Ответственность за катастрофу в Норильске должен нести Потанин и только Потанин. А чтобы у него не было соблазна уйти от ответственности необходимо собственность Потанина изъять в залог

Как ЦИК может опираться в своей практической деятельности по организации выборов на нормы избирательного права, которые впрямую противоречат Основному закону страны?

Священнослужители о монархической идее

15.03.2012 10:24


"Надеюсь, что в процессе развития политической реформы в стране будут взвешены все возможные пути определения будущего страны, в том числе путь монархический", - сказал глава синодального Отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин на научно-практической конференции, посвященной обсуждению будущего монархической идеи в контексте победы в Отечественной войне 1812 года.
По словам священника, "идеал Богом данной власти нашим народом не утерян".

"Об этом говорит очень многое в современной политической жизни, об этом говорит уровень доверия, который не связывается людьми с предвыборными баталиями, с теми якобы идеальными формами политического процесса, которые у нас пытались насаждать по западному образцу", - сказал он.

По мнению о.Всеволода, «очевидно, что это одна из идей, которая в обществе будет обсуждаться».
"Невозможно сегодня этого обсуждения исключить из общественной жизни, даже если кто-то пытается силой давления или силой бесконечного произнесения одних и тех же идеологических штампов подавить обсуждение монархической идеи", - заявил он.

Как считает отец Всеволод, не утерян в народе и идеал "богозаповеданного единства власти и общества". Он надеется, что эти идеалы, "даже не существуя в рамках формальной монархии, сделают нас способными выдержать любые испытания и ответить на любые вызовы, как это было сделать в 1812 году и в 1612 году".

«Как бы вы прокомментировали слова о.Всеволода? Существуют ли в обществе (за пределами маргинальных групп) монархические настроения? Возможно ли и желательно ли, на ваш взгляд, чтобы Россия вернулась на монархический путь? Если да, то где искать монарха?» - с такими вопросами корреспондент Regions.Ru обратился к священнослужителям.

Отец Максим Козлов
Протоиерей Максим Козлов, настоятель домового храма МГУ:
Уже в Основах социальной концепции РПЦ указывалось на весьма высокое место монархии в контексте православного мировоззрения, библейского миропонимания. Выше монархического принципа в истории человечества можно назвать лишь такое устроение общества, как оно описывается в Книге Судей.

Так что высокий монархический идеал никогда не утрачивался в православном сознании. Другое дело, насколько он может быть реализован в современном российском обществе. Это принципиальный вопрос. Здесь, на мой взгляд, полезно вспомнить мысль о том, что как старцы появляются тогда, когда появляются послушники, так и монархия может появиться тогда, когда обретаются широкие слои общества, готовые осознавать себя подданными государя. Не путем внешнего принуждения или какого-нибудь народного плебисцита и тем более не ради достижения какой-либо видимости конституционно-условной монархии, как в ряде западных стран, а ради реализации самого библейского принципа о единоначалии и единовластии, стремящегося к утверждению монархии в том или ином народе, в том или ином государстве. Насколько широко это будет в сегодняшнем обществе, мне кажется, напрямую зависит от того, насколько успешно будет проходить возвращение нашего народа к традиционным ценностям, в том числе в области общественно-политического устроения.

Я думаю, что здесь нужно смотреть не столько на сегодняшние данные статистических опросов и на то, какое количество населения сегодня поддерживает монархическую идею, сколько на то, насколько может стать нравственным, мировоззренческим, интеллектуальным ядром нашего народа его воцерковленная часть. И если она будет крепка, хороша, верна Матери-Церкви, то и монархическая идея может из области идеальных мечтаний перейти в область практической реализации.

 Протоиерей Владислав Свешников
Протоиерей Владислав Свешников, настоятель храма Трех Святителей на Кулишках:
По крайней мере, последние лет пятнадцать монархические настроения, причем довольно энергичные, присутствуют в обществе. Насколько они массовые, судить трудно.

Другое дело, насколько возможна их реализация. Л.А. Тихомиров в своей знаменитой книге о православной монархии писал, что воплощение этой идеи возможно только при единстве национального и нравственного чувства верховной власти и народа. Здесь возразить нечему. А что мы имеем сейчас? В принципе возможно ли сейчас какое-либо общее нравственное чувство, которое бы действительно объединяло в духовном и общественно-политическом смысле народ и верховную власть?

Желательна ли монархия? Отвлеченно говоря, это было бы совсем неплохо - если бы еще этому способствовала и историческая ситуация. В этом аспекте мне ближе позиция непредрешенства, выраженная нашим замечательным мыслителем И.А. Ильиным еще в 30-е годы. При этом сам И.А. Ильин был реальным монархистом, а не литературным, как многие нынешние.

Конечно, монархия – наилучший, идеальный образ правления. Но главное условие ее утверждения -духовно-нравственная зрелость и готовность общества к ее восприятию. Тогда Промыслом Божиим будет явлен и достойный монарх. Увы, нынешнее состояние нашего общества этому условию явно не соответствует.

Отец Александр Ильяшенко
Протоиерей Александр Ильяшенко, настоятель храма Всемилостивого Спаса бывшего Скорбященского монастыря на Новослободской:
Россия на протяжении большей части своей истории была монархическим государством. Законная монархия продемонстрировала свою эффективность, и она воспринималась как естественная, Богом данная власть.

К сожалению, интенсивная антимонархическая пропаганда, которая ведется у нас с конца XIX века, принесла определенные плоды. Она глубоко въелась в сознание многих наших соотечественников, и считать, что изменить эти представления удастся за короткое время, было бы ошибкой. Нужна серьезная кропотливая духовно-просветительская работа, чтобы людям стала понятна сама монархическая идея и то, как она воплощалась в русской истории.

Идеальное общество на земле создать невозможно. Не все было идеально и в Российской империи. Но честный рассказ о тех принципах, на которые она опиралась, и ее успехах сегодняшнему обществу необходим. При этом, конечно, не должны замалчиваться исторические ошибки и недостатки. О них, правда, сказано уже слишком много, а вот о достижениях не говорится практически ничего.

Но ставить вопрос о монархии можно только, если сам народ действительно ощутит, что это не насилие над ним, не навязывание чего-то чуждого, но именно та власть, которая поведет его к благоденствию. Только тогда встанет вопрос и о том, кто станет монархом. Это дело будущего. Сначала что-то важное должно измениться в народном сознании. Когда Господь увидит стремление к покаянию русского народа, Он даст и достойного вождя.

Отец Андрей Спиридонов
Протоиерей Андрей Спиридонов, клирик храмов Благовещения Пресвятой Богородицы в Петровском парке и святителя Митрофана Воронежского на Хуторской в Москве:
В каком-то смысле Россия и так идет по этому пути, потому что единственная жизнеспособная у нас форма правления - именно монархическая.

Россия всерьез и надолго от монархической формы правления никогда не уходила. Большевики после февральской революции тоже вернулись к единовластию, генсеки были как монархи – почти несменяемые при жизни. Да и Владимир Путин у власти уже сколько лет? Народ сегодня голосует за него, выбирая длительную стабильность, как при монархии. И власть вновь избранного президента можно назвать в каком-то смысле конституционной монархией. Просто фасад демократический, идеологическое оформление другое, а сама форма правления не сильно отличается от монархии. Кстати, монархов тоже в свое время, бывало, выбирали: когда линия Рюриковичей пресеклась, то Земским собором выбрали Михаила Федоровича Романова.

Вопрос в том, нужен ли обществу монарх, помазанный на царство, с идеей Богом данной власти, или же общество хочет оставаться светским? Если оно хочет себя декларировать как демократическое, традиционная монархия невозможна.

Отец Андрей Алексеев
Священник Андрей Алексеев, клирик храма св. мчц. Параскевы Пятницы в Качалове:
Мне кажется, что в настоящее время нет еще достаточных предпосылок и оснований, чтобы серьезно обсуждать эту тему.

Мы просто не доросли до этого, еще не созрели. А искусственно актуализировать и навязывать эту тему именно сегодня было бы неправильно.

Если рассуждать о монархии вообще, то да, это, на мой взгляд, при всех своих несовершенствах - лучшая из форм правления. И св. праведный Иоанн Кронштадтский, убежденный монархист, говорил, что демократия в аду, а на небе Царство.

И определенные перспективы все-таки есть. Может быть, появляется некая тенденция. Но должна еще сложиться четкая, ясная картина. Когда мы нравственно и духовно созреем, тогда Господь укажет нам и монарха. Сейчас же нам нужно быть максимально осторожными и внимательными.

Если человек не будет внутренне духовно выстраиваться и жить по Божьим заповедям, то вместо истинного царя он может принять «царя» - антихриста, который, стремясь к власти, нарисует картину «идеального царства». Вот в чем опасность. Поэтому рассуждая о монархии как о лучшем образе правления, нужно быть осторожным, понимая, какой образ жизни угоден Господу, понимая вместе с тем, что любая власть от Бога – какую заслужили, такую и имеем.

И в том, что мы утратили, тоже не все было гладко. Вспомнить хотя бы реформы Петра, лишившего Русскую Церковь патриаршества: фактически двести лет Церковь находилась в угнетенном положении, почему и революция произошла. Все это требует серьезного осмысления.

 Священник Димитрий Лин
Священник Димитрий Лин, клирик Храма святителя Николая на Трех Горах:
Монархическая идея больше соответствует идеалу церковной жизни.

В монархии легче следовать принципу «Богу - Богово, а кесарю – кесарево». Как сказал Константин Великий: «Монарх является защитой Церкви на земле». И если отец Всеволод в таком качестве призывает восстановить монархию, то это можно только приветствовать. А если в таком, как было при Петре I, когда Церковь стала одним из ведомств, инструментом государственной власти, что есть принижение замысла Божьего о Церкви, - то это крайне опасно.

Церковь должна, прежде всего, заботиться о спасении людей через участие в духовной жизни, церковных таинствах. Она была и при императорах-богоборцах, и при благочестивых царях, и ей не стоит связывать себя с определенным типом правления.

Несомненно, благочестивейший государь, который не просто опекает Церковь, а не подавляет ее духовной свободы, - счастье для церковного народа. Но, как известно, в нашем отечестве много крещеных, но мало просвещенных, которые живут церковной жизнью. Поэтому если смотреть реально на общество, то несомненно, что оно не готово к восприятию идеи монархического правления.

Если носители монархической идеи убедят наше общество, что это лучшая система правления, то все произойдет само собой. Тем более что строго централизованная власть даже в лице президента уже очень близка по многим своим чертам к идее монархической власти. А достойный монарх может появиться у государства тогда, когда народ попросит о нем у Бога, и Бог даст такого правителя.

Ришат-хазрат Давыдов
Имам Тульской области Ришат-хазрат Давыдов:
Времена изменились и вряд ли Россия вернется к монархии.

Не знаю, чем обосновал свои предположения протоиерей Всеволод Чаплин, но в народе я не вижу особого желания вернуть монархию. На мой взгляд, сегодня наша страна не переживет очередную смену политической системы. Всего за сто лет Россия увидела три разных строя: монархию, коммунизм, демократию. Мы только начинаем вставать на ноги, демократия в России совсем молодая, и пусть она пока складывается не лучшим образом, но ей надо дать время.

Разумеется, в каждом историческом периоде есть свои положительные моменты, которые стоит взять за образец. К примеру, в советское время была идеальная система воспитания детей и молодежи, которая сегодня вообще отсутствует. В период правления монархами народ верил правителю безоговорочно. Сегодня все совсем иначе. Поэтому я не представляю, как Россия в нынешних условиях может встать на монархический путь.


Ахмад-хазрат Ахметов, имам-мухтасиб северных районов Омской области:
Мы пережили две революции, нам бы сейчас подняться на ноги, а то живем как в басне Крылова «Лебедь, рак и щука».

Живя в провинции, я ни разу не слышал ни от одного из представителей разных национальностей о желании вернуться к монархии. Конечно, можно провести референдум по этому вопросу, и за монархию будут голосовать глубоко верующие люди, но ведь таких, кто соблюдает все религиозные каноны, у нас немного. Конечно, можно устроить очередную революцию, короновать кого-нибудь, не спросив волеизъявления народа, но приведет ли это к чему-нибудь хорошему?

Монарх сам должен быть верующим человеком, ведь он же является живым олицетворением Бога на земле. В какой-то степени он должен быть аскетом, не нарушать законы Всевышнего, быть эдаким образцом человека. Сегодня я не вижу людей, которые могли бы соответствовать статусу монарха – ни среди главных действующих политиков, ни среди общественников.

Рав Зиновий Коган
Председатель Конгресса еврейских религиозных организаций и объединений России раввин Зиновий Коган:
Для начала нам надо научиться жить в демократии, которой всего 20 лет.

Заявление протоиерея Всеволода Чаплина мне кажется эпатажем. Сам я никогда не слыхал о желании народа вернуться к монархической форме правления. Наш народ еще не наелся демократией: он, голодный и рассерженный, требует еще и еще, выходя на митинги и демонстрации. Так что после 70 лет коммунистической диктатуры нам стоит пожить в демократической современной республике.

Прекрасно живет французская республика, пережив множество революций и избавившись от монархии, а мы чем хуже? Да и кто сможет возглавить монархическую Россию? Я знаком с великой княгиней Ольгой Романовой и одним из ее сыновей, они часто бывают в России, это очень симпатичные люди, но они такие же люди, как и все граждане нашей страны.
Поделиться ВКонтакте Поделиться в Facebook Поделиться в Twitter

Жириновский: "Мы много раз предлагали включить в преамбулу Конституции фразу "Мы русские и другие народы…". Мы не предлагаем дать русским привилегии или преимущества над другими национальностями в России, но давайте хотя бы уровняем права русских с другими".

22 августа в Даниловом монастыре в Москве состоялась встреча Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с Государственным секретарем Святого Престола кардиналом Пьетро Паролином.

Церковный раскол на Украине

Дмитрий Песков не подтвердил информацию о том, что Владимир Путин в 2015 году сказал украинскому коллеге Петру Порошенко, что может "раздавить армию Украины". "Нет, я практически был на всех переговорах, я не слышал такой фразы", - отметил он.

Происшествия на национальной почве

Мигрантов, которые потеряли работу, живут скученно, в антисоциальных условиях, нужно немедленно из России вывозить! А на то время, пока они продолжают у нас проживать, конечно, их надо обеспечить, но не пособиями, не социальными гарантиями, а просто едой, и в этом заключается существенная разница. Не деньги им нужно давать - они не должны ходить по магазинам, а должны пребывать в жестком карантине. Нужно выявить их всех усилиями той же Росгвардии, полиции, обеспечить едой, и готовить к возврату ...

Идея РПЦ - закрепить за эмбрионом право на жизнь - является логичной, если исходить из принципов христианской морали. Но если со своей стороны государство не прогарантирует женщине максимальную поддержку при рождении ребенка, то конечно, эта инициатива будет выглядеть как некая крайность. Поэтому необходимо не к ограничениям каким-то стремиться, а создавать такие условия, чтобы у самой женщины была мотивация отказываться от аборта

"Каждый человек имеет право на собственное мнение вне зависимости от его должностного положения. Что касается руководителей регионов, это тоже в полном объеме их касается. Никакого фронта со стороны руководства Чечни нет. Прошу всех успокоиться, все в порядке".