Москва точно может позволить себе многостороннюю социальную поддержку. Достаточно плитку перекладывать не два раза в год, а один, и сэкономленные деньги направлять на заботу о пожилых людях

Хотелось бы спросить у Мишустина, что бы он взял из опыта Китая и Вьетнама, чтобы и мы начали развиваться, а не деградировать

Священнослужители об аскетизме, облачениях и автомобилях духовенства

27.04.2012 12:10


Regions.Ru продолжают обсуждать тему церковной роскоши.

Как известно, одна из постоянных тем у критиков Церкви – признаки богатства, которые демонстрируют некоторые высокопоставленные священнослужители. Это тем более удобный повод для нападок, что он хорошо сочетается с давним и укоренившимся стереотипом «попа-мироеда».
Этот вопрос обсуждается в России не первый десяток лет. Еще в 90-е годы возникло выражение "попы в "Мерседесах". Начавшаяся после выходки «панк-феминисток» в Москве антицерковная буря в медиапространстве также активно использует эту тему. В пример отечественным иерархам постоянно приводят покойного Патриарха Сербского Павла, быт которого был строго аскетическим. Не раз, правда, отмечалось, что аскетизму Церковь учат люди, сами в аскетизме никак не замеченные, и что пример патриарха Павла не привел их в Церковь – хотя бы и в Сербскую.

В последние недели, в частности, активно муссируется тема «часов патриарха» - так, например, именно с нее начали список обвинений к Церкви Юлия Таратута и Ирина Ясина 25 апреля в дискуссии на телеканале «Дождь».

См. также:
Священнослужители о мерседесах, водке и сигаретах

Священнослужители о церковной роскоши

Должен ли священнослужитель жить в роскоши (Итоги опроса)

"Нет ничего плохого в том, что патриарху, епископам, священникам дарят те или иные предметы быта. И даже если это дорогие предметы быта, то я в этом совершенно ничего плохого не вижу", - заявил глава Отдела Московского патриархата по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин в эфире радиостанции "Финам FM".
По словам священника, в истории и России, и других стран люди всегда несли самое дорогое в храм, какие-то предметы, которые могут украсить алтарь, иконостас, облачение, предметы быта епископа и священника, резиденцию епископа. "Всегда резиденция епископа - это было лицо Церкви, и предметы, которыми он пользуется, - это лицо Церкви. Это не просто мирской престиж, но и убежденность в том, что епископ - это образ торжествующего, царствующего Христа в Церкви", - подчеркнул Чаплин.

Он напомнил, что в Апокалипсисе царствующий Христос описан таким образом, что там упоминаются драгоценные камни, благородные металлы. Таким образом, епископу "приличествуют дорогие вещи", резюмировал Всеволод Чаплин.

«Как Вы относитесь к дорогим облачениям архиереев и их богатому украшению их резиденций? Приличествуют ли епископу дорогие вещи?» - с такими вопросами корреспондент Regions.Ru обратился к священнослужителям.

протоиерей Александр Кузин
Протоиерей Александр Кузин, клирик храма Космы и Дамиана в Шубине:

Священники занимаются такими затратными и тяжелыми благотворительными проектами, за которые не возьмется ни одна благотворительная организация. При этом эффективность вложений в благотворительные проекты Церкви выше, чем в благотворительных фондах. Поэтому если у кого из духовенства появляется хорошая машина, которая несколько облегчает эту деятельность – это только хорошо. Обвинять его за это в роскоши просто глупо. И точно так же ни одного психически нормального священника не коробит, что его архиерей ездит на хорошей иномарке.

Да, богатые прихожане иногда дарят дорогие подарки. Но, к примеру, я служу 22 года, и меня Бог миловал. У меня был «Запорожец», потом «Волга» и «Москвич». Сейчас машины нет вообще, так как в ней нет нужды. Хотя я по заслугам и стажу, так сказать, маститый протоиерей. А священник в провинции – это и вовсе очень небогатый человек, далеко не средний класс общества. Это люди, которые служат по призванию - и таковых большинство.

Разумеется, есть и исключения. По этому поводу один батюшка как-то сказал: «Христос сам выбрал себе 12 апостолов, и то среди них один оказался Иудой».

 Протоиерей Артемий Скрипкин
Протоиерей Артемий Скрипкин, руководитель отдела по делам молодежи Санкт-Петербургской епархии, настоятель храма Петра и Павла при университете им. Герцена в г. Санкт-Петербурге:

Мы должны обличать и исправлять порок стяжательства, чтобы наша жизнь соответствовала Евангелию. Христос не ездил на богатых колесницах, своей жизнью он показывал скромность, и в Иерусалим въехал на ослике, показав как опасно увлечение роскошью, и что это может отделить народ от богообщения и богоискательства

Необходимо разделить понятия о богатстве: есть роскошное убранство в храмах, и есть богатые вещи в личном обиходе священника. В первом случае все и так понятно: храмы должны быть прекрасными, насколько сами люди могут это сделать. А иерарх не должен быть богатым, он должен быть свободным от стяжания.

И очень важно расставлять правильно акценты, чтобы у людей не создавалось впечатление, будто священники занимаются апологией стяжательства, которое, безусловно, является грехом. И если такие пороки присутствуют среди священников, - а это всегда и везде бывало, - то мы должны обличать и исправлять их, чтобы наша жизнь соответствовала Евангелию.

Однако это не оправдывает СМИ, которые попросту пользуются случаем выразить свою неприязнь к государству, Церкви и всему народу. Критику, иногда даже справедливую, они пытаются использовать для разделения Церкви.

Но, как говорится, «вместе с водой можно выплеснуть и дитя». И нашу Церковь не хотелось бы видеть нищенствующей.

Отец Александр Салтыков
Протоиерей Александр Салтыков, настоятель храма Воскресения в Кадашах:

Что касается богослужебных облачений священнослужителей, то вообще-то они им не принадлежат. Никто - от чтеца до патриарха - богослужебных облачений (от омофора до стихарей) в быту не носит. Богослужебное облачение - это произведение церковного искусства, которое имеет литургическое значение. Интересующиеся этой темой могут прочитать статью о. Павла Флоренского «Храмовое действо как синтез искусств».

Обвинения Церкви в том, что священнослужители совершают богослужение в дорогих облачениях, просто смешны, потому что и внешне Церковь должна быть прекрасной. И у нас на факультете церковных искусств, где я деканом, есть даже целая кафедра церковного шитья. С радостью подчеркну, что там создаются именно роскошные богослужебные облачения.

Игумен Лука (Степанов) 
Заведующий кафедрой теологии Рязанского государственного университета игумен Лука (Степанов):

Вообще говоря, все эти базарно-рыночные расчеты в церкви неуместны. Напомню, Иуда сказал Марии, омывающей ноги Христа дорогостоящим миром: «Отчего бы не продать это масло и не раздать деньги нищим?» Но сказал он это не от доброго сердца, а потому что был вором. И воровское сердце считает рыночную стоимость, а не благодать украшения архиерейской одежды – которая просто следует многовековой традиции. Так что критика эта нечестивая и связана с попыткой противопоставить духовному – материальное, утверждая приоритет последнего.

Традиция дорогих священнических риз неотделима от традиции украшения икон Господа и Богородицы позолотой и драгоценными киотами, окладами с камнями. И сколько бы ни был драгоценным оклад в знак любви народа к тому, что изображено на иконе, он всегда будет бледным фоном той духовной красоты, которую имеют изображенные лики. Так и в отношении церковных украшений: следует видеть в них проявление любви к Церкви, к Богу и благодарности за ту неоценимую благодать, которой искупаются наши души для Царства Небесного.

«Богатство церкви – это имущество нищих», – писал святитель Иоанн Златоуст. Но понимать надо и то, что там, где Господь и Церковь превозносимы, окружены почтением и благоговением, там и сердца людей располагаются к милостыни и братолюбию.

Когда пренебрегают верой и пытаются сравнять с землей храмы, когда лицо предстоятеля Церкви сравнивают с лицом обывателя, тогда начинается разрушительный процесс, последствия которого будут печальны для народа, в чем Россия уже неоднократно убеждалась на своем горьком опыте.

 Священник Димитрий Лин
Священник Димитрий Лин, клирик Храма святителя Николая на Трех Горах:

Необходимо различать три уровня служения священника или епископа - богослужение, служение как общественного деятеля и личные условия быта, - к каждому из которых свои требования. Другое дело, как отличить и где провести границу – часто это невозможно сделать механически.

Что касается богослужения, тот тут нет никаких вопросов с точки зрения нашей исторически сложившейся церковной культуры: мы украшаем наши храмы и наших священнослужителей. И обилие позолоты - имеет объяснение: золотой цвет символизирует силу Царства Небесного. И те, кто не понимает наших традиций, далеки не только от церковного сознания, но и не имеют должного культурного представления о том, как относилась Церковь к церковной красоте, церковным древностям.

Что касается общественной деятельности, то патриарх, как и епископ, является административной и в какой-то степени политической фигурой. Это тоже сложилось исторически и, наверно, это требует соответствующего окружения и оформления его служения. В этом смысле красивая резиденция патриарха, которая не является его личной собственностью, может быть примером замечательной архитектуры.

Если говорить о личных вещах, то всегда в Церкви считалось, что в личном плане, - неважно, патриарх ты, священник, или мирянин, - украшением является скромность. Так всегда было, и это заложено в менталитете русского народа. Достаточно вспомнить описание быта патриархов на Руси. Кстати, и просто православные люди, даже цари, как, например, Николай II, в быту были скромны.

Отец Андрей Алексеев
Священник Андрей Алексеев, клирик храма св. мученицы Параскевы Пятницы в Качалове:

К сожалению, очень часто о жизни Церкви судят люди, которые жизнью Церкви не живут. Многого такие люди не видят и не понимают.

В Церковь действительно всегда несли лучшее. Красота храмового убранства, красота облачений священнослужителя - это выражение нашего отношения к Церкви.

Что касается дорогих подарков священнослужителям, то здесь важно отношение к ним со стороны человека их получающего: привязывается ли он к ним сердцем, или благотворит с их помощью. Или, например, автомобиль. Ведь для батюшек это буквально «не роскошь, а средство передвижения».

Во многом все эти претензии продиктованы чувством зависти, вот что плохо. В этой жизни Господь каждому посылает свое испытание, и важно правильно пользоваться тем, что мы имеем. Ведь можно гордиться нищенской сумой, а можно смиряться, имея определенный статус в обществе, который выражается с помощью каких-то внешних признаков. Это вопрос нашей совести.

Да, в нашей священнической среде в этом плане тоже бывает неладно. Да, иногда нужно сделать и братское вразумление, а иногда и епископ вынужден власть употребить, но делается это и с братской любовью, и с назиданием, и в соответствии с церковной традицией, которая соблюдается из века в век.

Отец Димитрий Арзуманов
Священник Димитрий Арзуманов, настоятель храма святого праведного Иоанна Кронштадтского в Жулебине:

Патриарх – фигура высоченная. Соответствующий и круг общения. Его слово, его молитва для сильных мира сего имеют огромное значение, и они способны изменить жизнь даже, казалось бы, безнадежных в духовном плане людей. И что же, миллиардер, в котором патриарх пробудил веру и покаяние, будет дарить ему в знак признательности часы марки «Полет»? У Папы Римского тоже, кстати, часы не самые дешевые.

Да, бывают и очень дорогие подарки. Ну и что? Все эти обвинения просто смешны. И священникам благодарные прихожане тоже могут что-то серьезное подарить, и храм построить помогут. Только все почему-то смотрят, какие подарки батюшка получает, а о том, что он вырученные деньги отдает нуждающимся, никто не пишет. Потому что это не афишируется. А я таких батюшек знаю.

Могут подарить и машину, причем хорошую, - хотя, конечно, не «Майбах» или «Мазератти». В этом – элементарная забота и благодарность. Что же в этом плохого? Что, священник на самокате по Москве должен ездить?

Так это в Москве. А в провинции у многих и самоката-то нет. И там среди священников множество настоящих подвижников и бессребреников. Там духовенство часто живет в откровенной нищете. И таких большинство по России. В Москве все-таки прихожане побогаче, поэтому и батюшкам московским в материальном плане полегче живется.

Те, кто кричит об алчности священников, все это прекрасно знают. Да, и среди священников попадаются люди алчные, только их не так много, как может показаться благодаря некоторым журналистам. Не больше, чем, например, во врачебной среде. Так ведь и в Церковь вообще, и в духовенство не с неба люди попадают, а из нашего больного общества. Отец Андрей Кураев правильно сказал: «Каждый двенадцатый – Иуда». Наверное, не меньше, но не больше.

Отец Александр Агейкин
Протодиакон Александр Агейкин, клирик храма Христа Спасителя:

Почему-то таких критиков не интересует, сколько Церковь тратит на благотворительность, социальные проекты. Их интересует только внешняя оболочка.

Я не знаю, что вкладывают в понятие «роскоши» те, кто про это говорит и пишет. Если речь идет о церковном облачении, то эти люди не знают традиций, которые касаются именно облачения. Архиерей должен быть в достойном облачении, особенно в день праздника. И надо понимать, что это не его личное облачение, оно принадлежит епархии. Архиерей не должен ходить в рубище, это присуще монашеским орденам Европы, которые официально принимали обет нищенства. У нас такой традиции не было.

Люди, которые критикуют богатство облачений, не знают истории: вспомним, как воины, бывшие при распятии Иисуса Христа, не дерзнули разделить его хитон, так как он был дорогой и цельнотканый, и воины кидали жребий, кому хитон достанется. Значит, что Христос ходил не в бедных одеждах и, наверное, он покупал их не за свои деньги, а получал в дар от своих учеников.

То, что накапливает Церковь – это народное достояние, и никто из архиереев в Царство Небесное это все не унесет. Вспомним 20-е годы прошлого века, когда все богатство Церкви, накопленное веками, было жестоко разграблено, и эта страсть породила бесовскую вакханалию, - сколько тогда пострадало священников! Надо понимать, что золотые купола, красивые иконостасы, достойные резиденции – это общее достояние, это не показание роскоши конкретного священнослужителя.

Да и вообще, чем руководствуется человек, когда задает вопросы по поводу богатств? Своими амбициями, жадностью, завистью или ненавистью к конкретному иерарху, чтобы вызвать недоумение, разжечь неприязнь, заполучить себе новых сторонников? А что касается СМИ, то часто людей не интересует истина в конечном итоге, вопросы задаются исключительно ради порождения конфликта. Пусть это останется на совести журналистов.
Поделиться ВКонтакте Поделиться в Facebook Поделиться в Twitter

Жириновский: "Мы много раз предлагали включить в преамбулу Конституции фразу "Мы русские и другие народы…". Мы не предлагаем дать русским привилегии или преимущества над другими национальностями в России, но давайте хотя бы уровняем права русских с другими".

22 августа в Даниловом монастыре в Москве состоялась встреча Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с Государственным секретарем Святого Престола кардиналом Пьетро Паролином.

Церковный раскол на Украине

Дмитрий Песков не подтвердил информацию о том, что Владимир Путин в 2015 году сказал украинскому коллеге Петру Порошенко, что может "раздавить армию Украины". "Нет, я практически был на всех переговорах, я не слышал такой фразы", - отметил он.

Происшествия на национальной почве

"Трудовым мигрантам можно устанавливать любой график работы, любое количество смен. Они держатся за место, поэтому не качают права, не скандалят и не жалуются. И такая ситуация сама по себе является огромным коррупционным источником для получения очень больших сумм от использования дешевой рабочей силы. Особенно это практикуется в жилищно-коммунальной сфере, в строительстве, в ряде других областей, где требуется достаточно тяжелый физический труд..."

Идея РПЦ - закрепить за эмбрионом право на жизнь - является логичной, если исходить из принципов христианской морали. Но если со своей стороны государство не прогарантирует женщине максимальную поддержку при рождении ребенка, то конечно, эта инициатива будет выглядеть как некая крайность. Поэтому необходимо не к ограничениям каким-то стремиться, а создавать такие условия, чтобы у самой женщины была мотивация отказываться от аборта

Такое впечатление, что либеральные страны Европы по-прежнему живут иллюзиями 80-х-90-х годов, когда они чувствовали себя в абсолютной безопасности, когда были ослаблены социальные противоречия, и можно было пользоваться очень широкими свободами, давая свободы и меньшинствам, в том числе национальным. Но ситуация изменилась, и меньшинства претендуют уже на свою долю власти и богатства. Они активно выступают против действующей системы политических, экономических и социальных отношений в этих ...