Я наблюдаю за событиями в Хакасии и отмечаю, что после избрания главой региона представителя КПРФ там стало возникать немало каких-то неприятных, скандальных ситуаций

Есть такая поговорка: замах на рубль, удар на копейку. Так и с заявлением Матвиенко о поддержке многодетных семей - уже столько громких заявлений сделано, что кажется, пора уже хотя бы частично их исполнять

Священнослужители о дарвинизме в школах

10.10.2012 08:43


Депутаты от фракции «Единая Россия» предложили изменить школьную программу по истории, включив в неё помимо дарвиновской еще и религиозную теорию происхождения человека.

«Теория Дарвина в учебниках фигурирует как единственная. Эта теория имеет ряд серьёзных вопросов, и это не аксиома. Имеет смысл познакомить школьников с разными теориями происхождения человека, в том числе, имеющими религиозное происхождение», — сказал депутат Госдумы от фракции «Единая Россия» Вячеслав Лысаков. - «Ни в коем случае нельзя навязывать только атеистическую точку зрения, как происходит сейчас! Нужно сделать обзор, а подрастающее поколение само выберет, какая теория ему ближе. Но нельзя делать акцент и только на христианскую теорию: все основные конфессии в соответствии с принципом количественного представления должны найти свое место в умах подрастающего поколения».

Идею поддержала и коллега Лысакова по фракции «Единая Россия» Раиса Кармазина. Она полагает, что, если бы подобные изменения внесли в учебники еще пару лет назад, то удалось бы избежать тех антицерковных событий, которые сотрясают страну в последнее время.

Отметим, что решительное отрицание теории эволюции свойственно далеко не всем христианам: принципиально оно только для протестантов-фундаменталистов, настаивающих на буквальном понимании библейского повествования о сотворении мира и человека. Католицизм, напротив, официально заявил, что не считает теорию эволюции противоречащей истинам веры. В православии по этому вопросу вероучительных определений нет и внутри Церкви сосуществуют самые разнообразные взгляды на дарвинизм – хотя некоторые священнослужители и высказывались против безальтернативного преподавания дарвинизма в школах.

В частности, в «Основах социальной концепции РПЦ» сказано: «Научное и религиозное познание имеют совершенно различный характер. У них разные исходные посылки, разные цели, задачи, методы. Эти сферы могут соприкасаться, пересекаться, но не противоборствовать одна с другой. Ибо, с одной стороны, в естествознании нет теорий атеистических и религиозных, но есть теории более или менее истинные. С другой — религия не занимается вопросами устройства материи».

«Что вы думаете о предложении Лысакова и о преподавании теории эволюции в школах?» - с такими вопросами корреспондент Regions.Ru обратился к священнослужителям.

Протоиерей Димитрий Смирнов

Настоятель храма святителя Митрофания Воронежского

10.10.2012 09:44

Давно пора было внести эти изменения в школьную программу. Совершенно правильные предложения.

Дарвиновская теория просто наивна. Происхождение человека от обезьяны противоречит современным научным данным - генетика, например, это отрицает.

Безусловно, в школьной программе должна быть представлена библейская концепция творения мира и человека. Теорий и гипотез, в том числе и таких, как дарвиновская, может быть сколько угодно, а Божье откровение одно.

Игумен Лука (Степанов)

Заведующий кафедрой теологии Рязанского государственного университета

10.10.2012 09:39

Остается только удивляться, насколько давно назревшие, актуальные и необходимые перемены кажутся неслыханной новостью в российском образовательном пространстве. Уже прошло более 20 лет со времени краха партийной идеологии, но до сих пор обезьянья теория человеческого происхождения остается доминирующей в системе образования. И то, что было компилировано и фальсифицировано большевиками и возведено в ранг неоспоримой истины, составляющей поругание и насмешку над человеческой природой, созданной по образу и подобию Божьему, представляется до сих пор научной аксиомой, которая доказательств не требует, - видимо, доказательством считается скотская жизнь поклонников этой теории, чуждой веры, надежды, любви, благоговения и прочих добродетелей, без которых человек и человеком-то не является. Так что эти разумные инициативы для нашего времени должны были иметь не место не вчера, а 20 лет назад, после того как идеологическая плита была сдвинута со страны нашей.

О том, как происходило формирование человека как особого творения Божьего, вершины творческого процесса, могут быть, конечно, допущены частные богословские мнения, так как отрывать происхождение человека от дела божественного творчества – высшей формы неразумие. Каким образом сотворил Бог человека, известно из Священного писания очень кратко. И мы не проникаем в тайну призвания из небытия в бытие свободоразумных личностей, которые способны воспроизводить подобного себе, но не без промысла Божьего и не без попечения Господня о каждом новородящемся человеке.

Мы не можем разложить по пунктам процесс творения человека как собирание какого-нибудь телевизора или трактора, мы всегда будем в благоговении безмолвствовать и восхищаться этим чудом божественного творения – человеком. И достаточно детям знать, что они не сироты в космосе и не из бессловесных тварей произошли, но имеют свое высокое призвание. Для этого вполне необходимо предоставить детям альтернативную дарвинистской богооткровенную истину о сотворении человека Богом.

Священник Андрей Постернак

Директор Традиционной гимназии, кандидат исторических наук

10.10.2012 09:35

Эти предложения уже реализуются в формате современных учебников. В тех же учебниках истории уже нет таких однозначных утверждений, что человек произошел от обезьяны или что происхождение человека носит случайный характер. Может быть, еще чересчур осторожно и очень кратко, но все-таки приводится и альтернативная точка зрения. Так что эта идея витает в воздухе и частично уже воплощается в учебных курсах.

Если это будет официально закреплено, это будет правильно, более того, будет соответствовать духу времени, потому что современная система обучения как раз предполагает возможность выбора между различными точками зрения - тем более, что речь идет о мировоззренческих вещах.

А теория Дарвина до сих пор используется в политических и идеологических целях, чего сам Дарвин не предполагал. Но если есть одна научная точка зрения, то может быть и другая. До сих пор не представлены, например, материальные свидетельства о переходных звеньях от неандертальца к современному человеку. Поэтому вполне возможны и альтернативные точки зрения, которые могут быть представлены в учебных пособиях.

Священник Александр Кириллин

клирик храма иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость" на Калитниках

10.10.2012 09:32

По-моему, теорию Дарвина называют атеистической по недоразумению - тем более, что сам он был человеком религиозным.

Другое дело, что не нужно смешивать религиозные и научные подходы: следует различать чисто философский и чисто биологический аспекты проблемы.

Учебники должны все-таки давать адекватное представление о мире и человеке. Поэтому должны быть представлены разные точки зрения. Но каким-то вопросам большее внимание должно уделяться в курсе биологии, а каким-то – в курсе истории религий. Важно избежать какой-либо профанации, как с религиозной, так и с научной точки зрения.

Священник Алексий Агапов

настоятель Михаило-Архангельской церкви г. Жуковского Московской области

10.10.2012 09:17

Я за то, чтобы знакомить школьников с разными точками зрения, так что предложения депутатов кажутся мне вполне обоснованными.

Есть различные научные теории, различные научные гипотезы со своими плюсами и минусами. Ведь что-то и в них мы должны принимать на веру или с определенными допущениями. Поэтому возможны и различные интерпретации, в которых как бы все сходится. Все равно человек выберет то, что ему ближе.

Главное, чтобы была возможность выбора и адекватное представление о различных точках зрения.

Иеромонах Макарий (Маркиш)

священнослужитель Свято-Алексеевской Иваново-Вознесенской православной духовной семинарии, руководитель Отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Иваново-Вознесенской епархии, глава епархиальной Комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства

10.10.2012 09:12

Я немного знаком с этой дискуссией, и единственное, что хочу возразить: мировоззренческой ошибкой является суждение о том, что при каких-то изменениях в школьном образовании удалось бы избежать той агрессии, которая обрушилась на Церковь в последний год. Агрессия - это результат фундаментального свойства человека, его греховности. До конца веков будут те, кто отдает свое сердце под вотчину дьявола, дает дьяволу использовать себя в сатанинской деятельности. Церковь вышла из ограды храмов и идет навстречу людям, как и в прошлые века. Если бы она сидела в гетто и не показывала носа, вот тогда не было бы нападения на Церковь.

Что касается самой идеи, интересно, почему этим не занимаются преподаватели биологии? Почему это должно касаться истории? И еще непонятно: почему этим занимается Госдума? Наверное, потому что враг Церкви и рода человеческого довел общество до такого состояния, что органы власти, начиная от министерства образования и науки и заканчивая директорами школ, не могут принять такое разумное решение - рассеять невежество человеческое, это недоразумение в утверждении о происхождении видов по Дарвиновской теории. Ведь что такое эволюция, и кто такой Дарвин - это все вопросы размытые. Происхождение видов путем естественного отбора – это одна из гипотез, которая не нашла подтверждения ни экспериментального, ни теоретического. Ее надо перестать выдвигать в качестве догмата. Это давно опровергнутая в биологии гипотеза.

Ришат-хазрат Давыдов

Имам Тульской области

10.10.2012 09:07

Честно говоря, я не понимаю, почему вдруг депутаты озаботились таким вопросом? Им больше подумать не о чем? Да и по каким источникам будет составляться такая образовательная программа? У всех традиционных религий разные теории происхождения человека. Например, в исламе считается, что человек сотворен из глины, и других подробностей нет. Как это изучать?

Кроме того, смогут ли преподаватели преподнести эту тему грамотно? Сомневаюсь. Например, мы видим, что у нас нет квалифицированных педагогов для предмета «Основы религиозных культур и светской этики». А в каждую школу священнослужители приходить не могут. То есть предмет будет подан поверхностно, и толком никаких знаний ребенок не получит.

У нас дети сегодня элементарных исторических фактов не знают: когда была Первая мировая война, кто такой Барклай де Толли и т.д. Надо бы довести до ума ту систему, которую утратили после развала СССР, а потом уже браться за сложные религиозные темы.

Ильдар Аляутдинов

главный имам Московской соборной мечети

10.10.2012 09:06

Россия - великая держава, которую населяют представители разных народов и конфессий. Традиции взаимоуважения и мирного сосуществования всегда были главным достоянием нашего государства.

Высказанная инициатива избранников народа - своевременна и актуальна. Действительно, вопрос сотворения человека не должен трактоваться односторонне. Иные точки зрения и гипотезы также имеют право на существование и внимание – а уж тем более те, что содержат религиозную основу, почитаемую многими миллионами наших сограждан. Надеемся на принятие предложенных поправок в существующую систему образования.

Светлана Зубанова

Соучредитель Всероссийского православного общества, доктор исторических наук, профессор

10.10.2012 09:00

Ознакомить школьников с другим мировидением я, конечно, считаю целесообразным. Мне, правда, непонятно, почему менять решили программу по истории, а не по биологии.

Хотя, думаю, изучать теории происхождения в соответствии со всеми конфессиями в России совершенно не нужно. Да, мы - многонациональная и многоконфессиональная страна, но очевидно, что православие - доминирующая религия. Конечно, в таких регионах, как Северный Кавказ, где большинство проживающих исповедуют другую религию, надо давать альтернативное видение происхождения человека в соответствии с конфессией. Но в целом детей не надо мучить обилием религиозных теорий.
Поделиться ВКонтакте Поделиться в Facebook Поделиться в Twitter

Жириновский: "Мы много раз предлагали включить в преамбулу Конституции фразу "Мы русские и другие народы…". Мы не предлагаем дать русским привилегии или преимущества над другими национальностями в России, но давайте хотя бы уровняем права русских с другими".

22 августа в Даниловом монастыре в Москве состоялась встреча Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с Государственным секретарем Святого Престола кардиналом Пьетро Паролином.

Церковный раскол на Украине

Дмитрий Песков не подтвердил информацию о том, что Владимир Путин в 2015 году сказал украинскому коллеге Петру Порошенко, что может "раздавить армию Украины". "Нет, я практически был на всех переговорах, я не слышал такой фразы", - отметил он.

Происшествия на национальной почве

Местное население, конечно, может быть недовольно теми, кто к ним приехал и ведет себя из рук вон плохо, вне закона. В этих случаях требование может быть только одно: чтобы власть применила власть. То есть, власть должна своевременно все предвидеть и предотвращать. Непредвиденной бывает только смерть, все остальное можно и нужно предвидеть, просчитывать

При активном сопротивлении граждан внедрять ту или иную религию – это неправильно. Думаю, такие люди как Сергий Радонежский такие действия осудили бы - богоугодное дело нельзя делать путем принуждения граждан. И уж конечно это не христианская мораль, когда парни, скажем так, хорошо экипированные и подготовленные, разгоняют людей

"Каждый человек имеет право на собственное мнение вне зависимости от его должностного положения. Что касается руководителей регионов, это тоже в полном объеме их касается. Никакого фронта со стороны руководства Чечни нет. Прошу всех успокоиться, все в порядке".