Борьба с коррупцией в России напоминает спортивную рыбалку: поймали, посчитали, взвесили и отпустили. Одним словом, идет имитация кипучей деятельности

Дискуссия в обществе о необходимости изменения Конституции поднимает вопрос о подготовке и внесении в Госдуму проекта закона "О Конституционном Собрании РФ"

Священнослужители о критике Церкви и о доверии к Церкви

11.05.2012 11:10


Две трети (64%) граждан заявляют о доверии Русской Православной Церкви, более половины (56%) – лично патриарху Кириллу. 73% уверены, что в настоящее время Церковь играет положительную роль в общественной жизни страны, и только 2% считают иначе. Об этом свидетельствуют результаты исследования Фонда "Общественное мнение".
68% участников опроса сообщили, что относят себя к православию, 6% исповедуют ислам, к другим христианским конфессиям причисляют себя в целом 1% респондентов, а 20% не считают себя верующими.

Не доверяют Церкви и патриарху по 8% опрошенных, еще по 14% - "отчасти" не доверяют.

Лишь 19% опрошенных сталкивались с критикой Церкви в средствах массовой информации, а 73% ее не замечали. Только 6% респондентов считают, что против Церкви ведется информационная кампания, а 8% видят в критике объективное изложение фактов. Среди негативных сообщений респондентам чаще попадалась информация вмешательстве церкви в политику, о часах и автомобилях священнослужителей, а также о скандале с Pussy Riot.

В России нет единого мнения насчет того, должна ли Церковь быть богатой. 23% опрошенных считают, что богатство поможет Церкви выполнять свои функции, а 39% считают, что Церкви богатства не нужны.

Regions.Ru попросили православных священнослужителей прокомментировать эти данные.

Отец Александр Борисов
Протоиерей Александр Борисов, настоятель храма святых Косьмы и Дамиана в Шубине:

Думаю, что цифрам о доверии Церкви и патриарху и о положительной роли Церкви вполне можно доверять. А данные о числе сторонников и противников церковного богатства заставляют о многом задуматься.

Мы видим, что «нестяжателей» почти в два раза больше, чем «иосифлян». Все-таки значительная часть общества ожидает, что Церковь будет не накапливать богатство, а станет посредником между людьми, которые хотели бы поддержать бедных, и теми кто в этой поддержке нуждается. Поэтому, как мне кажется, Церковь должна держать курс не на иосифлян, которые, как известно, были сторонниками богатых монастырей и землевладений, а на нестяжателей.

Понятно, что Церковь принимает всех – и богатых, и бедных, и рада каждому, и всех благодарит за пожертвования. Но как показывает история, пожертвования в основном делаются людьми не богатыми, но среднего достатка. Их пожертвования, может быть, и не столь велики по сравнению с пожертвованиями богатых людей, но скромных жертвователей гораздо больше, чем богатых.

Нравственные ожидания большинства людей все-таки ориентируются на скромность Церкви. И прежде всего сами священнослужители должны проявлять скромность во всех сферах жизни и в первую очередь думать о добросовестном служении с любовью к людям и с вниманием к их нуждам, а не о личном благосостоянии.

Протоиерей Александр Кузин Протоиерей Александр Кузин, клирик храма Космы и Дамиана в Шубине:

Никакая статистика не дает полной картины. Я бы, например, предположил, что уверены, что необходимость богатства для Церкви отрицают люди, которые в храмы не ходят, а те, кто ходит, думают совсем наоборот. Но так ли это – из приведенных цифр узнать нельзя. А ведь понятно, что мнения людей воцерковленных и тех, кому вообще храмы не очень нужны, «весят» по-разному.

Данные об уровне доверия Церкви мне кажутся заниженными: думаю, на самом деле это доверие выше. И это доверие Церковь никогда не обманывала и не обманет. А чем больше доверяют Церкви, тем больше людей, которые будут делать все, чтобы она становилась богаче. К примеру, эффективность социальных программ Церкви в разы выше эффективности программ других социальных фондов.
Но тут может возникнуть одна опасность: нельзя подменять духовное окормление социальной работой. Церковь в первую очередь должна заниматься духовным воспитанием прихожан, какие бы объемы социальной помощи ей ни приходилось выполнять.

Что касается тех, кто выступает против Церкви и громче всех шумит, то надо помнить: громкие крики – это еще не повод впадать в панику и считать, что Церковь слабеет. Тем более не надо думать, что прав тот, кто громче всех кричит: «Мнят бо, яко во многоглаголании своем услышани будут», говорит о таких Евангелие.

Отец Андрей Спиридонов
Протоиерей Андрей Спиридонов, клирик храмов Благовещения Пресвятой Богородицы в Петровском парке и святителя Митрофана Воронежского на Хуторской в Москве:

С точки зрения верующего Церковь – это собрание людей святых и грешных, корабль спасения. Она не одну тысячу лет остается нравственным стержнем общества в самые разные периоды истории: как благополучные, так и времена открытых гонений. Поэтому какая бы критика ни обрушивалась на нее, доверие народа к Церкви не теряется, что мы и видим.

Что касается критики (чтобы не сказать оголтелой травли), то она еще и обратную реакцию вызывает: и среди молодежи, и среди тех, кто ищет веру, возникают попытки движения навстречу Церкви. Так что сейчас идет нормальный процесс, и Церковь жива в основе своей. Более того, несмотря на частью придуманные, а частью и реальные поводы для критики, абсолютно нормальным является само ее наличие. Другое дело, когда разворачивается уже информационная война. Но мы все равно видим, что попытки развалить Церковь неосуществимы: «и врата адовы не одолеют ее».

Отец Александр Салтыков
Протоиерей Александр Салтыков, настоятель храма Воскресения в Кадашах:

Перефразируя известное выражение, думаю, можно сказать, что статистика - дело скользкое. Я совершенно не уверен в корректности этого, да и других опросов.

Эти цифры нам фактически навязываются в качестве какой-то «объективной реальности», при этом проверить их нельзя. Возникает впечатление, что эти цифры не столько отражают общественное мнение, сколько его формируют.

Мы не знаем, как именно были сформулированы вопросы, в каком контексте они задавались, что, собственно, имелось в виду под «информационной кампанией» и под «богатством Церкви». А ведь ответы от этого сильно зависят.

Игумен Лука (Степанов)
Заведующий кафедрой теологии Рязанского государственного университета игумен Лука (Степанов):

В данных этого опроса меня заинтересовало растущее количество верующих. Давно известно, что год от года прихожан в православных храмах становится все больше. Примечательно то, что люди массово поддерживают Церковь, хотя при нынешнем положении в системе образования народ о духовном знает мало, и эти его знания обрывочны и искажены.

Увы, образование сейчас дистанцировано от нашего православного вероучения, оно не дает глубокого знакомства с историей и традицией Церкви, с ее духовной красотой. Но в какое бы чудо и красоту превратилась наша страна, если бы рухнули препятствия, не допускающих молодежь до систематического образования в рамках государственной программы изучения основ православной веры!

 Игумен Мелетий (Соколов)
Игумен Мелетий (Соколов), преподаватель Московской духовной семинарии:

Приведенные цифры со всей очевидностью свидетельствуют, что православное население в России преобладает. Это на самом деле подтверждение общеизвестного факта, который упорно не желают принимать во внимание.

Кроме того, надо иметь в виду, что для верующих доверие к Церкви и доверие к патриарху – это, в общем-то, одно и то же. Поэтому такое разделение вопросов я бы назвал некорректным и даже провокационным.

Что касается материальной стороны в жизни Церкви, - она как бензин для автомобиля, но не сам автомобиль. Понятно, что материальные средства - необходимое условие любой благотворительной, да и вообще социально полезной деятельности. Автомобиль без бензина не поедет, но как и куда поедет автомобиль, зависит от того, кто им управляет. Нужна человеческая воля и верующее сердце, чтобы задать нужное направление.

Что касается «информационной кампании против Церкви в СМИ», то можно сказать, что идет самая обыкновенная дискуссия о различных сторонах жизни Церкви. Естественно, дискуссией она остается только если не допускается никаких оскорбительных и унижающих достоинство верующих приемов. Журналисты просто выполняют функцию «санитаров леса» в нашем обществе. Другое дело, что подчас допускаются высказывания некорректные и некомпетентные, в которых отсутствует понимание сути государственно-церковных отношений.

Отец Димитрий Арзуманов
Священник Димитрий Арзуманов, настоятель храма святого праведного Иоанна Кронштадтского в Жулебине:

68% православных и 20% неверующих представляются вполне реальными цифрами. Другое дело, что никак не уточняется, какой процент среди православных составляют люди воцерковленные. Можно предположить, что многие, назвавшиеся православными, православию симпатизируют, ощущают близость к православной культуре и традиции, искренне стремятся к Богу. Потенциально они все наши прихожане, но какая часть из них реально участвует в церковной жизни - вопрос.

С «неверующими» тоже не все так просто. Неверующих в чистом виде, т.е. абсолютно отрицающих и не допускающих бытия Божия и вечной жизни, я почти не встречал. Я беседовал с людьми, считающими себя неверующими. Часто это люди, не читавшие Евангелия, не задававшиеся серьезными вопросами. Перед ними проблема бытия Божия, собственно, и не вставала.

Так что здесь все очень зыбко. Надо помнить, что это только цифры, и не считать, что подлинная жизнь к ним сводится.

Отец Антоний Скрынников
Главный редактор официального сайта Ставропольской и Невинномысской епархии, преподователь Ставропольской духовной семинарии, клирик храма целителя Пантелеимона в Ставрополе священник Антоний Скрынников:

Чтобы правильно прокомментировать социологическое исследование, желательно знать «паспортичку» – классификационный раздел опросного листа. Он отражает характеристики респондента: социальный статус, образ жизни, образование, семейное положение и многое другое.

Приведенные цифры говорят, что информационная компания против Церкви пробуксовывает. Здесь сказывается и традиционное недоверие части общества к СМИ, и недоступность интернет – материалов для части респондентов, например, для пенсионеров, а также несоответствие публикуемого в СМИ реальной жизни. Ведь большинство сограждан видит не часы и не машины духовенства, а прежде всего тяжелый труд, регулярные богослужения и требы, работу с наркоманами, алкоголиками, заключенными и другими никому, кроме Церкви, не нужными людьми.

С другой стороны я бы посоветовал не обольщаться результатами опросов. Сегодня они показали одно, завтра другое. Никакие цифры не должны заставлять нас расслабляться в миссионерской и пастырской работе.

 Священник Димитрий Лин
Священник Димитрий Лин, клирик Храма святителя Николая на Трех Горах:

Количество людей в храме, где я служу, возрастает от года к году. Люди стали чаще приходить на богослужения. Это объясняется тем, что Церковь стала проводить активную просветительскую деятельность.

Мы привыкли быть потребителями духовной продукции – это касается и большинства людей, которые считают себя верующими. Многие считают, что Церковь - это сервис, поставщик духовных услуг, который существует то ли за счет государства, то ли вообще непонятно за чей. Но эта ситуация постепенно исправляется. Думаю, самое главное, чтобы люди осознали себя, прежде всего, частью церковного тела.

Что касается богатства, думаю, вопрос об этом поставлен совершенно некорректно. Сама его постановка предлагает воспринять Церковь как чуждую и внешнюю тебе организацию. Но ведь каждый человек в силу своих возможностей стремится обустроить свое жилище. Так и православные должны относиться к храму как к Божьему дому, в котором они пребывают как члены Церкви.

Что многие не знают о критике, которой сейчас подвергается Церковь, меня не радует, а скорее беспокоит. Это значит, что люди дистанцированы и от церковной, и от общественной жизни, их вообще не интересует информация о Церкви.

Что касается молодежи, то ей, конечно, известны критические публикации о православии. Важно правильно относиться к этой критике и понимать, что ее инициаторы хотят только одного - вбить клин между обществом и Церковью.

иеромонах Макарий (Маркиш)
Иеромонах Макарий (Маркиш), священнослужитель Свято-Алексеевской Иваново-Вознесенской православной духовной семинарии:

Я часто говорю, что всякого рода опросы - это такой развлекательный жанр. Их, как правило, нельзя рассматривать как итоги исследовательского процесса. Это просто такие наблюдения, которое представляют общепознавательный интерес, но не фундаментальный.

Судя по всему, довольно многие респонденты не отдают себе отчета в том, что против Церкви ведется критическая кампания. Дело в том, что интернет-читатели, - это, как правило, люди, которые глубоко интересуются именно информационной средой, и там мы видим колоссальное множество настоящих атак на Церковь. Но эта война ведется в сравнительно узком поле – как буря в стакане воды. Если и удается облить Церковь грязью, это все же обсуждается только в узком кругу, - да вот еще нам как общественным деятелям поневоле приходится обращать на это внимание. Основную же массу народа критика Церкви не затрагивает, и это хорошо.

Да и кто такие – эти противники Церкви? Это небольшая группа, которая либо отравлена ненавистью к России, либо профессионально выполняет заказ врагов нашей страны.
Поделиться ВКонтакте Поделиться в Facebook Поделиться в Twitter

Жириновский: "Мы много раз предлагали включить в преамбулу Конституции фразу "Мы русские и другие народы…". Мы не предлагаем дать русским привилегии или преимущества над другими национальностями в России, но давайте хотя бы уровняем права русских с другими".

22 августа в Даниловом монастыре в Москве состоялась встреча Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с Государственным секретарем Святого Престола кардиналом Пьетро Паролином.

Церковный раскол на Украине

Дмитрий Песков не подтвердил информацию о том, что Владимир Путин в 2015 году сказал украинскому коллеге Петру Порошенко, что может "раздавить армию Украины". "Нет, я практически был на всех переговорах, я не слышал такой фразы", - отметил он.

Происшествия на национальной почве

Местное население, конечно, может быть недовольно теми, кто к ним приехал и ведет себя из рук вон плохо, вне закона. В этих случаях требование может быть только одно: чтобы власть применила власть. То есть, власть должна своевременно все предвидеть и предотвращать. Непредвиденной бывает только смерть, все остальное можно и нужно предвидеть, просчитывать

Идея РПЦ - закрепить за эмбрионом право на жизнь - является логичной, если исходить из принципов христианской морали. Но если со своей стороны государство не прогарантирует женщине максимальную поддержку при рождении ребенка, то конечно, эта инициатива будет выглядеть как некая крайность. Поэтому необходимо не к ограничениям каким-то стремиться, а создавать такие условия, чтобы у самой женщины была мотивация отказываться от аборта

"Каждый человек имеет право на собственное мнение вне зависимости от его должностного положения. Что касается руководителей регионов, это тоже в полном объеме их касается. Никакого фронта со стороны руководства Чечни нет. Прошу всех успокоиться, все в порядке".