Преступления, совершаемые людьми в погонах с использованием своего служебного положения, должны приравниваться к госизмене

Официально зарегистрированным политическим партиям не нужно собирать подписи - за них несут ответственность высшие органы партии, эта обязанность должна распространяться только на самовыдвиженцев

http://susanin.udm.ru/news/2012/07/08/385758

Виновен ли губернатор в межнациональных конфликтах? - Мнения парламентариев

26.12.2012 16:10


Председатель Комитета Госдумы по межнациональным отношениям Гаджимет Сафаралиев и зампред думского комитета по федеративному устройству Рамазан Абдулатипов подготовили законопроект, направленный на привлечение к уголовной ответственности глав регионов и муниципальных образований за межэтнические конфликты на их территории, пишет Lenta.ru со ссылкой на газету "Известия".

Проект закона предусматривает разные виды наказания для руководителей регионов в зависимости от степени их вины в межэтнических конфликтах. Так, за сам факт допущения межнационального конфликта предлагается налагать штраф до полумиллиона рублей. Если же глава региона или района "способствовал развитию конфликта словами или конкретными поступками", то законопроект предусматривает для него уголовную ответственность - вплоть до двух лет лишения свободы.

Такие меры, считают депутаты, помогут предотвратить межэтнические конфликты, подобные столкновению в Кондопоге в 2006 году или в поселке Демьяново Кировской области летом 2012 года.

Как отмечает издание, у данной инициативы есть не только сторонники, но и противники. Если губернатор Тамбовской области Олег Бетин поддержал идею, заявив, что глава региона "должен нести ответственность за то, что происходит на его территории", то глава рабочей группы по миграционной политике Совета по правам человека при президенте Евгений Бобров выступил категорически против. По его мнению, межэтнические столкновения не являются предметом прямой ответственности главы региона или района. Он также считает, что такой закон может стать инструментом политической расправы.

«Как вы можете прокомментировать данное предложение? Как прописать меру ответственности губернатора: за что и какое наказание?» - с такими вопросами корреспондент Regions.Ru обратился к представителям верхней и нижней палат парламента.

Валерий Шнякин

Член комитетов СФ по международным делам и по обороне и безопасности (2010-2014). Заместитель генсекретаря Всеобщей конфедерации профсоюзов. Член ЕР

26.12.2012 16:30

Не вижу необходимости в таком законе. Нашим руководителям в субъектах и так достается, ответственности на них и так достаточно висит. Не исключаю, что при такой нагрузке очень достойные люди, профессионалы своего дела, проанализировав все обременения, которые ложатся и еще могут лечь на плечи исполнительной власти, просто начнут отказываться от столь «заманчивой» перспективы. Посудите сами, если он успешный политик, успешный бизнесмен, зачем ему соваться туда, где на него будут сыпаться все шишки?!

Кроме того, не думаю, что найдутся руководители субъектов, которые будут инициировать какие-то выступления, направленные на поддержку межэтнических распрей, или не будут пресекать развитие межнациональных конфликтов.

На мой взгляд, ситуация в России в области межнациональных отношений достаточно спокойная, чтобы из-за одного-двух случаев принимать такого рода закон.

Сергей Обухов

Зампред Комитета ГД по делам общественных объединений и религиозных организаций, член фракции КПРФ

26.12.2012 16:28

Если следовать логике этого законопроекта, то получается, что подготовлен он в несколько усеченном виде. Раз уж ставится вопрос об ответственности за межнациональные конфликты региональных руководителей, то подобную ответственность следует распространить и на федеральные власти, на президента и главу правительства. Ведь от их политики напрямую зависит и решение проблемы нелегальной миграции, и борьба с терроризмом, и меры по противодействию межэтническим столкновениям.

С другой стороны, в действующем российском законодательстве определены виды ответственности глав администраций – за халатность, бездействие и т.д. Беда в том, что на практике соответствующие санкции, как правило, к руководителям различных уровней не применяются. Случаи отрешений от должности за конкретные проступки и правонарушения в реальности почти не встречаются, а только декларируются.

Но основную проблему я вижу в том, что большинство местных руководителей, в особенности муниципального и сельского уровней, на сегодня не имеют реальных рычагов влияния на ситуацию у себя на местах, в том числе и на ситуацию с межнациональными отношениями. Силовые структуры, включая органы ФСБ и полиции, им не подчиняются, бюджетные средства крайне скудны. И пока у нас действует перевернутая пирамида в распределении прав, обязанностей и ресурсов, вопрос о степени ответственности глав местных администраций за ситуацию с межнациональными отношениями будет оставаться весьма спорным. На мой взгляд, львиная доля этой ответственности лежит сегодня на федеральной власти. О какой вине местных руководителей можно вести речь, если Федеральная миграционная служба до сих пор не в состоянии решить проблему нелегальной миграции, которая с каждым годом становится все острее?

Поэтому мне представляется, что на данном этапе авторы законопроекта не там ищут ответственных за сегодняшние межэтнические конфликты в России.

Валерий Зубов

Член комитета ГД по транспорту. Фракция "СР",
губернатор Красноярского края (1993—1998)

26.12.2012 16:25

Меры, предусмотренные в этом законопроекте, могут оказаться одновременно и несправедливыми, и бесполезными.

Во-первых, за подстрекательство к межнациональным конфликтам, разжигание межнациональной розни меры ответственности уже предусмотрены в действующем УК.

Я также полагаю, что немного лихо требовать с главы региона или местного самоуправления, чтобы на его территории все было тихо и мирно в плане межнациональных отношений. У нас федералы-то не могут справиться с проблемами в этой области, а здесь предлагается спрашивать с руководства регионов, многие из которых являются к тому же дотационными и еле сводят концы с концами.

Конечно, очень удобно переложить ответственность за ситуацию с межнациональными отношениями на региональных лидеров, но только проку от этого не будет. Как можно спрашивать с руководителей, у которых нет практически никаких рычагов управления силовыми структурами в своих субъектах? Все они имеют сегодня строгую линейную подчиненность федеральным ведомствам. Поэтому единственное, чего можно ожидать от местных руководителей – это содействия каким-то мероприятиям, направленным на укрепление в их территориях добрососедских отношений между людьми разных национальностей. Опять же, если позволят возможности региональных бюджетов.

Основную ответственность за состояние межнациональных отношений в России должна нести федеральная власть, выстраивая грамотную национальную политику, повышая эффективность действий правоохранительных структур по предотвращению межэтнических конфликтов.

Исса Костоев

Заслуженный юрист РФ, экс-сенатор от Республики Ингушетия (2002-2009)

26.12.2012 16:16

Я поддерживаю этот законопроект. С удовольствием мог бы принять участие в его подготовке.

На сегодняшний день межнациональные отношения в стране таковы, что любые меры, направленные на поддержание межнационального мира, излишними не будут. С горечью приходится констатировать, что межнациональная нетерпимость стала для нас уже практически нормой жизни. Кто должен отвечать, если то там, то здесь вспыхивают межэтнические конфликты? Местная власть в том числе. Считаю, что одним из пунктов предвыборной программы кандидатов в губернаторы, на пост глав муниципальных образований, должно быть обязательство по соблюдению межэтнического мира и согласия на вверенной ему территории. Власть же думает, к примеру, о сборе налогов. Но проблема межнациональных отношений куда более важна. Ведь во время конфликтов и налоги не будут собираться.

В нашей Конституции есть статья, гласящая, что не допускается пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть или вражду. Но она безжизненна – за прямое или косвенное разжигание межнациональной розни у нас никого не привлекали. Между тем есть люди, ответственные за межнациональное согласие, – это главы регионов, районов, которые и должны отвечать за свое бездействие, за попустительство, за то, что недосмотрели, не просчитали вперед, в результате чего из всех щелей поползли сплошные «исты».

Что же касается введения конкретного наказания губернатора за какой-то его определенный проступок в области межнациональных отношений, то здесь надо все хорошенько обдумать. Но, что это должно быт прописано – это факт. Ведь губернатор отвечает за жизни граждан.

Владимир Овсянников

Депутат 4-6 созывов (до июня 2013), первый заместитель руководителя фракции ЛДПР

26.12.2012 16:16

Я считаю глупой эту законодательную инициативу и саму постановку вопроса. Если будет такой закон, то можно будет «подставить» фактически любого главу региона, разыграв или спровоцировав ту или иную потасовку на межнациональной почве. В каждом субъекте РФ найдутся группы, заинтересованные в смене руководства региона, которые с удовольствием воспользуются возможностью привлечь это руководство к правовой ответственности.

Ситуация с межэтническими конфликтами зависит не от глав регионов, а от массы других факторов. Посмотрите, что происходит сегодня на Ставрополье: там уже вовсю идет процесс выживания славян с этой территории. Руководство региона куда только не обращалось с призывом помочь им в разрешении проблемы, но никаких мер до сих пор принято не было. Между тем, по нашему мнению, уже давно можно было решить вопрос о выведении Ставропольского края из состава Северокавказского округа.

Многие конфликты на межнациональной почве возникают, как известно, спонтанно, предугадать их невозможно. Скажем, на каком-нибудь рынке посмотрели друг на друга косо, и начали друг другу морды бить. Что, виновато в этом местное руководство? Устраивать им из-за этого экзекуцию?

Ни одному региональному руководителю не нужны конфликтные ситуации на подведомственных территориях, все заинтересованы в максимальной стабильности. Считаю, что предлагаемый законопроект лишен здравого смысла и не найдет поддержки.
Поделиться ВКонтакте Поделиться в Facebook Поделиться в Twitter
Парламентарии комментируют

Попробуйте отъехать за 200 километров от Москвы – там брошенной земли навалом. Пожалуйста, развивайте там новые строительные проекты! Но лес, и это понятно даже детям, - это легкие малых и больших городов, не говоря уже про его огромное противопаводковое значение. К лесу надо относиться очень аккуратно и бережно, думая о будущих поколениях, а не только о себе. Поэтому, и местные, и региональные органы власти должны проявить государственный подход, заботу о будущих поколениях, и сказать подготовленным поправкам решительное «нет»

Нелепо требовать декларации о доходах от сельских депутатов, которые не получают никакой зарплаты. Люди резонно говорят, что они не имеют никаких преимуществ от этой своей деятельности, а их еще заставляют мучиться и собирать какие-то бумажки, справки. И не случайно сельские депутаты, в том числе довольно активные, нередко складывают свои полномочия, поскольку предпочитают избавиться от лишней суеты

Ошибки правоохранителей и следователей бывают не только в нашей стране – такое по всему миру происходит. Но бороться с этим, конечно же, необходимо. Уже давно надо было предусмотреть определенную ответственность работников правоохранительной системы за подобные ситуации. Порой бывает такое, что хоть и не без суда и следствия, но человека могут, не разобравшись задержать, увезти, продержать его два дня