Способен ли слабый пол управлять великой Россией? – Мнения парламентариев
07.03.2012 17:39
Неоднократно отмечалось, что женщины слабо представлены во властных органах страны. В то время как Европа намерена к 2015 году прийти к паритету - 50%-му представительству обоих полов во власти, Россия по представительству женщин во властных органах находится на 80-м месте, рядом с африканским государством Того. О половой дискриминации женщин в политической сфере говорил накануне и спикер Госдумы Сергей Нарышкин. В качестве примера он привел нижнюю палату, в которой, по его словам, женщин-депутатов только 14%, а в региональных заксобраниях и того меньше – 12%. "Это неправильно", - убежден он.
Это обстоятельство в России обычно объясняют тем, что женщины якобы сами то ли не стремятся к занятиям политикой, то ли вообще не способны к этому. Однако в ходе начавшихся в декабре прошлого года выступлений несистемной оппозиции ярко проявили себя очень многие женщины: Евгения Чирикова, Ксения Собчак, Анастасия Удальцова, Ольга Романова, Божена Рынска и другие. При этом многие из них ранее не выказывали никакого увлечения политикой. Получается, что женщины с удовольствием занимаются политикой, когда им выпадает такой шанс, но только шанс этот им предоставляют крайне редко.
Характерно, что наиболее яркими представителями кандидатов в президенты стали именно женщины – Наталья Нарочницкая, Нина Останина, Елизавета Глинка. А выступление Ирины Прохоровой в дебатах с Никитой Михалковым, по мнению многих, и вовсе стало переломным моментом в предвыборной кампании ее брата Михаила.
Почему в России женщины так слабо представлены в органах власти? Кто из женщин мог бы стать президентом, и какие еще руководящие посты могли бы занимать женщины? С такими вопросами REGIONS.RU/"Новости Федерации" обратились к представителям верхней и нижней палат российского парламента.
В преддверии 8 марта парламентарии обсудили проблему невысокого по сравнению с другими странами представительства женщин в российской власти. По словам политиков, такое положение дел объясняется особенностями исторического развития России и ее культуры.
Я не считаю, что у нас во властных структурах мало представительниц прекрасного пола. На сегодняшний день их гораздо больше, чем было, например, во времена Сталина или Брежнева. Мне кажется, что в современной России женщины во власти представлены хорошо. В партийных же кругах их представительство еще лучше.
Кстати, Совет Федерации наполнен прекраснейшими дамами. Уверен, раз они сюда попали, а это говорит о том, что они уже имеют авторитет, признание, высокие заслуги, все они без исключения также имеют полную готовность занять любые высокие должности, посты и в нашей палате, и в других органах власти. А выделять кого-то, называя конкретные фамилии, тем более накануне праздника, с моей стороны было бы аморально.
Насколько недостаточен сегодня уровень представительства женщин в органах российской власти мне судить трудно. С другой стороны, на данный момент третьим человеком в нашем государстве является именно женщина. Причем, Валентина Матвиенко уже очень давно вошла во власть, став опытным и уважаемым политиком.
Тем не менее, мне все-таки кажется, что женщина не должна стремиться в политику, на руководящие должности. Главная ее задача – это семья, воспитание детей. Кончено, все зависит от личности, характера - есть же такие боевые подруги, которые могут совмещать и то, и другое, но, во-первых, их мало, а во-вторых, на сегодняшнем этапе государство нуждается в женщинах-матерях, которые посвящают себя семье.
В Совете Федерации все женщины - профессионалы своего дела. Но особо хотел бы выделить Зинаиду Драгункину – председателя нашего комитета по науке, образованию, культуре и информационной политике. Я ее вижу и в роли министра здравоохранения, социальной политики, образования.

Согласен с тем, что в России женщин во власти непростительно мало. Причина этого, как мне кажется, достаточно проста: и сами они пока, наверное, не очень хотят, да и мы, мужчины, неохотно уступаем место. Для тех же властных структур, в которых представительницы прекрасного пола присутствуют, это является большим плюсом, причем, может быть сами они этого пока и не чувствуют. Вот, к примеру, председателем Совета Федерации является женщина, но достоинство этого мы еще до конца не оценили.
Вообще, лично мне все наши женщины-сенаторы очень нравятся. Все они активны, работоспособны, достойно представляют свои регионы, нас, мужчин, взбадривают, но каждая из них сильна по-своему. А поскольку их у нас мало, то я никого не хотел бы отправлять ни в правительство, ни на другие высокие посты.
Кстати, у нас в палате от каждого региона по два представителя. Может быть когда-нибудь настанет такое время, когда мы придем к схеме равного полового представительства: один мужчина – одна женщина. Тогда в Совете Федерации будет соблюден баланс: 50 процентов мужчин и 50 процентов женщин. Думаю, такая пропорция станет гордостью нашей палаты, а заодно и таким своеобразным "нашим ответом Чемберлена" феминисткам.

Все-таки Россия стоит ближе к тем странам, где женщине путь в политику открыт.
На мой взгляд, для женщин более приспособлена представительная нежели исполнительная власть. И здесь нам, мужчинам, следует потесниться, а то мы достаточно прочно осели в представительной власти и своими местами жертвовать не собираемся. Между тем, в этом сегменте отдать приоритет следует женщинам.
Я также считаю, что все представленные в сенате женщины могли бы претендовать на любую высокую должность. Впрочем, я не верю, что в скором времени нашей страной может начать управлять представительница прекрасного пола. Для этого должны быть созданы условия продвижения женщин на посты разного уровня.

Так исторически сложилось, что Господь Бог предусмотрел для женщины предназначение не политика, а хранительницы семейного очага. Женщинам в отличие от мужчин некогда балаболить, играть в политику, у них другие, более важные и более серьезные заботы – воспитывать детей. Хотя сегодня с сожалением приходится констатировать, что появилось много молодых женщин, девушек, для которых понятия женская, девичья честь не существует. Они любыми путями, поправ все нормы общественной морали, стремятся войти в шоу-бизнес, в политику. К счастью, мне доводилось иметь дело исключительно с достойными женщинами, среди которых были и есть политики с огромным потенциалом. Это и Людмила Швецова, и Зинаида Драгункина, и Валентина Петренко, которая в свое время была самым молодым секретарем обкома партии Ростовской области, и Лариса Пономарева. На мой взгляд, все они могут достойно представлять министерства, ведомства, быть вице-премьерами правительства, стоять во главе этого правительства и, чем черт не шутит, даже, наверное, руководить страной. Думаю, мы доживем до такого времени, когда Россию возглавит женщина-президент.
Пользуясь случаем, поздравляю всех женщин нашей страны с наступающим праздником, желаю здоровья, счастья, любви, благополучия, хороших семей, достойных мужей и чтобы ее величество удача не обходила наших любимых стороной.

Проблема эта с одной стороны связана с ментальностью российского общества, а с другой стороны – с отсутствием у нас традиций участия женщин в политических процессах. Политика – это, как и некоторые виды спорта, очень жесткая вещь, требующая полной самоотдачи. А для большинства наших женщин по-прежнему остается очень важным фактор семьи, воспитания детей. Именно этот фактор не позволяет им сделать выбор в пользу того, чтобы десятки лет трудиться над продвижением той или иной идеологии, в чем, собственно, и заключается основной смысл политики.
Тот уровень представительства женщин в органах российской власти, который мы имеем сегодня, в целом соответствует ментальности нашего общества. Но я думаю, что со временем, если новый экономический кризис не спровоцирует осложнение обстановки в стране и в мире, он будет повышаться. Кстати, в нынешнем российском правительстве женщины представлены довольно хорошо. Что же касается ряда женщин-парламентариев, таких как Людмила Швецова, Екатерина Лахова, Татьяна Яковлева, то я отношу их к числу высокопрофессиональных государственных деятелей, высочайшего политического уровня. Уверен, что каждая из них достойна занимать серьезнейшие посты в органах государственной власти.

Видимо, связано это прежде всего с наследием всех предыдущих лет нашей современной истории, когда женщин не рассматривали как серьезных руководителей. Да и многовековые традиции российского патриархата тоже могут являться здесь весомой причиной.
Однако, я не сторонник того, чтобы ликвидировать дефицит женщин во власти каким-то искусственным путем, вводить то или иное квотирование. Все должно определяться желанием, возможностями и способностями самих женщин. Будучи депутатом Госдумы третьего созыва, в рамках визита нашей делегации в Швецию, где как раз установлены квоты для представительства в системе власти женщин и молодежи, я встречался с девушками из международного комитета шведского парламента. Честно говоря, производили они несколько грустное впечатление: выяснилось, что они не только слабо разбираются в современных международных вопросах, но и практически не знают мировой истории.
В целом же я убежден, что женщины в России могут прекрасно работать на любых должностях, за исключением, конечно, тех, которые связаны с тяжелыми физическими нагрузками. Кстати, мне представляется очень положительным тот факт, что в нынешнем составе Госдумы у нас снова есть женщина-вице-спикер в лице Людмилы Швецовой. Думаю, что в многомиллионной России это весьма высокий и ответственный пост. Не могу не отметить также Эльвиру Набиуллину, в лице которой вижу яркий пример хорошего министра и эффективного управленца.

Видимо, женщин так мало у нас во власти по той причине, что в стране очень много умных мужчин. Но это шутка. А если говорить серьезно, то, наверное, эта проблема некоторым образом связана с временной победой в России капитализма. Хочу напомнить, что в первые годы советской власти даже в республиках Средней Азии проводилась целенаправленная политика продвижения женщин на руководящие посты.
У нас же сегодня скорее обратная тенденция. В России вообще стараются сейчас всячески подавлять активность различных социальных слоев, чтобы сделать общество послушным и безголосым перед властью. При этом усиленно пропагандируются, в том числе и с участием Церкви, такие традиции, которые заведомо предполагают униженное место женщины в жизни. Кроме того, в силу многочисленных социальных проблем немало женщин в России просто не в состоянии совмещать заботу о семье, о детях с построением своей карьеры. Поэтому, можно сказать, что сама социальная среда не дает сегодня многим российским женщинам возможности себя проявить.
Чтобы всерьез обсуждать вопрос о том, кто из российских женщин мог бы возглавить в будущем страну, нужно вначале посмотреть, кто из них уже успел зарекомендовать себя на федеральном уровне власти, заручиться реальной поддержкой значительной части наших людей. Если честно, то я пока таких фигур не вижу, но остается надежда, что они когда-нибудь в России появятся. Сегодня же я бы старался больше женщин привлекать к работе в правоохранительных и контрольных органах. Думаю, что это помогло бы нам сократить масштабы коррупции в стране.
Хочу отметить, что эта проблема была в России всегда, и, к сожалению, остается и по сей день. На руководящих должностях в системе исполнительной власти женщин у нас по-прежнему буквально единицы, да и в парламентском корпусе их маловато. Особенно это ощущается, когда встречаешься с какой-либо европейской парламентской делегацией, где женщин, как правило, не менее 30-40%, а в нашей делегации – от силы одна-две. И я не сомневаюсь, что европейцы достигнут вскоре равного представительства женщин и мужчин во власти.
В России традиционно считалось, что прямая задача женщины – быть хранительницей домашнего очага и уюта, готовить, воспитывать детей. Но за последнее время бытовые условия сильно изменились к лучшему, и сегодня женщины уже не настолько обременены домашними заботами. Просто у нас пока еще мужчины в целом остаются почему-то достаточно эгоистичными, не пускают женщин во власть, считая, что это не совсем их дело. На мой взгляд, мужчинам пора немножко потесниться, тем более, что у нас уже хватает ярких и достойных примеров среди женщин-политиков. Для меня это прежде всего депутат нашей фракции Оксана Генриховна Дмитриева. Она настоящий политик, очень хорошо знает проблемы бюджета, налоговой и социальной сферы, а главное – конкретные пути их решения. Думаю, что это одна из тех женщин, которые достойны самых высоких постов в стране, в том числе и высшей государственной должности.

Я вообще не считаю слабое представительство женщин в структурах власти какой-то проблемой. А для нашей страны это, напротив, довольно позитивное явление, благодаря этому еще остаются шансы, что демографическая ситуация в обществе изменится к лучшему. Известно, что если женщина идет во власть или в бизнес, то семья и дети у нее остаются на одном из последних мест. И тот факт, что большинство российских женщин не рвется ни в политику, ни в бизнес, я считаю хорошим признаком. Что же касается вопроса о том, какие государственные посты могут занимать женщины, то хочу отметить, что не являюсь сторонником разделения людей по гендерному или национальному признакам. Проблема кадров должна решаться прежде всего на основании оценки профессиональных качеств того или иного работника. И я глубоко убежден, что где-то женщины проявляют у нас гораздо большие опыт и профессионализм, чем мужчины.
Естественно, нельзя исключать и возможность выдвижения женщины в качестве кандидата на президентских выборах. Но при этом, опять же, нужно учитывать, что такой женщине придется поставить дом и семью на самое последнее место, как, впрочем, и вынуждены поступать все президенты.
См. также:
"Российским женщинам пора взять власть в свои руки (мнения парламентариев)".
"Есть ли в России гендерное неравенство? – Мнения парламентариев".