Москва точно может позволить себе многостороннюю социальную поддержку. Достаточно плитку перекладывать не два раза в год, а один, и сэкономленные деньги направлять на заботу о пожилых людях

Нужно не уговаривать сверхбогатых делиться, а заставить! Куда они сбегут? Во Францию, где до 70% прогрессивный налог? Им некуда бежать! А будут обманывать – тюрьма, банкротство, конфискация имущества...

Священнослужители о Белковском, оппозиции и реформе Церкви

21.02.2013 08:39


15 февраля газета «Московский комсомолец» опубликовала статью политолога Станислава Белковского «Папа указал путь патриарху».

В статье Белковский утверждает, что Русская Православная Церковь «фактически основана в сентябре 1943 года Генералиссимусом Иосифом Сталиным», что «основная задача нашей титульной Церкви с 1943 года — обслуживание интересов власти», и что «в РПЦ МП нынче последовательно вытаптывается и уничтожается все живое и мудрое». Он предлагает сделать одним из пунктов программы легальной оппозиции коренную церковную реформу, «необходимой предпосылкой» которой должно стать отречение патриарха Кирилла (далее сохранена орфография оригинала):
«1. РПЦ МП как общественная организация, единое бюрократическое целое должна быть ликвидирована.
2. Русская церковь — желательно, чтобы она вернула досталинское название и стала Российской православной церковью — должна трансформироваться в конфедерацию независимых приходов.
3. Прихожане будут избирать себе пастырей, пастыри — епископов, епископы — патриарха. Неизменную со сталинских времен модель вертикального управления Церковью следует упразднить.
4. Необходимо возродить процедуру оглашения (катехизации) — всякий член Церкви должен понимать, почему он становится православным и что есть Бог, который главнее всех земных начальств.
5. Следуя (только в данном случае) католическому примеру, надо ввести институт конфирмации: любой взрослый человек, даже если он крещен в детстве, должен подтвердить, что принадлежит к православной Церкви».

Депутат Госдумы Андрей Исаев счел призыв ликвидировать Русскую Церковь возмутительным. "Считаю данный призыв господина Белковского экстремистским, направленным на разжигание религиозной розни, и как депутат Государственной Думы обращаюсь к правоохранительным органам незамедлительно провести расследование по данному факту и принять все необходимые меры воздействия", - сказал А.Исаев.

Его поддержали его коллеги. Так, глава комитета Госдумы по регламенту, член правительственной комиссии по вопросам религиозных объединений Сергей Попов заявил, что «статья Белковского, безусловно, вызывает дополнительное напряжение в обществе и создает очень серьезный конфликт», а также «нарушает определенную статью Конституции РФ - он вторгается во внутренние дела Церкви, в ее внутренний распорядок. Он выступает как независимый политолог, но позволяет давать оценки и предложения, которые не могут быть восприняты никем из православных верующих в нашей стране. И это, с моей точки зрения и с точки зрения моих коллег, оскорбляет наши чувства и является, по меньшей мере, неуважением к истории и к тому огромному положительному опыту, который сегодня имеет РПЦ».
"Мы считаем, что этому должна быть дана оценка со стороны православной общественности, духовенства - сочтут ли они необходимым обратиться в прокуратуру по этим вопросам, чтобы провести расследование. Было бы правильно, если бы они этой возможностью воспользовались", - заключил депутат.

В свою очередь, глава комитета Госдумы по конституционному законодательству и государственному строительству Владимир Плигин удивился, что Белковский объявляет перестройку Церкви «чуть ли не основной задачей легальной оппозиции в современной России». По его мнению, вряд ли какая-то политическая сила "может ставить вопрос о, по сути дела, прямом вмешательстве в деятельность Церкви и более того, настаивать на изменении тех или иных институтов Церкви". Депутат заявил, что такого рода призывы провокационны и затрагивают "духовное единство народа".

"Я с этой трибуны обращаюсь в Следственный комитет России - дать ответы на вопросы: является ли написанное Белковским клеветой, а также носят ли его высказывания в статье экстремистский характер, разжигающие религиозную и гражданскую рознь? В случае положительного ответа, прошу возбудить против автора уголовное дело по соответствующим статьям", - заявил депутат Михаил Маркелов на заседании нижней палаты парламента. Как считает М.Маркелов, эта статья - "откровенная провокация".
"Почему именно оппозиция - в данном случае в лице Белковского - заговорила о так называемой реформе Русской Православной Церкви? Да потому, что Церковь сегодня сильна как никогда, потому что сила слова духовного проповедника доходит до сердца каждого православного человека. А сильных не любят, сильных боятся, и поэтому подлые змеиные укусы раз от разу становятся все более изощренными", - считает законодатель. По его мнению, оппозиционеры встали "на очень опасный путь, путь смуты и гражданского противостояния".
"Сначала была попытка, которая не прекращается и по сей день, разорвать общество, разделить по принципу "свой-чужой". На Болотной - не получилось. Затем вы загнали в храм Христа Спасителя вандалов, а потом дружно стали развивать тему защиты прав человека. И здесь осечка. И вот новая волна. Следующий этап, надо полагать, - это межнациональные конфликты", - заявил М.Маркелов.

Затем группа депутатов от всех фракций направила запросы на имя генпрокурора России Юрия Чайки и председателя Следственного комитета Александра Бастрыкина с просьбой проверить статью на предмет религиозного экстремизма и разжигания религиозной розни. Авторы запроса считают, что Белковский допустил ряд грубых необоснованных выпадов против Русской Православной Церкви и патриарха Московского и Всея Руси Кирилла.

Сам Белковский на эти обвинения заявил, что его статья не является ни экстремистской, ни вообще противозаконной, и что эти обвинения не имеют «никакого отношения ни к духу, ни к букве христианской религии, ни к уголовному законодательству Российской Федерации», хотя он и не исключает, что дело на него заведут.

В самой же Церкви, судя по всему, сочли текст Белковского не заслуживающим ни обсуждения, ни наказания. Только протодиакон Андрей Кураев сказал, что готов поспорить с Белковским – при условии, что у того за плечом не будет маячить полицейский.

«Как вы расцениваете статью Белковского (то есть что это – законное выражение собственного мнения, просто дурацкая выходка, клевета, незаконное вмешательство во внутренние дела, экстремизм, оскорбление религ. чувств…)? Должны ли Церковь или государство как-либо на нее реагировать? Заслуживают ли слова Белковского обсуждения по существу?» - с такими вопросами корреспондент Regions.Ru обратился к священнослужителям.

Протоиерей Всеволод Чаплин

Клирик московского Храма Вознесения Господня на Никитской

21.02.2013 09:30

Похоже, этот господин очень боится, что его забудут. И боится не зря. Ничего нового, по сути, он придумать уже не может - он вроде тех юмористов, которых нам показывают по всем каналам уже двадцать лет, и двадцать лет они рассказывают нам одно и то же.

Что ему еще остается придумать? Может быть, выдвинуть себя на пост уж если не Патриарха, то Папы Римского, или в Далай-ламы себя предложить. Чувствуется, что хочется ему «порулить», только все как-то не получается - и чем дальше, тем меньше.

Есть ли в его выступлении признаки экстремизма, пусть решают те, кому это положено по должности и по компетенции.

Протоиерей Александр Кузин

клирик храма Космы и Дамиана в Шубине

21.02.2013 09:26

Перечисленные Белковским пункты не новы: разговоры об этом идут уже довольно давно, минимум 15 лет. Определенная часть людей, которая позиционирует себя как православная, и которая даже формально является членами нашей Церкви, членами клира, действительно имеет такую позицию. Кстати, эти пункты похожи на то, что говорят люди из общины Георгия Кочеткова.

Я могу сказать, что когда эти вопросы будут подняты на уровень Архиерейского собора, у меня, как клирика Русской Православной Церкви, будут хотя бы формальные основания подумать над ними. А пока могу сказать: собака лает – ветер носит. Есть четкое каноническое указание: не принимать в рассмотрение суждения о церковных делах от людей, находящихся вне Церкви – это апостольское правило.

Что все это имеет деструктивный смысл – очевидно. И меня радует, что депутаты, люди хоть и светские, но ответственные за свои слова, также понимают опасность этих провокационных заявлений.

Протоиерей Максим Первозванский

Клирик храма Сорока Севастийских мучеников, главный редактор журнала «Наследник»

21.02.2013 09:15

Тут есть несколько моментов. Во-первых, надо понять конкретный контекст, в котором была написана эта статья. Он плотно увязан с тенденцией объединения и возрождения Русского мира, внутренним и духовным двигателем которого является Русская Православная Церковь. И второй контекст – это отставка Римского папы. Интересно, что так или иначе в комментариях к этой отставке из крайне либерального крыла в частности приводятся различные цитаты действительно принадлежащие уходящему Римскому понтифику, но не в связи с его уходом, а вообще цитаты за последние годы. И смысл этих подобранных цитат таков: к сожалению, а может и к счастью Церковь утрачивает свое влияние на массы, и хорошо бы ей вернуться к тому состоянию, когда это будет маленькая группка людей, которая никак не будет влиять на общество, будет заниматься спасением собственных душ. И тогда, может быть, общество, увидев высоту идеалов и устремлений жизни этой маленькой группы, ничего не значащей ни в политическом, ни в культурном смысле, вновь зажжется христианскими идеями. То есть это призыв к Церкви вообще уйти из жизни народа и вернуться в какие-то катакомбы, где люди не будут ни на что влиять, - и тогда, может быть, мы признаем вашу Церковь.

Поскольку общественная активность Церкви растет в последнее время, и церковные усилия вовсе не напрасны, и на самом деле вектор этих усилий именно в общественно-политическом поле совпадает с усилием государства в объединении бывших пространств Российской Империи если не в единое государственное образование, то хотя бы в единую общность – речь идет о том же Евразийском союзе, - часть либеральной общественности, сознательно или бессознательно работающая в западных и антироссийских интересах, обеспокоена этими тенденциями, и ей, конечно, хотелось бы видеть как Россию, так и Церковь таким набором княжеств, которые занимались бы еще и междоусобным выяснением отношений. Всех надо столкнуть со всеми по национальному, религиозному и любому другому признаку.

Но мы понимаем, что Церковь – это единственный институт на постсоветском пространстве, который дошел до нас с древних времен, и одновременно это громадный объединяющий локус бытия. Конечно, против Церкви будут направлены усилия если не напрямую, чтобы оклеветать, разрушить, спровоцировать, то, по крайней мере, чтобы создать ощущение, что Церковь не должна быть общественно-политической силой.

Конечно, у Церкви другие задачи, и общественно-политические она решает не как главные, стоящие перед ней. Но эта активность является важнейшим выводом из ее же собственной природы. Церковь не вмешивается в дела государства, но она работает на созидание, единение, на позитивное освоение и выстраивание жизненного пространства.

Господь обещал землю в наследство христианам – это очень важно, и конечно есть целые группы людей, группы государств напрямую заинтересованные, чтобы это наследие не досталось православным христианам.

Какие высказывания может считать недопустимыми Церковь – это внутреннее дело Церкви. В конечном счете, оценку вопросу о допустимости или недопустимости высказываний в публичном пространстве тех или иных мнений должен дать Следственный комитет, тут я крайне солидарен со всеми депутатами и другими людьми, которые призвали СК дать эту оценку.

Протоиерей Борис Михайлов

настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы в Филях

21.02.2013 09:12

Это совершенно ничтожное и в то же время наглое выступление. Абсолютная некомпетентность! Человек просто не понимает, что такое Церковь. Говоря о реформах в Церкви, человек не понимает, о чем говорит, хочет ограничить Церковь какими-то политическими рамками. Он не знает, чем является Церковь для верующего человека, который живет в Церкви, погружен в ее таинства, в ее бытие.

Это мелкое политиканство и потому не заслуживает какого-либо серьезного отношения.

Протоиерей Алексий Новичков

Директор православной гимназии протоиерей, настоятель храма Тихвинской иконы Божией Матери села Душоново Щелковского района Московской области

21.02.2013 09:10

Лучше бы Белковский занимался реформированием талмудического иудаизма.

У Церкви всегда есть союзники и среди тех, кто еще не считает себя членами Церкви, и всегда есть враги, которые связывают свое бытие и благополучие только в связи с тем злом, с которым Церковь сталкивается. Но бытие Церкви – ее настоящее и будущее - уже определено Богом. Церковь свята и непорочна и будет стоять до скончания века и конца мира.

Подобные декларации интересны только с точки зрения того, что формулирует бездна адская, собирая сторонников под свои знамена. Ничего нового он не сказал. А Церковь как живой организм будет жить и развиваться.

Идеальной реакцией на подобные высказывания стало бы продолжение нормального диалога с властью и развитие положительных форм взаимоотношений Церкви и государства. Что бы некоторые ни говорили, Русская Православная Церковь является душой Российского государства.

А за этого господина нужно, конечно, помолиться. Господь заповедал нам молиться о врагах наших.

Игумен Сергий (Рыбко)

Известный православный миссионер, настоятель храма Сошествия Святаго Духа на апостолов на Лазаревском кладбище

21.02.2013 09:08

Видимо, этому политтехнологу не дает покоя слава Лютера. Это явная мания величия. Пусть лучше указывает, как поступать, главному редактору «Московского комсомольца», подавать ему в отставку или нет.

Мы в Церкви уж как-нибудь сами разберемся. Белковский же никакого отношения к Церкви не имеет. Церковь живет и развивается по своим законам. Но суть ее остается неизменной – это учение Христа, Его заповеди, это догматы Церкви.

А белковским нужна революция, а Церковь им мешает. Вот и все объяснение.

Игумен Никон (Головко)

председатель Издательского совета Донского ставропигиального монастыря

21.02.2013 08:53

Мне тоже, как и депутатам Думы РФ, показался странным и абсолютно неуместным тезис Белковского о реформе в Церкви, - как сам по себе, так и в роли основного тезиса программы действий оппозиции существующей власти. Невольно вспоминаются слова, которые так настойчиво повторяют нам, по делу и нет, - что Церковь от государства отделена, а посему вмешательство государства в церковные дела совершенно бестактно.

Хотя не могу не отметить, что некоторые пункты выступления Белковского, на мой взгляд, справедливы и лично у меня не могут не вызвать даже понимания, как например, укор в бюрократизме и особенно призыв вернуться к выборности духовенства народом с самых "низов" и до высшей церковной власти.

Но я не думаю, что выступление Белковского в целом нужно воспринимать серьезно, так как за внешней эмоциональностью и даже заносчивостью он, к сожалению, похоронил то позитивное зерно, которое в его выступлении содержится. Для Церкви же это выступление полезно само по себе, так как критика ей просто необходима для нормального развития.

Священник Антоний Скрынников

Руководитель миссионерского отдела Ставропольской епархии, кандидат философских наук.

21.02.2013 08:50

Вообще, конечно, странно, когда человек не является христианином, но считает себя вправе указывать верующим и духовенству, как им поступать. Особенно глупо звучит фраза, что "Русская Православная Церковь «фактически основана в сентябре 1943 года Генералиссимусом Иосифом Сталиным". Церковь основана более двух тысяч лет назад Христом Спасителем, от которого невозможно отделить ни Русскую, ни любую другую православную Церковь.

Как мы должны реагировать? Да никак. Анна Ахматова как-то сказала: "Когда на улице кричат "Дурак!" - не обязательно оборачиваться". Обсуждать же эти "инициативы" всерьез тем более было бы глупо.

Иеромонах Макарий (Маркиш)

священнослужитель Свято-Алексеевской Иваново-Вознесенской православной духовной семинарии, руководитель Отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Иваново-Вознесенской епархии, глава епархиальной Комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства

21.02.2013 08:47

Будет грубейшим нарушением здравого смысла и даже нарушением некоторой законности называть выступление Белковского голосом оппозиции. Оппозицию представляют законные партии, которые находятся в Государственной Думе, они и суть оппозиция, за них 50% избирателей отдали свои голоса. Остальные товарищи представляют собой псевдооппозицию или проходимцев под видом оппозиции.

Мы наблюдаем среди наших простых людей прискорбную ностальгию по сталинщине. Так вот такое выступление – пример того топлива, которое разжигает тлеющий костер сталинизма. Мол, при Сталине такого расстреляли бы – скажут эти люди. Такого рода отклики подпитывают эту нежелательную для современной России струю.

Как православный человек скажу, что похожие выступления уже бывали. Я вспоминаю ответ митрополита Антония на письмо лже-митрополита Евдокима (Мещерского). Митрополит Антоний не стал разбирать в подробностях, что написал написал Евдоким, но замечание сделал такое: «Ваши слова для нас не более существенны и важны, чем слова базарной бабы. И даже менее важны, потому что базарная баба все-таки православная, а вы нет».

Олег Ефимов

Ответственный секретарь Межфракционной депутатской группы Государственной Думы ФС РФ в защиту христианских ценностей, Координатор Общественного совета группы

21.02.2013 08:46

Безусловно, решение депутатов обратиться в прокуратуру и перевести диалог в правовую сферу должно принести свои плоды – в данном случае плодами после судебного разбирательства будут штрафы, либо другие наказания, как решит суд.

Для верующего человека слово - это Бог. Ответственность за слово в разное время существования нашего государства была разная. Мы знали времена России, когда слово было крепче закона. Например, когда купцы русские, глубоко верующие люди заключали какие-то сделки и били по рукам – договаривались словесно, т.е. слово было настолько незыблемо, что нарушить его – значило предать себя бесчестью. Не знаю, существуют ли в наше время коммерсанты, которые могли бы доверяться честному слову друг друга. Само отношение к слову претерпевает некоторые грустные изменения. В связи с этим и ответственность человека, который дает те или иные комментарии, журналиста - человека пишущего, к коим относится Белковский – тоже смещена. И надо бы в связи с этим поднять еще раз вопрос об ответственности за высказанные в СМИ слова, затрагивающие вопросы столь важные, как отношения Церкви и государства.

С другой стороны, все вышесказанное об ответственности и чести не имеет отношения к данному персонажу, потому что все, что написано в этой статье провокационно и не поддается никакому здравому анализу. Это мерзкая выходка сродни плясуньям в храме. Так что это даже не статья, а попытка привлечь к себе внимание. Вот мол, посмотрите, я сужу о Церкви, я и Патриарх, какой я великий.

Если давать духовный анализ подобным деяниям, это какая-то сатанинская гордыня. Он думает, что равен могущественным бесам, но на самом деле для меня Белковский – это мелкий бес, такой сологубовский литературный персонаж. Тем не менее, дабы мы не дожили до деяний больших бесов, таких бесенят надо пороть, поэтому подписываюсь под воззванием моих коллег из Государственной Думы и требую разбирательства.

Протоиерей Артемий Скрипкин

Настоятель Церкви святого великомученика и целителя Пантелеймона в селе Колчаново Ленинградской области

21.02.2013 08:46

Белковский, конечно, имеет право высказывать разные свои идеи, я не вижу здесь криминала. Но Церковь, конечно, должна реагировать. Это в принципе обычные вопросы и ничего особенного в них нет. Все эти пункты обсуждались, кстати, на Соборе 1917-1918 года, перед поглощением России большевизмом. Все это не выдумано Белковским, просто он поднимает те вопросы, которые давно стояли на повестке дня. Раньше было понятие – Собор, который был площадкой для обсуждения мнений, в том числе, и крайних левых, как высказал Белковский. На Поместных Соборах эти крайние точки зрения обсуждались остальными, и если они неприемлемы по каким-то причинам, Собор давал аргументированный богословский ответ.

А сейчас последний Архиерейский собор предельно сузил рамки полномочий. Нынешняя система церковного устройства ведет к тому, что обсуждение подобных вопросов в Церкви становится все менее возможным, и это уже проблема всей Церкви. Понятно, что будут оригинальные и редкие, крайне полярные точки зрения, но над этим необходимо думать, они так или иначе отражают проблемы, которые существуют.

Конечно, не надо решать проблему перхоти гильотиной. Даже если имеется излишня бюрократизация, зачем разрушать полностью церковную структуру? Конечно, это крайность, это как раз та самая гильотина. Можно с Белковским не согласиться, назвать его фриком, провокатором – может, это и так, но проблемы, которые он поднимает, реальны. Так их надо решать! Если мы внутри церковного сообщества их не решаем и даже не обсуждаем, то возможность появления таких оригиналов, и мощность их влияния на всю систему и государство пропорционально возрастает.
Поделиться ВКонтакте Поделиться в Facebook Поделиться в Twitter

Жириновский: "Мы много раз предлагали включить в преамбулу Конституции фразу "Мы русские и другие народы…". Мы не предлагаем дать русским привилегии или преимущества над другими национальностями в России, но давайте хотя бы уровняем права русских с другими".

22 августа в Даниловом монастыре в Москве состоялась встреча Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с Государственным секретарем Святого Престола кардиналом Пьетро Паролином.

Церковный раскол на Украине

Дмитрий Песков не подтвердил информацию о том, что Владимир Путин в 2015 году сказал украинскому коллеге Петру Порошенко, что может "раздавить армию Украины". "Нет, я практически был на всех переговорах, я не слышал такой фразы", - отметил он.

Происшествия на национальной почве

"Наша земля должна использоваться российскими предпринимателями. Мы можем поставлять нашу сельхозпродукции на территорию Узбекистана, но давать им в аренду такое огромное количество земли, где практически будут ограничены полномочия Российской Федерации,где возникнут этнические поселения, анклавы, и учитывая, что договор может быть долгосрочным, может потом пролонгироваться, - это очень и очень опасная перспектива. Запустить кого-либо на землю всегда легко, а вот потом освободить ее будет сложн ...

Идея РПЦ - закрепить за эмбрионом право на жизнь - является логичной, если исходить из принципов христианской морали. Но если со своей стороны государство не прогарантирует женщине максимальную поддержку при рождении ребенка, то конечно, эта инициатива будет выглядеть как некая крайность. Поэтому необходимо не к ограничениям каким-то стремиться, а создавать такие условия, чтобы у самой женщины была мотивация отказываться от аборта

Такое впечатление, что либеральные страны Европы по-прежнему живут иллюзиями 80-х-90-х годов, когда они чувствовали себя в абсолютной безопасности, когда были ослаблены социальные противоречия, и можно было пользоваться очень широкими свободами, давая свободы и меньшинствам, в том числе национальным. Но ситуация изменилась, и меньшинства претендуют уже на свою долю власти и богатства. Они активно выступают против действующей системы политических, экономических и социальных отношений в этих ...