью и прочими грехами. Поэтому люди или начинают бороться со своими проблемами, или, к сожалению, могут махнуть рукой, оставаясь в числе «захожан». Но, тем не менее, значительная часть людей начинает серьезнее относиться к своей вере, и встает на путь очищения.

Что касается молодежи, то за последние 15 лет ее количество в церкви значительно возросло. Если для пожилых людей храм выполняет функцию некоего клуба, куда можно прийти и пообщаться, то молодым людям приходится прикладывать значительные усилия, чтобы найти время для посещения церкви: молодежь более ориентирована на карьеру, необходимо совмещать учебу и работу. Но при этом, я могу сказать совершенно точно, к нам приходит все больше молодых людей.

Другой вопрос в том, что у жителей спальных районов крупных городов зачастую почти и нет возможности посетить храм, поскольку существующее количество церквей и их вместимость не позволяют сегодня принять всех желающих.

протоиерей Александр Кузин
Протоиерей Александр Кузин, клирик храма Космы и Дамиана в Шубине:
Прирост количества прихожан не всегда означает качество, поскольку вера – это постоянный и сознательный выбор.

На мой взгляд, повода для беспокойства по поводу количества прихожан у Церкви нет. Почему больше людей пожилого возраста? Потому что чем старше человек становится, тем больше он задумывается о необходимости решения своих жизненных проблем, сообразуясь с мнением Церкви.

Конечно, мы заинтересованы, чтобы молодежи было больше: у нас есть специальные программы для привлечения молодых людей. Но необходимо действительно «созреть», чтобы приходить в храм. В молодости многие клюют на приманки общества потребления, но со временем они поймут бессмысленность этих приманок. Хотя, кстати, бывает, что молодежь приходит к религии раньше своих родителей.

Серьезной проблемой, связанной с ухудшением нравственной ситуации, несмотря на рост прихожан, я бы назвал рост поколений, у которых все меньше остается связей с прошлым. Люди, воспитанные в советский период, даже не исповедующие христианство, все равно владели православными традициями – этикой, нравственностью. Сегодня же мосты с нашим прошлым, с нашей народной культурой утеряны. Необходимо их восстанавливать, чтобы наша вера была не поверхностной, а произрастала на плодородной почве.

Отец Сергий
Известный православный миссионер игумен Сергий (Рыбко), настоятель храма Сошествия Святаго Духа на апостолов на Лазаревском кладбище:
У нас несколько поколений воспитывалось в идеологии «Если Бога нет, то все позволено», воспитывалось вне веры, в религиозном невежестве. Что же теперь удивляться плачевному духовно-нравственному состоянию общества?

Не так- то просто человеку развратному и распущенному стать целомудренным и нравственным. На исправление нужно время. Человек вначале должен осознать, что Бог есть и есть ответственность за свои поступки. Может и несколько лет пройти, а может и вся жизнь, чтобы это понять. Но, только поняв это, человек начинает внутренне трудиться и исправляться. В каком возрасте это произойдет, когда станет заметно – кто знает?

Но есть и другие обстоятельства. Например, многие молодые люди и хотят ходить в храм, но у них просто нет физической возможности, потому что надо не только учиться, но и зарабатывать на учебу, надо помогать семье, родителям. Я знаю множество таких примеров.

Вообще процесс духовного возрождения не может быть быстрым. Приписки, как при советской власти, здесь не помогут. Это процесс на долгие десятилетия.

Отец Антоний Скрынников
Главный редактор официального сайта Ставропольской и Невинномысской епархии, преподователь Ставропольской духовной семинарии, клирик храма целителя Пантелеимона в Ставрополе священник Антоний Скрынников:
На мой взгляд, не совсем корректно утверждать, что в общество совсем не происходит духовного оздоровления. Буквально вчера глава департамента здравоохранения Москвы Леонид Печатников заявил, что в столице количество абортов снизилось на 7% по сравнению с 2010 годом.

Я всегда призывал осторожно относиться к всевозможным социологическим опросам. Во-первых, православные зачастую любят себя успокаивать, смотря на статистические данные о количестве верующих в стране. Во-вторых, я сам по образованию преподаватель социологии и имею представление, как непрофессионально зачастую проводятся «полевые исследования».

Мне часто приходится общаться с молодежью, читать лекции в светских учебных заведениях. Я общаюсь с ними, и потом многих вижу в храмах. В городских храмах, например в Ставрополе, довольно большой процент молодых прихожан.

Отец Георгий Белодуров
Священник Георгий Белодуров, клирик Воскресенского (Трех исповедников) храма Твери:
Чаще всего люди относятся к вере, как к какому-то шаманству.

Конечно, для многих посещение храма и глубокая вера, которая преобразует душу и сердце человека, становятся неким императивом и помогают справляться с проблемами. Но зачастую люди приходят ради какой-то «коллективной явки» – мол, сейчас свечку поставим, попросим, что надо, а дальше будем ждать результата и хоть «трава не расти». Такая поверхностная вера не способна повлиять на нравственность.

Что касается молодежи, то у христианства есть «конкуренты» – это бесы, которые также ведут свою миссионерскую службу, ведут молодых людей по пути соблазнов красивой и легкой жизни, которая превратилась уже в предмет поклонения. К сожалению, мы не всегда выигрываем в этом миссионерском поединке. Нам противостоит дух потребления и самолюбия. Но, безусловно, есть и те, кто пробивает этот заслон своим талантом, упорством и желанием быть честным перед собой и другими.

Отец Валерий Буланников
Иерей Валерий Буланников, клирик храма свт. Николая в Отрадном:
Есть храмы, где молодежи как раз довольно много. Здесь многое зависит от прихода.

Но никакая статистика не сможет объективно отразить процесс воцерковления. Как правило, это очень долгий процесс. И не год, и не два. А ведь нашу молодежь в 90-е фактически бросили на произвол судьбы. Какое это было время? Тогда боролись за выживание. И вот сейчас эти люди выросли.

Но все равно процент хоть и медленно, но растет. Это вполне естественно. Самое главное, что есть качественный рост. Здесь много особенностей и социального, и возрастного характера.

Большое значение имеет собственно нравственное состояние общества в целом. Оно действительно ужасное: когда становится возможным кощунство в храме Христа Спасителя – это самое настоящее беснование.

Государство, конечно, должно уделять больше внимания нравственному воспитанию подрастающего поколения. Надеюсь, что и введение курса религиозной культуры в школах будет этому способствовать.

Исмаил Бердиев
Исмаил-хаджи Бердиев, председатель ДУМ Карачаево-Черкесии, председатель координационного центра мусульман Северного Кавказа:
Молодежь, как и более старшее поколение, зачастую просто не знает, как правильно себя вести в церкви (или в мечети), потому и не заходит.

Возможно, это исключение, но что касается нашего региона, то у нас в мечетях сегодня большинство прихожан – это молодые люди. Что же касается общей ситуации в России, это все следствие коммунистической системы, от которой до сих пор многие не отошли. Те, кто вырос в атеистическом обществе, зачастую с трудом понимают, как следует правильно молиться, что надо делать в храме. Такая же проблема и у молодежи – им надо подсказать, научить.

К тому же идет сильное давление со стороны заокеанских ценностей: людям трудно бороться с засильем нравственной распущенности. Мы стараемся разъяснить им, как противостоять этому зомбированию. Без веры человек не может существовать, поэтому надо подсказать и направить его на истинный путь.

Шафиг Пшихачев
Президент Международной исламской миссии, генеральный представитель Координационного центра мусульман Северного Кавказа, член Общественной палаты РФ, муфтий Шафиг Пшихачев:
Главное – вовсе не зазвать человека в церковь или мечеть: человек, как высший замысел Создателя, должен не растерять в процессе развития свое нравственное начало.

Радует, что все больше людей приходят в храмы: значит, здравый смысл начинает преобладать в умах народа. Человек не может жить без веры, ему всегда нужна нравственная подпитка.

Представители старшего поколения находили свои идеалы в коммунизме, а когда его не стало, люди стали искать другой идеал, и нашли его в религии. Поэтому они чаще ходят в храмы. А молодежи ходит меньше, поскольку сегодня существует много соблазнов. Пока человек не осознает свое высшее призвание, он подвергается этим соблазнам, становится объектом воздействия всех пороков современности.

Есть еще одна проблема: информационный поток очень велик, и для многих интернет становится основным источником ответов на все вопросы, в том числе и нравственные. Буквально на днях я вернулся из Страсбурга, где принимал участие в Первом международном конгрессе СМИ. Мы обсуждали как раз эту ситуацию: основные пользователи интернета – как раз молодое поколение. И мы призываем всех к тому, чтобы интернет стал носителем определенных ценностей, не просто потребительской идеи, а именно понятных человеческих нравственных ценностей – духовности, справедливости, правдивости, доброты.
Поделиться ВКонтакте Поделиться в Facebook Поделиться в Twitter

Жириновский: "Мы много раз предлагали включить в преамбулу Конституции фразу "Мы русские и другие народы…". Мы не предлагаем дать русским привилегии или преимущества над другими национальностями в России, но давайте хотя бы уровняем права русских с другими".

22 августа в Даниловом монастыре в Москве состоялась встреча Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с Государственным секретарем Святого Престола кардиналом Пьетро Паролином.

Церковный раскол на Украине

Дмитрий Песков не подтвердил информацию о том, что Владимир Путин в 2015 году сказал украинскому коллеге Петру Порошенко, что может "раздавить армию Украины". "Нет, я практически был на всех переговорах, я не слышал такой фразы", - отметил он.

Происшествия на национальной почве

Мигрантов, которые потеряли работу, живут скученно, в антисоциальных условиях, нужно немедленно из России вывозить! А на то время, пока они продолжают у нас проживать, конечно, их надо обеспечить, но не пособиями, не социальными гарантиями, а просто едой, и в этом заключается существенная разница. Не деньги им нужно давать - они не должны ходить по магазинам, а должны пребывать в жестком карантине. Нужно выявить их всех усилиями той же Росгвардии, полиции, обеспечить едой, и готовить к возврату ...

Идея РПЦ - закрепить за эмбрионом право на жизнь - является логичной, если исходить из принципов христианской морали. Но если со своей стороны государство не прогарантирует женщине максимальную поддержку при рождении ребенка, то конечно, эта инициатива будет выглядеть как некая крайность. Поэтому необходимо не к ограничениям каким-то стремиться, а создавать такие условия, чтобы у самой женщины была мотивация отказываться от аборта

"Каждый человек имеет право на собственное мнение вне зависимости от его должностного положения. Что касается руководителей регионов, это тоже в полном объеме их касается. Никакого фронта со стороны руководства Чечни нет. Прошу всех успокоиться, все в порядке".