Протоиерей Александр Лаврин: Когда в 1612 году из Кремля выходили сдаваться поляки "на милость победителя", они, как и пленные шведы, воистину столкнулись с милостью
27.11.2012 09:29
Протоиерей Александр ЛавринОб этом эпизоде не все, к сожалению, знают, но в нём, по-моему, заключается главный урок 1612 года. Этому факту трудно найти аналог в истории. Осознавалось это, примерно, так: всё что между нами было – грех наших ради, теперь же давайте забудем вражду и пусть Христос будет посреди нас. Это в первую очередь, конечно, духовный урок, урок веры. К сожалению, такой финал событий 1612 г. известен, в основном, специалистам. Повествование о нём можно встретить в фольклоре того времени, но, увы, - не в учебниках истории последующих времён. Профессиональные историки не обратили на это серьезного внимания, не увидев здесь каких-либо важных политических или экономических последствий для понимания «исторического процесса».
Что касается 1812 года, он необыкновенно впечатляет всеобщим единением и воодушевлением от генерала до рядового. Воистину это была отечественная - в полном смысле - народная война. В ней явлено необыкновенное благородство и великодушие. И это тот же урок веры – православное воинство, не ненавидящее врага, а как в Евангелии: «Нет больше той любви, как душу свою положить за други своя». Мне видится это главным! И, по-моему, очевидно, что, в известном смысле, тот же дух был явлен и в Великой Отечественной войне – жертвенность русского солдата, великодушие мирного населения к бывшим пленным немцам, возвращающихся в Германию.
Всё это - сокровище нашей истории как духовного опыта! Он в том, что, ценой предельного напряжения сил, побеждая внешнего врага, мы не на уровне отдельных праведников, а в целом, могли победить «врага» в себе. Так отдельные люди становятся народом!