Модернизация или неоколониализм? - Парламентарии о Сибири и Дальнем Востоке
03.05.2012 16:05
"Правительство это будет действовать по своим отдельным законам, не совпадающим с законами Российской Федерации, обладать собственными контролирующими и регулирующими органами, собственными силовыми структурами полностью независимыми от региональных и федеральных властей. Основным (и единственным) выгодополучателем от реализации данного проекта является крупный транснациональный бизнес, заинтересованный в нещадной эксплуатации природных и человеческих ресурсов России", - так описывает эту ситуацию автор.
Против создания госкорпорации выступил и министр финансов Антон Силуанов. Глава Минфина направил письмо первому вице-премьеру Игорю Шувалову, в котором высказал обеспокоенность тем обстоятельством, что новая структура не будет подчиняться ни одному госоргану, но при этом будет предоставлять государственные услуги федерального уровня, в частности, выдавать лицензии на разработку недр и предоставление налоговых и таможенных льгот.
Минфин предлагает либо отказаться от идеи создания такого агентства, либо ограничиться формированием агентства в форме федерального органа исполнительной власти, который координировал бы действия федеральных структур в сфере социально-экономического развития региона.
Ранее против идеи госкорпорации по развитию Восточной Сибири и Дальнего Востока высказался бывший министр финансов Алексей Кудрин. Призвав "ни при каких обстоятельствах не повторять опыт "Олимпстроя", он предположил, что принятие законопроекта только ухудшит инвестиционный климат в стране и замедлит и без того слабые темпы развития Дальнего Востока и Забайкалья.
Впервые о создании корпорации президент Дмитрий Медведев и Владимир Путин говорили в ноябре 2011 года во время встречи с лидерами региональных списков "Единой России". В январе 2012 года эту тему поднял на встрече с премьер-министром Владимиром Путиным тогдашний глава МЧС Сергей Шойгу.
Поддерживаете ли вы идею создания госкорпорации по развитию Восточной Сибири и Дальнего Востока? С такими вопросами корреспондент REGIONS.RU/"Новости Федерации" обратился к представителям верхней и нижней палат российского парламента.
Российские парламентарии в целом не одобрили концепцию создания госкорпорации по развитию Восточной Сибири и Дальнего Востока. По их словам, поддерживать регион необходимо, но другими методами. Впрочем, высказывались и мнения за создание госкорпорации.
Я отношусь к ней с огромной осторожностью. По Конституции недра принадлежат народу, это – общенародное достояние, поэтому для того, чтобы быть хотя бы немного спокойными, они должны находиться под контролем государства. Хотя государство, конечно, тоже имеет свои недостатки, но при всех недостатках оно все-таки максимально выполняет обязательства, взятые перед людьми.
Если же подходить к этой проблеме глобально, то я вообще не понимаю, зачем нужно создавать такого рода госкорпорацию. Тем более участие государства в этом проекте ограничивается лишь названием – ведь глава Минфина недаром же подчеркивает, что новая структура не будет подчиняться ни одному госоргану, но при этом будет предоставлять госуслуги федерального уровня. Странно все это. Хотя, сама идея по выделению Сибири и Дальнего Востока с целью оказания им помощи и возрождения, безусловно, заслуживает внимания.

Можно сказать, что такое предложение родилось не от хорошей жизни. Ситуация в этом регионе требует усиленного внимания со стороны государства. Расстояния там большие, транспортное развитие невысокое, население малочисленное, причем, количество его постоянно уменьшается. Например, за 10 лет по программе развития Забайкалья и Дальнего Востока было потрачено более одного триллиона рублей, однако добиться прироста населения этого края так и не удалось, поскольку уровень его привлекательности до сих пор значительно отстает от уровня привлекательности других регионов страны.
Понятно, что если идея с госкорпорацией будет реализована, в этом случае мы отойдем от устоявшейся модели финансового управления территориями. Но преференции этому региону быть должны, без них его развития можно и не ждать.
Одновременно мне хорошо понятна и позиция Минфина, который не хочет выделять на этот проект деньги. Минфин – это консервативное ведомство, которое отвечает за обеспечение как доходной, так и расходной части бюджета. В данном случае ясно, что предоставление налоговых льгот регионам Восточной Сибири вначале безусловно приведет к уменьшению доходной части бюджета. Но если процесс ускоренного развития региона будет идти нормально, то благодаря полученной возможности возрождения выделенные на это средства со временем в бюджет вернутся. Традиционными же подходами ситуацию переломить не удастся.

К этой идее я отношусь положительно, считаю ее абсолютно приемлемой. Если государство не начнет сегодня активно поддерживать экономику этого региона, мы лет через пятьдесят можем его просто потерять.
Что касается высказываемых опасений, то хочу отметить, что по существующему законодательству ни одна госкорпорация не может самостоятельно оказывать услуги по лицензированию. Эти функции закреплены исключительно за федеральными государственными службами. Если при новой госкорпорации будет создана соответствующая федеральная служба, то подчиняться она будет непосредственно председателю правительства. Поэтому, не может быть и речи о том, что эта структура будет действовать по каким-то своим правилам, не согласующимся с действующим законодательством. И никто не будет менять российские законы под ту или иную корпорацию – это противоречило бы нашей Конституции, и Конституционный суд такую идею сходу бы отверг.
Во время недавнего отчета Путина в Госдуме я не случайно задал ему вопрос о том, каковы должны быть необходимые условия для равного и ровного развития российских регионов. К сожалению, ответ на этот вопрос был достаточно пространным. Безусловно, идея развития Сибири и Дальнего Востока, формирования там условий для притока населения, назрела уже давно. Но я категорически против создания государства в государстве и считаю, что Силуанов был абсолютно прав, высказав свои опасения в связи с идеей новой госкорпорации. Прежде, чем строить подобные планы, нужно провести их широкое обсуждение – среди ведущих экспертов, в рамках тех же парламентских слушаний. Необходимо детально просчитать эффективность вложения государственных средств, определить, какие основные направления нуждаются в развитии в этом регионе. Посмотрите, какие колоссальные деньги были вложены в Чеченскую республику и другие республики Северного Кавказа. А какова отдача?
Любые государственные проекты по экономическому развитию отдельных российских регионов должны быть основаны на научном подходе. И в случае с Сибирью и Дальним Востоком нам нужны четко просчитанная, долгосрочная программа, а также механизмы контроля над ее реализацией. В противном случае мы получим не экономическое развитие региона, а вульгарный стихийный рынок.

Я очень надеюсь, что решение о создании такой госкорпорации не будет принято. Самое подходящее определение, которое можно подобрать для данного проекта – экономическое хамство, извращающее суть рыночной экономики. Предполагается, что данная структура должна действовать вне общих правил, существующих на правовом экономическом поле государства. Чтобы запустить там свое дело, каждый предприниматель вынужден будет идти на поклон в эту госкорпорацию. Убежден, что это будет до невозможности коррупционная структура, которая разрушит весь бизнес в регионах Сибири и Дальнего Востока, все условия для конкуренции. Поражает меня и то, что источником формирования первоначального капитала корпорации предлагается сделать доходы от прироста капитала Фонда национального благосостояния. Это означает, что средства, предназначенные для повышения пенсий, стабилизации пенсионной системы, пойдут на частную лавочку!
Большинство экономистов, узнав об этом проекте, сразу выразили недоумение: у нас что, Сибирь и Дальний Восток решили определить как колонии? Ведь именно такой механизм применяли в свое время англичане для своих колоний.
Если соответствующий законопроект все-таки поступит в думу, я сделаю все, чтобы убедить депутатов своей фракции выступить против него, а также через наши партийные отделения агитировать против этой идеи во всех российских регионах. Что касается жесткой и принципиальной позиции Силуанова, то перед ним можно только снять шляпу. Это говорит о том, что у нас есть настоящий министр финансов. Я и раньше его уважал, а теперь он еще больше вырос в моих глазах.