Православное братство ответило «Русской народной линии»

28.12.2012 10:41


После того, как Regions.Ru перепечатали материал «Проблемы церковной жизни: заостровский раскол» , в редакцию поступило письмо от Воскресенского малого православного братства г. Москвы с просьбой опубликовать на нашем сайте их ответ на эту публикацию. Ниже приводим текст полностью:

"Донос с обострением"

«Русская народная линия», маргинальный фундаменталистский ресурс, перешел к активным раскольническим действиям в Русской Православной Церкви.

Сначала немного предыстории. РНЛ – искусственное образование, появившееся два года назад, когда «Русскую линию», известную как прибежище церковных фундаменталистов и мракобесов, лишили спонсорской поддержки благодетели, обеспокоенные антицерковным креном ресурса. В редакции возник раскол, и более умеренная часть осталась в «Русской линии», а «запредельщики» ушли и организовали новый ресурс – РНЛ. Новая, возникшая путем «деления при отрубании» и гораздо более злобная голова дракона, уже не сдерживаемая относительно разумными и умеренными сотоварищами, тут же пустилась во все тяжкие. Достаточно зайти в любой поисковик, чтобы тут же наткнуться на заголовки «РНЛ выступила против Патриарха и Синода», «"Русская народная линия" ведет себя как раскольнический антицерковный ресурс», «Красносельская прокуратура выдвинула против Русской народной линии обвинение в экстремизме»…

Однако все это, так же как и анекдотические репортажи РНЛ с «освящения часовни в честь св. блгв. Царя Иоанна Грозного» со «словом Митрофорного Протоиерея Алексия Аверьянова» (орфография оригинала сохранена, и она тем более показательна, что г-н Аверьянов является бывшим клириком РПЦЗ, извергнутым из сана аж в 1996 году за прелюбодеяние), к сожалению, не мешает порой вполне нормальным авторам и материалам появляться на страницах ресурса вперемешку с неаппетитной и дурно пахнущей субстанцией. И если знающие люди повторяют в один голос «я давно говорил, что РНЛ неисправима», то незнающие (а их, как всегда, гораздо больше) могут вполне добросовестно ошибиться. На этом и играет РНЛ, втягивая наиболее консервативно настроенную часть церковного и околоцерковного народа в опасные игры, угрожающие целостности Церкви.

Одна из партий этой игры, задуманная и осуществленная с недюжинным размахом, направлена против Архангельской митрополии, куда сотрудники РНЛ не поленились отправиться в командировку. Целью «церковной деятельности» антицерковного ресурса, решившего вмешаться во внутренние дела епархии, стал приход села Заостровье и его настоятель, священник Иоанн Привалов.

И о храме, и о священнике стоит сказать особо. Сельский приход, в течение многих лет организующий для своих односельчан и жителей близлежащего большого города встречи с такими людьми, как артист Сергей Юрский, певица Елена Камбурова, писатель Лидия Чуковская, редактор «Вестника РХД» Никита Струве, – явление в нашей церкви незаурядное. Авторитетный среди населения многочисленный сельский приход - тоже большая редкость. В Заостровском приходе Архангельской епархии воплощено и то и другое. Священник, решившийся двадцать лет назад, несмотря на кляузы, угрозы и сопротивление, поставить себе правилом то, что в последние годы становится, наконец, правилом для всей нашей Церкви – не крестить людей без подготовки, – заслуживает как минимум искреннего уважения. Вот против этого храма и этого священника и начала свою войну РНЛ, стремясь противопоставить приход епархии и прихожан друг другу. Не кто-нибудь, а зам. главного редактора отправился в поморскую глушь с одной целью: собрать тех, кто недоволен приходом и настоятелем, и создать из их жалоб и наездов «глас народа». Чего стоит такой «глас», хорошо понимает любой настоятель многочисленного прихода, где всегда найдется три-четыре человека, очень им недовольных. И если их собрать, включить диктофон, а может быть и немного подсказать («а не показалось ли вам, что этот человек знаком с техникой манипуляции?»), то они с готовностью расскажут примерно следующее: «у меня сложилось мнение, что он знаком с методами психологического воздействия на людей», «когда приехал новый настоятель, я сразу почувствовала какое-то внутреннее несогласие с ним», «я выбежала из храма, после чего выглядела больной»… Знакомо, не правда ли? И не долг ли любого православного человека в ответ на такие откровения, так же как и на столь знакомые претензии «любви у них недостает…» не только не собеседовать с тем лукавым духом, который заставляет человека плохо себя чувствовать в храме (а то и выбегать из него), но помочь противостать искушению? Однако автор «разоблачительного» опуса с радостью берет всё это на карандаш. Остается лишь предположить, что и ему, и представляемому им ресурсу подлинные авторы реплик, то есть не плоть и кровь, а духи злобы поднебесной, служащие все большему разделению – вовсе не чужие.

Все пятеро собеседников «линии» в разное время перестали ходить в заостровский храм. Однако именно их, а не сотни духовных чад о. Иоанна автор РНЛ с упорством называет «прихожанами». Так же как и живущих в Архангельске и посещающих совсем другие храмы авторов некоего загадочного «разоблачительного» письма, представляющего собой уже другой сюжет и другой контекст.

Жанр этого письма весьма древний, но по-настоящему расцветший в нашей несчастной стране лишь в минувшее столетие – донос. С помощью доносов советские люди (не все, но многие) решали бытовые и семейные проблемы, строили карьеру, сводили личные счеты, реализовывали душившие их зависть и обиду. И нет ничего страшнее, чем сталкиваться с реликтом этого сегодня в церковной ограде, более того, сталкиваться со знакомым нам все по тем же временам гонений и репрессий доносом публичным, авторы которого не стесняются его еще и опубликовать при случае полностью или частично (правда, скрывая при этом свои фамилии).

Главный принцип доноса в том, что доказывать здесь ничего не нужно, и чем страшнее и абсурднее обвинения, тем лучше. Или наоборот: о вещах обыденных или даже нестандартно хороших советуется говорить с многозначительным зловещим многоточием. В результате постоянно цитируемое в статье РНЛ письмо, по одной версии подписанное «прихожанами» в числе аж трехсот человек, по другой – обеспокоенными архангелогородцами («возмущенными трудящимися»), обвиняет заостровский приход в том, что там… принято причащаться за каждой литургией. Что касается набора остальных обвинений, то они производят впечатление чего-то очень – до зубной боли – знакомого. Внимательно приглядевшись, понимаешь, что это дежурный набор. Он был предъявлен когда-то в серии статей все той же РНЛ. С ним выступал и родственный ей ресурс «Благодатный огонь», который недавно пережил очень его возмутивший, но вполне обоснованный отказ в присвоении грифа Синодального информационного отдела (такой гриф необходим для любой периодики, распространяемой в храмах Русской Православной Церкви). Этот набор «выстрелил» тогда по совсем другому священнику – о. Георгию Кочеткову, и по другим прихожанам. Зачем тратить силы и что-то придумывать? Почему бы не пойти по стандартной канве и написать не раз слышанные формулы (тоже очень знакомо: «враг народа», «вредитель» и «японский/американский/немецкий/французский шпион» помнится, чередовались в своё время с утомляющей периодичностью). Кто же и почему написал этот перл, с такой охотой подхваченный и обнародованный РНЛ? И почему епархиальное начальство допускает бесцеремонное вмешательство нецерковного ресурса, устраивающего беспорядки и сталкивающего верующих друг с другом, в дела епархии?

Увы, в Архангельской митрополии у одиозной РНЛ есть свои читатели и почитатели. Ядовитые семена уже дали здесь свои всходы, и те самые старые, чуть не десятилетней давности статьи, которые стали образцом для авторов доноса, в течение всего последнего года переопубликовывались парой местных архангельских сайтов.

Как известно, положение в Архангельской епархии в последнее время очень тяжелое. В эту-то непростую ситуацию, в появившиеся трещины, и пытается вставить свой грязный сапог раскольническая «линия». При этом РНЛ громко кричит «Держи вора!» уже в названии статьи: «Заостровский раскол». За этим шумом читатель не видит очевидную, казалось бы, вещь: обвиняемый РНЛ и хором из пяти «обиженных» и «нескольких сотен» виртуальных голосов о. Иоанн сам ни на кого не нападает и никого не обвиняет. А ведь мог бы. Когда год назад у него отняли второго священника – воспитанного и взращенного в храме помощника, хорошо знающего людей, их нужды и проблемы. Когда недавно назначили на приход «помощником» другого – не знакомого ни с кем из прихожан, зато прославившегося тем, что втихую воровал в библиотеках книги, казавшиеся ему «недостаточно православными» и так же втихую сжигал их. О. Иоанн, любимец журналистов и читателей одной из самых популярных архангельских газет, «Правды Севера» (и не её одной), мог бы поднять шум, рассказать о происходящем с красочными подробностями. Но не стал. Он продолжал тихо делать то дело, которым занимается двадцать с лишним лет – собирать и просвещать людей, врачевать их сердечные раны, помогать бороться с собственными грехами, обретать жизненную силу. Поразительно, что даже клеветники в тех немногих словах, где они перестают туманно и «в общих чертах» осуждать жизнь прихода, а переходят к живой конкретике, не могут не признать: «Батюшка действительно мне помог, научил молиться, в результате в семье произошли перемены к лучшему». Других, настоящих прихожан, те несколько сотен человек, что могли бы с благодарностью сказать гораздо больше, понятное дело, никто ни о чем не спрашивал…

Можно было бы, конечно, сказать: велика ли важность, если всем известные как маргиналы сотрудники РНЛ напали в очередной раз на хорошего человека, незаурядного священника, доброго пастыря? Однако отвратительную и по тону, и по содержанию статью уже начали перепечатывать близкие ей по духу архангельские и центральные ресурсы. Понимают ли эти люди, каких духов они поощряют, какого джина выпускают из бутылки – совсем не думая о том, удастся ли запихнуть его обратно? Может быть, и нет. А тем временем в ветке обсуждения статьи на «Русской народной линии» под запятую с попавшим под удар о. Иоанном уже поносят руководителей Синодальных отделов Русской православной церкви, Святейшего патриарха и вкупе с ними и архангельского архиерея – за недостаточную ревность, за медлительность в расправе…

Александра Наумченко,
член Воскресенского малого православного братства, г. Москва

Поделиться ВКонтакте Поделиться в Facebook Поделиться в Twitter

В Санкт-Петербурге открыли мемориальную доску финскому фельдмаршалу Карлу Маннергейму. Она установлена на фасаде здания Военной академии материально-технического обеспечения на Захарьевской улице – где некогда квартировался Кавалергарский полк, где служил тогда ещё поручик российской армии Маннергейм.

Иерей Вячеслав Кочкин

благочинный Адамовского округа Орской епархии, руководитель отдела по взаимодействию с лечебными учреждениями Орской епархии, настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы п. Адамовки

Наша делегация не едет на Всеправославный собор потому, что наша Церковь действительно руководима Духом Святым

Поводом для потасовки, по версии следствия, стало желание Чабуева взять под свой контроль работавших там таджиков-нелегалов — директор хотел принудить иммигрантов «передавать ему часть прибыли либо прекратить свою деятельность».

В рамадан верующий мусульманин в светлое время суток не должен ни есть, ни пить, ни курить, ни вступать в супружеское общение - все это можно делать только ночью – когда «нельзя отличить белую нитку от черной»

доцент кафедры теологии Рязанского госуниверситета, председатель отдела религиозного образования Рязанской епархии