Мы можем установить прожиточный минимум в 2 копейки, и тогда у нас все будут богатыми...

Нужно не уговаривать сверхбогатых делиться, а заставить! Куда они сбегут? Во Францию, где до 70% прогрессивный налог? Им некуда бежать! А будут обманывать – тюрьма, банкротство, конфискация имущества...

Преодолим ли кризис культуры и образования? - Мнения священнослужителей

23.05.2012 09:46


24 мая – День славянской письменности и культуры, приуроченный к церковному празднованию памяти свв. Кирилла и Мефодия.

Между тем, в России и с культурой, и с образованием, и даже с простой грамотностью дела обстоят не лучшим образом. Культура вообще и литература в частности находятся в кризисе, которого не отрицает, кажется, никто: нет ни сколько-нибудь общепризнанных «властителей дум», ни общественного запроса на них.

Назначение члена генсовета партии "Единая Россия" Владимира Мединского на должность министра культуры вызвало бурную критику в обществе: его докторскую диссертацию совсем недавно уличили в плагиате, тенденциозности и непрофессионализме.

Упадок системы образования и неудовлетворительный уровень знаний как у выпускников школ, так и у выпускников вузов тоже почти никем не отрицается: недаром раздаются даже голоса, предлагающие практически поставить крест на отечественной высшей школе и обучать способную молодежь за границей.

Первым шагом новоназначенного министра образования Дмитрия Ливанова стало заявление, что число бюджетных мест в вузах будет сокращено. При этом количество вузов останется прежним: то есть сокращение в равной мере коснется как университетов, еще сохраняющих свою репутацию, так и тех, которые выдают не обеспеченные образованием дипломы.

Ситуация в средней школе ознаменовалась бурным скандалом: прошлой зимой широкая публика узнала о существовании проекта образовательного стандарта для старших классов, по которому в 10–11-х классах оставались обязательными четыре предмета: физкультура, ОБЖ, «Россия в мире» (о которой никто не может сказать ничего внятного) и «индивидуальный проект» (столь же непонятный). Преподавание остальных предметов предполагается перевести на платную основу.
После массовых протестов ученых, учителей и родителей был разработан новый стандарт, но от старого он мало чем отличается. Правда, общеобязательных предметов там не 4, а 6: физкультура, ОБЖ, словесность, математика, история или «Россия в мире», иностранный язык. Кроме того, каждый школьник должен будет выбрать для себя ещё три (в особых случаях — четыре) предмета. За остальное школа уже с 1 сентября будет обязана требовать с родителей плату.

«Преодолим ли, на ваш взгляд, кризис в области культуры и образования? Видите ли вы смысл в проводимых государством реформах?» - с такими вопросами корреспондент Regions.Ru обратился к священнослужителям и экспертам.

Отец Максим Козлов
Протоиерей Максим Козлов, настоятель домового храма МГУ:

Отмечая многие негативные стороны современного состояния среднего и высшего образования, я бы все-таки не стал использовать для его характеристики только черный цвет.

В самом принципе (а не в его практическом воплощении у нас в стране) Единого государственного экзамена, как и в болонской системе (именно как системе, а не в ее практическом искажении) применительно к высшему образованию, ничего страшного я не вижу. Более того, здесь есть и много полезного.

Скорее, мы упираемся в нашу классическую схему: при хорошей нормативной базе на местах допускаются искажение смысла и бюрократическое торможение реформ, проводимых сверху. Поэтому мне представляется, что дело даже не столько в принципиальной переориентации курса, сколько в принципиальном обновлении кадров – тех, кто занимается управлением нашего образования, среднего и высшего, и культурой. И здесь хотелось бы видеть прежде всего людей, которые непосредственно связаны с культурной и образовательной деятельностью.

Поэтому кандидатура нового министра образования вызывает сдержанный оптимизм, поскольку длительное время он был ректором одного из самых успешных вузов. Более дискуссионной является в этом смысле кандидатура нового министра культуры. Впрочем, я бы предложил судить по плодам, а не по «пред-установкам» политического характера. Важно не уйти в этакий либеральный «критицизм ради критицизма», не отталкиваться от возможных начинаний власти, лишь бы показать себя демократичным, прогрессивным и либеральным.

Отец Борис Михайлов
Протоиерей Борис Михайлов, настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы в Филях:

Эксперименты со школой вызывают и тревогу и возмущение.

Несмотря на усилия педагогов, школа разрушается. Это касается и воспитательной, и образовательной функции. Состояние школы и культуры отражает состояние общества - творческую и духовную деградацию.

До чего мы дошли? Девушки в метро матерятся. Студенты этим как бы даже щеголяют. Обществом так и не обретены духовно-нравственные ориентиры, выбитые еще в советское время. Развалилась и советская власть, и советская экономика, и советская культура – все это оказалось фальшивым, потому что не было самого главного. И то лучшее, что было усвоено, например, системой образования от дореволюционного времени, уже безвозвратно уходит, почти ушло.

Я не говорю даже о попытках исправить ситуацию, но хотя бы как-то осмыслить тот факт, что мы так и не преодолели советского периода в своей жизни во всех областях, и самое главное, что в нем было – его бесчеловечность. Произошла ужасная катастрофа, из которой мы так и не можем выбраться. Единственная попытка в этом направлении, которую я знаю - книга «История России – ХХ век» под редакцией А.Б. Зубова.

Отец Андрей Алексеев
Священник Андрей Алексеев, клирик храма св. мчц. Параскевы Пятницы в Качалове:

Конечно, происходящее очень печально и тревожно. Признания, что образование и культура – в глубоком упадке, слышны от многих неравнодушных людей.

Хочется, конечно, надеяться на изменения к лучшему. Но, похоже, что процессы, происходящие в нашем обществе - не спонтанные (вот, мол, что-то сорвалось, что-то не получилось), а заранее просчитанные. Слишком это похоже на управляемый и целенаправленный процесс постепенной деградации всего общества – деградации в первую очередь духовного характера.

Это, собственно, проявление непрекращающейся войны дьявола против Бога. В нашем мире она выступает как действия, которые вольно или невольно, осознанно или неосознанно предпринимаются конкретными людьми - действия, направленные отнюдь не на созидание. Таким мне видится объяснение не только тех процессов, происходящих в культуре и образовании, но вообще всего, что происходит в мире.

Очевидно, что выполняется планомерная работа по развалу всей нашей системы образования и культуры. Я общаюсь со многими представителями системы образования, простыми учителями и директорами школ и работниками учреждений культуры. Это люди неравнодушные, и все они в один голос говорят о системности процесса развала. Это целенаправленный процесс.

Но, осознавая это, нельзя предаваться унынию и отчаянию. Нужно бороться, искать союзников среди людей совестливых и неравнодушных и отстаивать духовные и нравственные ценности каждому на своем месте, всеми силами всем вместе противодействовать этому разрушительному процессу. Все делать по совести и молиться Богу, и Господь нам поможет.

 Валиулла-хазрат Якупов
Начальник отдела образования ДУМ Татарстана, имам-хатыб Апанаевской мечети Казани Валиулла-хазрат Якупов:

Конечно, все эти проблемы преодолимы. У нас есть мощный культурный и образовательный фундамент.

Мы знаем, что наша страна всегда была авангардом культуры, у нас одна из самых великих литератур мира, у нас накоплены значительные ресурсы и традиции образования, которые в постперестроечный период еще не выветрились. Просто в истекшие 20 лет мы не смогли серьезно им распорядиться.

Но это не значит, что надо начинать выстраивать систему образования на пустом месте, надо опираться на имеющиеся традиции.

А что касается новых назначений в правительстве России, то я не стал бы авансом воспринимать их в негативном ключе. Одно дело, когда эти люди не были облечены властью, но теперь они обрели министерские посты. Давайте подождем первых результатов работы.

Рав Зиновий Коган
Председатель Конгресса еврейских религиозных организаций и объединений России, раввин Зиновий Коган:

Россия может иметь достойное будущее лишь при условии сохранения и развития образования и сохранения высокой культуры. И то, и другое невозможно без опоры на всестороннюю образованность.

Я не согласен с новыми стандартами, по которым детей ограничивают в получении образования, переводя все на платную систему. Не всякие родители смогут позволить оплачивать учебу своим детям-школьникам, а потом студентам. Но я, конечно, смотрю в будущее с оптимизмом и верю, что кризис преодолим, поскольку все эти министры не вечны.

Касательно культуры – она является цементом знания общественной жизни, формирует у людей чувство принадлежности к определенной группе. Если мы хотим быть русскими, надо воспитывать детей в одной культуре и ни в коем случае не потерять ее, иначе мы лишимся Родины.

Елена Леонтьева
Елена Леонтьева, руководитель Московского буддистского центра, учитель буддистской школы «Карма Кагью»:

В последних реформах я большого смысла не вижу: по-моему, они ведут к упадку образования и снижению образовательного и интеллектуального уровня интеллигенции.

Что касается путей выхода из сложившейся ситуации – тут все зависит от тех, кто занимается этой работой: власти и министерства должны озаботиться составлением бюджета, надо стимулировать хорошие зарплаты преподавателям и вкладывать много средств в то, чтобы люди, которые учат детей, сами были бы образованными и могли детям многое дать.

Но сегодня, мне кажется, перспектив к улучшению нет. Они могли бы быть, но правительство не делает необходимых шагов.

Андрей Ефимов
Андрей Ефимов, заместитель декана миссионерского факультета ПСТГУ, доктор физико-математических наук: 

В основном все реформы направлены на окончательное разорение системы образования и структур культуры. Не говоря уже о влиянии СМИ, которые за редким исключением пропагандируют отнюдь не нашу русскую культуру.

Идет систематические разрушение образования, которое еще не так давно считалось лучшим в мире.

Можно ли это остановить? Многие считают этот разрушительный процесс уже необратимым. Но если бы руководство нашего государства приняло во внимание мнение специалистов, в том числе православных или хотя бы в самом деле озабоченных судьбой России, я думаю, еще не все может быть потеряно и не поздно восстановить утраченное.

Ирина Дергачева
Ирина Дергачева, профессор кафедры лингвистики и межкультурной коммуникации Московского городского психолого-педагогического университета, и.о. декана факультета иностранных языков:

Да, все перечисленные печальные факты налицо – но надо отметить, что есть и положительные тенденции.

Например, я недавно была на конференции, которую устроил методист Центрального округа Москвы. Я была просто потрясена уровнем организации и подготовки детей. Но все это заслуга одного энтузиаста - методиста Владимира Воробьева, который пригласил специалистов из университетов. К сожалению, таких случаев очень мало.

Зато есть тревожные события, например, в 4 классе оставили всего 4 часа на «Родную речь» – литература вымывается из программы. В вузах в бакалавриате тоже литературных часов все меньше.

Фактически государству предстоит менять все. Пришел новый министр образования, и он обязан исправить то, что происходит в школах и вузах. Я читала приказ президента о том, что в декабре этого года в гуманитарных вузах произойдет сокращение бюджетных мест вдвое, теперь же это коснется всех вузов. Поэтому здесь я присоединяюсь к критике.

Сложившуюся ситуацию спасут только энтузиасты, которые готовы изменить систему и вернуть наше образование на первое место в мире.

Что касается современной литературы, то я веду передачу на «Народном радио» и могу твердо сказать, что наша литература и сейчас жива. Наглядный тому пример: 28 мая в храме Христа спасителя будет проходить церемония вручения Патриаршей литературной премии имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. Я знаю некоторых из писателей, удостоенных номинации – это замечательные люди, которые продолжают русскую духовную традицию. И на них вся надежда, чтобы культура развивалась и дальше.

А руководству нашей страны желаю прислушаться к энтузиастам и обратить внимание на гуманитарное образование, поскольку инновационный проект «Сколково» - это поддержка технических вузов, а гуманитарии оказываются «в загоне».
Поделиться ВКонтакте Поделиться в Facebook Поделиться в Twitter

Жириновский: "Мы много раз предлагали включить в преамбулу Конституции фразу "Мы русские и другие народы…". Мы не предлагаем дать русским привилегии или преимущества над другими национальностями в России, но давайте хотя бы уровняем права русских с другими".

22 августа в Даниловом монастыре в Москве состоялась встреча Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с Государственным секретарем Святого Престола кардиналом Пьетро Паролином.

Церковный раскол на Украине

Дмитрий Песков не подтвердил информацию о том, что Владимир Путин в 2015 году сказал украинскому коллеге Петру Порошенко, что может "раздавить армию Украины". "Нет, я практически был на всех переговорах, я не слышал такой фразы", - отметил он.

Происшествия на национальной почве

"В свое время Медведев как президент и как премьер-министр все сделал для того, чтобы позволить нашему олигархату для снижения русской рабочей силы «закачивать» в Россию огромные толпы мигрантов. Спохватились только тогда, когда «жареный петух клюнул», и появились уже целые районы, в том числе в Москве, где доля компактно проживающих мигрантов превышает 20%. А 20% - это уже когда люди навязывают свой образ жизни, не желают адаптироваться, и по сути дела становятся хозяевами ситуации..."

Идея РПЦ - закрепить за эмбрионом право на жизнь - является логичной, если исходить из принципов христианской морали. Но если со своей стороны государство не прогарантирует женщине максимальную поддержку при рождении ребенка, то конечно, эта инициатива будет выглядеть как некая крайность. Поэтому необходимо не к ограничениям каким-то стремиться, а создавать такие условия, чтобы у самой женщины была мотивация отказываться от аборта

Такое впечатление, что либеральные страны Европы по-прежнему живут иллюзиями 80-х-90-х годов, когда они чувствовали себя в абсолютной безопасности, когда были ослаблены социальные противоречия, и можно было пользоваться очень широкими свободами, давая свободы и меньшинствам, в том числе национальным. Но ситуация изменилась, и меньшинства претендуют уже на свою долю власти и богатства. Они активно выступают против действующей системы политических, экономических и социальных отношений в этих ...