Если в течение восьми лет Запад не смог посадить Киев за стол переговоров с Донецком и Луганском, то сегодня это сделает Россия

Если сложить уровень жизни какой-нибудь Марьи Ивановны, уборщицы и того же Абрамовича, то, конечно, в среднем получится выше, чем в СССР

Священнослужители о сектах и экстремизме

23.03.2012 09:54


Московский областной суд 20 марта оставил без изменения решение Щелковского городского суда по иску прокуратуры о признании экстремистскими книг основателя сайентологии Рона Хаббарда. В судебном вердикте отмечается, что книга Хаббарда "Что такое сайентология?" и другие его брошюры направлены на формирование изолированной социальной группы, члены которой обучаются "безупречному выполнению своих функций, значительная часть которых состоит в борьбе с остальным миром".

Буквально днем ранее в Татарстане аналогичное решение было отменено: Верховный суд Республики Татарстан вернул дело на новое рассмотрение в городской суд Набережных Челнов.

Российский правозащитник Павел Чиков считает, что процедура выявления экстремистской литературы сама по себе "хромает".
"Уже не в первый раз происходят коллизии, когда в разных регионах разные суды по-разному оценивают эту самую литературу", - сказал он. "Причина в том, что в суды обращаются в тех районах, где обнаружили эту самую литературу. Не в том районе, где она была издана и не в том, где находится какой-то представитель или ее автор, а именно в том, где она была обнаружена", - рассказал Чикин.

Напомним, во Франции сайентология признана тоталитарной сектой. Французское отделение Церкви сайентологии было оштрафовано за принуждение ее членов к тратам десятков тысяч евро на психологические тесты, витамины и, как говорилось в информации СМИ, "фальшивые приборы для измерения персональной ауры".
В Германии сайентологию признали противоречащей Конституции.

Напротив, в США России ставят в вину попытки запретить сайентологию. Так, специальная комиссия при правительстве США по международной религиозной свободе на днях рекомендовала госсекретарю Хиллари Клинтон обратить на Россию "повышенное внимание" в связи с «фактами, свидетельствующими о нарушении прав человека в области религии».

«Не кажется ли вам опасной нынешняя ситуация – когда религиозную литературу, признанную в одном регионе экстремистской, суд другого региона «реабилитирует»? Как, на ваш взгляд, следует отличать религиозные преследования от запрета экстремистской пропаганды? Кто должен этим заниматься?» - с такими вопросами корреспондент Regions.Ru обратился к священнослужителям и экспертам.

См. также:
Сайентологии не место в России (Мнения парламентариев)

протоиерей Александр Кузин
Протоиерей Александр Кузин, клирик храма Космы и Дамиана в Шубине:
По сути это вопрос не религиозный, он касается стабильности и крепости нашего общества и государства.

Критерием, по которому выделяются секты, является нанесение вреда обществу и государству, и вердикт в этом отношении должно выносить государство. Наиболее авторитетные и квалифицированные специалисты, безусловно, находятся в РПЦ, но Церковь не может давать экспертные оценки для всего общества по поводу именно государственных интересов.

Да, у нас есть профессор Александр Дворкин, который четко и аргументированно показал деструктивную сущность сайентологии. Но должен быть центральный орган для вынесения единых решений, поскольку нынешнее разноголосие явно вредно. И этот орган должен прислушиваться к наиболее авторитетным свидетельствам. Тут чувствуется необходимость единой оценки религиоведов, как конфессиональных, так и тех, кто находится на службе у государства.

А мы заинтересованы, чтобы государство было способно отвечать на запросы современности. И мы готовы потрудиться, если от нас это потребуется, потому что секты и экстремизм - это область соприкосновения интересов государства и религии.

Отец Александр Ильяшенко
Протоиерей Александр Ильяшенко, настоятель храма Всемилостивого Спаса бывшего Скорбященского монастыря на Новослободской:
«Повышенное внимание», которое должна обратить на Россию Х. Клинтон, - элементарное вмешательство в наши внутренние дела, которые ее совершенно не должны касаться.

Сайентология - тоталитарная секта, подчиняющая и разрушающая человеческую личность. Основатель этой секты – недостойнейший человек, лжец, что давным-давно доказано.

Что суды, находящиеся в разных регионах, могут противоречить друг другу, видимо, является издержками нашей судебной системы, ее недостатком. Одним из важнейших требований, которым должна удовлетворять судебная система, - это гласность. Условия принятия судебных решений должны освещаться в прессе и комментироваться специалистами. На все судебные процессы должны свободно допускаться все заинтересованные лица и специалисты. Это повысит уровень объективности при вынесении решений, и, будем надеяться, поможет избежать судебных ошибок.

Отец Илия Шугаев
Священник Илия Шугаев, настоятель храма Архангела Михаила города Талдома (Московская область):
Тоталитарные секты и экстремистские организации пользуются тем, что у нас нет четкого представления об идеологии.

Из-за отсутствия в стране четкого государственного идеологического курса у нас размыты нравственные нормы, и отсюда в головах полный хаос – люди не могут понять, где разница между порнографией и эротикой, тоталитарной сектой и религией, экстремисткой литературой и нормальной. Этим пользуются как раз наши противники. В США свои цели и взгляды по воспитанию общества, а у нас свои – поэтому равняться тут на них, конечно, нельзя.

Ситуация с сайентологами та же, что со «Свидетелями Иеговы» - всем известно, что это тоталитарная секта, однако никто ничего конкретно не предпринимает. Заниматься этим должно государство, оценивая деятельность таких организаций с точки зрения государственной идеологии, которая должна быть выработана как можно скорее. Тогда можно будет четко сказать: такая-то организация мешает нормальному развитию нашего общества, и поэтому мы считаем эту ее опасной. Кроме того, здесь может помочь и медицина: психологи могут дать оценку, используется ли в организации насилие над психикой, не пользуется ли она тем, что у некоторых психическое состояние на грани.

То, что в разных государствах по-разному относятся к сектам – это нормально, но в рамках одного государства суды не должны принимать разные решения по одному вопросу. Это опять же говорит об отсутствии единых нравственных норм, идеалов, по которым можно отмерять, что хорошо, а что плохо.

Отец Тихон Зимин
Иеромонах Тихон (Зимин), преподаватель Московской духовной академии и семинарии:
Возвращение дела на новое рассмотрение еще не значит, что дело окончательно закрыто. Возможно, в данном случае ситуация требует более подробного рассмотрения.

С другой стороны, мы понимаем, что распространение нетрадиционных учений, которые и религиозными-то трудно назвать,- как, например, в данном случае, - вполне обоснованно вызывает опасения. И вполне логично, что в ряде стран это выражено в законодательстве. США в данном случае, скорее, исключение.

Безусловно, должны быть какие-то барьеры, не допускающие распространения деструктивных культов на территории РФ. При этом, безусловно, надо уважать права и свободы граждан. По крайней мере, граждане должны быть предупреждены о деструктивном воздействии на человеческое сознание тех или иных сект или учений.

На мой взгляд, это задача правоохранительных органов. На первом месте здесь должна стоять забота о благе и здоровье граждан, что, безусловно, требует определенных ограничений. Поэтому в ряде цивилизованных стран деятельность сомнительных квазирелигиозных организаций просто запрещена.

Альбир-хазрат Крганов
Член Общественной палаты РФ, муфтий Москвы и Центрального региона России Альбир-хазрат Крганов:
Определять наличие экстремизма в религиозной литературе должна компетентная структура федерального уровня.

Тема запрета книг, которые носят экстремистский характер, довольно известная, она касается разных конфессий, в их числе и ислама. Список литературы, объявленной в разных регионах экстремистской, огромен и постоянно пополняется. Надо сказать, что среди этих книг есть такие, которые, безусловно, надо запретить, - но попадаются и те, которые не несут в себе угрозы. Но суды регионального и даже районного уровня выносят решения, привлекая в качестве экспертов иногда даже учителей, которые никак не связаны с этой тематикой.

Мы давно обращаем внимание на данную проблему и считаем, что подобного рода решения должны приниматься на федеральном уровне. Нужен экспертный совет при министерстве юстиции, где настоящие эксперты смогут высказать свое мнение. У нас же есть учебные заведения, где хватает специалистов по религии, которые могут дать профессиональное заключение. А то ведь были случаи, когда пытались признать экстремистскими высказывания Пророка, - это уму непостижимо!

В Общественной палате РФ представители ислама не раз обсуждали эту тему. К нам иногда обращаются по таким вопросам, и мы думаем над созданием рабочей группы, чтобы стать неким посредником между издателями и правоохранительными органами.

А что касается беспокойства Хиллари Клинтон, то это очередной политический ход. Да, у нас возникают вопросы, мы многоконфессиональная страна, но Россия только 15-20 лет как перешла из атеистического прошлого в реальную действительность, когда людям дали право веровать, и у многих есть недопонимание – я не вижу в этом серьезной проблемы.

Муфтий Джафар Бикмаев Муфтий Ростовской области Джафар Бикмаев:
Оценку экстремистской литературе должны давать специалисты, а не кто попало.

Раньше при каждом председателе исполкома был человек, курирующий вопросы религии, он набирал специалистов, которые квалифицированно работали в этой сфере деятельности. Сейчас эта работа ведется крайне поверхностно.

Оценивать религиозную литературу должны те, кто знаком с философией традиционных религий не понаслышке. На таможнях, к примеру, изымают книги религиозного характера и дают им заключения, относятся ли они к экстремистской литературе. Нередко в этот список попадают вполне невинные издания. Порой дело доходит до абсурда – книга, написанная на арабском языке, может быть только за это признана экстремистской. Закон в этом отношении, безусловно, хромает.

Роман Силантьев
Роман Силантьев, исполнительный директор Правозащитного центра Всемирного русского народного собора:
Нас не должно волновать мнение американцев: у них своя точка зрения, у нас своя.

Я не вижу проблемы в противоречии судов, в любой стране такое может происходить – это нормально. К тому же в Татарстане было выявлено нарушение в ходе суда, поэтому решение отправили на новое рассмотрение. А Щелковский и Московский областной суд вполне правильно приняли решение. Сайентология – это экстремистская организация, такое решение принято давно во многих странах.

Российский суд должен опираться на заключения экспертов, и точка зрения американцев нас волновать не должна. Тем более, сайентология – это американская секта, действующая в интересах своей страны, поэтому у себя они могут любить ее как угодно, а у России своя точка зрения по этому вопросу.
Поделиться ВКонтакте Поделиться в Facebook Поделиться в Twitter

Жириновский: "Мы много раз предлагали включить в преамбулу Конституции фразу "Мы русские и другие народы…". Мы не предлагаем дать русским привилегии или преимущества над другими национальностями в России, но давайте хотя бы уровняем права русских с другими".

22 августа в Даниловом монастыре в Москве состоялась встреча Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с Государственным секретарем Святого Престола кардиналом Пьетро Паролином.

Церковный раскол на Украине

Дмитрий Песков не подтвердил информацию о том, что Владимир Путин в 2015 году сказал украинскому коллеге Петру Порошенко, что может "раздавить армию Украины". "Нет, я практически был на всех переговорах, я не слышал такой фразы", - отметил он.

Происшествия на национальной почве

"В свое время Медведев как президент и как премьер-министр все сделал для того, чтобы позволить нашему олигархату для снижения русской рабочей силы «закачивать» в Россию огромные толпы мигрантов. Спохватились только тогда, когда «жареный петух клюнул», и появились уже целые районы, в том числе в Москве, где доля компактно проживающих мигрантов превышает 20%. А 20% - это уже когда люди навязывают свой образ жизни, не желают адаптироваться, и по сути дела становятся хозяевами ситуации..."

"Мы знаем, что президент уже услышал граждан, сказав, что необходимо разобраться с данной законодательной инициативой, и фактически отложив ее рассмотрение во втором чтении. А теперь еще и патриарх высказался. Мы должны с коронавирусом бороться, а не с гражданами, поэтому тут с патриархом трудно не согласиться..."

Такое впечатление, что либеральные страны Европы по-прежнему живут иллюзиями 80-х-90-х годов, когда они чувствовали себя в абсолютной безопасности, когда были ослаблены социальные противоречия, и можно было пользоваться очень широкими свободами, давая свободы и меньшинствам, в том числе национальным. Но ситуация изменилась, и меньшинства претендуют уже на свою долю власти и богатства. Они активно выступают против действующей системы политических, экономических и социальных отношений в этих ...