Мы можем установить прожиточный минимум в 2 копейки, и тогда у нас все будут богатыми...

Нужно не уговаривать сверхбогатых делиться, а заставить! Куда они сбегут? Во Францию, где до 70% прогрессивный налог? Им некуда бежать! А будут обманывать – тюрьма, банкротство, конфискация имущества...

Священнослужители о диалоге верующих и неверующих

03.08.2012 09:17


Протоиерей Всеволод Чаплин в интервью газете «НГ-Религии», в частности, сказал:

«Этико-религиозные традиции отличаются друг от друга. При этом большинство из них отличны от этики секулярной. Можно спорить, хорошо или плохо это разделение, но оно всегда было и всегда будет одной из характеристик человеческого общества. Универсальная мораль невозможна в принципе, потому что не будет разделяться большинством населения Земли.

Различия, о которых я говорю, могли бы быть названы несущественными, если бы они не определяли разные модели построения семьи, коллектива, локальной общности, народа, государства, экономики и т.п. Следствием осознания этого различия должна быть не попытка игнорировать его или переделать непеределываемое, но отказ от монополии любой из этических систем на формирование общественного устройства. Нам нужно научиться жить пусть даже в параллельных реальностях, при этом находя точки соприкосновения в делах, работающих на общую пользу.

Да, верующие разных религий и неверующие строят разные общества. Когда они преобразуют окружающий мир или протестуют против чего-то, у них перед глазами разные идеальные модели того, как должен быть устроен мир во всех его аспектах – от государственного строительства до искусства. Как раз признание этой разности, отказ от монополии, многоукладное общество является выходом из ситуации войны всех против всех. Я надеюсь, что диалог религии и секуляризма поможет из такого тупика выйти. Только в этом диалоге не должно быть предварительных условий. Даже таких, которые кажутся очевидными для верующих, например: откажитесь от жесткой критики наших общин и учений. Или для неверующих, например: признайте светский характер общественного устройства. От всех предварительных условий надо отказаться. К чему мы в результате диалога придем, наверное, сегодня не знает никто».

«Возможен ли и желателен ли, на ваш взгляд, такой диалог без предварительных условий? Может ли он принести благие результаты? Не приведет ли к расколу общества на непримиримые противоборствующие группы?» - с такими вопросами корреспондент Regions.Ru обратился к священнослужителям.

Протоиерей Игорь Шумилов

настоятель Воскресенской церкви д. Васильевское Рузского р-на

03.08.2012 14:45

Конечно, такой диалог без всяких предварительных условий был бы очень желателен, но к сожалению, видимо, невозможен. Такого, кажется ещё не было в истории человечества - а люди, увы, не становятся лучше в нравственном плане.

Возможно было бы достаточно соблюдения правила, которому учили многие выдающиеся личности: "не делай другому, чего себе не желаешь". Думаю это универсальная "точка соприкосновения".

Протоиерей Сергий Махонин

настоятель храма Сошествия Святаго Духа в пос. Первомайском Нарофоминского района Московской области, директор Московской православной гимназии имени Иоанна Богослова

03.08.2012 09:55

Построения о. Всеволода кажутся несколько тяжеловатыми. Конечно, в условиях открытого мира без диалога не обойтись. Диалог всегда нужен и полезен, но только если люди хотят друг друга услышать, хотят найти взаимодействие - потому что даже худой мир все равно лучше любой войны. Единство, конечно, вряд ли возможно, но надо находить компромиссы. Это понятие здесь, по-моему, совершенно оправдано.

Другое дело, нужен ли компромисс, когда речь идет о каких-то очень значимых, самоопределяющих вещах. Но нормальные люди всегда смогут договориться.

Другое дело, когда лезут на чужую территорию, где их никто не ждет, и начинают выставлять свои условия. Вот что грустно. В таком диалоге мы могли бы руководствоваться словом Священного Писания: «С безрассудным много не говори, и к неразумному не ходи; берегись от него, чтобы не иметь неприятности и не замарать себя столкновением с ним; уклонись от него и найдешь покой и не будешь огорчен безумием его» (Сир. 22 : 12-14).

Протоиерей Александр Салтыков

настоятель храма Воскресения в Кадашах

03.08.2012 09:49

В общем с о. Всеволодом я согласен. Диалог, конечно, необходим, абсолютно необходим. Но при этом потребуется соблюдать ряд жестких условий.

Главное, чтобы диалог был благожелательным. Другое дело, что любое мировоззрение претендует на владение Истиной. И каждая конфессия, каждая сторона, каждая философия должна будет выставлять в этом диалоге свои главные преимущества, связанные с главными элементами своей модели. Задачей миссионерства как раз и является же утверждение в человеке идеалов. И каждая модель должна быть свободно обсуждаемой в обществе, люди должны совершенно свободно выбирать ту модель, которая им больше нравится.

Вот, например, мусульмане, говоря о Боге, главным выставляют, что Бог могуч, иудеи - что Он мудр, а мы говорим, что Он и мудр и могуч, но при этом Он есть Любовь. Вот это и есть главный элемент христианской религии – Любовь. И мы должны говорить об этом громко и открыто. Здесь и никаких условий выдвигать не надо. Надо просто выдвигать главный принцип нашей религии – это учение о любви. Если люди хотят, чтобы их любили, они примут наше вероучение. А если не хотят, тогда, пожалуйста, живите без любви - хотя с нашей точки зрения, это противоестественно.

В главном все очень просто. Все остальное частности. Просто нужно четко объявить свою позицию. Другие, конечно, могут объявить другие принципы. Пусть люди сравнивают.

Священник Владимир Лапшин

настоятель храма Успения Пресвятой Богородицы на Успенском вражке

03.08.2012 09:47

Приведенные цитаты, - наверное, самое умное, что о. Всеволод сказал за последнее время. Диалог - это всегда хорошо. Стремление понять друг друга – это всегда во благо.

Вот с предварительными условиями все-таки не все так ясно и однозначно. Какие-то условия в процессе диалога все равно будут возникать. Но сам диалог нужно начинать, так сказать, безусловно.

Диалог к расколу никогда не ведет. А у нас общество и так расколото. Но важно, чтобы это был именно диалог, а не монологи с двух сторон.

Иеромонах Макарий (Маркиш)

священнослужитель Свято-Алексеевской Иваново-Вознесенской православной духовной семинарии, руководитель Отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Иваново-Вознесенской епархии, глава епархиальной Комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства

03.08.2012 09:41

Это вопрос философский, потому что социальные процессы и процессы общественного сознания неуправляемы. Ими не управляет ни государственная власть, ни Церковь. Мы только пытаемся понять происходящее и оценить с точки зрения добра или зла по шкале существующих ценностей.

Если говорить о диалоге, то важно правильно понимать значение этого слова. А оно имеет два принципиально разных значения: первое – это контакт, взаимодействие, общение. А второе – это торговля, компромисс. Иными словами, диалог может обернуться беспринципной и бессовестной торговлей.

Так вот: никакой торговли и коммерческих целей христианское сознание в этой сфере нравственности не только не признает, но даже не рассматривает. Ибо нравственность и вертикаль добра и зла дана нам Господом, и мы Ему одному служим.

А что касается диалога как общения и контакта, тут, само собой, ответ будет положительный, но такой диалог всегда был между частями общества, иначе не бывает. Более того, нынешние усилия врагов Церкви направлены на разрыв этого диалога, недопущение этого взаимного контакта.

А общение не только благотворно для общества, так как ведет к благополучному образу жизни, но и несет христианско-миссионерские ценности. Поскольку люди, которые еще не пришли к Церкви, не имеют укорененных христианских взглядов, неодобрительно относятся к Церкви, дезориентированные, в результате такого диалога часто расстаются со своими заблуждениями. Они обнаруживают новые интересы и вначале меняют свое отношение на заинтересованное, а потом становятся верующими христианами.

Фатых-хазрат Гарифуллин

полномочный представитель Верховного муфтия Духовного управления мусульман Азиатской части России

03.08.2012 09:38

В ответ на этот вопрос я процитирую священную книгу. В Коране говорится: «Я создал вас разным цветом кожи, говорящими на разных языках, чтобы вы познавали и уважали друг друга. Сотрудничайте в добре и благочестии, но не помогайте в грехе и вражде». Эти слова актуальны особенно сейчас, когда у нас идет священный месяц рамадан, мусульмане всего мира держат пост. И приверженцы ислама в это время с особым вниманием призывают к укреплению политики, стабильности и взаимопонимания.

Что касается диалога атеистов и верующих, то Всевышний творец говорит: «Не навязывайте насильственно вашу веру, вы проповедуйте хорошими словами, и люди сами придут к вам, увидев справедливость вашей веры».

Разные взгляды на жизнь есть не только между такими противоположными лагерями, как верующие и атеисты, но и между представителями традиционных конфессий. Например, ислам категорически запрещает употребление спиртного, а вот у христиан принято причащаться кагором. Но главное здесь – это общие нормы морали и нравственности, которых придерживаются верующие.

Зиновий Коган

Почетный председатель Конгресса еврейских религиозных организаций и объединений России, раввин

03.08.2012 09:35

Конечно, диалог между верующими и атеистами нужен, и он происходит. И я бы его называл межрелигиозным диалогом, потому что атеизм – это тоже своего рода религия. Верит человек в существование Всевышнего или нет, но вера в человеке все равно есть. Вообще мир и человеческое общество существуют и развиваются только благодаря диалогу, поэтому отец Всеволод абсолютно прав.

Здесь еще имеет значение мнение большинства: если оно избирает для себя светскую Конституцию, по которой религия отделена от государства, значит, так тому и быть. Поэтому законы светского государства превалируют над законами религии. Каждая религия тоже формирует свои законы и живет по ним внутри своей религиозной общины.

Мы должны пользоваться принципом: живи и не мешай жить другому, то есть твоя личная свобода заканчивается там, где начинается свобода другого, в рамках общепринятых правил. Но при этом в цивилизованном обществе диалог может проникать и в тот монастырь, куда, согласно поговорке, со своим уставом не лезут. Благодаря диалогу мир становится лучше. Хотя иногда больно, когда какие-то поступки или выступления нарушают существующий порядок вещей. В основе любого диалога должна быть любовь. А нормальный диалог происходит тогда, когда я вижу в глазах другого человека образ Божий. Ведь мы часто забываем, что каждый из нас создан по образу и подобию Господа.

Все мы – верующие и не верующие – должны понимать, что отвечаем друг за друга и находимся в одной лодке. Это хорошо было видно в недавнем бедствии в Крымске, когда к пострадавшим поехали волонтеры из противоборствующих политических движений, и они вместе с жителями Крымска спасали город и людей. И это правильно.

Альбир-хазрат Крганов

Член Общественной палаты РФ, муфтий Москвы и Центрального региона России

03.08.2012 09:35

Мы спокойно относимся к атеистам. Быть атеистом – это тоже право, данное Богом. В Коране говорится: «Пусть, кто желает, станет верующим, и попадет он в Рай. А кто не желает – пусть будет не верующим, но попадет он в Ад». Атеисты в это не верят, но это их дело.

Вопрос диалога с ними, конечно, очень важен. Ибо все посланники Божии вели с атеистами диалог, призывали их к вере, объясняли и разъясняли им вопросы религии. Сегодня в этом и заключается роль каждой конфессии: находить точки соприкосновения, объяснять людям, что есть вера, и при этом творить добрые дела.

Все мировоззрения различаются, и даже внутри верующих бывают разномыслия, но они не должны мешать людям жить вместе. Мы должны стараться найти согласие в обществе. Еще Ленин говорил: «Жить в обществе и быть свободным от общества нельзя». Есть разные люди, и мы должны их принимать такими, какие они есть.

А религиозные деятели должны стараться еще быть примером для всех людей. Ведь многие не читают философских и религиозных книг, для них только священнослужитель может быть примером и наставником.
Поделиться ВКонтакте Поделиться в Facebook Поделиться в Twitter

Жириновский: "Мы много раз предлагали включить в преамбулу Конституции фразу "Мы русские и другие народы…". Мы не предлагаем дать русским привилегии или преимущества над другими национальностями в России, но давайте хотя бы уровняем права русских с другими".

22 августа в Даниловом монастыре в Москве состоялась встреча Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с Государственным секретарем Святого Престола кардиналом Пьетро Паролином.

Церковный раскол на Украине

Дмитрий Песков не подтвердил информацию о том, что Владимир Путин в 2015 году сказал украинскому коллеге Петру Порошенко, что может "раздавить армию Украины". "Нет, я практически был на всех переговорах, я не слышал такой фразы", - отметил он.

Происшествия на национальной почве

"Наша земля должна использоваться российскими предпринимателями. Мы можем поставлять нашу сельхозпродукции на территорию Узбекистана, но давать им в аренду такое огромное количество земли, где практически будут ограничены полномочия Российской Федерации,где возникнут этнические поселения, анклавы, и учитывая, что договор может быть долгосрочным, может потом пролонгироваться, - это очень и очень опасная перспектива. Запустить кого-либо на землю всегда легко, а вот потом освободить ее будет сложн ...

Идея РПЦ - закрепить за эмбрионом право на жизнь - является логичной, если исходить из принципов христианской морали. Но если со своей стороны государство не прогарантирует женщине максимальную поддержку при рождении ребенка, то конечно, эта инициатива будет выглядеть как некая крайность. Поэтому необходимо не к ограничениям каким-то стремиться, а создавать такие условия, чтобы у самой женщины была мотивация отказываться от аборта

Такое впечатление, что либеральные страны Европы по-прежнему живут иллюзиями 80-х-90-х годов, когда они чувствовали себя в абсолютной безопасности, когда были ослаблены социальные противоречия, и можно было пользоваться очень широкими свободами, давая свободы и меньшинствам, в том числе национальным. Но ситуация изменилась, и меньшинства претендуют уже на свою долю власти и богатства. Они активно выступают против действующей системы политических, экономических и социальных отношений в этих ...