Если в течение восьми лет Запад не смог посадить Киев за стол переговоров с Донецком и Луганском, то сегодня это сделает Россия

Если сложить уровень жизни какой-нибудь Марьи Ивановны, уборщицы и того же Абрамовича, то, конечно, в среднем получится выше, чем в СССР

Как оценить эффективность вуза? - Мнения парламентариев

19.02.2013 17:22


Минобрнауки России планирует изменить критерии ежегодного мониторинга эффективности вузов и будет учитывать число выпускников, оказавшихся на бирже труда. Этот критерий, как предполагается, будет единым для всех вузов.

Как сообщил газете «Коммерсант» замглавы министерства Александр Климов, на сегодняшний день примерно 6% молодых специалистов сразу после окончания вуза встают на учет в качестве безработных, - чаще всего это юристы и экономисты.

Кроме того, планируется изменить оценку учебных заведений с образовательной спецификой, например творческих, транспортных или военных. "Они получат свои дополнительные критерии оценки, разработанные при участии профильных министерств. Так, министерство культуры уже предложило два таких показателя. Во-первых, оценивать, как абитуриенты сдали творческие экзамены. Во-вторых, смотреть, насколько хорошо вузы участвуют в творческих мероприятиях, концертах и спектаклях", — пояснил Климов.

Минобрнауки в 2012 году опубликовало результаты мониторинга высших учебных заведений. Всего в нем приняли участие 541 государственный вуз и 994 филиала. Признаки неэффективности обнаружили у 136 вузов, некоторые из них – с очень высокой репутацией в профессиональной среде, например, РГГУ и МАРХИ. Многие эксперты тогда отмечали, что само попадание этих заведений в список неэффективных свидетельствует о негодности заданных критериев.

Позже решения относительно некоторых вузов были пересмотрены.

Отметим, что предложения оценивать вузы исходя из дальнейшей судьбы их выпускников звучали сразу после опубликования министерского рейтинга. В частности, свящ. Валерий Буланников в интервью Regions.Ru сказал: «Рейтинги очень неточны и необъективны - идет ли речь о национальных экономиках или об эффективности вузов. Надо бы судить по тому, как трудоустраиваются выпускники тех или иных вузов, но у нас таких данных нет. А все другие оценки будут очень субъективными и не дадут реального представления о положении дел».

Другие комментаторы уточняли, что судить вузы надо по доле выпускников, трудоустроившихся по специальности.

См. также:
Справедливы ли обвинения против Минобрнауки? - Мнения парламентариев

Как бы вы предложили оценивать эффективность высшего образования? Не следует ли вернуться к советской системе распределения бюджетных выпускников - это помогло бы обеспечить село врачами и педагогами и справиться с оттоком населения из провинции? С такими вопросами Regions.ru обратились к представителям верхней и нижней палат парламента.

Гаджимет Сафаралиев

Член комитета Госдумы по образованию и науке, фракция «Единая Россия»

19.02.2013 17:35

Понятно, что успешное трудоустройство выпускников вуза по полученным специальностям характеризует его с лучшей стороны.

Однако по сведениям с биржи труда все-таки нельзя определить, сколько в действительности выпускников не смогли найти работу. Ведь далеко не каждый, столкнувшись с проблемой трудоустройства, идет регистрироваться в службу занятости. Кто-то в поисках подходящей вакансии может где-то подрабатывать, кто-то просто определенное время ждет обещанное ему место.

Поэтому в основе оценки вузов должны лежать более ощутимые и реалистичные параметры, такие как активность вузов в научной деятельности, уровень преподавательского состава, состояние материальной базы и др. При этом количество иностранных студентов или общая площадь учебных помещений явно не должны быть в числе основных показателей.

Думаю, вернуться к советской системе распределения выпускников-бюджетников нам уже не удастся. В СССР как в унитарном государстве с жесткой плановой экономикой для системы обязательного распределения существовали свои условия. Сегодня же мы живем в совсем другой стране, с другими законами. Просто каждый уважающий себя вуз должен заботиться о судьбе своих выпускников, вести поиск потенциальных работодателей, заключать с ними соответствующие договора.

Олег Смолин

1-й зампред Комитета ГД по науке и высшему образованию, фракция «КПРФ»

19.02.2013 17:34

Предложенный министерством новый критерий оценки деятельности вузов я оцениваю положительно – во всяком случае, по сравнению с теми критериями, которые использовались прошлой осенью и зимой.

Однако очевидно, что какого-либо единого универсального критерия здесь быть не может. На мой взгляд, должно быть порядка 15 показателей, которые могли бы взаимно сглаживаться в случае выявления на практике своих возможных недостатков. При этом необходимо учитывать, что далеко не все вузы можно оценивать по одним и тем же критериям. Скажем, к культурным и всем прочим вузам, выполняющим социальную миссию, подход должен быть особый.

Самое главное – согласовать критерии министерского мониторинга с теми, по которым производится аттестация вузов. Не должно быть такого, чтобы Минобрнауки и Рособрнадзор действовали сами по себе. Поэтому данным ведомствам, Союзу российских ректоров, парламентским комитетам и представителям общественности нужно совместно выработать такую систему оценок, которая приносила бы вузовскому образованию в России пользу, а не вред. В той же Норвегии национальной идеей сегодня стал лозунг: «Норвегия открывает университеты», и мы не должны допускать, чтобы Россия пошла по обратному пути.

Если говорить о советской системе послевузовского распределения, то хочу напомнить, что в советское время выпускники получали от государства не только гарантии трудоустройства, но и ряд других социальных гарантий, обеспечивавших им достойную жизнь там, куда они направлялись работать. Поэтому вернуться в той или иной степени к аналогичной системе можно лишь в случае, если будет реализована формула: дополнительные обязательства в обмен на дополнительные гарантии. Если при оплате труда учителей, существующей сегодня во многих регионах, молодых специалистов не обеспечивать жильем, необходимыми подъемными и т.д., то на повышение интереса молодежи к педагогическим вузам вряд ли стоит рассчитывать.

Виктор Шудегов

Депутат Госдумы 5-го и 6-го созывов, член партии «Справедливая Россия»

19.02.2013 17:33

То, что Министерство образования начало наконец прислушиваться к мнению научно-педагогической общественности – это уже большой плюс, этого оппозиционные партии добивались давно.

Не знаю, почему министерство сразу не догадалось, что трудоустройство выпускников является одним из важнейших критериев оценки вуза. Это характеризует и качество работы вуза, и его востребованность в конкретном регионе. Главным же критерием эффективности, и я давно об этом говорю, должны являться уровень и качество знаний выпускника. Скажем, Ижевский государственный технический университет готовит высококлассных специалистов по программированию, его выпускники часто становятся призерами многих всероссийских и международных конференций. Вуз стремится во всем поддерживать высочайшее качество своего обучения.

Что касается советской системы послевузовского распределения, то, как известно, она и в те времена вызывала немало критики, слез со стороны самих выпускников, не желавших на три года покидать свой родной город. Думаю, возвращение к подобной системе означало бы сегодня определенное нарушение прав наших граждан. Вместо этого нам нужно добиваться квотирования некоторого процента рабочих мест для тех выпускников бюджетных вузов, кто впервые сталкивается с поиском работы. В ближайшее время от имени фракции «Справедливая Россия» в Думу будет внесет проект соответствующего закона. Мы предлагаем, чтобы все предприятия численностью от ста до двухсот работников ежегодно резервировали для таких выпускников 2% своих рабочих мест. Это не так уж и много: всего 4 рабочих места на предприятие в 200 человек. Государство ведь фактически дает каждому бюджетному вузу госзаказ: подготовить столько-то специалистов по таким-то направлениям. Поэтому оно должно заботиться и о своевременном трудоустройстве выпускников таких вузов.

Валерий Сударенков

Сенатор от Калужской области (2000-2015). Губернатор Калужской области (1996-2000)

19.02.2013 17:31

Честно говоря, я не верю в эффективность критерия, связанного с количеством нетрудоустроенных выпускников. Вряд ли это можно считать реальным индикатором работы вуза.

Непонятно, при чем тут биржа труда, когда речь идет о качестве вузовской подготовки. На бирже труда может оказаться и человек, получивший хорошую специальность в хорошем вузе. Недавно в Москве я встретил охранника одного ЧОПа, окончившего Лесотехническую академию. Выяснилось, что у них в Брянской области ликвидировали лесхоз, и он вынужден был устроиться работать в Москве охранником. Разве можно винить в этом академию? Она подготовила хорошего специалиста: другое дело, что в данной области специалисты постепенно вообще становятся не нужны.

Думаю, одним из главных критериев оценки деятельности вуза является поток абитуриентов, которые стремятся туда попасть. Если стоит очередь из абитуриентов, это уже говорит о том, что вуз эффективен, что он утвердил себя на своем поле. Не случайно самые рейтинговые мировые вузы отличаются и наибольшим количеством студентов, и внушительными объемами финансирования.

Другим важным критерием, на мой взгляд, выступает реальное продвижение выпускника по карьерной лестнице, причем в плане профессионального, а не административного роста. Скажем, человек по окончании вуза может 20 лет проработать инженером, и так и остаться в этой должности, но квалификация его все это время растет. Полагаю, что не последнюю роль в оценке вуза могут играть и династические пристрастия, когда в один и тот же вуз поступают друг за другом новые поколения одной и той же семьи. К примеру, у меня в семье уже шесть человек являются выпускниками МГТУ. В общем, критерии нужно стараться применять близкие к жизни и потребностям людей, а не к тем или иным цифрам.

К идее о возвращении советской системы распределения выпускников бюджетных вузов я отношусь абсолютно отрицательно. Всякое принудительное распределение пользы не несет. Мы уже пережили практику, когда молодежь отправляли на три года в отдаленные регионы, сельскую местность, откуда она потом благополучно возвращалась – нередко еще до окончания срока «отработки». Распределение выпускников должно осуществляться открыто и осознанно, исключительно по взаимному согласию между ними и теми, кто предлагает им работу.

Хусейн Чеченов

Экс-сенатор от Кабардино-Балкарской республики (2004-2010), член Совета по вопросам интеллектуальной собственности при Председателе СФ

19.02.2013 17:29

Всем известно, что критерии оценки эффективности вузов, изначально предложенные Министерством образования, вызвали остро негативные отклики со стороны экспертного сообщества, вузовских преподавателей, самих студентов. Это говорит о том, что такие принципиальные вопросы нужно не рассматривать в кабинетах трех-четырех чиновников, а всесторонне обсуждать с теми, кто готовит выпускников, от кого непосредственно зависит улучшение качества нашего образования.

Количество выпускников, не нашедших работу по выходе из института, – это довольно сомнительный и опосредованный показатель для анализа эффективности учебного заведения. Зачастую не от квалификации человека зависит, удалось ли ему устроиться сегодня на работу. К сожалению, такие отрасли, как космонавтика, авиастроение, морской флот, да и фактически весь промышленный блок у нас сейчас в состоянии застоя. Поэтому здесь вина не конкретных вузов, а ситуации в российской экономике, где оказались не востребованными целые отрасли и соответствующие специалисты. Мы не можем закрывать авиационные институты только потому, что положение дел с авиастроением у нас оставляет желать лучшего.

Считаю, что среди критериев оценки вузов должны быть, в частности, качество преподавательской работы, опыт научной деятельности преподавательского состава, уровень международных связей. Безусловно, принципиальную роль играет оснащенность учебного процесса, учебно-лабораторной базы современным оборудованием, отвечающим сегодняшним технологическим требованиям.

Думаю, нам уже не следует возвращаться к советской практике распределения выпускников-бюджетников. Раз уж мы с таким энтузиазмом выступаем за развитие рыночных форм экономики, мы должны думать о новых, более прогрессивных путях, а не оглядываться назад. Сам я поддерживаю идею внедрения в России системы образовательного кредитования. Получив от конкретного предприятия или компании деньги на обучение в престижном вузе, человек брал бы на себя обязательство отработать в этой организации по окончании вуза, условно говоря, от трех до пяти лет. В случае невыполнения данного обязательства деньги ему пришлось бы вернуть. Стоит отметить, что аналогичная или похожая практика действует сегодня во многих развитых странах.
Поделиться ВКонтакте Поделиться в Facebook Поделиться в Twitter
Единый день голосования - 2018

Временно исполняющий обязанности главы Хакасии Михаил Развозжаев сообщил, что официальные итоги выборов руководителя региона могут подвести в среду. Через сутки может быть собран Верховный совет, где избранный глава принесет присягу и приступит к обязанностям.

Украина и Россия

"Мы понимаем, что если в теории наступательная операция будет проводиться РФ с задействованием воздушных сил, то наша армия просто не выстоит".

Санкции против России и ответ на них

Американский Конгресс может не успеть принять закон о новых санкциях против России до конца года и будет вынужден отложить введение ограничительных мер.

Вступление Крыма в состав России

Цеков: "Именно в украинском государстве преследуют за свободу слова, вмешиваются в религиозные дела, осуществляют внесудебные расправы, аресты и убийства. Всё это происходит на Украине, но они в очередной раз валят с больной головы на здоровую. Ложь стала нормой в деятельности США, стран ЕС и тех, кто их поддерживает".

Коррупция

За особо крупные размеры коррупционных деяний наказания должны быть предусмотрены предельно жесткие, вплоть до высшей меры. Да, сегодня это не смертная казнь, и даже не пожизненный срок, но зато приговор к максимальному сроку предусматривает, что преступник не может быть амнистирован, помилован, выпущен по УДО, и т.д. И конечно, необходима конфискация имущества как отдельный вид наказания. Нет полной компенсации ущерба, - а так получается сплошь и рядом, - значит осуществляется конфискация имущества

"Система электронного голосования должна иметь надежную степень защиты. Почему люди голосуют в кабинках? Для того, чтобы никто человеку не мешал: он один заходит в кабинку и один заполняет свой бюллетень. А когда голосование происходит дистанционно, мы не знаем, где оно происходит и как. Может, человек на работе голосует, и не самостоятельно, а под чьим-то давлением. Но и традиционный способ голосования посредством бюллетеней не может обезопасить от фальсификаций, если нет должного контроля..."

"Не суровость наказания предотвращает преступление, а его неотвратимость. Вот с неотвратимостью наказания у нас как раз проблемы, неотвратимости нам, к сожалению, серьезно не хватает. Вспомните знаменитую историю с госпожой Васильевой. Воровство-то было тогда не где-нибудь, а в армии, по обороноспособности страны удар был нанесен ощутимый, - и ничего, мягонько все закончилось для фигурантов дела..."

"Хочется напомнить, что КПСС тоже побеждала по одномандатным округам. А как только ситуация изменилась, как только Борька «замочил» Мишку, то тут же все бывшие партийные депутаты-мажоритарщики быстренько стали голосовать за Ельцина. Так что, партсписки были бы для них как раз более выгодными, поскольку система партсписков позволяет контролировать депутата, который теряет самостоятельность. А одномандатник – он в любой момент может откреститься от партии, и послать ее к едрене фене..."

"Вопрос наименования главы региона - вопрос скорее идеологический, чем юридический. Понятно, что парламент Республики Татарстан хотел бы, чтобы их глава назывался так же, как и глава российского государства, а именно – президентом. В унификации наименования глав регионов видят некий дальнейший шаг к ограничению самостоятельности Республики Татарстан. Но даже руководитель Чечни, которая сейчас демонстрирует, пожалуй, наибольшую самостоятельность, давно именует себя главой республики, а не прези ...

На сегодняшний день есть угроза дальнейшего обострения отношений между Россией и США, и дальнейших действий США, направленных на то, чтобы уничтожить российское государство так же, как это было с Советским Союзом. Очевидно, что США продолжат действовать в этом направлении