Москва точно может позволить себе многостороннюю социальную поддержку. Достаточно плитку перекладывать не два раза в год, а один, и сэкономленные деньги направлять на заботу о пожилых людях

Хотелось бы спросить у Мишустина, что бы он взял из опыта Китая и Вьетнама, чтобы и мы начали развиваться, а не деградировать

Новомученики и нынешняя Церковь: гордость или упрек? (Мнения священнослужителей)

09.04.2012 08:53


Член Синодальной комиссии по канонизации святых, профессор Санкт-Петербургской духовной академии протоиерей Георгий Митрофанов прочел доклад «Новомученики и исповедники российские: духовно обязывающие нас предстатели или безответственные по отношению к нам духовные лоббисты?»

В докладе о. Георгий критически оценил развитие Церкви за последние два десятилетия. Он, в частности, сказал:
«В Церкви по-прежнему преобладает «триумфалистское» восприятие новомучеников: «Нам нечего стыдиться, можно только гордиться, вспоминая новомучеников». Однако иногда канонизация святых оказывается лучшим способом их духовного забвения…
Необходимо извлечь ряд духовных уроков из жизни и смерти новомучеников. И первый из них: сохранить «неотмирность» Церкви, не повторять попыток Церкви (до Поместного Собора 1917-1918 гг.) слиться с государством, «встроиться в истеблишмент», что закономерно привело к «отцерковлению» народа накануне 1917 года.

Признание новомучениками своей вины за это - следующий урок, который должен отрезвить нынешний церковный народ. В день памяти новомучеников не торжествовать надо, а каяться: это день лучших чад Церкви, которых уничтожили худшие чада Церкви. Мы – потомки тех, кто гнал Церковь или не защищал ее, иначе бы наши предки не выжили, - это стоит помнить всем чадам Церкви сегодня…

Третий урок новомучеников тоже пока не усвоен: в нашей Церкви почти нет общины – основополагающей точки опоры».

Мы же, по словам священника, «упорно следуем тенденциям, которые привели нашу церковную жизнь к глубокому кризису, мы ухитряемся быть агрессивно-слабыми». При этом «триумфализм, накачиваемый в Церкви методами православного агитпропа, свидетельствует о том, что мы потеряли чувство реальности».

Regions.Ru попросили православных священнослужителей прокомментировать это выступление.

Отец Александр Лаврин
Протоиерей Александр Лаврин, клирик храма иконы Божией Матери "Живоносный источник" в Царицыне:

С отцом Георгием я полностью согласен. Это не критиканство, но честная и вполне корректная критика, искреннее высказывание о том, что наболело.

Действительно, опыт новомучеников, к сожалению, во многом не востребован. Ведь святитель Тихон совершенно справедливо отмечал, что все общественные нестроения и революции посылаются нам «грех наших ради». Но мы видим, что жизнь покаянная вытесняется риторическими поучениями в адрес мира невоцерковленного и неверующего. Не имея любви, мы пытаемся поучать людей, которые нас на самом деле не слушают, лезем в водоворот чисто мирских страстей и удивляемся, что нас не слышат, удивляемся отталкиванию и неприязни.

И возрождать, конечно, нужно именно христианскую общину, т.е. общину, в центре которой Христос: отец Георгий совершенно правильно обозначил болевые точки современной церковной жизни.

протоиерей Александр Кузин
Протоиерей Александр Кузин, клирик храма Космы и Дамиана в Шубине:

Скорбя о наших грехах нельзя забывать и о наших победах, так как они дают нам чувство собственного достоинства и уверенности в том, что Господь нам помогает.

Я нигде сегодня не наблюдаю такого явления как «триумфализм». Люди цепляются за позитив, за то, на что можно опереться. Мы конечно должны каяться, но мы не должны унывать и исповедовать общественную общенародную депрессию.

Безусловно, в нашей истории XX века были события как скорбные, так и триумфальные, и, скорбя о наших грехах, нельзя забывать о наших победах. Такие речи, как у отца Георгия, унижают наш народ. Если я буду гордиться своей победой, разве я буду забывать новомучеников?

Мы должны переосмысливать историю XX века, но переосмысление должно быть позитивное, как вся наша история. Это задача исторической науки, поскольку мы должны воспитать из нашего поколения не хлюпиков и неврастеников, а людей, которые готовы засучить рукава и трудиться ради процветания Родины и ради Царства Христова.

 Протоиерей Артемий Скрипкин
Протоиерей Артемий Скрипкин, руководитель отдела по делам молодежи Санкт-Петербургской епархии, настоятель храма Петра и Павла при университете им. Герцена в г. Санкт-Петербурге:

В Церкви сегодня новомучеников действительно почитают мало и знают о них недостаточно.

При всей резкости слов о. Георгия он вполне точно схватывает сущность проблем, которые сейчас действительно в Церкви существуют. Да, можно сказать, что новомученики хоть и прославлены, но хотелось бы, чтобы их больше почитали и лучше понимали их подвиг, чтобы чаще были им посвященные службы, устраивались бы соответствующие мероприятия для молодежи, семинары, конференции. Это огромный ресурс, а мы его используем в Церкви мало.

Святые не просто так даются Богом, чтобы мы портрет на стенку повесили и забыли. Это, прежде всего, знак и пример того, как мы должны жить, и от знакомства с ними жизнь наша должна меняться. Если этого не происходит, значит, мы не усваиваем урок, который был нам дан нашей историей. Это опасно, так как все может повториться.

Вместо того, чтобы обращать внимание на глубокие реальные проблемы Церкви и народа, иногда легче уйти в триумфализм, а он в плохом смысле своего слова является неким гетто, в котором мы себя замыкаем и пытаемся укрыться от существующих в Церкви и современном мире проблем.

Тезис по поводу того, что необходимо каяться, а не торжествовать, является спорным. Торжество должно быть сопряжено с покаянием. И что касается худших чад Церкви, то, безусловно, их тогда хватало, но все же революцию делал инородный элемент, оголтелые разрушители, которые не имели никакого отношения к Церкви. И я не вполне соглашусь с тезисом о порочности слияния Церкви и власти. В целом эта система была правильная.


Игумен Гермоген (Ананьев), насельник Московского Данилова монастыря:

Я согласен, что опыт новомучеников, наших ближайших предстателей это, прежде всего, урок для нас. Это люди, пострадавшие за веру в нашей стране от рук наших же соотечественников. Это мы должны помнить и не повторять тех ошибок, которые к этому привели.

И, безусловно, возрождение общины, разрушенной еще в синодальный период, это одна из самых насущных наших задач. Таковой она была и во время предреволюционного кризиса. Да, во многих приходах делаются попытки созидания общинной жизни, но до настоящей церковной общинности нам все-таки пока очень далеко. Община - это норма церковной жизни. На нее опирается соборный разум Церкви. Конечно, мы должны стремиться к ее восстановлению.

Увы, многие искажения церковной нормы до сих пор не преодолены. Преодоление формализма в церковной жизни, стяжание духовной трезвости и духовного единства народа и сегодня, как и в предреволюционный период, остаются очень актуальными задачами.

Игумен Лука (Степанов)
Заведующий кафедрой теологии Рязанского государственного университета игумен Лука (Степанов):

Мы трудимся не ради какого-то фантасмагорического соединения Церкви и государства: мощь государства должна быть использована для духовного просвещения наших граждан.

Слова протоиерея Георгия звучат несколько странно, поскольку для нас память о новомучениках – это светлый праздник Пасхи. Это духовная радость за то, что и в наши времена воскрешение Христа остается деятельной силой побеждающей тиранов и гонителей. В невинноубиенных мы видим торжество Святого Духа.

Насколько сегодня церковная жизнь развивается или деградирует – я бы не рискнул рассуждать безоглядно, поскольку сам принимаю посильное участие в возрождении и присутствии Церкви в государственном образовании. Другое дело, пока это все крайне скудно, поскольку нет общегосударственной стратегии на поддержку духовной молодежи нашего Отечества. Мощь государства должна быть использована, как вбитая в землю подпорка для виноградной лозы, которая дает ей возможность взойти, развиться и плодоносить.

Проблема как раз в том, что найденные основательные коммуникации между системой образования и церковным просвещением не используются в полную силу. Министерство образования должно найти достаточно пространства для подготовки Церковью своих кадров, а уж она смогла бы воспитывать нашу молодежь на духовных традициях, на подвигах наших святых отцов и новомучеников российских.

Отец Андрей Постернак
Директор Традиционной гимназии, кандидат исторических наук священник Андрей Постернак: 

Отец Георгий – очень яркая личность. Как всегда, он высказывает весьма оригинальные и дискуссионные положения, которые должны комментироваться все-таки на более высоком церковном уровне.

От себя могу сказать, что единовременное прославление такого количества новомучеников – явление уникальное. И этот процесс не завершен. Более того, он становится перманентным. И, конечно, пример новомучеников - ориентир для нас, свидетельство высокой жизни, к которой должен стремиться каждый христианин.

Другое дело, что, видимо, не стоит так заострять эту проблему, делать ее идеологизированной или политизированной. Ведь пример святых – вне времени, даже вне исторической среды. Это идеал для человека любой эпохи. С древнейших времен Церковь стоит и возрождается на крови мучеников.

Я бы не стал рисовать в таких черных красках современную ситуацию. У каждого времени есть свои проблемы и свои трудности. И подвиг новомучеников - одновременно и тяжелая страница, и легкая и благодатная страница церковной истории. Другое дело, что информация о новомучениках, к сожалению, недостаточно распространена.

иеромонах Макарий (Маркиш)
Иеромонах Макарий (Маркиш), священнослужитель Свято-Алексеевской Иваново-Вознесенской Православной Духовной Семинарии:

В отдельности можно согласиться с каждой из отдельных мыслей, но в целом протоиерей Георгий говорит чересчур пессимистично.

В обсуждении такой темы не должно быть места эмоциям, обличению. Здесь вопрос меры. Отец Георгий говорит вещи весьма разумные, они зафиксированы во всех церковных документах, касающихся прославления новомучеников. Недостатки церковной жизни очевидны любому человеку, другое дело насколько эти ошибки или заблуждения преобладают среди неразумных людей. Ошибки присущи мирянам – православно-гражданскому активизму, но они не присущи священноначалию, церковному руководству. Духовенство и разумные миряне способны избегать этих заблуждений, миновать ловушки и обойти те препятствия, о которых говорит отец Георгий.

Виктор Лега 
Виктор Лега, зав. кафедрами философии, основного богословия и апологетики ПСТГУ:

День памяти новомучеников – это действительно праздник, показывающий, что Церковь непобедима именно благодаря высшему проявлению веры в деяниях мучеников.

Если говорить об отношении к новомученикам и нашем восприятии их подвигов, то мученичество в Христианской Церкви было всегда, и это действительно есть торжество Церкви. И наше отношение к новомученикам должно быть именно как отношение учеников к своим учителям. Мы должны преклоняться перед их подвигами, учиться у них истиной вере.

Отношения в политической жизни я бы рассматривал в другом ракурсе. Это две разные плоскости, и смешивать с новомучениками тут не следует. Наше государство и Церковь должны раскрыть причины, приведшие к этой российской катастрофе. Ни в коем случае не надо возвращаться к коммунистическому прошлому, оправдывать гонения, идеологию Ленина, Сталина и их приспешников.
Поделиться ВКонтакте Поделиться в Facebook Поделиться в Twitter

Жириновский: "Мы много раз предлагали включить в преамбулу Конституции фразу "Мы русские и другие народы…". Мы не предлагаем дать русским привилегии или преимущества над другими национальностями в России, но давайте хотя бы уровняем права русских с другими".

22 августа в Даниловом монастыре в Москве состоялась встреча Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с Государственным секретарем Святого Престола кардиналом Пьетро Паролином.

Церковный раскол на Украине

Дмитрий Песков не подтвердил информацию о том, что Владимир Путин в 2015 году сказал украинскому коллеге Петру Порошенко, что может "раздавить армию Украины". "Нет, я практически был на всех переговорах, я не слышал такой фразы", - отметил он.

Происшествия на национальной почве

"Наша земля должна использоваться российскими предпринимателями. Мы можем поставлять нашу сельхозпродукции на территорию Узбекистана, но давать им в аренду такое огромное количество земли, где практически будут ограничены полномочия Российской Федерации,где возникнут этнические поселения, анклавы, и учитывая, что договор может быть долгосрочным, может потом пролонгироваться, - это очень и очень опасная перспектива. Запустить кого-либо на землю всегда легко, а вот потом освободить ее будет сложн ...

Идея РПЦ - закрепить за эмбрионом право на жизнь - является логичной, если исходить из принципов христианской морали. Но если со своей стороны государство не прогарантирует женщине максимальную поддержку при рождении ребенка, то конечно, эта инициатива будет выглядеть как некая крайность. Поэтому необходимо не к ограничениям каким-то стремиться, а создавать такие условия, чтобы у самой женщины была мотивация отказываться от аборта

Такое впечатление, что либеральные страны Европы по-прежнему живут иллюзиями 80-х-90-х годов, когда они чувствовали себя в абсолютной безопасности, когда были ослаблены социальные противоречия, и можно было пользоваться очень широкими свободами, давая свободы и меньшинствам, в том числе национальным. Но ситуация изменилась, и меньшинства претендуют уже на свою долю власти и богатства. Они активно выступают против действующей системы политических, экономических и социальных отношений в этих ...