Если в течение восьми лет Запад не смог посадить Киев за стол переговоров с Донецком и Луганском, то сегодня это сделает Россия

Если сложить уровень жизни какой-нибудь Марьи Ивановны, уборщицы и того же Абрамовича, то, конечно, в среднем получится выше, чем в СССР

Священнослужители о "клерикализации высшего образования"

23.11.2012 10:05


Доцент Московского финансово-юридического университета иеромонах Онисим (Бамблевский) заявил, что практику преподавания основ духовно-нравственной культуры планируется в будущем распространить на все высшие учебные заведения России. Сам священник в настоящее время ведет такой спецкурс в ряде столичных вузов. «Мы хотим расширить это благое начинание, чтобы уже испытанная дисциплина могла быть рекомендована в качестве факультатива и спецкурса для всех российских вузов», - сказал он в интервью порталу "Интерфакс-Религия".

Напомним, в октябре в МИФИ появилась кафедра теологии. У многих это вызвало насмешки и возмущение. Так, в газете «Троицкий вариант» появилось открытое обращение членов Российской академии наук, где, в частности, говорится:

«Открытие кафедры теологии в МИФИ воспринимается учеными и преподавателями вузов как знаковое событие, отражающее общую тенденцию нарастающей клерикализации общества... Появление в государственном вузе кафедры теологии под руководством православного священника находится в прямом противоречии с Конституцией России и со здравым смыслом тоже.

В других странах аналогичные кафедры существуют или в частных университетах, или как дань многовековой традиции, поскольку средневековые университеты изначально были созданы для подготовки служителей культа. Появление такой структуры в современном политехническом вузе (создан СНК СССР в 1942 году) мировой практике противоречит и является нелепым. Ядерная безопасность не может быть обеспечена с помощью теологии, а ядерные технологии требуют не веры, а сугубо научного подхода, воспитание которого есть важнейшая задача высшей школы. Вопросы гуманитарного образования студентов позволяют достаточно успешно решать существующие кафедры философии и социологии.

Появление теологии в государственных научно-технических вузах вызывает и будет вызывать справедливое возмущение большинства ученых и преподавателей в России. Хотелось бы напомнить, что в свое время система партийных органов и комсомольских организаций в государственных учреждениях была основана на действии ст. 6 Конституции СССР, однако общий итог ее деятельности напоминаний не требует».

«Как вы расцениваете появление таких предметов в высшей школе и реакцию на него?» - с такими вопросами корреспондент Regions.Ru обратился к священнослужителям.

Протоиерей Сергий Махонин

настоятель храма Сошествия Святаго Духа в пос. Первомайском Нарофоминского района Московской области, директор Московской православной гимназии имени Иоанна Богослова

23.11.2012 10:45

Я очень рад введению в программы вузов таких дисциплин, как Основы духовно-нравственной культуры и Теология. Это реальный прорыв в сфере образования.

В наше время религиозное воспитание общества и прежде всего подрастающего поколения, особенно студентов, как наиболее активной части общества, очень важно. Другое дело, готова ли к этому сама высшая школа?

Самое главное, чтобы эти курсы не навязывались, чтобы не воспринимались как покушение на свободу выбора. Здесь многое зависит от педагогического таланта преподавателя, сможет ли он увлечь.

Что же касается негативной, - хочется сказать печальной, - реакции, то это бессмысленный спор с представителями материалистической физики, которых немало в наших вузах и у которых бесспорно есть заслуги перед отечественной наукой. Но они так и не поняли, что мир состоит не только из атомов и молекул, что есть и духовная составляющая. И без специальных приборов и исследований видно, что незнание и нарушение духовных законов приводит к катастрофам и вырождению, развалу системы нравственных ценностей. Очень жаль, что к пониманию столь очевидных вещей уважаемые ученые так и не пришли и продолжают навязывать свое однобокое понимание мира.

Протоиерей Максим Козлов

настоятель храма преп. Серафима Саровского на Краснопресненской набережной, первый заместитель председателя Учебного комитета Русской Православной Церкви.

23.11.2012 10:43

Увы, вновь приходится повторять, что пока нет четкой договоренности о терминах, понятие «светскости» применительно к образованию будет истолковываться как «нерелигиозность», что неверно. Светскость это нейтральность по отношению к религиозному и атеистическому мировоззрению. Соответственно при проявлении в том или ином вузе потребности в введении этих дисциплин отказывать им в этом и с точки зрения светского государства было бы ущемлением прав верующих, в данном случае – студентов.

Другое дело, что появление соответствующих кафедр и введение этих дисциплин в учебный процесс только тогда будет оправдано, когда это будет производиться без какого-либо давления на студентов – будь то угрозы или наоборот - поощрение. Это принципиально важно. Только в этом случае можно рассчитывать на внимание и уважение к Церкви со стороны молодых людей.

То, что существует оппозиция, конечно, не может нас радовать, но это свидетельствует о том, что общество наше не монолитно. Да, есть и другие точки зрения. Но это должно вести не к демонизации этих людей, но к терпеливому и неагрессивному разъяснению целей церковного присутствия в учебных заведениях, будь то на уровне кафедр теологии или института домовых храмов.

Игумен Гермоген (Ананьев)

насельник Московского Данилова монастыря

23.11.2012 10:41

Появление кафедры теологии в МИФИ – это очень интересно, и в то же время очень странно. Все-таки в мировой практике теология присутствует, конечно, в религиозных университетах или в гуманитарных наряду с другими дисциплинами гуманитарного цикла. А здесь вроде бы чисто технический вуз. Здесь был бы боле уместен курс духовно-нравственной культуры. Это всегда будет полезно любому физику, любому ученому.

Возмущение ученых-атеистов понятно. С другой стороны, раз руководство МИФИ сочло нужным открыть эту кафедру, и это не встретило противодействия государственных органов, курирующих вузы, то почему бы и нет? Значит, есть такая потребность и необходимость. Хотя логичней было бы, чтобы теология сначала закрепилась в гуманитарных вузах.

Если православие играет очень важную роль в нашем обществе, то ничего неестественного в появлении кафедры теологии в вузе нет. Просто это не должно навязываться. Факультативный курс Основы духовно-нравственной культуры может присутствовать действительно во всех вузах. От этого будет только польза. Это хорошее правильное начинание.

Игумен Никон (Головко)

председатель Издательского совета Донского ставропигиального монастыря

23.11.2012 10:38

Распространение курса Основы духовно-нравственной культуры в вузах - безусловно, благое начинание. Попытки вернуть в наше общество нравственные, духовные и просто моральные ценности можно только приветствовать. Особенно если речь идет о молодежи.

А все нападки направлены на то, чтобы принизить авторитет Церкви в обществе. И нам, людям церковным, конечно, нужно много работать, чтобы этот авторитет поддерживать, а потому мы сами должны соответствовать высокому призванию.

Признавая авторитет Церкви, общество тем самым признает и необходимость кафедр теологии и духовно-нравственной культуры в вузах. Хорошо, что этот процесс пошел. Конечно, крики и нападки будут. Но это как раз свидетельствует, что мы на правильном пути, что мы должны лучше работать, защищать и возвышать авторитет Церкви.

Священник Алексий Козливсков

клирик Богоявленского собора в Елохове

23.11.2012 10:34

Освобождение образовательной сферы от общеобязательного атеизма - этого наследия тоталитаризма - воспринимается некоторыми членами Российской Академии Наук как клерикализация, т.е. стремление к установлению ГОСПОДСТВА церковных организаций в политической и культурной жизни страны.

Мифологическое мышление этих членов, сформированное марксистско-ленинской "философией", которая озарила их юность, да, похоже, и зрелость, мешает им понять, что открытие кафедр теологии - это цивилизованная попытка недодушенной безбожниками религии быть представленной в публичном пространстве не меньше, чем материализм с его дарвиновским "откровением". Конечно, освободившийся по реабилитации заключенный будет восприниматься заехавшими в его квартиру операми как нежелательный элемент, "стремящийся к господству". Но причем здесь наука и Академия?

Вызывает вопросы и утверждение подписантов о том, что "ядерные технологии требуют не веры, а сугубо научного подхода". Без СОВЕСТЛИВОСТИ, нравственной ответственности и, я бы сказал даже, жертвенного служения (а воспитанием этого и занимается религия ) такой "сугубо научный подход" рано или поздно уничтожит человечество, как некогда Хиросиму и Нагасаки.

Ответственность перед Богом Добра и Любви за состояние души, семьи, страны и всей Земли - вот что хотела бы воспитать Церковь в нашей учащейся молодежи. Надеюсь, кафедры теологии помогут выполнить эту задачу.

Ахмад-хазрат Ахметов

имам-мухтасиб северных районов Омской области

23.11.2012 10:33

В первую очередь, студенты в вузах сами должны выбирать, основы какой именно религии им изучать, чтобы не было перекосов, а студенты сами разберутся, что им ближе. А еще лучше – провести в каждом вузе референдум, нужен ли такой предмет или нет.

Что касается утверждения, будто физикам не нужна теология, приведу пример: во время службы в армии в советских ракетных войсках на Украине проводились учения, и пульт командного управления, который подает старт на запуск ракет, почему-то сам запустился, хотя никто его не трогал. И в последний момент все само остановилось, трагедии не произошло. Потом уже приехавшие известные ученые изучали этот механизм запуска, но не нашли изъяна. Так что если Богу будет угодно, то пусть спрячут ядерный чемоданчик за семь замков, он все равно включится.

Бог держит в руках всю Вселенную, знает каждый атом и каждую клетку. Если человек старается всячески пресечь религиозное образование, он недалек в своем развитии

Шафиг Пшихачев

Член Общественной палаты РФ, Президент Международной исламской миссии

23.11.2012 10:26

Я знаком с этой ситуацией и поддерживаю иеромонаха Онисима. Человек, прежде всего, существо нравственное, наивысшее создание Божье. Становление человека идет всю его земную жизнь. Основы духовно-нравственной культуры нужно знать каждому человеку. Осознание религиозных постулатов происходит в любом возрасте, и в каждом возрасте по-своему оцениваешь, осознаешь то или иное предписание. Поэтому очень важно школьникам и студентам преподавать такую дисциплину, - но не в качестве обязательной.

Для меня ожидаемо было такое выступление со стороны академиков: они выросли в советской системе. Но они должны понять: и в оборонной отрасли, и в космической, и в ядерной работают люди, которые нуждаются в морально-нравственном развитии и в духовном окормлении. Ни иеромонах Онисим, ни Русская Православная Церковь, ни мусульмане, ни иудеи не навязывают и не ратуют за преподавание исключительно богословских дисциплин. Они выступают за то, чтобы в учебных заведениях преподавались основы культуры и нравственности.

Если у человека нет нравственной основы, то мы будем и дальше обнаруживать, к примеру, расхищение миллиардов рублей в той же космической отрасли. Ведь этим занимаются люди, которые лишены внутренней ответственности, а когда ее нет, то законы, какими бы они ни были, исполнять никто не будет. И эту ответственность развивает именно религиозная культура. Религиозная совесть призывает, чтобы каждый чувствовал персональную ответственность на своем месте.

О какой клерикализации может идти речь в век широкой информационной сети? Мы не в средние века живем, чтобы у человека не было возможности получать иной информации, кроме как в школах богословия. Человек сам делает выбор, откуда ему черпать знания. И студенты могут изучать этот предмет как раз чтобы спасись от того грязного потока информации, который пожирает все человеческое. Мы должны думать о будущем поколении, которое готовится защищать общество, оберегать свою страну и государство.

Фатых-хазрат Гарифуллин

полномочный представитель Верховного муфтия Духовного управления мусульман Азиатской части России

23.11.2012 10:24

Этот предмет может быть вполне полезен - при условии, что он будет преподаваться как факультатив. Когда человек не верит в Бога, он черствеет, становится ненасытным и не останавливается ни перед чем. Кроме того, студентам надо рассказывать обо всех традиционных религиях, не делая акцента на какой-то одной. В исламе есть такие слова: «Не навязывайте вашу веру силой, а проповедуйте красноречие достойным языком, и люди сами придут к вам».

Религия - это дело личностное. Кстати, у нас как-то был конфликт, когда совет директоров учебных заведений запретил читать намаз. Ребята хотели читать его во время перемен, между «парами», но им не позволили, хотя мусульманин без намаза жить не может.

И еще надо все-таки помнить, что у студентов и так программа довольно сложная, поэтому они должны качественно осваивать свою специальность, чтобы в итоге стать высококвалифицированными, серьезными и сильными специалистами.

Елена Леонтьева

руководитель Московского буддистского центра школы Карма Кагью

23.11.2012 10:22

Считаю, что образование у нас, как и государство, должно быть абсолютно светским. Религиозное образование хорошо для тех, кто хочет его получить, и эти предметы должны быть добровольными, о какой бы религии ни шла речь.

У меня был опыт в США: я там читала лекции о буддизме как факультатив. И это делалось таким образом: если среди студентов есть хотя бы 5 человек, исповедующих одну религию, они сообщают об этом, и им в пределах своего вуза выделяется бесплатное помещение, чтобы изучать религию. На этой территории проходят, например, эти лекции. Поэтому для тех, кто действительно является верующим, есть резон в изучении такой дисциплины, и хорошо, когда у них есть возможность это делать. Но все должно быть исключительно добровольно.

Виктор Лега

зав. кафедрами философии, основного богословия и апологетики Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета

23.11.2012 10:21

Думаю, появление такого предмета в высшей школе было бы полезным, но при соблюдении ряда условий. Во-первых, он должен быть не обязательным, а факультативным. Во-вторых, его должны читать не преподаватели кафедр философии или истории, а действительно глубокие профессионалы в области христианского богословия.

У меня есть определенный опыт преподавания теологии в светских учебных заведениях, и я знаю, насколько многим студентам интересна эта проблема. К сожалению, ни гуманитарии, ни представители естественных наук не знают о влиянии богословских идей на культуру, философию, идеологию и, тем более, на естественнонаучные дисциплины.

Поэтому люди должны иметь возможность получать такие знания. Но насильно вводить такой предмет нельзя, это вызовет только обратную реакцию, и появится полное отсутствие интереса вместо обратного результата.
Поделиться ВКонтакте Поделиться в Facebook Поделиться в Twitter

Жириновский: "Мы много раз предлагали включить в преамбулу Конституции фразу "Мы русские и другие народы…". Мы не предлагаем дать русским привилегии или преимущества над другими национальностями в России, но давайте хотя бы уровняем права русских с другими".

22 августа в Даниловом монастыре в Москве состоялась встреча Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с Государственным секретарем Святого Престола кардиналом Пьетро Паролином.

Церковный раскол на Украине

Дмитрий Песков не подтвердил информацию о том, что Владимир Путин в 2015 году сказал украинскому коллеге Петру Порошенко, что может "раздавить армию Украины". "Нет, я практически был на всех переговорах, я не слышал такой фразы", - отметил он.

Происшествия на национальной почве

"В свое время Медведев как президент и как премьер-министр все сделал для того, чтобы позволить нашему олигархату для снижения русской рабочей силы «закачивать» в Россию огромные толпы мигрантов. Спохватились только тогда, когда «жареный петух клюнул», и появились уже целые районы, в том числе в Москве, где доля компактно проживающих мигрантов превышает 20%. А 20% - это уже когда люди навязывают свой образ жизни, не желают адаптироваться, и по сути дела становятся хозяевами ситуации..."

"Мы знаем, что президент уже услышал граждан, сказав, что необходимо разобраться с данной законодательной инициативой, и фактически отложив ее рассмотрение во втором чтении. А теперь еще и патриарх высказался. Мы должны с коронавирусом бороться, а не с гражданами, поэтому тут с патриархом трудно не согласиться..."

Такое впечатление, что либеральные страны Европы по-прежнему живут иллюзиями 80-х-90-х годов, когда они чувствовали себя в абсолютной безопасности, когда были ослаблены социальные противоречия, и можно было пользоваться очень широкими свободами, давая свободы и меньшинствам, в том числе национальным. Но ситуация изменилась, и меньшинства претендуют уже на свою долю власти и богатства. Они активно выступают против действующей системы политических, экономических и социальных отношений в этих ...