Люди уже давно не доверяют чиновникам, которые хотят кормить макарошками всю страну, которые призывают отменить пенсии и не хотят отвечать за судьбу наших детей и молодежи

Западу хочется, чтобы у нас осталось населения ровно столько, сколько нужно для обслуживания нефтяной трубы

Преодолим ли кризис культуры и образования? - Мнения священнослужителей

23.05.2012 09:46


24 мая – День славянской письменности и культуры, приуроченный к церковному празднованию памяти свв. Кирилла и Мефодия.

Между тем, в России и с культурой, и с образованием, и даже с простой грамотностью дела обстоят не лучшим образом. Культура вообще и литература в частности находятся в кризисе, которого не отрицает, кажется, никто: нет ни сколько-нибудь общепризнанных «властителей дум», ни общественного запроса на них.

Назначение члена генсовета партии "Единая Россия" Владимира Мединского на должность министра культуры вызвало бурную критику в обществе: его докторскую диссертацию совсем недавно уличили в плагиате, тенденциозности и непрофессионализме.

Упадок системы образования и неудовлетворительный уровень знаний как у выпускников школ, так и у выпускников вузов тоже почти никем не отрицается: недаром раздаются даже голоса, предлагающие практически поставить крест на отечественной высшей школе и обучать способную молодежь за границей.

Первым шагом новоназначенного министра образования Дмитрия Ливанова стало заявление, что число бюджетных мест в вузах будет сокращено. При этом количество вузов останется прежним: то есть сокращение в равной мере коснется как университетов, еще сохраняющих свою репутацию, так и тех, которые выдают не обеспеченные образованием дипломы.

Ситуация в средней школе ознаменовалась бурным скандалом: прошлой зимой широкая публика узнала о существовании проекта образовательного стандарта для старших классов, по которому в 10–11-х классах оставались обязательными четыре предмета: физкультура, ОБЖ, «Россия в мире» (о которой никто не может сказать ничего внятного) и «индивидуальный проект» (столь же непонятный). Преподавание остальных предметов предполагается перевести на платную основу.
После массовых протестов ученых, учителей и родителей был разработан новый стандарт, но от старого он мало чем отличается. Правда, общеобязательных предметов там не 4, а 6: физкультура, ОБЖ, словесность, математика, история или «Россия в мире», иностранный язык. Кроме того, каждый школьник должен будет выбрать для себя ещё три (в особых случаях — четыре) предмета. За остальное школа уже с 1 сентября будет обязана требовать с родителей плату.

«Преодолим ли, на ваш взгляд, кризис в области культуры и образования? Видите ли вы смысл в проводимых государством реформах?» - с такими вопросами корреспондент Regions.Ru обратился к священнослужителям и экспертам.

Отец Максим Козлов
Протоиерей Максим Козлов, настоятель домового храма МГУ:

Отмечая многие негативные стороны современного состояния среднего и высшего образования, я бы все-таки не стал использовать для его характеристики только черный цвет.

В самом принципе (а не в его практическом воплощении у нас в стране) Единого государственного экзамена, как и в болонской системе (именно как системе, а не в ее практическом искажении) применительно к высшему образованию, ничего страшного я не вижу. Более того, здесь есть и много полезного.

Скорее, мы упираемся в нашу классическую схему: при хорошей нормативной базе на местах допускаются искажение смысла и бюрократическое торможение реформ, проводимых сверху. Поэтому мне представляется, что дело даже не столько в принципиальной переориентации курса, сколько в принципиальном обновлении кадров – тех, кто занимается управлением нашего образования, среднего и высшего, и культурой. И здесь хотелось бы видеть прежде всего людей, которые непосредственно связаны с культурной и образовательной деятельностью.

Поэтому кандидатура нового министра образования вызывает сдержанный оптимизм, поскольку длительное время он был ректором одного из самых успешных вузов. Более дискуссионной является в этом смысле кандидатура нового министра культуры. Впрочем, я бы предложил судить по плодам, а не по «пред-установкам» политического характера. Важно не уйти в этакий либеральный «критицизм ради критицизма», не отталкиваться от возможных начинаний власти, лишь бы показать себя демократичным, прогрессивным и либеральным.

Отец Борис Михайлов
Протоиерей Борис Михайлов, настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы в Филях:

Эксперименты со школой вызывают и тревогу и возмущение.

Несмотря на усилия педагогов, школа разрушается. Это касается и воспитательной, и образовательной функции. Состояние школы и культуры отражает состояние общества - творческую и духовную деградацию.

До чего мы дошли? Девушки в метро матерятся. Студенты этим как бы даже щеголяют. Обществом так и не обретены духовно-нравственные ориентиры, выбитые еще в советское время. Развалилась и советская власть, и советская экономика, и советская культура – все это оказалось фальшивым, потому что не было самого главного. И то лучшее, что было усвоено, например, системой образования от дореволюционного времени, уже безвозвратно уходит, почти ушло.

Я не говорю даже о попытках исправить ситуацию, но хотя бы как-то осмыслить тот факт, что мы так и не преодолели советского периода в своей жизни во всех областях, и самое главное, что в нем было – его бесчеловечность. Произошла ужасная катастрофа, из которой мы так и не можем выбраться. Единственная попытка в этом направлении, которую я знаю - книга «История России – ХХ век» под редакцией А.Б. Зубова.

Отец Андрей Алексеев
Священник Андрей Алексеев, клирик храма св. мчц. Параскевы Пятницы в Качалове:

Конечно, происходящее очень печально и тревожно. Признания, что образование и культура – в глубоком упадке, слышны от многих неравнодушных людей.

Хочется, конечно, надеяться на изменения к лучшему. Но, похоже, что процессы, происходящие в нашем обществе - не спонтанные (вот, мол, что-то сорвалось, что-то не получилось), а заранее просчитанные. Слишком это похоже на управляемый и целенаправленный процесс постепенной деградации всего общества – деградации в первую очередь духовного характера.

Это, собственно, проявление непрекращающейся войны дьявола против Бога. В нашем мире она выступает как действия, которые вольно или невольно, осознанно или неосознанно предпринимаются конкретными людьми - действия, направленные отнюдь не на созидание. Таким мне видится объяснение не только тех процессов, происходящих в культуре и образовании, но вообще всего, что происходит в мире.

Очевидно, что выполняется планомерная работа по развалу всей нашей системы образования и культуры. Я общаюсь со многими представителями системы образования, простыми учителями и директорами школ и работниками учреждений культуры. Это люди неравнодушные, и все они в один голос говорят о системности процесса развала. Это целенаправленный процесс.

Но, осознавая это, нельзя предаваться унынию и отчаянию. Нужно бороться, искать союзников среди людей совестливых и неравнодушных и отстаивать духовные и нравственные ценности каждому на своем месте, всеми силами всем вместе противодействовать этому разрушительному процессу. Все делать по совести и молиться Богу, и Господь нам поможет.

 Валиулла-хазрат Якупов
Начальник отдела образования ДУМ Татарстана, имам-хатыб Апанаевской мечети Казани Валиулла-хазрат Якупов:

Конечно, все эти проблемы преодолимы. У нас есть мощный культурный и образовательный фундамент.

Мы знаем, что наша страна всегда была авангардом культуры, у нас одна из самых великих литератур мира, у нас накоплены значительные ресурсы и традиции образования, которые в постперестроечный период еще не выветрились. Просто в истекшие 20 лет мы не смогли серьезно им распорядиться.

Но это не значит, что надо начинать выстраивать систему образования на пустом месте, надо опираться на имеющиеся традиции.

А что касается новых назначений в правительстве России, то я не стал бы авансом воспринимать их в негативном ключе. Одно дело, когда эти люди не были облечены властью, но теперь они обрели министерские посты. Давайте подождем первых результатов работы.

Рав Зиновий Коган
Председатель Конгресса еврейских религиозных организаций и объединений России, раввин Зиновий Коган:

Россия может иметь достойное будущее лишь при условии сохранения и развития образования и сохранения высокой культуры. И то, и другое невозможно без опоры на всестороннюю образованность.

Я не согласен с новыми стандартами, по которым детей ограничивают в получении образования, переводя все на платную систему. Не всякие родители смогут позволить оплачивать учебу своим детям-школьникам, а потом студентам. Но я, конечно, смотрю в будущее с оптимизмом и верю, что кризис преодолим, поскольку все эти министры не вечны.

Касательно культуры – она является цементом знания общественной жизни, формирует у людей чувство принадлежности к определенной группе. Если мы хотим быть русскими, надо воспитывать детей в одной культуре и ни в коем случае не потерять ее, иначе мы лишимся Родины.

Елена Леонтьева
Елена Леонтьева, руководитель Московского буддистского центра, учитель буддистской школы «Карма Кагью»:

В последних реформах я большого смысла не вижу: по-моему, они ведут к упадку образования и снижению образовательного и интеллектуального уровня интеллигенции.

Что касается путей выхода из сложившейся ситуации – тут все зависит от тех, кто занимается этой работой: власти и министерства должны озаботиться составлением бюджета, надо стимулировать хорошие зарплаты преподавателям и вкладывать много средств в то, чтобы люди, которые учат детей, сами были бы образованными и могли детям многое дать.

Но сегодня, мне кажется, перспектив к улучшению нет. Они могли бы быть, но правительство не делает необходимых шагов.

Андрей Ефимов
Андрей Ефимов, заместитель декана миссионерского факультета ПСТГУ, доктор физико-математических наук: 

В основном все реформы направлены на окончательное разорение системы образования и структур культуры. Не говоря уже о влиянии СМИ, которые за редким исключением пропагандируют отнюдь не нашу русскую культуру.

Идет систематические разрушение образования, которое еще не так давно считалось лучшим в мире.

Можно ли это остановить? Многие считают этот разрушительный процесс уже необратимым. Но если бы руководство нашего государства приняло во внимание мнение специалистов, в том числе православных или хотя бы в самом деле озабоченных судьбой России, я думаю, еще не все может быть потеряно и не поздно восстановить утраченное.

Ирина Дергачева
Ирина Дергачева, профессор кафедры лингвистики и межкультурной коммуникации Московского городского психолого-педагогического университета, и.о. декана факультета иностранных языков:

Да, все перечисленные печальные факты налицо – но надо отметить, что есть и положительные тенденции.

Например, я недавно была на конференции, которую устроил методист Центрального округа Москвы. Я была просто потрясена уровнем организации и подготовки детей. Но все это заслуга одного энтузиаста - методиста Владимира Воробьева, который пригласил специалистов из университетов. К сожалению, таких случаев очень мало.

Зато есть тревожные события, например, в 4 классе оставили всего 4 часа на «Родную речь» – литература вымывается из программы. В вузах в бакалавриате тоже литературных часов все меньше.

Фактически государству предстоит менять все. Пришел новый министр образования, и он обязан исправить то, что происходит в школах и вузах. Я читала приказ президента о том, что в декабре этого года в гуманитарных вузах произойдет сокращение бюджетных мест вдвое, теперь же это коснется всех вузов. Поэтому здесь я присоединяюсь к критике.

Сложившуюся ситуацию спасут только энтузиасты, которые готовы изменить систему и вернуть наше образование на первое место в мире.

Что касается современной литературы, то я веду передачу на «Народном радио» и могу твердо сказать, что наша литература и сейчас жива. Наглядный тому пример: 28 мая в храме Христа спасителя будет проходить церемония вручения Патриаршей литературной премии имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. Я знаю некоторых из писателей, удостоенных номинации – это замечательные люди, которые продолжают русскую духовную традицию. И на них вся надежда, чтобы культура развивалась и дальше.

А руководству нашей страны желаю прислушаться к энтузиастам и обратить внимание на гуманитарное образование, поскольку инновационный проект «Сколково» - это поддержка технических вузов, а гуманитарии оказываются «в загоне».
Поделиться ВКонтакте Поделиться в Facebook Поделиться в Twitter

Жириновский: "Мы много раз предлагали включить в преамбулу Конституции фразу "Мы русские и другие народы…". Мы не предлагаем дать русским привилегии или преимущества над другими национальностями в России, но давайте хотя бы уровняем права русских с другими".

22 августа в Даниловом монастыре в Москве состоялась встреча Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с Государственным секретарем Святого Престола кардиналом Пьетро Паролином.

Церковный раскол на Украине

Дмитрий Песков не подтвердил информацию о том, что Владимир Путин в 2015 году сказал украинскому коллеге Петру Порошенко, что может "раздавить армию Украины". "Нет, я практически был на всех переговорах, я не слышал такой фразы", - отметил он.

Происшествия на национальной почве

"Она направлена, в том числе, на формирование более комфортных условий для переселения в Россию на постоянное место жительства соотечественников из-за рубежа, а также – на создание чётких правил въезда и получения права на проживание, работу, на приобретение российского гражданства".

Возгорание временного деревянного храма Апостола Иоанна Богослова произошло 6 ноября на территории религиозной организации "Подворье патриарха Московского и всея Руси при храме святителя Николая Мирликийского в Тушино г. Москвы".

"Каждый человек имеет право на собственное мнение вне зависимости от его должностного положения. Что касается руководителей регионов, это тоже в полном объеме их касается. Никакого фронта со стороны руководства Чечни нет. Прошу всех успокоиться, все в порядке".