Если в течение восьми лет Запад не смог посадить Киев за стол переговоров с Донецком и Луганском, то сегодня это сделает Россия

Если сложить уровень жизни какой-нибудь Марьи Ивановны, уборщицы и того же Абрамовича, то, конечно, в среднем получится выше, чем в СССР

Нужно ли вводить в Совете Федерации гендерное равенство? – Мнения парламентариев

11.03.2012 17:27


В преддверии праздника 8 марта первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по социальной политике Владимир Жидких заявил Regions.Ru (см. "Способен ли слабый пол управлять великой Россией? – Мнения парламентариев"), что не исключает перехода к системе равного полового представительства верхней палаты. По его словам, то обстоятельство, что субъекты федерации делегируют в СФ по два сенатора, позволяет решить эту проблему очень просто: каждый регион будет представлен мужчиной и женщиной.

Отметим, что параллельно обсуждается и возможность возвращения к выборности Совета Федерации. В частности, о такой возможности одобрительно отозвался в беседе с журналистами в Сочи 31 августа 2011 года президент Дмитрий Медведев (см. опрос Regions.Ru на эту тему - "Все на выборы Совета Федерации! – парламентарии об инициативе Медведева"). В декабре минувшего года премьер Владимир Путин во время "прямой линии" с россиянами заявил, что считает возможным формирование Совета Федерации через прямые выборы из кандидатов, предложенных партиями, прошедшими в региональный парламент. Эту идею поддержала и спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко. Однако она считает, что для ее реализации необходимо получить толкование из Конституционного суда статьи Конституции, которая говорит о том, что "Госдума избирается, а Совет Федерации формируется от исполнительной и законодательной власти каждого региона".

Принцип формирования Совета Федерации за всю его менее чем восемнадцатилетнюю историю менялся уже дважды. В 1994 – 1996 гг. верхняя палаты была избранной, с 1996 по 2000 год Совет Федерации состоял из глав регионов и председателей законодательных собраний субъектов, затем он стал формироваться из назначаемых представителей органов власти российских регионов. В настоящее время самостоятельность сенаторов сведена до минимума принятым в ноябре 2010 года законом, согласно которому к исполнению полномочий сенатор приступает автоматически на десятый день со дня его назначения в регионе – без обязательной ранее процедуры утверждения верхней палатой.

Как вы относитесь к идее набирать в Совет Федерации от каждого региона строго по мужчине и женщине? Можно ли применить это правило в условиях прямых выборов? Какой принцип пополнения верхней палаты кажется вам более предпочтительным: формирование от исполнительной и законодательной власти или прямые выборы? С такими вопросами корреспондент REGIONS.RU/"Новости Федерации" обратился к представителям верхней и нижней палат российского парламента.

Российские парламентарии выступили за выборность членов Совета Федерации. Они также обсудили предложение формировать верхнюю палату по принципу равного полового представительства, однако не пришли к единому мнению насчет целесообразности такого подхода.

Валентина Петренко Член Комитета Совета Федерации по социальной политике, представитель в СФ от правительства Республики Хакасия член ОНФ Валентина Петренко:

Я считаю такую идею неплохой. Думаю, сегодня всем должно быть понятно, что доля женщин в российских органах власти должна быть увеличена в разы, о чем, кстати, в канун 8 марта говорил и президент Дмитрий Мелведев. Ведь мужчины и женщины по-разному смотрят на одну и ту же проблему, предлагают разные пути ее решения, и здесь голос женщины должен быть услышан.

С другой стороны, количество женщин во властных структурах не должно расти автоматически. Чтобы туда попасть, женщина должна быть профессионалом своего дела. А не просто, только школу закончила – и тебя сразу в сенат, чтобы показать, что у нас с женским представительством все в порядке.

Мне кажется, что схема "один регион – один мужчина, одна женщина", может быть реализована и в условиях прямых выборов членов СФ, так как у женской части населения всегда найдется своя кандидатура для палаты.

Выборность членов СФ очень важна. Во-первых, люди будут знать того, кого избирают, что, в свою очередь, будет дисциплинировать избранных сенаторов. Во-вторых, при таких условиях сенатор окажется связан не с исполнительной или законодательной властью, а в первую очередь с народом.

Николай Рыжков Член Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера, представитель в СФ от исполнительного органа госвласти Белгородской области беспартийный сенатор Николай Рыжков:

Формировать Совет Федерации по принципу 50 на 50, как мне кажется, это слишком радикальный подход. Хотя, конечно, женщины во власти должны быть представлены для защиты их интересов. Кстати, в советское время Верховный Совет формировался с учетом квот на рабочих, крестьян, производственников и в том числе женщин, которых должно было быть не менее 30%.

Что же касается выборности членов СФ, то я выступаю за этот принцип. Если мы действительно хотим укрепить сенаторский корпус, в какой-то мере защитить членов СФ от настроения определенных лиц, то сенаторы, безусловно, должны избираться. Причем, выборы членов СФ могут проходить одновременно либо с выборами губернаторов, либо с выборами местных заксобраний.

Константин Титов Член Комитета Совета Федерации по экономической политике, представитель в СФ от исполнительного органа госвласти Самарской области член "Единой России" Константин Титов:

В принципе, эта идея нормальная, но она нереализуемая, причем, ни сейчас, ни потом.

В соответствии с новым выборным законодательством, губернатор идет на выборы с тремя кандидатами в члены СФ, из которых, исходя из рейтинговых позиций, выбирается один, который и становится сенатором. Вполне возможно, что среди этих трех кандидатов будет и женщина. И если ее позиции окажутся более выигрышными, чем у мужчин, тогда членом СФ станет она.

А вообще, мой коллега немного забежал вперед, причем, даже вперед Нидерландов и Финляндии.

Людмила Швецова Руководитель московского штаба В.Путина, вице-спикер Госдумы, член Комитета по труду, социальной политике и делам ветеранов, член фракции "Единая Россия" Людмила Швецова:

Я отношусь к идее набирать в Совет Федерации от каждого региона строго по мужчине и женщине отрицательно. Наверное, можно было бы мечтать, чтобы в Совете Федерации (или в Государственной думе) было поровну и мужчин, и женщин. Чтобы обеспечивалась гармоничность и паритетность мужского и женского мировоззрения во власти.

Метод так называемого квотирования по гендерному признаку существует в ряде стран, и я его внимательно изучала. При всей позитивности такого вида регулирования, могу сказать, что это не наш путь. Хотя я всегда выступаю и буду выступать за паритет женщин и мужчин во власти, в их совместной ответственности за происходящее. Но я убеждена: женщина должна быть не вместо мужчин, а вместе с мужчинами. И если мужчин во власти будет меньше 30 процентов, то я первая буду бороться за их права.

По данным председателя Государственной думы С.Е.Нарышкина, "из каждых 10 человек, замещающих должности государственной гражданской службы, 7 человек - это женщины, при этом женщины-депутаты в нынешнем созыве Госдумы составляют лишь 14% от общего состава". Как видим, женщины активно присутствуют на госслужбе, но их явно недостаточно на уровне принятия решений: мало женщин-депутатов, женщин-руководителей, заместителей руководителей. Исходя из этого, мои "гармонистические" убеждения сводятся к тому, что надо поддерживать женщин, идущих во власть. Но не через квоты.

Прямые выборы должны проходить в условиях демократии, прозрачности и честности выборов, которые мы сегодня все так старательно проповедуем. Если за основу выбора мы будем принимать гендерный признак, а не профессиональный и человеческий опыт кандидатов в сенаторы ( депутаты, губернаторы и т.д.), это будет демонстрацией половой псевдоравности, но никак не выбором лучших из лучших.

Кстати, сами женщины такого рода политические комплименты принимать не хотят. Они не просто готовы к политической конкуренции: они зачастую охотно идут на нее и нередко побеждают.

Власть нельзя даровать - ни самой красивой девушке, ни самому продвинутому креативщику. Власть – это профессиональная государственная служба, куда должны приходить профессионалы, состоявшиеся в жизни люди, высоко порядочные личности.

Какой принцип пополнения верхней палаты кажется вам более предпочтительным: формирование от исполнительной и законодательной власти или прямые выборы?

В контексте тех демократических реформ, которые сегодня предлагаются обществу на всех уровнях формирования государственной власти, наверное, возможно рассматривать иной, чем сегодня существует, принцип формирования Совета Федерации, который позволил бы значительно поднять авторитет и статус органа, принимающего важные государственные решения.

Конечно, если Совет Федерации будет представлен сенаторами, избранными всенародно, а не назначенными, то это будет новым шагом на пути развития отечественной демократии и парламентаризма. Этот вопрос может и должен выноситься на обсуждение. Избранный человек – всегда более свободный, самостоятельный, а главное – более ответственный перед населением, оказавшим ему свое доверие.

Анатолий Локоть Член Комитета Госдумы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления, член фракции КПРФ Анатолий Локоть:

Я сторонник того, чтобы женщины в России активней участвовали в политике, представляли интересы наших граждан во всех органах власти, в том числе в федеральном правительстве.

Однако, на мой взгляд, идею о представительстве женщин во властных структурах нельзя доводить до абсурда. Инициатива Владимира Жидких – это фактически предложение о введении принципа квотирования. Считаю, что распределение мест в системе государственного управления по половому, национальному или возрастному признаку – это плохой метод, который не оправдывает себя. Все должно определяться профессиональными качествами людей, которые идут работать в эту систему, их умением эффективно исполнять свои обязанности. Поэтому мы и выступаем за формирование Совета Федерации через прямые выборы, чтобы избиратели могли делегировать в палату наиболее достойных и уважаемых в своих регионах людей. А все то, что делается искусственным путем, насаждается "сверху", как правило, не способствует эффективности работы, а создает лишь ее видимость, декорацию.

Екатерина Лахова Заместитель председателя Комитета Госдумы по делам общественных объединений и религиозных организаций, член фракции "Единая Россия" Екатерина Лахова:

Считаю, что это вполне здравая идея. По сравнению с большинством европейских стран, женщин в представительных органах, как и в других структурах власти, у нас неоправданно мало. В той же Норвегии, к примеру, существует специальный закон, в соответствии с которым в составе советов директоров как государственных, так и частных компаний, женщины должны составлять не менее 40%.

Кстати, во фракции "Единой России" самое большое представительство женщин – 17,5%. Для сравнения – во фракции КПРФ их всего лишь 4%. На мой взгляд, именно компартия сегодня "лидирует" по низкой активности женщин в своей деятельности среди всех остальных политических партий. В последнее время ни на митингах, ни на пресс-конференциях КПРФ практически не видно ни одного женского лица.

При нынешней системе формирования верхней палаты любой субъект Российской Федерации на региональном уровне может принять закон, позволяющий делегировать в Совет Федерации от своих органов власти одновременно мужчину и женщину – Конституция допускает такой порядок. Если же мы вернемся к прямым выборам сенаторов, то вопрос о представительстве женщин в СФ будет зависеть исключительно от активности самих женщин в каждом конкретном регионе, от того, насколько профессионально и грамотно претендентки на места в Совете Федерации будут проводить свои выборные кампании, работать с общественностью. Саму идею прямых выборов членов верхней палаты я могу только приветствовать, особенно сейчас, когда мы находимся на пути к прямым выборам губернаторов.

Людмила Швецова

вице-спикер Госдумы, член Комитета по труду, соцполитике и делам ветеранов, фракция "ЕР". Скончалась 28 октября 2014 года

11.03.2012 17:47

Я отношусь к идее набирать в Совет Федерации от каждого региона строго по мужчине и женщине отрицательно. Наверное, можно было бы мечтать, чтобы в Совете Федерации (или в Государственной думе) было поровну и мужчин, и женщин. Чтобы обеспечивалась гармоничность и паритетность мужского и женского мировоззрения во власти.

Метод так называемого квотирования по гендерному признаку существует в ряде стран, и я его внимательно изучала. При всей позитивности такого вида регулирования, могу сказать, что это не наш путь. Хотя я всегда выступаю и буду выступать за паритет женщин и мужчин во власти, в их совместной ответственности за происходящее. Но я убеждена: женщина должна быть не вместо мужчин, а вместе с мужчинами. И если мужчин во власти будет меньше 30 процентов, то я первая буду бороться за их права.

По данным председателя Государственной думы С.Е.Нарышкина, "из каждых 10 человек, замещающих должности государственной гражданской службы, 7 человек - это женщины, при этом женщины-депутаты в нынешнем созыве Госдумы составляют лишь 14% от общего состава". Как видим, женщины активно присутствуют на госслужбе, но их явно недостаточно на уровне принятия решений: мало женщин-депутатов, женщин-руководителей, заместителей руководителей. Исходя из этого, мои "гармонистические" убеждения сводятся к тому, что надо поддерживать женщин, идущих во власть. Но не через квоты.

Прямые выборы должны проходить в условиях демократии, прозрачности и честности выборов, которые мы сегодня все так старательно проповедуем. Если за основу выбора мы будем принимать гендерный признак, а не профессиональный и человеческий опыт кандидатов в сенаторы ( депутаты, губернаторы и т.д.), это будет демонстрацией половой псевдоравности, но никак не выбором лучших из лучших.

Кстати, сами женщины такого рода политические комплименты принимать не хотят. Они не просто готовы к политической конкуренции: они зачастую охотно идут на нее и нередко побеждают.

Власть нельзя даровать - ни самой красивой девушке, ни самому продвинутому креативщику. Власть – это профессиональная государственная служба, куда должны приходить профессионалы, состоявшиеся в жизни люди, высоко порядочные личности.

Какой принцип пополнения верхней палаты кажется вам более предпочтительным: формирование от исполнительной и законодательной власти или прямые выборы?

В контексте тех демократических реформ, которые сегодня предлагаются обществу на всех уровнях формирования государственной власти, наверное, возможно рассматривать иной, чем сегодня существует, принцип формирования Совета Федерации, который позволил бы значительно поднять авторитет и статус органа, принимающего важные государственные решения.

Конечно, если Совет Федерации будет представлен сенаторами, избранными всенародно, а не назначенными, то это будет новым шагом на пути развития отечественной демократии и парламентаризма. Этот вопрос может и должен выноситься на обсуждение. Избранный человек – всегда более свободный, самостоятельный, а главное – более ответственный перед населением, оказавшим ему свое доверие.
Поделиться ВКонтакте Поделиться в Facebook Поделиться в Twitter

"Вообще-то по Конституции принудительный труд у нас запрещен, а сенатор предлагает привлекать к принудительным работам граждан, получающих пособие по безработице, хоть знает, что это за пособие, и стоит ли из-за него, как говорится, «жилы рвать»? Да это крошечные деньги, и он еще предлагает наказывать! Наказывать надо того, кто придумал такое пособие по безработице, которое у нас ниже прожиточного минимума..."

Парламентарии комментируют

"Цены должны быть не просто сохранены, или балансировать на уровне прошлого года плюс инфляция. Нет, цены должны быть снижены, и в первую очередь на всю отечественную сельхозпродукцию. А для этого вообще не следует никому ее продавать, и прежде всего начиная, естественно, с тех стран, которые объявляют нам санкции, бойкот, гибридную войну..."

Парламентарии и бизнес

Наша страна – это страна тротуарной плитки, торговых центров и видеокамер. Те люди, которые формируют у нас институты власти, финансовые потоки, - им нужно, чтобы в стране было как можно больше видеокамер, потому что это очень хорошие деньги. Какая-то фирма получит теперь право заниматься и цифровизацией судов. Возможно, уже есть какой-то приближенный олигарх, который будет этим заниматься. А как мы будем предъявлять бумаги и документальные свидетельства тех или иных слов, которые озвучивает адвокат?

"Результаты работы парламента будут зависеть прежде всего от того, собирается ли правительство существенным образом изменять экономический курс. Судя по бюджету, этого делать не предполагается. При такое политике практически невозможно существенно улучшить материальное и социальное положение людей. Поэтому по-прежнему российская экономика будет развиваться относительно медленно, и не будет выполнен указ президента № 204, согласно которому мы должны обеспечить экономический прорыв. не будут ...

Видимо, когда власть не может сделать жизнь людей лучше, - не важно, по причине нежелания, или неумения, - власти нужно министерство, которое будет вбивать людям в голову то, что они стали жить лучше. И, наверное, первое, что будет делать министерство – это раздавать нашим гражданам бесплатно телевизоры, с комплектом федеральных каналов. Для такого министерства это будет самым эффективным способом воздействия на умы людей. Раньше это делалось посредством радио и газет, теперь добавилось тел ...

"В отдельных ситуациях, где граница между регионами исторически проходит по очень плотно населенному участку, возможно, действительно стоит принимать какие-то решения по уточнению границ. Но это должны решить уже сами соседствующие друг с другом субъекты, там, где этого сделано не было, и возникали какие-то споры. Но это вопросы, которые должны регулироваться, скажем так, в субсидиарном порядке между самими субъектами. А в тотальном определении границ субъектов просто нет необходимости..."