Москва точно может позволить себе многостороннюю социальную поддержку. Достаточно плитку перекладывать не два раза в год, а один, и сэкономленные деньги направлять на заботу о пожилых людях

Хотелось бы спросить у Мишустина, что бы он взял из опыта Китая и Вьетнама, чтобы и мы начали развиваться, а не деградировать

Должна ли Церковь мириться с современным искусством? – Мнения парламентариев

12.05.2012 17:16


Как известно, одна из характерных черт современного искусства – стремление шокировать публику. Поскольку легче всего это добиться не неожиданным художественным решением, а кощунством, оскорблением или непристойностью, эти "приемы" используются нередко. И столь же часто религиозные организации или просто верующие против этого протестуют.

Сразу несколько таких историй произошли в последние дни. В Москве группа верующих выступила против новой постановки оперы Римского-Корсакова "Золотой петушок" (Большой театр, режиссер Кирилл Серебренников), где в первом акте актеры, изображающие казаков, держат пародийные иконы, а царь Додон предстает в виде патриарха, размахивающего кадилом. Авторы обращения выражают надежду, что в ситуацию вмешается патриарх и добьется запрета постановки.

Почти одновременно с этим епископ Ставропольский и Невинномысский Кирилл обратился к губернатору Краснодарского края Александру Ткачеву с просьбой не допустить готовящихся в Краснодаре выставок известного галериста Марата Гельмана, обвинив его в унижении русской культуры и православной веры. Епископа поддержала и Кубанская епархия. "Нельзя допустить, чтобы в нашем казачьем православном крае появился стационарный музей Гельмана, где попрание и осквернение религии и культуры было бы возведено в норму жизни", - говорится в заявлении епархии.

В епархии напомнили, что М.Гельман на одной из выставок "не постеснялся" и обезьяны в военной форме с советскими и российскими медалями на груди.

М.Гельман, в свою очередь, отметил, что выставка Icons - это проект музейного уровня, на котором представлены произведения современных художников, размышляющих об иконе, как о художественном шедевре, о ее структуре.

Между тем выступления против современного искусства вызывают неоднозначную реакцию и среди самих православных. Так протоиерей Всеволод Чаплин призвал своих единоверцев не сгущать краски и воздерживаться от резких оценок. По его словам, в современном искусстве "есть хорошее и плохое, нравственное и похабное, умное и глупое". Ознакомившись с экспонатами Icons, он отметил, что "ничего богопротивного не усмотрел". По его словам, а таких выставках есть всякое, "как в литературе XIX века" или в народном творчестве. Протоиерей уверен, что о современном искусстве надо вести честный диалог.

С просьбой прокомментировать данную ситуацию REGIONS.RU/"Новости Федерации" обратились к представителям верхней и нижней палат российского парламента.

См. также "Священнослужители об эпатаже и современном искусстве (дополнено)".

Считая недопустимым вмешательство Церкви в светскую жизнь, российские парламентарии указывают при этом, что деятели современного искусства должны воздерживаться от оскорблений религиозных чувств. Политики также призвали стороны к открытому диалогу.

Валерий Шнякин Заместитель председателя Комитета Совета Федерации по международным делам, представитель в СФ от исполнительного органа госвласти Нижегородской области Валерий Шнякин:

Если современно искусство грешит глумлением над верующими – не туда идет это искусство. Если же режиссеры, художники определенным образом трактуют или пишут произведения для достижения некоего художественного образа, тогда совершенно другое дело. Правда, опять же, смотря как трактуют. Ведь один и тот же предмет каждый видит по-своему. Вот одному облако видится чертом, а другому то же самое облако представляется богом. Также как один очень уважаемый ученый увидел в девицах из Pussy Riot прошмандовок, а другой не менее уважаемый политик – проказниц.

Вместе с тем деятели искусства должны с уважением относиться не только к религиозным чувствам людей, но и к человеческим, быть более сдержанными, иметь внутреннего цензора, помнить, что такое хорошо, а что такое плохо. Но все-таки искусство есть искусство, это все-таки не акт сжигания книг.

Одновременно и СМИ необходимо перестать раздувать из мухи слона, будируя определенные темы, то про часы патриарха, то про его квартиру. Одним словом, всем нужно думать о последствиях.

Александр Починок Член Комитета Совета Федерации по социальной политике, представитель в СФ от исполнительного органа госвласти Пермского края Александр Починок:

"Золотой петушок" мне самому не очень нравится, но не с точки зрения авангардной постановки, которая смотрится очень интересно, а с точки зрения голосов, которые слабоваты. Царь Додон там совсем не похож на патриарха, как утверждают некоторые. Напротив, он предстает перед нами в образе генсека в советском мундире со звездами, поскольку действие произведения перенесено в эпоху застоя времен СССР.

Что-то запрещать из области искусства – это вообще последнее дело. Тогда придется ввести запрет и на отдельные работы Леонардо да Винчи, да и, к примеру, у Эль Греко Христос далеко не по православным канонам написан… По церковным канонам все должно быть у самой Церкви, а вся Земля не может выглядеть, как храм. Храм – это отдельное место поклонения богу. Поэтому в жизни и существует светские искусство, светские постановки, светские картины, где перед нами предстает именно то, как это видит творец: художник, режиссер, писатель со своим индивидуальным взглядом на то или иное событие.

У Гельмана тоже нет ничего такого, что бы оскорбляло православную веру, в том числе и клизм вместо куполов. Художник не делает попытку изобразить храм. Нарисовав маковки церквей без крестов, он показывает, как выглядит купольная Россия, создает образ страны, это его личное восприятие России.

Делая вывод, хотелось бы подчеркнуть: вмешиваться в дела Церкви – недопустимо, но и обратных процессов быть не должно.

Евгений Федоров Член Комитета Госдумы по бюджету и налогам, член фракции "Единая Россия" Евгений Федоров:

В том, что верующие дают публичную оценку каким-то культурным событиям и проектам, я вижу только положительный момент. Это совершенное нормальное явление. Как и в любой отдельно взятой семье, в обществе в целом существуют разные точки зрения, которые имеют право на существование. То, что практически любое событие в стране вызывает разные оценки и суждения, означает, что общество развивается, не стоит на месте. Как известно, именно в честной и открытой дискуссии вырабатываются общие подходы, находятся какие-то компромиссы. Деятелям же искусства тем более не стоит бояться критических высказываний в адрес своего творчества. В конечном итоге они рассчитывают на зрительский интерес, а зритель весьма неоднороден. Поэтому, они должны быть готовы к любой, даже самой резкой, реакции.

Для нас главное – избегать идеологических и культурных штампов, привезенных с Запада, не соответствующих ни культурному, ни социальному, ни политическому коду нашего народа. А широкая общественная полемика, выражение самых различных мнений идет только на благо развитию национального гражданского общества.

Гаджимет Сафаралиев Председатель Комитета Госдумы по делам национальностей, член фракции "Единая Россия" Гаджимет Cафаралиев:

Версия "Золотого петушка" в постановке Серебренникова, на которую "обрушилась" группа верующих – это яркий пример современной культуры, где постоянно идет поиск чего-то нового, каких-то оригинальных, неизбитых художественных решений. Режиссер представил свое видение этого произведения, перенес его на современную почву. Кстати, сам он, насколько я знаю, категорически отказался вносить какие-либо корректировки в свою постановку. И я с ним полностью согласен, поскольку там действительно нет абсолютно ничего криминального, что могло бы задеть или оскорбить чьи-то чувства. В спектакле нет призывов к насилию, межнациональной или межрелигиозной розни. А его художественные и эстетические достоинства пусть оценивает зритель.

К сожалению, представители Церкви в последнее время все чаще обращают свое внимание на те или иные сферы светской жизни, стремятся давать оценки тому, что находится достаточно далеко от жизни духовной, никак с ней не соприкасается. Хотелось бы, чтобы они почаще вспоминали о своем главном предназначении – помощи бедным и слабым, пропаганде духовно-нравственных ценностей. Церковь должна помогать нравственному оздоровлению общества там, где это действительно необходимо.

Андрей Андреев Заместитель председателя Комиссии Госдумы по вопросам депутатской этики, член фракции КПРФ Андрей Андреев:

Верующие люди – такие же граждане своей страны, как и все остальные. Поэтому, они вправе давать оценку событиям, которые происходят в стране, в том числе и в области культурной жизни. Другое дело, насколько объективны эти оценки. Скажем, если люди, резко осудившие постановку "Золотого петушка", сами этот спектакль не видели, то, возможно, их заявление носит предвзятый характер. Я, например, не видел этого спектакля, поэтому не могу давать ему никакой оценки. Могу лишь отметить, что многие постановки, идущие в последнее время на сцене Большого театра, весьма неоднозначно воспринимаются общественностью. То же самое можно сказать и о проектах Марата Гельмана. К ним в принципе не может быть однородного отношения, поскольку они всегда нацелены на определенный эпатаж публики.

В целом мне импонирует активная общественная позиция, которую занимает сегодня Церковь в России. Особую поддержку вызывает ее деятельное участие в борьбе с наркоманией и алкоголизацией общества, решение вопросов, связанных с воспитанием подрастающего поколения. Это можно только приветствовать и поддерживать.

Виктор Шудегов Заместитель председателя Комитета Госдумы по образованию, член фракции "Справедливая Россия" Виктор Шудегов:

Считаю, что художники, поэты, писатели и все прочие творческие люди имеют право создавать свои произведения, не оглядываясь каждый раз на каноны Церкви. Если там не содержится сцен насилия и порнографии, призывов к межнациональной розни и т.д., то не стоит стремиться усматривать в этих произведениях какой-то злой умысел. А люди верующие в особенности должны проявлять больше понимания и терпимости к чужим мнениям и взглядам.

Государственной цензуры в области культуры в стране, к счастью, не существует. Так не надо создавать и прецедентов для введения некоей церковной цензуры, ограничивающей права творческих людей. Если бы нечто подобное такой цензуре когда-то существовало в нашей истории, то мы наверняка оказались бы лишены многих выдающихся произведений живописи, музыки и литературы.

Максим Рохмистров Первый заместитель председателя Комитета Госдумы по бюджету и налогам, член фракции ЛДПР Максим Рохмистров:

И обращение группы верующих в связи с постановкой "Золотого петушка", и обеспокоенность Кубанской епархии выставкой Гельмана – это совершенно нормальная реакция. Да и в самих этих культурных явлениях нет ничего сверхъестественного. В светском обществе во все времена, в том числе и в период царской России, встречались критические и сатирические отклики деятелей искусства на жизнь Церкви и церковнослужителей. Достаточно вспомнить прославленную сказку Пушкина "О попе и его работнике Балде". Она до сих пор вызывает горячие споры среди священников, часть которых настаивает на новом ее издании, предлагая заменить попа купцом. На мой взгляд, это нормальные общественные взаимоотношения, и ничего драматизировать тут не стоит.

Одна из главных задач Церкви – отстаивать в обществе духовно-нравственные и семейные ценности, заботиться о воспитании молодежи в русле этих ценностей. Поэтому, отдельным чиновникам от культуры не мешало бы прислушиваться к словам священнослужителей.

Хусейн Чеченов Доктор технических наук, профессор Хусейн Чеченов, возглавлявший ранее в Совете Федерации Комитет по образованию и науке и представлявший в СФ правительство Кабардино-Балкарской республики:

Столь резкую реакцию отдельных православных верующих на "Золотого петушка" спровоцировал скандал с Pussy Riot. Девицы из этой группы насторожили людей, и теперь они во всем видят нападки на православную веру. Нельзя также не обратить внимания и на то, что постановке почти год, а реакции появилась только на днях. Все это подтверждает мысль о том, что появившийся острый, но одновременно запоздалый отклик – это отголосок пиар-кампании Pussy Riot. Следовательно, в данном случае, на мой взгляд, имеет место превышение реакции верующими.

Что же касается истории с галеристом Гельманом, то если на картинах маковки церквей действительно изображены в виде известного медицинского прибора, мне об это сложно судить - я этих картин не видел, то это как минимум неправильно – в православной стране такое, конечно, задевает чувство верующих. Вместе с тем вмешиваться в творчество художника тоже нельзя, однако художник должен быть сам деликатнее, с пониманием относиться к чувствам приверженцев той или иной веры. Нужно также понимать, что такие моменты гораздо хуже личного оскорбления.
Поделиться ВКонтакте Поделиться в Facebook Поделиться в Twitter

"Вообще-то по Конституции принудительный труд у нас запрещен, а сенатор предлагает привлекать к принудительным работам граждан, получающих пособие по безработице, хоть знает, что это за пособие, и стоит ли из-за него, как говорится, «жилы рвать»? Да это крошечные деньги, и он еще предлагает наказывать! Наказывать надо того, кто придумал такое пособие по безработице, которое у нас ниже прожиточного минимума..."

Парламентарии комментируют

"Мы последовали сценарию ВОЗ, который требует действительно огромной, мощнейшей медицинской системы. А такая система есть в основном только у тех стран, которые изначально по-другому относились к медицине. В России такого отношения к медицине не было, и в результате мы попали в самую плохую нишу. То есть, у нас сейчас гигантская смертность по сравнению с теми же европейскими странами, и явно не наш стиль, выбранный в пандемию. Поэтому нам было бы лучше вернуться к советскому принципу карантина..."

Парламентарии и бизнес

Наша страна – это страна тротуарной плитки, торговых центров и видеокамер. Те люди, которые формируют у нас институты власти, финансовые потоки, - им нужно, чтобы в стране было как можно больше видеокамер, потому что это очень хорошие деньги. Какая-то фирма получит теперь право заниматься и цифровизацией судов. Возможно, уже есть какой-то приближенный олигарх, который будет этим заниматься. А как мы будем предъявлять бумаги и документальные свидетельства тех или иных слов, которые озвучивает адвокат?

"Результаты работы парламента будут зависеть прежде всего от того, собирается ли правительство существенным образом изменять экономический курс. Судя по бюджету, этого делать не предполагается. При такое политике практически невозможно существенно улучшить материальное и социальное положение людей. Поэтому по-прежнему российская экономика будет развиваться относительно медленно, и не будет выполнен указ президента № 204, согласно которому мы должны обеспечить экономический прорыв. не будут ...

Видимо, когда власть не может сделать жизнь людей лучше, - не важно, по причине нежелания, или неумения, - власти нужно министерство, которое будет вбивать людям в голову то, что они стали жить лучше. И, наверное, первое, что будет делать министерство – это раздавать нашим гражданам бесплатно телевизоры, с комплектом федеральных каналов. Для такого министерства это будет самым эффективным способом воздействия на умы людей. Раньше это делалось посредством радио и газет, теперь добавилось тел ...

"Этот законопроект предусматривает прямую цензуру в интернете - если, например, появляется информация о коррупции чиновника, то ему можно будет написать заявление в прокуратуру, и будет примерно так же, как в сталинские времена, когда т.н. «тройки» тут же принимали решения и приводили их в исполнение. По сути, это будет тот же внесудебный приговор к высшей мере, только по отношению к сайту. И потом человеку придется ходить по судам и доказывать, что его сайт должны восстановить..."