Как заявил Нарышкин на пленарном заседании палаты в среду, 23 мая, программа должна быть новаторской по своим решениям и гибкой в выборе форм и приоритетов государственной поддержки. "По способу решения - похожей на приоритетный национальный проект, но более системной, многофакторной по своему охвату", - добавил спикер.
С.Нарышкин отметил, что пока не знает, как эти требования совместить, и сколько лет необходимо на выполнение такой программы, однако выразил уверенность, что "начинать такой разговор можно уже буквально сегодня".
Последнее время ситуация с культурой ухудшается. Еще печальнее обстоят дела с образованием, что усугубляет кризис культуры (см. например Преодолим ли кризис культуры и образования? - Мнения священнослужителей). В частности, из школы вымываются гуманитарные предметы (как отметила в своем комментарии Regions.Ru профессор-лингвист Ирина Дергачева, в 4 классе по новому стандарту на русский язык и литературу вместе взятые оставлено 4 часа в неделю). Попытки модернизировать эти области, то есть привнести в них что-то современное, пока сложно признать успешными. По крайней мере, отзывы о проектах современного искусства (см. например Священнослужители об эпатаже и современном искусстве (дополнено)), а равно о внедрении в образование ЕГЭ и Болонской системы носят в основном критический характер. Более того, кризис культуры обычно связывают именно с отходом от традиций и с засильем ориентированных на коммерцию ультрасовременных форм.
СМИ отмечают, что идея Нарышкина перекликается с планами нового министра культуры Владимира Мединского, который после своего назначения заявил о намерении превратить культуру в приоритетную сферу и преодолеть "остаточный принцип" отношения к ней. Однако стоит напомнить, что само назначение Мединского было воспринято многими как проявление кризиса культуры (см. "Это круче, чем Холманских": назначение Мединского министром вызвало культурный шок").
См. также:
Нужна ли культуре России модернизация? – Мнения парламентариев
«Нужна ли нашей культуре модернизация? В чем она могла бы заключаться? Возможна ли она при нынешней образовательной политике? Не окажется ли, что лозунгом модернизации прикроют отказ от традиционной русской культуры в пользу космополитической культуры общества потребления?» - с такими вопросами корреспондент Regions.Ru обратился к священнослужителям.
25.05.2012 13:42
Может быть, имеется в виду, что если раньше на развитие чего-то выделяли мало денег, теперь деньги не будут давать совсем? А финансировать будут только те проекты, которые представляются с точки зрения власти перспективными? Может быть, при отсутствии в стране целей и идей, невзирая на тысячелетний путь развития русской культуры и архетип русского народа, власть пытается придумать нечто новое и внедрить это «по умолчанию»?
Речь идет о строительстве какой-то новой жизни, в которой, по всей видимости, не будет уже места ни русской культуре, ни русскому народу. Может быть, в лучшем случае будет для них какой-нибудь этнографический музей.
25.05.2012 13:41
Культура, которую пытаются вписать в рыночные и коммерческие схемы, уже более двадцати лет находится в состоянии «свободного падения». И на протяжении тех же двадцати лет система образования является объектом самых смелых экспериментов.
О модернизации чего идет речь, если центр столицы заплеван и завален окурками? Если и старые и молодые не стесняясь ругаются матом и в метро, и на улице? Элементарная грамотность скоро станет редкостью - об элементарной вежливости я уже не говорю.
Разве что под модернизацией подразумевается что-то вроде «культпросвета» и «ликбеза», - вот тогда «модернизацию культуры» можно только приветствовать.
Для преодоления кризиса в области культуры и образования мы должны вспомнить о наших достижениях как в дореволюционный, так и в советский период. Мы можем развивать то лучшее, что было в нашей истории, не пренебрегая и мировым опытом.
25.05.2012 13:39
Насильственно сверху вряд ли можно контролировать или преобразовать культуру. Этот процесс идет снизу. Чтобы вырастить помидор, мы же заботимся в почве, в которой он растет. А почва – это то, что происходит в малых городках и селах: наши школы, библиотеки, дома культуры. И сдается мне, что благие плоды этой программы модернизации до всего этого просто не дойдут. Всегда проще из сотни видов растений в огороде вместо того, чтобы все силы вложить в их пестование, выдернуть половину и выбросить. Боязно, что это коснется именно этих культурных очагов.
Иностранцы, приезжая к нам удивляются, какое образование у нас получают в училище культуры. За рубежом за такое образование надо платить большие деньги, а у нас мало того, что бесплатно, так еще и высокий уровень подготовки. Но держится все на плаву исключительно за счет труда энтузиастов.
Надежда остается только на Русскую Православную Церковь, которой еще доверяют люди. У нее есть ресурсы - множество грамотных священников. Церковь пока еще вхожа в разные общества, и она могла бы взять на себя какие-то проекты по поддержке культуры.
25.05.2012 13:38
Наверное, нужно иначе поставить вопрос: в модернизации нуждаются способы подачи культуры. Необходимо пересмотреть приоритеты в этой области. Нужно жестко определить, сколько часов, страниц в неделю должны выделять федеральные СМИ для трансляции высокой культуры в массы. Нужно пересмотреть школьную сетку часов, исключив из нее совершенно ненужные предметы и перераспределив часы в пользу русского языка и литературы.
25.05.2012 13:37
Надо сначала проанализировать все предыдущие реформы, понять, откуда и какие недостатки, прежде чем вводить что-то новое. Но мы видим обратное: министра только назначили, а он уже заявляет о глобальных переменах.
Пока у нас еще осталось хоть что-то от системы образования и воспитания советского периода, надо этим пользоваться. Но у нас все с ног на голову: казалось бы – уволили министра образования. Логично, что уволили за некачественную работу. Но он не остался на улице, а остался все равно у власти – помощником президента. Так мы потеряем даже то, что у нас еще сохранилось. До полного разрушения культуры уже немного осталось.
25.05.2012 13:30
Но говорить о состоянии культуры при ужасном отношении власти к народу – нет смысла. Спросите у почтальона, получающего в месяц 3 тысячи рублей, что нам делать с культурой? Как вы думаете, что он ответит? Людям сегодня не до культуры, все думают только о том, как заработать денег, чтобы выжить. О культуре можно говорить только на сытый желудок.
Чтобы ситуация с культурой и образованием улучшилась, надо сообща работать. Ведь если дом у кого-то горит, то все бросаются тушить пожар. Так и здесь – справиться очередной реформой с проблемой нельзя. И государство, безусловно, должно защищать интересы каждого человека. Языковая и жизненная культура должна складываться из взаимопонимания, что все люди равны в религии, все имеют право на образование и выражение своих мыслей.
25.05.2012 13:29
Думаю, намерения по модернизации надо оценивать в позитивном ключе. А уже придание культурным проектам российского своеобразия, осуществление этих проектов именно с учетом российских традиций – это уже задача всего общества, многочисленных общественных, религиозных организаций. Надеюсь, они не будут отдалены от этого процесса и государственные органы будут в первую очередь консультироваться с признанными авторитетами в нашей стране, которые олицетворяют собой эту российскую культурную традицию.
Понятно, что в XXI веке трудно развиваться в изоляции от остального мира, но здесь главное, чтобы мы не стали простыми и покорными потребителями того, что производится где-то за границей.
И еще надо видеть не только оперативное управление этими процессами модернизации, но видеть и перспективу: чтобы в деятели российской культуры могли выработать такие продукты, которые были бы интересны всему миру. Мне кажется, нам не хватает вот этой наступательности - мы находимся в пассивной обороне, хотя наш потенциал огромен и он может усилить востребованность в едином российском пространстве не только для Европы, но и для стран арабского мусульманского мира или стран Средней Азии. У нас есть, что предложить всему миру.
25.05.2012 13:27
Культура сама по себе не развивается – ее надо поддерживать на государственном уровне, и не только с помощью хороших слов и выработкой госпрограмм, а финансово и политически.
Культура начинается с образования – образованный человек не может быть бескультурным. А образование, если вспомнить слова нынешнего министра, должно быть не просто платным, а дорогим. Если так, то о какой культуре тут говорить?
Процесс возрождения культуры в нашей стране должен быть широким, с привлечением культурной, научной и, безусловно, религиозной общественности, поскольку русская культура всегда была религиозна и православна. А что сейчас происходит в плане противопоставления культуры и православия, хорошо всем известно.
Протоиерей Сергий Махонин
настоятель храма Сошествия Святаго Духа в пос. Первомайском Нарофоминского района Московской области, директор Московской православной гимназии имени Иоанна Богослова
25.05.2012 13:43
Надо сначала сформулировать принципы, обозначить приоритеты, наметить цели и задачи и пути их решения. Ничего этого нет. Из-за чего разногласия: что мы понимаем под культурой, и какая культура нам нужна? Какие есть варианты? Что именно подлежит модернизации?
Культура должна быть доминантой. Нужно понимание культурного пространства. Нужна ответственность власти за состояние культуры. Я как гражданин государства Российского очень надеюсь, что культура наша будет развиваться в русле традиции, и это принесет благие плоды.