Преступления, совершаемые людьми в погонах с использованием своего служебного положения, должны приравниваться к госизмене

Официально зарегистрированным политическим партиям не нужно собирать подписи - за них несут ответственность высшие органы партии, эта обязанность должна распространяться только на самовыдвиженцев

Священнослужители о дарвинизме в школах

10.10.2012 08:43


Депутаты от фракции «Единая Россия» предложили изменить школьную программу по истории, включив в неё помимо дарвиновской еще и религиозную теорию происхождения человека.

«Теория Дарвина в учебниках фигурирует как единственная. Эта теория имеет ряд серьёзных вопросов, и это не аксиома. Имеет смысл познакомить школьников с разными теориями происхождения человека, в том числе, имеющими религиозное происхождение», — сказал депутат Госдумы от фракции «Единая Россия» Вячеслав Лысаков. - «Ни в коем случае нельзя навязывать только атеистическую точку зрения, как происходит сейчас! Нужно сделать обзор, а подрастающее поколение само выберет, какая теория ему ближе. Но нельзя делать акцент и только на христианскую теорию: все основные конфессии в соответствии с принципом количественного представления должны найти свое место в умах подрастающего поколения».

Идею поддержала и коллега Лысакова по фракции «Единая Россия» Раиса Кармазина. Она полагает, что, если бы подобные изменения внесли в учебники еще пару лет назад, то удалось бы избежать тех антицерковных событий, которые сотрясают страну в последнее время.

Отметим, что решительное отрицание теории эволюции свойственно далеко не всем христианам: принципиально оно только для протестантов-фундаменталистов, настаивающих на буквальном понимании библейского повествования о сотворении мира и человека. Католицизм, напротив, официально заявил, что не считает теорию эволюции противоречащей истинам веры. В православии по этому вопросу вероучительных определений нет и внутри Церкви сосуществуют самые разнообразные взгляды на дарвинизм – хотя некоторые священнослужители и высказывались против безальтернативного преподавания дарвинизма в школах.

В частности, в «Основах социальной концепции РПЦ» сказано: «Научное и религиозное познание имеют совершенно различный характер. У них разные исходные посылки, разные цели, задачи, методы. Эти сферы могут соприкасаться, пересекаться, но не противоборствовать одна с другой. Ибо, с одной стороны, в естествознании нет теорий атеистических и религиозных, но есть теории более или менее истинные. С другой — религия не занимается вопросами устройства материи».

«Что вы думаете о предложении Лысакова и о преподавании теории эволюции в школах?» - с такими вопросами корреспондент Regions.Ru обратился к священнослужителям.

Протоиерей Димитрий Смирнов

Настоятель храма святителя Митрофания Воронежского

10.10.2012 09:44

Давно пора было внести эти изменения в школьную программу. Совершенно правильные предложения.

Дарвиновская теория просто наивна. Происхождение человека от обезьяны противоречит современным научным данным - генетика, например, это отрицает.

Безусловно, в школьной программе должна быть представлена библейская концепция творения мира и человека. Теорий и гипотез, в том числе и таких, как дарвиновская, может быть сколько угодно, а Божье откровение одно.

Игумен Лука (Степанов)

Заведующий кафедрой теологии Рязанского государственного университета

10.10.2012 09:39

Остается только удивляться, насколько давно назревшие, актуальные и необходимые перемены кажутся неслыханной новостью в российском образовательном пространстве. Уже прошло более 20 лет со времени краха партийной идеологии, но до сих пор обезьянья теория человеческого происхождения остается доминирующей в системе образования. И то, что было компилировано и фальсифицировано большевиками и возведено в ранг неоспоримой истины, составляющей поругание и насмешку над человеческой природой, созданной по образу и подобию Божьему, представляется до сих пор научной аксиомой, которая доказательств не требует, - видимо, доказательством считается скотская жизнь поклонников этой теории, чуждой веры, надежды, любви, благоговения и прочих добродетелей, без которых человек и человеком-то не является. Так что эти разумные инициативы для нашего времени должны были иметь не место не вчера, а 20 лет назад, после того как идеологическая плита была сдвинута со страны нашей.

О том, как происходило формирование человека как особого творения Божьего, вершины творческого процесса, могут быть, конечно, допущены частные богословские мнения, так как отрывать происхождение человека от дела божественного творчества – высшей формы неразумие. Каким образом сотворил Бог человека, известно из Священного писания очень кратко. И мы не проникаем в тайну призвания из небытия в бытие свободоразумных личностей, которые способны воспроизводить подобного себе, но не без промысла Божьего и не без попечения Господня о каждом новородящемся человеке.

Мы не можем разложить по пунктам процесс творения человека как собирание какого-нибудь телевизора или трактора, мы всегда будем в благоговении безмолвствовать и восхищаться этим чудом божественного творения – человеком. И достаточно детям знать, что они не сироты в космосе и не из бессловесных тварей произошли, но имеют свое высокое призвание. Для этого вполне необходимо предоставить детям альтернативную дарвинистской богооткровенную истину о сотворении человека Богом.

Священник Андрей Постернак

Директор Традиционной гимназии, кандидат исторических наук

10.10.2012 09:35

Эти предложения уже реализуются в формате современных учебников. В тех же учебниках истории уже нет таких однозначных утверждений, что человек произошел от обезьяны или что происхождение человека носит случайный характер. Может быть, еще чересчур осторожно и очень кратко, но все-таки приводится и альтернативная точка зрения. Так что эта идея витает в воздухе и частично уже воплощается в учебных курсах.

Если это будет официально закреплено, это будет правильно, более того, будет соответствовать духу времени, потому что современная система обучения как раз предполагает возможность выбора между различными точками зрения - тем более, что речь идет о мировоззренческих вещах.

А теория Дарвина до сих пор используется в политических и идеологических целях, чего сам Дарвин не предполагал. Но если есть одна научная точка зрения, то может быть и другая. До сих пор не представлены, например, материальные свидетельства о переходных звеньях от неандертальца к современному человеку. Поэтому вполне возможны и альтернативные точки зрения, которые могут быть представлены в учебных пособиях.

Священник Александр Кириллин

клирик храма иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость" на Калитниках

10.10.2012 09:32

По-моему, теорию Дарвина называют атеистической по недоразумению - тем более, что сам он был человеком религиозным.

Другое дело, что не нужно смешивать религиозные и научные подходы: следует различать чисто философский и чисто биологический аспекты проблемы.

Учебники должны все-таки давать адекватное представление о мире и человеке. Поэтому должны быть представлены разные точки зрения. Но каким-то вопросам большее внимание должно уделяться в курсе биологии, а каким-то – в курсе истории религий. Важно избежать какой-либо профанации, как с религиозной, так и с научной точки зрения.

Священник Алексий Агапов

настоятель Михаило-Архангельской церкви г. Жуковского Московской области

10.10.2012 09:17

Я за то, чтобы знакомить школьников с разными точками зрения, так что предложения депутатов кажутся мне вполне обоснованными.

Есть различные научные теории, различные научные гипотезы со своими плюсами и минусами. Ведь что-то и в них мы должны принимать на веру или с определенными допущениями. Поэтому возможны и различные интерпретации, в которых как бы все сходится. Все равно человек выберет то, что ему ближе.

Главное, чтобы была возможность выбора и адекватное представление о различных точках зрения.

Иеромонах Макарий (Маркиш)

священнослужитель Свято-Алексеевской Иваново-Вознесенской православной духовной семинарии, руководитель Отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Иваново-Вознесенской епархии, глава епархиальной Комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства

10.10.2012 09:12

Я немного знаком с этой дискуссией, и единственное, что хочу возразить: мировоззренческой ошибкой является суждение о том, что при каких-то изменениях в школьном образовании удалось бы избежать той агрессии, которая обрушилась на Церковь в последний год. Агрессия - это результат фундаментального свойства человека, его греховности. До конца веков будут те, кто отдает свое сердце под вотчину дьявола, дает дьяволу использовать себя в сатанинской деятельности. Церковь вышла из ограды храмов и идет навстречу людям, как и в прошлые века. Если бы она сидела в гетто и не показывала носа, вот тогда не было бы нападения на Церковь.

Что касается самой идеи, интересно, почему этим не занимаются преподаватели биологии? Почему это должно касаться истории? И еще непонятно: почему этим занимается Госдума? Наверное, потому что враг Церкви и рода человеческого довел общество до такого состояния, что органы власти, начиная от министерства образования и науки и заканчивая директорами школ, не могут принять такое разумное решение - рассеять невежество человеческое, это недоразумение в утверждении о происхождении видов по Дарвиновской теории. Ведь что такое эволюция, и кто такой Дарвин - это все вопросы размытые. Происхождение видов путем естественного отбора – это одна из гипотез, которая не нашла подтверждения ни экспериментального, ни теоретического. Ее надо перестать выдвигать в качестве догмата. Это давно опровергнутая в биологии гипотеза.

Ришат-хазрат Давыдов

Имам Тульской области

10.10.2012 09:07

Честно говоря, я не понимаю, почему вдруг депутаты озаботились таким вопросом? Им больше подумать не о чем? Да и по каким источникам будет составляться такая образовательная программа? У всех традиционных религий разные теории происхождения человека. Например, в исламе считается, что человек сотворен из глины, и других подробностей нет. Как это изучать?

Кроме того, смогут ли преподаватели преподнести эту тему грамотно? Сомневаюсь. Например, мы видим, что у нас нет квалифицированных педагогов для предмета «Основы религиозных культур и светской этики». А в каждую школу священнослужители приходить не могут. То есть предмет будет подан поверхностно, и толком никаких знаний ребенок не получит.

У нас дети сегодня элементарных исторических фактов не знают: когда была Первая мировая война, кто такой Барклай де Толли и т.д. Надо бы довести до ума ту систему, которую утратили после развала СССР, а потом уже браться за сложные религиозные темы.

Ильдар Аляутдинов

главный имам Московской соборной мечети

10.10.2012 09:06

Россия - великая держава, которую населяют представители разных народов и конфессий. Традиции взаимоуважения и мирного сосуществования всегда были главным достоянием нашего государства.

Высказанная инициатива избранников народа - своевременна и актуальна. Действительно, вопрос сотворения человека не должен трактоваться односторонне. Иные точки зрения и гипотезы также имеют право на существование и внимание – а уж тем более те, что содержат религиозную основу, почитаемую многими миллионами наших сограждан. Надеемся на принятие предложенных поправок в существующую систему образования.

Светлана Зубанова

Соучредитель Всероссийского православного общества, доктор исторических наук, профессор

10.10.2012 09:00

Ознакомить школьников с другим мировидением я, конечно, считаю целесообразным. Мне, правда, непонятно, почему менять решили программу по истории, а не по биологии.

Хотя, думаю, изучать теории происхождения в соответствии со всеми конфессиями в России совершенно не нужно. Да, мы - многонациональная и многоконфессиональная страна, но очевидно, что православие - доминирующая религия. Конечно, в таких регионах, как Северный Кавказ, где большинство проживающих исповедуют другую религию, надо давать альтернативное видение происхождения человека в соответствии с конфессией. Но в целом детей не надо мучить обилием религиозных теорий.
Поделиться ВКонтакте Поделиться в Facebook Поделиться в Twitter

Жириновский: "Мы много раз предлагали включить в преамбулу Конституции фразу "Мы русские и другие народы…". Мы не предлагаем дать русским привилегии или преимущества над другими национальностями в России, но давайте хотя бы уровняем права русских с другими".

22 августа в Даниловом монастыре в Москве состоялась встреча Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с Государственным секретарем Святого Престола кардиналом Пьетро Паролином.

Церковный раскол на Украине

Дмитрий Песков не подтвердил информацию о том, что Владимир Путин в 2015 году сказал украинскому коллеге Петру Порошенко, что может "раздавить армию Украины". "Нет, я практически был на всех переговорах, я не слышал такой фразы", - отметил он.

Происшествия на национальной почве

Местное население, конечно, может быть недовольно теми, кто к ним приехал и ведет себя из рук вон плохо, вне закона. В этих случаях требование может быть только одно: чтобы власть применила власть. То есть, власть должна своевременно все предвидеть и предотвращать. Непредвиденной бывает только смерть, все остальное можно и нужно предвидеть, просчитывать

Идея РПЦ - закрепить за эмбрионом право на жизнь - является логичной, если исходить из принципов христианской морали. Но если со своей стороны государство не прогарантирует женщине максимальную поддержку при рождении ребенка, то конечно, эта инициатива будет выглядеть как некая крайность. Поэтому необходимо не к ограничениям каким-то стремиться, а создавать такие условия, чтобы у самой женщины была мотивация отказываться от аборта

"Каждый человек имеет право на собственное мнение вне зависимости от его должностного положения. Что касается руководителей регионов, это тоже в полном объеме их касается. Никакого фронта со стороны руководства Чечни нет. Прошу всех успокоиться, все в порядке".