Резервы ФНБ превратились в самоцель, а правительство превратилось в пушкинского скупого рыцаря, который жалеет о том, что он не сможет прийти из могилы, чтобы полюбоваться на свои сокровища

Если сложить уровень жизни какой-нибудь Марьи Ивановны, уборщицы и того же Абрамовича, то, конечно, в среднем получится выше, чем в СССР

Нужна ли Церкви защита? - Мнения священнослужителей

30.05.2012 09:44


46% опрошенных ВЦИОМ считают, что Православная Церковь нуждается в защите. Выше среднего эта доля среди православных (52%), а также пожилых (56%). Противоположной точки зрения придерживаются 37% опрошенных, чаще это неверующие (58%).

Напомним, в последнее время православные храмы не раз становились объектами наглых кощунственных выходок. Череда осквернений церквей началась 21 февраля с т.н. "панк-молебна" участниц группы "Pussy Riot" в храме Христа Спасителя. Чуть позже, 6 марта, в соборе Великого Устюга мужчина топором нанес удары по 30 иконам. 18 марта храм в белорусском городе Мозыре осквернили надписями. 20 марта в Покровский кафедральный собор Невинномысска ворвался человек, который крушил иконы, втыкал нож в поклонный крест, избил священника, сломал царские врата и осквернил алтарь. 24 мая удалось предотвратить осквернение собора в Кисловодске.

Напомним, предложения предоставить церквам охрану звучали не раз – этим, в частности, предлагали заняться казачьи организации. С другой стороны, многие священнослужители также не раз заявляли, что Церкви достаточно защиты Божьей.

«Нуждается ли, на ваш взгляд, Церковь в защите? В какой?» - с такими вопросами корреспондент Regions.Ru обратился к священнослужителям.

Протоиерей Александр Ильяшенко

настоятель храма Всемилостивого Спаса бывшего Скорбященского монастыря на Новослободской

30.05.2012 23:46

Наверное, иметь постового рядом с храмом было бы и неплохо. Но не это сейчас самое главное.

Главное – это информационная война, развязанная против Церкви. Эта информационная война и провоцирует людей на недопустимые выходки. Информационная политика многих СМИ сознательно направлена на дискредитацию Церкви и провокацию агрессии против нее. Это нужно объяснять людям.

Конечно, необходимо и более настойчиво внедрять в систему образования предметы, которые рассказывали бы детям о православии, о вере, чтобы они, вырастая, не попадались на подобные провокации.

Священник Антоний Скрынников

Руководитель миссионерского отдела Ставропольской епархии, кандидат философских наук.

30.05.2012 11:06

На мой взгляд, Церковь нуждается, прежде всего, в грамотной защите - в первую очередь в защите интеллектуальной.

Безусловно, наличие сторожа или профессионального охранника в храме никогда не будет лишним, как впрочем, и в любой другой организации. Но сейчас гораздо важнее усилить внутреннюю защиту Церкви. Жизненно необходимо, чтобы в каждой епархии была мощная, профессиональная пресс-служба, сайты, передачи на радио и телевидении. Каждой епархии нужно иметь мудрого представителя из среды духовенства, который сможет грамотно и понятно донести позицию Церкви по разным вопросам.

Легче всего поставить решетки на окна, нанять профессиональных ЧОПовцев, поставить сигнализацию где только можно. Гораздо сложнее максимально нейтрализовать угрозу своей продуманной миссионерской работой.

Протоиерей Александр Абрамов

настоятель храма преподобного Сергия Радонежского в Крапивниках

30.05.2012 10:52

У нас в защите нуждаются и храмы, которые иногда подвергаются нападкам вандалов, и бездомные дети, и люди, которым нечего есть. У нас вообще в стране люди нелегко живут, это нетрудно заметить просто пройдя по улице. Каждому из нуждающихся охрану не приставишь, это просто нереально. Значительно реальнее, на мой взгляд, добиться, чтобы в стране действовал закон. Если происходит преступление, оно должны быть расследовано, а виновник наказан, если происходит правонарушение, оно должно повлечь за собой правовые последствия.

Если государство на протяжении десятилетий разрушало храмы, оно должно позаботиться, чтобы храмы были восстановлены, потому что они являются памятниками истории и культуры. А памятники истории и культуры – это общенациональная забота, а не забота только одной Церкви.

Надо отделять кощунственные выходки от выходок сумасшедших. Если сумасшедший ворвался в храм, это не преступление, не действие, направленное против Церкви, а плод больного ума, такое же могло произойти в музее или детской поликлинике. Нападки на Церковь не надо придумывать, не надо усматривать их там, где их нет – их и настоящих достаточно.

Поэтому я думаю, что особый режим охраны или что-нибудь в этом духе - это не то, что нам нужно. Нам нужно общество, способное к мирному разговору с людьми, которые не разделяют твою точку зрения. Способность воздержаться от применения силы, а то у нас так бывает, что человека не дослушаешь, а кулак уже тянется к его лицу. Это надо изживать, но это процесс не очень быстрый.

Всякие разговоры о защите личности, - а зашита Церкви должна рассматриваться, в первую очередь, в контексте защиты личности верующего ото лжи, клеветы, от публичного унижения его религиозных воззрений, - все это возможно только в обществе, где диалог и верховенство закона являются нормой.

Игумен Сергий (Рыбко)

Известный православный миссионер, настоятель храма Сошествия Святаго Духа на апостолов на Лазаревском кладбище

30.05.2012 10:50

Вот в Греции, на Кипре, например, почему-то ничего подобного в храмах не происходит. Там это вообще немыслимо, потому что там народ православный. А мы все-таки – наследники очень непростой эпохи.

До сих пор многие называют себя сталинистами, подписываясь тем самым под всеми кровавыми преступлениями сталинского режима. И современные коммунисты – это достойные наследники Ленина-Троцкого-Сталина: если они придут к власти, на Церковь начнутся новые гонения.

Есть, конечно, просто сумасшедшие. Это тоже надо иметь в виду, говоря о защите храмов.

Охрана храмов казаками – дело совершенно нормальное - казаки всегда были на стороне Церкви. И у нас в храме есть казачья охрана. Мы сами их нанимаем и оплачиваем. И мы неоднократно убеждались, что такая охрана необходима. Ведь в храм заходят и люди нетрезвые, и неадекватные, которые просто мешают богослужению и даже пытаются хулиганить. Наши казаки очень вежливо и спокойно объясняют, как надо вести себя в храме. Но часто даже достаточно просто появиться здоровому казаку, как все агрессивные намерения улетучиваются. А вот замечания старушек такие «гости», как правило, игнорируют и еще больше наглеют.

Охранять храмы должны, конечно, верующие люди. Обычные милиционеры все-таки не так деликатны.

Церкви нужно оказывать информационную поддержку и защиту от клеветы и нападок. Нужно просвещать людей, потому что атеистическое наследие еще очень сильно проявляется в нашей жизни. Вот, например, о случае с Pussy Riot СМИ все вроде бы рассказали и показали. Не сказали только, что храм Христа Спасителя не принадлежит Церкви - это собственность города Москвы. Там работает муниципальная охрана, у которой, наверное, какие-то свои особые задачи.

Священник Алексий Агапов

настоятель Михаило-Архангельской церкви г. Жуковского Московской области

30.05.2012 10:47

Если Церковь это община верующих, собранных во Христе, тогда, естественно, Христос является и ее защитником. А есть храм, который, конечно же, тоже Господь Бог защищает, но в то же время, и мы должны к этому какие-то усилия прилагать.

Мы должны считаться и с той реальностью, в которой живем. А жить нам приходится по принципу «На Бога надейся, сам не плошай». Поэтому и вопросы охраны храма - и сигнализация, и сторож, и дежурный охранник – это все не праздные вопросы. Такая защита, конечно, нужна. И в этом нет никакого фарисейства. Это реалии современной жизни.

С другой стороны, верующие – люди православные, церковные - это тоже полноправные граждане своей страны, которые вправе рассчитывать и на защиту со стороны закона.

Священник Александр Кириллин

клирик храма иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость" на Калитниках

30.05.2012 10:44

Во внешней защите нуждаются материальные ценности. Но Церковь как таковая не материальна.

В принципе и так в каждом храме есть какие-то охранники, сторожа. Здесь уже настоятель и прихожане решают, как лучше защитить свой храм. Нужно, видимо, исходить из конкретной ситуации, чтобы защита храма была адекватной. Можно, конечно, обратиться за помощью и к тем же казакам. Это все можно решить, как говорится, «на местах».

А придумывать специальные меры защиты Церкви и, тем более, начинать что-то централизованно по этому поводу делать, по-моему, не надо.

Священник Владимир Лапшин

настоятель храма Успения Пресвятой Богородицы на Успенском вражке

30.05.2012 10:37

Организации, канцелярии, учреждения, здания, материальные ценности и т.д., - все это, конечно, нуждается в какой-то охране. Но Церковь как Тело Христово, как Дом Божий, ни в какой иной защите, кроме Божьей, не нуждается.

А если речь идет о защите Церкви государством, то эта идея мне вообще не близка, как и идея сотрудничества Церкви и государства. За всякое сотрудничество с государством, за всякую защиту со стороны государства придется заплатить очень высокую цену. Государство за просто так ничего делать не будет.

Если речь идет о защите храмов, то от кого их нужно защищать? От народа? Патриарх Алексий призывал, чтобы двери всех храмов были открыты с утра до вечера для всех желающих прийти в храм. Как при этом можно выставлять какую-то охрану? Тогда уж проще храмы вообще закрыть, повесить замки и установить сигнализацию. Тогда будет полный порядок.

Протоиерей Артемий Скрипкин

Настоятель Церкви святого великомученика и целителя Пантелеймона в селе Колчаново Ленинградской области

30.05.2012 10:05

Конечно, защита Божья простирается на всю Церковь - и небесную, и земную. Но у храмов есть материальные ценности. Например, недавно я служил в храме, который находится в деревне Новгородской области, где всего несколько домов, а храм старинный, в нем много ценных икон, так вот его грабили трижды. При храме есть староста – пожилой человек с супругой, есть прихожане, но службы совершаются не очень часто. Храм представляет большую ценность не только религиозную и духовную, но и историческую. И таких храмов очень много, они практически беззащитны и подвергаются нападениям воров и разбойников.

Кроме того, учащаются случаи надругательства над святынями, и это уже становится тенденцией. Вообще если посмотреть список погибших священников с начала 90-х годов прошлого века, то он окажется очень впечатляющим. Никакая другая религия или конфессия даже близко не имеет такого количества мучеников среди священства. Все это говорит о том, что ситуация в обществе очень нездоровая. Люди это чувствуют, переживают и понимают.

Кстати, недавно был сожжен храм в Петрозаводске. На кладбище при храме собирались готы и сатанисты, которые неоднократно пытались поджечь храм, который простоял весь XX век, пережил войну, это памятник резного деревянного зодчества. И какие-то подонки, которые оскверняли кладбище, его сожгли. Это разве цивилизованная страна? Такие факты вандализма не могут не возмущать любого культурного человека, независимо от того, как ты относишься к религии лично.

Вопрос защиты храмов надо продумать на общецерковном уровне, особенно насчет отдаленных храмов. Понятно, что в центре Москвы или крупных городов проблем меньше: там и приходы богаче, и прихожан больше.

Вообще в деле этой защиты Церковь, общество и государство должны выступить партнерами. Казаки ведь не везде есть. Полностью переложить охрану на МВД и подобные структуры тоже не получится. Нужны общественные инициативы, добровольные дружины. Все это требует серьезного осмысления, так как нападения на храмы – это факт, а не какие-то праздные страхи.

Священник Георгий Белодуров

клирик Воскресенского (Трех исповедников) храма Твери

30.05.2012 09:59

Все эти случаи очень разные: акция панк-феминисток – это сознательное нападение на Церковь ультралиберальных кругов, а происшествия в Великом Устюге или Невинномысске – это нападение обыкновенных сумасшедших, которые имеют претензии к Богу. Люди с разрушенной психикой иногда нападают на храмы и священников. Мы помним как в 1993 году на монахов Оптиной Пустыни напал сатанист. Но к Богу у многих есть претензии: люди-то хотят жить сытно и счастливо, а Господь им предлагает немного потрудиться ради этого и обрести духовные навыки.

Мне кажется, никто нас не избавит от подобных нападений: люди сумасшедшие и одержимые бесами будут всегда. Главное, чтобы за ними не пошел весь социум, как это было в 1917 году, когда в богоборцев превратилась основная масса народа, храмы разрушались и устраивались в них склады и клубы.

Конечно, Церковь должны охранять как хранительницу художественных и культурных ценностей и святынь. Осквернение святыни – это некультурно с точки зрения простого человека и святотатство над чувствами верующих.

Тут возникает целый комплекс проблем, и одна из главнейших - это поднятие авторитета Церкви, потому что за последний год он упал. И дело не в «пуси райотах», а во врагах России. Поскольку фраза Бжезинского: «После разрушения коммунизма единственным врагом Америки осталось русское православие» - не высосана из пальца.

На мой взгляд, Церковь должна вести грамотную разъяснительную работу и называть вещи своими именами. И огромная ответственность лежит на обычных священниках. Ведь СМИ видят только как ведут себя иерархи, руководство патриархии, но к людям идет простой священник, который своей искренний верой защищает Церковь. И люди смотрят на них как на спасителей, которые жизнь за них отдадут, поведут их к свету и доброте, напоминая им, что они – люди, а не животные, что не в силе правда, а правда с Богом.

Протоиерей Александр Кузин

клирик храма Космы и Дамиана в Шубине

30.05.2012 09:52

Церковь, конечно, в защите нуждается - в первую очередь, в защите Божьей.

А в остальном мы должны понять: если общество и государство желают стабильности, устойчивости и целостности, то они сами должны защищать Церковь. Защита Церкви - это проблема общества. Люди, которые считают, что они представляют общество, но не желают ему мира и спокойствия, собирают угли на свою голову.

Слова Христа неотменимы: врата адовы Церковь не одолеют. Но если общество не будет защищать Церковь, оно само себя разрушит. Мы видели, что происходило в советский период нашей истории, когда во время так называемого «военного коммунизма» или «красного террора» общество вместе с разрушением Церкви активно занималось саморазрушением. А когда оно перешло к этапу государственного строительства, оно начало защищать Церковь, был найден какой-то компромисс.

И сейчас любое общество, любое государственное строение любой социальной формации должно не просто поддерживать контакты с Церковью, а защищать ее. Это не Церковь нуждается в поддержке, это общество нуждается в ней.

Протоиерей Александр Добродеев

заместитель заведующего сектором МВД Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными учреждениями

30.05.2012 09:50

Земная защита от нападения злодеев или каких-то маргиналов, которые пытаются навредить Церкви, это одно. Здесь нужна просто обычная охрана.

Но если мы говорим об атаке на Церковь в более общем смысле, то самое страшное зло заключается не просто в попрании святынь, в осквернении храмов или иных публичных действиях, а в том, что мы сами не храним в сердце и в душе любви к нашим святыням, не ценим и недостойным образом относимся к нашим храмам, устоям нашей жизни. И преодолеть это зло можно только изменив наше отношение к Церкви – быть может, благодаря каким-то внешним событиям, которые заставят нас понять, что Церковь - величайшее наше сокровище и достояние.

Когда мы забываем о молитве, о посте, о том, что надо приходить в храм каждую неделю, а раз в месяц надо причащаться и исповедоваться, участвовать в таинствах Церкви, то, приобретая временные удобства, мы теряем в сто раз больше, мы теряем наше будущее, перспективу развития нашего общества. Вот это страшно.
Поделиться ВКонтакте Поделиться в Facebook Поделиться в Twitter

Жириновский: "Мы много раз предлагали включить в преамбулу Конституции фразу "Мы русские и другие народы…". Мы не предлагаем дать русским привилегии или преимущества над другими национальностями в России, но давайте хотя бы уровняем права русских с другими".

22 августа в Даниловом монастыре в Москве состоялась встреча Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с Государственным секретарем Святого Престола кардиналом Пьетро Паролином.

Церковный раскол на Украине

Дмитрий Песков не подтвердил информацию о том, что Владимир Путин в 2015 году сказал украинскому коллеге Петру Порошенко, что может "раздавить армию Украины". "Нет, я практически был на всех переговорах, я не слышал такой фразы", - отметил он.

Происшествия на национальной почве

"В свое время Медведев как президент и как премьер-министр все сделал для того, чтобы позволить нашему олигархату для снижения русской рабочей силы «закачивать» в Россию огромные толпы мигрантов. Спохватились только тогда, когда «жареный петух клюнул», и появились уже целые районы, в том числе в Москве, где доля компактно проживающих мигрантов превышает 20%. А 20% - это уже когда люди навязывают свой образ жизни, не желают адаптироваться, и по сути дела становятся хозяевами ситуации..."

"Мы знаем, что президент уже услышал граждан, сказав, что необходимо разобраться с данной законодательной инициативой, и фактически отложив ее рассмотрение во втором чтении. А теперь еще и патриарх высказался. Мы должны с коронавирусом бороться, а не с гражданами, поэтому тут с патриархом трудно не согласиться..."

Такое впечатление, что либеральные страны Европы по-прежнему живут иллюзиями 80-х-90-х годов, когда они чувствовали себя в абсолютной безопасности, когда были ослаблены социальные противоречия, и можно было пользоваться очень широкими свободами, давая свободы и меньшинствам, в том числе национальным. Но ситуация изменилась, и меньшинства претендуют уже на свою долю власти и богатства. Они активно выступают против действующей системы политических, экономических и социальных отношений в этих ...