Выступивший на правительственном часе в Госдуме министр образования и науки Дмитрий Ливанов, в частности, одобрил предложение о введении единой школьной формы: "Мы не просто поддерживаем, а будем активно заниматься продвижением данного проекта". Ливанов полагает, что требования к форме должны быть закреплены на федеральном уровне, а виды школьной формы могут разрабатывать регионы. По его словам, это необходимо, чтобы школьники не ощущали дискомфорта от социальных и иных различий в стенах учебного учреждения. "Цель - чтобы в школе дети ощущали общность, чувствовали, что они часть единого коллектива", - подчеркнул министр.
Поправки в закон "О свободе совести и религиозных объединениях", принятые Госдумой в первом чтении, предполагают, что школам будет разрешено предоставлять религиозным организациям помещения для молитв и религиозных обрядов. Однако принимать такое решение образовательное учреждение будет только если имеется ходатайство со стороны учащихся и их родителей.
По мнению же члена Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при президенте РФ Александра Игнатенко, молитвенных мест для разных религий в российской школе быть не должно: "В одной школе будет, предположим, православная молельная комната, в другой - какая-то иная. Появится дискриминация в отношении тех учеников, чьи семьи не исповедуют эти религии, тем более если их мало и они являются меньшинством". По его словам, "государственная школа должна воспитывать дух единства у всех с разным отношением к религии вне зависимости от национальности", а появление молельных комнат может привести к тому, что "детей будут разделять на представителей разных религиозных направлений".
См. также:
Нужны ли школьникам единая форма и молельные комнаты? - Мнения парламентариев
«Нужны ли и допустимы ли в школах молельные комнаты? Как вы относитесь к идее вернуть школьную форму?» - с такими вопросами корреспондент Regions.Ru обратился к священнослужителям.
20.11.2012 11:10
Неплохо, наверное, чтобы были в школах и молельные комнаты. Лишь бы это не стало очередной показухой в духе всеобщей политкорректности и только для галочки в отчете. Думаю, что все эти вопросы заинтересованные стороны – и дети, и их родители, и учителя - могут решить полюбовно. Тем более, что для нашей школы в ее нынешнем состоянии это далеко не самые важные вопросы.
20.11.2012 11:03
Что касается молельных комнат, то это серьезная тема для обсуждения. Я не согласен с мнением, что это может разделять учащихся – но, конечно, во внимание нужно принять массу факторов. Это и местные традиции, и процентное соотношение представителей разных конфессий, и региональные особенности. Но найти решение, которое всех устраивало бы, по-моему, возможно.
В любом случае нельзя препятствовать человеку обращаться к Богу. Если есть в школе такая возможность – иметь молельные комнаты для представителей традиционных для нашей страны конфессий, - то почему бы и нет. Вспомним, что в свое время домовые храмы при учебных заведениях были нормой. А мы что сейчас мудрее и благоразумнее наших предков? Не будем также забывать, что и сейчас православных в нашей стране все-таки большинство.
20.11.2012 10:59
Что касается школьной формы, то эта инициатива вполне разумна и обоснованна. Ученикам необходимо прививать дисциплину, даже и по отношению к своему внешнему виду, от навыков внешней дисциплины прививаются навыки дисциплины внутренней. Это практикуется во многих образовательных учреждениях и в вооруженных силах. В этом ничего предосудительного нет и быть не может.
20.11.2012 10:55
А что касается молельных комнат, то Аллах говорит: «Нет принуждения в религии». Здесь главное – согласие со стороны родителей и учеников. Но еще один серьезный минус заключается в однобокости системы: если основная часть детей выбирает православие, то с мусульманами уже никто не будет заниматься. К примеру, я хочу приходить в школу и говорить с детьми об исламе, но если там выбрали православие, то я в эту школу уже не попаду.
Если христианин хочет перекреститься, то он всегда найдет себе уголок для этого, равно как и мусульманину для коврика, чтобы на нем прочитать молитвы, много места не надо. Главное обучать детей пониманию: если человек молится, то не надо его трогать при этом, как-либо задирать и вообще беспокоить.
20.11.2012 10:50
Давайте посмотрим на школы в западных странах, особенно элитные, - там носят единую форму, установленную для конкретной школы. Форма сглаживает ту пестроту, которая подчеркивает порой социальную разобщенность в обществе. Вот пришел школьник в джинсах стоимостью в 200 условных единиц, конечно, он расскажет всем о том, сколько они стоят, и будет этим гордиться. Но это обязательно вызовет иные чувства у кого-то другого. Поэтому единая форма – это нормальное правило для школьников.
Чуть-чуть труднее будет с открытием молельных мест для представителей различных религиозных организаций. Хочу напомнить: в свое время было бурное обсуждение, когда в школах вводили предмет «Основы религиозной культуры и светской этики». Но, как мы видим, изучение этой дисциплины проходит успешно. Некоторые также ожидали, что школьники будут разделяться по религиозному признаку и будут возникнуть конфликты – но этого не произошло. Думаю, при открытии молельных помещений для школьников противостояния между учениками также не будет.
Мы сегодня прекрасно понимаем, какое воспитательное значение имеет религия. Кроме того, смысл молитвы заключается в том, чтобы на душе человека становилось более спокойно. Конечно, надо грамотно подходить к этим вопросам и тонко их разрешать, все должно сопровождаться пояснениями. И все это делается не для превосходства какой-то одной конфессии, а для сближения различных религиозных традиций.
20.11.2012 10:46
Что касается школьной формы, то я поддерживаю идею министра. Если форма будет недорогая и бедные семьи смогут на льготных условиях ее покупать, все ученики в школе окажутся равны между собой, и это хорошо. К тому же часто бывает, что ребенок из бедной семьи хорошо учится, но не может одеваться так шикарно, как богатый одноклассник. Отсюда появляются какие-то комплексы, проблемы. Так что введение единой школьной формы вполне разумно.
20.11.2012 10:45
Что касается молельных комнат, то их открывать не нужно. Для ребенка самое важное – чувствовать себя членом коллектива, а если в классе окажутся два-три представителя другой религии, они становятся изгоями, а это недопустимо, это ломает молодого человека психологически.
Открытие помещений для молитв обязательно приведет к перекосам. У нас в стране около 70 официально-зарегистрированных религий, и если в школе есть учащиеся нескольких религий, выбирать будут ту, представителей которой больше. Соответственно могут возникнуть большие проблемы из-за несоблюдения конституционных прав остальных.
Так что если и принимать такую поправку, то нужны совершенно четкие, ясные и однозначные формулировки. А то у нас примут закон с неясной формулировкой, а потом принимают уточняющие документы. Если мы вводим эту норму, это должен быть механизм прямого действия. По крайней мере, я пока вижу, что конституционное право, обеспечивающее равенство всех религий, в данном случае соблюдаться не будет.
Священник Андрей Постернак
Директор Традиционной гимназии, кандидат исторических наук
20.11.2012 11:22
Вопрос о молельных комнатах связан с более серьезной проблемой. Речь идет о соблюдении прав верующих, учащихся в государственной школе. Если говорить о православных, составляющих большинство в нашей стране, то с ними не считаются в очень многих вопросах. Достаточно упомянуть, например, питание в постные дни или учебные программы, составленные со светской, а в нашем понимании – с атеистической, позиции. Учебный режим часто не согласуется с церковными праздниками и т.д. Здесь уже речь должна идти о дискриминации по религиозному признаку.
А конфессиональные православные школы жестко дискриминируются в финансовом плане. Их финансирование в два раза меньше по сравнению с государственными школами - хотя в них, очевидно, учатся дети тех же налогоплательщиков.
Вопрос о молельных комнатах для представителей традиционных конфессий нашей страны, я думаю, вполне можно решить положительно. Дети, их родители и администрация школы вполне могут решить эту проблему по взаимному согласию.