Если в течение восьми лет Запад не смог посадить Киев за стол переговоров с Донецком и Луганском, то сегодня это сделает Россия

Если сложить уровень жизни какой-нибудь Марьи Ивановны, уборщицы и того же Абрамовича, то, конечно, в среднем получится выше, чем в СССР

http://66.ru/news/world/126167/

Священнослужители об обязательном изучении национальных языков

30.11.2012 08:47


В Госдуму РФ внесен законопроект о запрете обязательного изучения государственных языков национальных республик. В Уфе, Казани и Чебоксарах националистические организации готовятся провести пикеты против этого законопроекта: они утверждают, что он угрожает будущему этих языков и противоречит заявлениям первых лиц государства о защите языков России.

Между тем в Казани прокуратура проверяет на предмет возбуждения вражды по принципу национальной принадлежности Михаила Щеглова, председателя Общества русской культуры Татарстана и модератора интернет-форума "Русский язык в школах Татарстана". Другого казанца, Павла Хотулева, судят по ч. 1 ст. 282 УК РФ ("возбуждение вражды либо ненависти, а равно унижение достоинства человека по принципу национальности, языка...") за комментарии на этом форуме. Хотулев протестовал против обязательного изучения татарского языка в школах Татарстана, утверждая, что из-за избыточного количества уроков татарского школьники из Татарстана по результатам экзаменов отстают от своих сверстников из соседних регионов и имеют меньше времени для внешкольного образования.

В интернете собирают подписи под обращением к президенту Татарстана Р.Н. Минниханову. Его авторы отмечают, что процесс над Хотулевым и преследование Шеглова происходят на фоне полной безнаказанности тех, кто выходит на улицы с лозунгами «Не забудем 1552 год!», «Татарстан – не Россия!», «Русские – чемодан-вокзал-Рязань!», что журналистка Э.Исрафилова, при многих свидетелях назвавшая русских «оккупантами» и собирающаяся «перегрызть горло за татарский язык», не понесла никакого наказания, несмотря на обращения в местную прокуратуру, и продолжает работать в СМИ. С другой стороны «русских жителей Татарстана, вышедших на митинг в защиту полноценного изучения русского языка… ведущий телепрограммы на ТНТ Ильшат Аминов называет «узколобыми фашистами» только за то, что они "осмелились" требовать изучения родного русского языка в тех же объемах, в которых его изучают в Москве и Владивостоке», говорится в документе.
«Мы призываем Вас остановить серию судебных разбирательств, осуждающих людей за такие обычные и совсем не преступные с точки зрения уголовного и морального закона вещи: желание, чтобы их дети изучали русский язык в том же объеме, как его изучают дети Москвы и желание, чтобы их дети изучали татарский язык только добровольно», - обращаются его авторы к президенту Татарстана.

«Может ли и должно ли, на ваш взгляд, изучение национальных языков быть обязательным – в том числе и для школьников, не принадлежащих к «титульной» национальности? Почему?» - с такими вопросами корреспондент Regions.Ru обратился к священнослужителям и экспертам.

Протоиерей Максим Козлов

настоятель храма преп. Серафима Саровского на Краснопресненской набережной, первый заместитель председателя Учебного комитета Русской Православной Церкви.

30.11.2012 09:49

Я считаю, что изучение русского языка в полном объеме должно быть обязательным в пределах всей нашей многонациональной Родины. Если мы хотим сохранить ее политическое и культурное единство, то язык межнационального общения, который объединял бы всех людей, на территории России, необходим. Как раз незнание его может вести к развитию сепаратистских, центробежных тенденций.

При этом мне кажется вполне разумным, что в тех субъектах федерации, где значительно присутствуют определяющие их национальную характеристику этносы или же как означенные меньшинства, предельно желательно знание этого языка хотя бы как проявление уважения по отношению к тем народам, которые в данном регионе являются образующими. Это в том числе снижает и возможное межнациональное напряжение. Проводить эту политику нужно, конечно, не за счет дискриминации одного языка другим, чисто филилогически понимая, что есть преподавание родного языка, а есть преподавание языка, который для части населения, проживающего в данном регионе, неродной, что накладывает определенную специфику на его преподавание. В этом смысле мне видится разумным, чтобы тот же татарский или башкирский лицами, не принадлежащими к данным этносам, изучались бы в должном объеме, но не как родной. Подразумевается выход на уровень владения устной речью для бытового общения.

Поэтому мне видится, что все-таки должны быть школы, где преподавание ведется на русском языке безусловно, а язык местного этноса изучается как дополнительный неродной язык. А те, в свою очередь, для кого он родной, в качестве неродного изучают язык русский.

Протоиерей Александр Салтыков

настоятель храма Воскресения в Кадашах

30.11.2012 09:47

На мой взгляд, этот законопроект обостряет и без того острую ситуацию. Ситуацию надо не обострять, а смягчать. Нужно искать компромисс, не делать резких заявлений. Сейчас такой законопроект с очень резким запретительным акцентом в самой формулировке представляется, по крайней мере, несвоевременным. Наоборот, должны вводиться смягченные параметры, не задевающие национального самолюбия малых народов.

Ведь представители всех этносов все равно рано или поздно сами осознают, что русский язык знать необходимо для их же собственного блага. Но, например, русские, проживающие в Татарии, должны все-таки в каком-то объеме, пусть и ограниченном, владеть и татарским языком, как минимум, для лучшего взаимопонимания. Резкое отталкивание как раз будет на руку крайним националистам и сепаратистам.

Благодаря мудрой политике русского правительства, принявшего Казань под свою высокую руку, более четырех веков мы жили дружно. Ради чьих амбиций мы должны жертвовать этой дружбой? Понятно, кому нужно это пробуждение агрессии по отношению к русским, этой идеи реванша. Тем, кто мечтает о Поволжском халифате.

Я все-таки надеюсь на проявление благоразумия как местных, так и федеральных властей.

Священник Александр Шумский

клирик храма Святителя Николая в Хамовниках

30.11.2012 09:43

Во всех регионах-республиках, входящие в состав России, должны изучать русский язык обязательно в первую очередь. Это первое условие – все живущие на российском пространстве обязаны изучать русский язык как первый, как главный, и только потом – национальный язык. Титульным языком на всем пространстве России является только русский. Это единственное условие сохранения национального и государственного единства. Это аксиома.

Не будет единого русского языка - языка общения, не будет единой России. Не будет того единого евразийского пространства, о котором говорит наш президент. Это должно быть понятно любому политику. Если же русский язык будет рассматриваться наряду с национальными языками, тогда произойдет распад единого пространства. Единый язык общения - это скрепа, объединяющая представителей разных религий и этносов, проживающих на одной территории. Это идеальное основание единого имперского евразийского пространства. Я надеюсь, президент это понимает.

Поэтому реформа образования должна идти именно в этом направлении – чтобы русский язык был титульным везде, на всей территории России. Сначала – русский язык, потом все остальные - нравится это кому-то или нет.

Священник Алексий Агапов

настоятель Михаило-Архангельской церкви г. Жуковского Московской области

30.11.2012 09:40

Я по образованию филолог и считаю, что чем больше языков человек знает, тем лучше. Если бы я жил в Татарии, я бы безо всякого внешнего принуждения освоил бы татарский хотя бы на бытовом разговорном уровне. Вместе с тем представляется очевидным, что в стране одним из важнейших элементов национального и государственного единства должен быть единый государственный язык, обязательный для изучения всеми гражданами независимо от национальности - желательно в объеме хотя бы классической советской десятилетки. И это, безусловно, вопрос государственной политики.

Очевидно также, что русским, проживающим в регионах с явным количественным преобладанием представителей того или иного этноса, полезно знать хотя бы на уровне бытового общения язык своих соседей - из элементарного уважения к ним и их культуре, и в не меньшей степени – из самоуважения. Но понятно, что это не может навязываться, это просто вопрос общей культуры.

Непонятно только (но, впрочем, можно догадаться), почему для кого-то эти вопросы превратились в неразрешимую проблему, а кому-то для ее решения очень хочется применить крайние и радикальные меры.

Священник Антоний Скрынников

Руководитель миссионерского отдела Ставропольской епархии, кандидат философских наук.

30.11.2012 09:38

Я сам изучал в начальных классах национальный язык – калмыцкий. После третьего класса русские школьники освобождались от обязательного изучения и могли совершенно спокойно его пропускать, в отличие от калмыков. Сказать, что у меня остались какие-то неприятные воспоминания от изучения калмыцкого, я не могу, но и большого смысла в том, что изучал его, тоже не вижу, и кроме десятка слов ничего не помню.

Безусловно, нет никакого смысла заставлять поголовно всех школьников изучать национальный язык, который за пределами региона нигде не понадобится. В России есть государственный язык – русский, которому нужно уделять повышенное внимание в школе.

Должны ли изучать свой родной национальный язык сами носители языка, я не знаю. Вполне нормально, оставить этот вопрос на их усмотрение, - главное, чтобы это не было в ущерб основной школьной программе.

Исмаил-хаджи Бердиев

председатель ДУМ Карачаево-Черкесии, председатель Координационного центра мусульман Северного Кавказа

30.11.2012 09:34

Мы живем в России и у нас основной язык общения – русский, поэтому ни о каких обязательных и приоритетных национальных языках не может быть и речи. В тех школах, где учатся дети коренной национальности, пусть изучают родной язык по общей программе. Но заставлять остальных детей изучать национальный язык никто не имеет права, потому что они живут в России.

Если Татарстану дать право на приоритет изучения национального языка, то начнется анархия, потом начнут требовать чего-то еще для себя специального и так далее – этого нельзя допустить ни в коем случае.

Каким бы Татарстан ни являлся значимым регионом, он в первую очередь входит в состав России, а потом уже является национальной республикой, которая имеет свои национальные, культурные и другие особенности. Разумеется, представитель каждого российского народа должен ставить свою честь выше всего, но общее служение должно быть только России, без этого мы не сможем быть единым государством.

Джафар Бикмаев

Муфтий Ростовской области

30.11.2012 09:29

Вообще неприлично поднимать скандал из-за выяснения того, какой язык кому изучать. Я родился и вырос в татарской деревне в Пензенской области, где все говорили на татарском, но как мне было прожить без знания русского языка? Потом в Бухаре я изучал арабский, позже изучал и персидский язык. Как говорится, знать один язык – это значит обладать одним умом, а знать больше языков – обладать еще большим умом.

Объем изучения русского языка везде в России должен быть достаточным, потому что даже в других странах, когда узнают, что ты из России, начинают разговаривать на русском. У нас многие студенты-мусульмане даже грамотнее некоторых русских, потому что понимают, как важно знать этот язык, и я поддерживаю полностью их стремление к изучению русского языка.

Ришат-хазрат Давыдов

Имам Тульской области

30.11.2012 09:28

Сам прецедент, конечно, очень неприятный и опасный. Но эта проблема началась не сегодня. Например, когда несколько лет назад вводили в школах уроки православия, то они предусматривались как обязательные, и только в результате обсуждений и споров было решено вводить предмет факультативно и говорить обо всех традиционных конфессиях России.

Конечно, есть фанатичные люди, которые после распада СССР почувствовали себя националистами. Но в Татарстане и до распада СССР уже 70% населения не говорили на татарском. Свой родной язык человек должен знать, и это не вина школы, а вина семьи, если он его не знает. В моей семье считалось, что мы татарский знать обязаны, дома мы на нем общались, и это не значило, что родители не любили русский язык, это просто сохранение традиций и корней. В школе мы татарский не изучали, но это не помешало нам его выучить. А сейчас моя дочь учится в обычной тульской школе, она круглая отличница, и как раз по русскому языку и литературе является победительницей многих олимпиад, но при этом она прекрасно знает и татарский.

В нашей области проживает много татар, в Новомосковске есть даже татарская автономия, и там дети добровольно, а не принудительно, собираются и изучают татарский с преподавателем. И это нормально!

В Татарстане почти половина населения - русские, поэтому неправильно заставлять их учить татарский. Русский всегда был объединяющим, и он нужен всем, независимо от того, кто какой национальности. Всякое недовольство на этот счет являются провокацией конфликта, и это нехорошая тенденция, так как этим могут воспользоваться экстремисты, радикальные исламисты, в итоге все может слишком далеко зайти.

Мурад Ибрагимов

преподаватель английского и арабского языка в Пятигорском государственном лингвистическом университете, председатель комитета по гражданско-патриотическому воспитанию молодежи в Молодежной общественной палате Пятигорска

30.11.2012 09:22

Изучение национальных языков должно касаться исключительно носителей этого языка, представителей конкретного народа, и должно быть делом национально-культурным автономии.

К примеру, в Дагестане, откуда я родом и где проживает более 40 народов, национальные языки изучаются добровольно, и это, по-моему, правильно. Я это говорю даже несмотря на то, что, к примеру, мой родной язык – агульский – близок к исчезновению.

Ведь русский язык открывает двери в мир без какой-либо необходимости изучения национального языка. Да, все же понимаем, что языки отражены в культуре народа, и если мы теряем наши языки, то теряем и нашу культуру. Так что поддерживать и развивать свои национальные языки надо, но русский должен быть основным и главенствующим.

Давайте представим, что мы вдруг лишились русского языка – нам будет закрыт доступ в мир. Потому что никакой национальный язык не обладает таким богатством как русский. И во всех наших национальных языках многие слова калькируются с русского языка, так что эти языки не выполняют все функции, как русский язык, которые дает развитие в умственном и научно-производственном плане.

Каждый должен иметь возможность изучать русский язык на достойном уровне. А если в Татарстане русский язык будут изучать слабо, татарам ведь все равно придется путешествовать, вести торговую деятельность, а их коммуникационные способности будут ограничены. Сохраняйте татарский для духовного развития детей, но его нельзя превозносить над русским! Вот встретятся татары с чеченцами или калмыками, на каком языке они будут общаться? Их может объединить только русский.

Олег Ефимов

Ответственный секретарь Межфракционной депутатской группы Государственной Думы ФС РФ в защиту христианских ценностей, Координатор Общественного совета группы

30.11.2012 09:09

Я порой поражаюсь инициативам, которые выдвигают, быть может, из самых лучших соображений и побуждений, но формулируют столь нелепо и провокационно, что кроме чувства недовольства у коренного населения вызывать ничего другого не могут и только обостряют национальные конфликты в тех местах, где требуется, прежде всего, миротворческая деятельность. Будто некоторыми людьми специально провоцируются разногласия через такие необдуманные и бездарные законопроекты.

Мне непонятно, как в данной ситуации изучение национального языка коренного народа противоречит и мешает изучению русского языка. Мы не раз говорили о значимости изучения русского языка и его роли, о знаниях расширяющих горизонты и дающих возможность быть приобщенным не только к русской культуре, но и к шедеврам мировой классики, которые переведены на русский и не существуют на языке этого малого народа.

На законодательном уровне надо закрепить важность изучения национального языка, но наравне с русским. Если народ разбазаривает национальную сокровищницу, то дело власти уберечь национальную культуру и язык, и на государственном уровне правильно дается приоритет национальному языку. Но что мешает совместить это с изучением русского языка и через это приобщиться к мировой культуре? Мне непонятно, почему обязательно надо противопоставлять одно другому, почему надо разыгрывать национальную карту и идти на эти провокации?

Я «за» изучение национальных языков и поддержку на любом уровне национальной культуры, веры и идентичности. Но и «за» важность и необходимость изучения русского языка вместе с тем, а не вместо. И желательно изучение в полноценных объемах, чтобы знание русского языка у представителей этих народов было не меньше чем знание другого иностранного. Призываю всех с особой бережностью и осторожностью касаться всего, что связано с темой национальной идентичности и народной души - языка!
Поделиться ВКонтакте Поделиться в Facebook Поделиться в Twitter

Жириновский: "Мы много раз предлагали включить в преамбулу Конституции фразу "Мы русские и другие народы…". Мы не предлагаем дать русским привилегии или преимущества над другими национальностями в России, но давайте хотя бы уровняем права русских с другими".

22 августа в Даниловом монастыре в Москве состоялась встреча Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с Государственным секретарем Святого Престола кардиналом Пьетро Паролином.

Церковный раскол на Украине

Дмитрий Песков не подтвердил информацию о том, что Владимир Путин в 2015 году сказал украинскому коллеге Петру Порошенко, что может "раздавить армию Украины". "Нет, я практически был на всех переговорах, я не слышал такой фразы", - отметил он.

Происшествия на национальной почве

"В свое время Медведев как президент и как премьер-министр все сделал для того, чтобы позволить нашему олигархату для снижения русской рабочей силы «закачивать» в Россию огромные толпы мигрантов. Спохватились только тогда, когда «жареный петух клюнул», и появились уже целые районы, в том числе в Москве, где доля компактно проживающих мигрантов превышает 20%. А 20% - это уже когда люди навязывают свой образ жизни, не желают адаптироваться, и по сути дела становятся хозяевами ситуации..."

"Мы знаем, что президент уже услышал граждан, сказав, что необходимо разобраться с данной законодательной инициативой, и фактически отложив ее рассмотрение во втором чтении. А теперь еще и патриарх высказался. Мы должны с коронавирусом бороться, а не с гражданами, поэтому тут с патриархом трудно не согласиться..."

Такое впечатление, что либеральные страны Европы по-прежнему живут иллюзиями 80-х-90-х годов, когда они чувствовали себя в абсолютной безопасности, когда были ослаблены социальные противоречия, и можно было пользоваться очень широкими свободами, давая свободы и меньшинствам, в том числе национальным. Но ситуация изменилась, и меньшинства претендуют уже на свою долю власти и богатства. Они активно выступают против действующей системы политических, экономических и социальных отношений в этих ...