Если в течение восьми лет Запад не смог посадить Киев за стол переговоров с Донецком и Луганском, то сегодня это сделает Россия

Если сложить уровень жизни какой-нибудь Марьи Ивановны, уборщицы и того же Абрамовича, то, конечно, в среднем получится выше, чем в СССР

chechnya.gov.ru

Священнослужители о хиджабе и школьной форме

26.03.2013 08:41


Ставропольский краевой суд 22 марта отказал в удовлетворении иска адвоката Мурада Мусаева к правительству региона в связи с постановлением о введении школьной формы и о запрете ношения хиджабов.

Мусаев добивался признания недействующим постановления правительства Ставропольского края от 31 октября 2012 года "Об утверждении основных требований к школьной одежде и внешнему виду обучающихся" в части, исключающей право женщин мусульманского вероисповедания одеваться в соответствии с их религиозными убеждениями из-за ряда несоответствий установленным правилам.

Представитель правительства и губернатора региона Владимир Молчанов заявил: "Наша сторона полностью удовлетворена, поскольку постановление принято строго в соответствии с Конституцией РФ. Оно ни в коей мере не умаляет прав граждан на вероисповедание. Поскольку мы полагаем, что данное решение законно и обосновано, мы будем возражать против апелляции".

В свою очередь адвокат Мусаев подтвердил, что намерен обжаловать решение в вышестоящих инстанциях.

В числе свидетелей на процессе была допрошена и уполномоченный при губернаторе Ставропольского края по правам ребенка Светлана Адаменко. По ее мнению, постановление властей не следует рассматривать как покушение на чьи-то права. "В школах есть уставы, которые также регламентируют внешний вид учащихся", - объяснила детский омбудсмен. Адаменко убеждена, что "нет никакого повода у родителей, пришедших в суд, думать, что они подвержены дискриминации". Она уверена, что в ряде случаев именно родители заставляют детей надевать религиозную одежду. "Хотя допускаю, что такие взрослые девочки, как те, которые приглашены на процесс, самостоятельно приняли это решение, так как живут в семье и принимают уклад семьи", - говорит Адаменко. Но "дети не должны быть заложниками спора взрослых", - убеждена омбудсмен. "Родители, которые этого не понимают, создают предпосылки для таких негативных последствий, которых и сами не могут предвидеть", - уверена она. "Это связано с тем, что школьная среда достаточно агрессивна, и у других детей хиджаб может вызвать неприятие", - поясняет Светлана Адаменко. "Как уполномоченный, я обязана равно защищать интересы и права тех детей, которых не пускают на занятия в хиджабах и тех, кто сегодня занимается и не понимает, почему их сверстники должны надевать хиджабы", - отметила омбудсмен.

В октябре 2012 года ставропольский краевой муфтият сообщил о жалобах родителей некоторых школьниц на то, что девочкам-мусульманкам около двух недель не разрешали посещать школу в хиджабах. Пять учениц в Нефтекумском районе с 3 по 17 октября не пускали в школу. При этом, по словам родителей, 1 сентября девочки пришли в школу в платках и в течение месяца занимались без проблем.

Тема ношения хиджабов обсуждалась 18 октября на самом высоком уровне. Президент России Владимир Путин заявил о необходимости уважать религиозные чувства, однако исходить из светского характера российского государства. Губернатор Ставрополья впоследствии дал установку немедленно начать разработку краевого нормативно-правового акта, который регулировал бы требования к одежде учащихся. С 9 января 2013 года все школьники Ставрополья в соответствии с постановлением регионального правительства стали посещать занятия в форме.
См. также:
Уместен ли хиджаб в школе? - Мнения парламентариев

Допустим ли хиджаб на уроке? - Мнения священнослужителей

В постановлении краевого правительства от 31 октября 2012 года прописано, в частности, что одежда должна быть классического образца: у девочек без заниженной талии, без декольте. Не запрещается надевать школьницам брюки классического вида, также допускается ношение джемперов, свитеров и пуловеров в холодное время года. Регламентом также вводится прямой запрет на использование религиозной одежды, символики и атрибутики.

«Как бы вы прокомментировали этот спор и решение суда? Нужны ли, по-вашему, общероссийские правила, регулирующие внешний вид учеников государственных школ?» - с такими вопросами корреспондент Regions.Ru обратился к священнослужителям и экспертам.

Иерей Валерий Буланников

клирик храма свт. Николая в Отрадном

26.03.2013 08:58

Конечно, правила, касающиеся внешнего вида, в государственных школах нужно соблюдать. В частных или религиозных школах могут быть свои правила.

На мой взгляд, было хорошо, когда в школах была единая форма. Форма дисциплинирует. В уважающих себя учебных заведениях форма обязательна. Это мы видим и во Франции, и в Англии. Пожалуйста, в религиозную школу одевайтесь так, как требует религиозная традиция, но навязывать это светской школе в светском государстве нельзя: в данном случае ношение хиджабов будет восприниматься как вызов.

Все-таки Ставрополье - регион, население которого по преимуществу православное. В Чечне, например, или в Ингушетии это было бы нормально. Поэтому действия властей и суда в данном случае правильные.

Священник Андрей Постернак

Директор Традиционной гимназии, кандидат исторических наук

26.03.2013 08:56

Российский суд в данном случае действует так же, как и суды европейские. Это решение понятно. Оно идет в русле общемировых тенденций обмирщения современного общества: недопущения проявления элементов религиозной жизни в публичных местах. Ношение религиозной одежды может, наверное, смущать людей нерелигиозных.

С другой стороны, люди все-таки имеют право на выражение своих религиозных убеждений - естественно, когда это не ущемляет интересы других, не обижает их, не оскорбляет. Особенно если речь идет о странах и регионах, имеющих свою господствующую конфессию. Хиджабы ведь никого не смущают, например, в Иране или в Арабских Эмиратах. Но в странах христианских такая ситуация будет смутительна. Поэтому правильней было бы учитывать мнение религиозного большинства в том или ином регионе. В России большинство все-таки относит себя к православным. Но в тех регионах, где большинство мусульман, могут делаться определенные уступки.

Просто происходить это должно равномерно как в отношении христиан, так и мусульман, а не выборочно. Потому что сейчас под видом защиты равноправия часто происходит поддержка меньшинства в ущерб большинству. Это вещь абсолютно недопустимая, потому что государственные законы должны учитывать в первую очередь интересы большинства. Это касается и внешнего вида, и учебных дисциплин. Безусловно, должно быть и уважение к местным традициям.

Иеромонах Тихон (Зимин)

Преподаватель Московской духовной академии и семинарии

26.03.2013 08:53

Требования к внешнему виду учащихся, на мой взгляд, вполне обоснованы. И чрезмерная пестрота, и неряшливость в одежде, выражающая откровенное неуважение к обществу, не способствуют воспитанию детей, правильному их настрою на учебу прежде всего, но служат, наоборот, дополнительному социальному разделению вместо того, чтобы быть факторами социализации детей. Эти элементы, скорее, послужат расколу в детском сообществе.

Поэтому в данном случае некое единообразие, общепринятые нормы в одежде могли бы наоборот послужить основной задаче школы – воспитанию молодого поколения.

Фатых-хазрат Гарифуллин

полномочный представитель Верховного муфтия Духовного управления мусульман Азиатской части России

26.03.2013 08:52

Вопрос этот очень щепетильный. Ношение платка – это не прихоть или каприз, это скромность и предостережение. Поэтому хорошо бы девочкам разрешили носить платок: тут я всё-таки на их стороне.

Считаю, что введение единой школьной формы будет полезным для всех, потому что так сгладятся излишества в одежде одних и недостатки других. Обязательно надо ограничить количество украшений, строго запретить мини-юбки и вырезы, поскольку они провоцируют, отвлекают от учебы.

Я вообще выступаю за раздельное обучение. Как-то в трех школах США провели эксперимент: мальчики и девочки обучались раздельно. В результате пришли к выводу, что дети стали учиться эффективнее, и результат был сразу ощутимым.

Исмаил-хаджи Бердиев

председатель ДУМ Карачаево-Черкесии, председатель Координационного центра мусульман Северного Кавказа

26.03.2013 08:50

Какими бы ни были правила, но если в школе есть форма, надо такому решению подчиняться. И я считаю, что школьная форма должна быть одинакова для всех.

А что касается ситуации с хиджабами, то тут надо понимать различия: хиджаб – это головной убор, который закрывает полностью лицо и оставляет открытыми только глаза. В остальное – это платок. Так что речь идет только о платке, без которого могут ходить несовершеннолетние дети. А вот совершеннолетние девушки и женщины-мусульманки должны носить платок по законам шариата. Ничего выходящего за рамки в ношении платка нет.

Ришат-хазрат Давыдов

Имам Тульской области

26.03.2013 08:47

Этот вопрос до сих пор активно обсуждается. Но только многие путают: ведь девочки носят не хиджабы, а платочки. Хиджаб полностью закрывает лицо кроме глаз и надевается после совершеннолетия, а платочек только покрывает голову. Да и как сказал верховный муфтий Талгат Таджутдин, если девочка аккуратно одета, но в хиджабе, то это лучше, чем будь она в мини-юбке.

Думаю, косыночки могли бы разрешить носить. И самое интересное, что одноклассники и родители ничего плохого в этом не видят. Возмущается только управление образования, чиновники. Например, к моим дочерям-школьницам, которые носят платочки, никаких вопросов нет. И вообще странная логика: в мини-юбках или с макияжем или с дорогими украшениями школьниц с уроков не выгоняют, а в косыночках выгоняют…

При том, что сейчас творится в школах, форму вводить обязательно надо, так как дети у нас из семей с разным достатком. В классе видно разницу в одежде, это детей разделяет, появляется негатив, потому что начинается какая-то зависть или наоборот пренебрежение.

Мурад Ибрагимов

преподаватель английского и арабского языка в Пятигорском государственном лингвистическом университете, председатель комитета по гражданско-патриотическому воспитанию молодежи в Молодежной общественной палате Пятигорска

26.03.2013 08:45

Я – сторонник закона. Если суд принял такое решение, надо следовать этому закону. А вопросы ношения хиджаба будут подниматься еще не раз, потому что, например, на Северном Кавказе обе стороны диалога не совсем еще понимают, чего они хотят друг от друга. Кто-то пытается доказать, что хиджаб – это символ чистоты, а для кого-то хиджаб является просто каким-то элементом хвастовства. И когда люди видят, что хиджаб надевают ради показухи, то и возникают конфликты. Хотя процент таких ситуаций мал, и тех, кто надевает хиджаб с чистыми намерениями, гораздо больше.

Кстати, недавно в Дагестане было совещание комитета по межнациональным отношениями, где заммимнстра образования сказал, что Дагестан – это светская республика и необходимо ввести единую форму в школах.

Тут нужно понимать чувства верующих. Ведь в Коране написано, что совершеннолетняя девушка должна быть укрыта. Но поскольку надо прийти к единому мнению в правовом поле, то необходимо следовать решению суда.

Да и введение единой формы для всех российских школ – это было бы очень хорошо, поскольку сегодня молодежь следует «моде», навязанной ТВ и Интернетом. Благодаря этому молодые люди всей страны увлекаются одним и тем же – энергетические напитки, флеш-мобы…

Так что не надо делать различий и сеять между народами разногласия. Кстати, и на Кавказе школьницы носят мини-юбки, - это мода, это то, что нам дал Запад. Поэтому единая форма необходима. В единой системе всегда легче жить.

Алексей Гришин

Президент Информационно–аналитического центра «Религия и общество», главный советник Администрации Президента РФ по вопросам взаимодействия с религиозными организациями России (2002-2011), член Общественной палаты РФ (2011-2014)

26.03.2013 08:42

В виду социальной дифференциации регионов считаю, что введение общих правил для школьников не совсем целесообразно. Форма может разниться от региона к региону, иметь некоторые особенности в силу климатического и иного характера. Вместе с тем у нас сейчас субъекты федерации могут спокойно регулировать дресс-код или вводить форму на своей территории. Более того, любое образовательное заведение в нашей стране по своему уставу может вводить форму, которая противоречит даже субъекту федерации - и это тоже правильно.

Что касается суда в Ставропольском крае, я считаю, что решение по данному вопросу абсолютно правомерно, справедливо и не нарушает конституционные права граждан, а наоборот защищает других граждан от религиозной пропаганды. А что некоторые адвокаты хотят себе сделать пиар на этой теме, - так каждый устраивает себе пиар как может.

Во многих государствах, например, Турции, Тунисе, Франции, существуют очень жесткие правила по ношению хиджабов: в большинстве случаев во всех заведениях они запрещены, при этом Турция и Тунис - исламские государства.

Если разрешить мусульманам активно проявлять свою религиозность, то точно также могут сделать остальные 68 официально зарегистрированных религиозных организаций в России. Они могут требовать себе молельные комнаты в каждом учебном заведении, ношение одежды. Следующий этап – требования по питанию, т.к. у всех разные приоритеты и запреты в питании, то есть в государственном учреждении должны будут учитывать и это. Или вот не принято в исламе, чтобы мусульманских детей обучали немусульманские преподаватели, так что следующий вопрос может быть поставлен так: мусульман должны учить только мусульмане. В общем, такое активное вхождение религий в образовательные учреждения может довести ситуацию до абсурда.

В школах ведется сегодня преподавание основ мировых религиозных культур, и я, кстати, был одним из инициаторов введения этого предмета. Знания о религиях детям нести нужно, но проявления религиозности надо оставлять за бортом образовательных учреждений. Или представьте, что начнется тогда в армии? Ведь это шагнет дальше школ и вузов.
Поделиться ВКонтакте Поделиться в Facebook Поделиться в Twitter

Жириновский: "Мы много раз предлагали включить в преамбулу Конституции фразу "Мы русские и другие народы…". Мы не предлагаем дать русским привилегии или преимущества над другими национальностями в России, но давайте хотя бы уровняем права русских с другими".

22 августа в Даниловом монастыре в Москве состоялась встреча Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с Государственным секретарем Святого Престола кардиналом Пьетро Паролином.

Церковный раскол на Украине

Дмитрий Песков не подтвердил информацию о том, что Владимир Путин в 2015 году сказал украинскому коллеге Петру Порошенко, что может "раздавить армию Украины". "Нет, я практически был на всех переговорах, я не слышал такой фразы", - отметил он.

Происшествия на национальной почве

"В свое время Медведев как президент и как премьер-министр все сделал для того, чтобы позволить нашему олигархату для снижения русской рабочей силы «закачивать» в Россию огромные толпы мигрантов. Спохватились только тогда, когда «жареный петух клюнул», и появились уже целые районы, в том числе в Москве, где доля компактно проживающих мигрантов превышает 20%. А 20% - это уже когда люди навязывают свой образ жизни, не желают адаптироваться, и по сути дела становятся хозяевами ситуации..."

"Мы знаем, что президент уже услышал граждан, сказав, что необходимо разобраться с данной законодательной инициативой, и фактически отложив ее рассмотрение во втором чтении. А теперь еще и патриарх высказался. Мы должны с коронавирусом бороться, а не с гражданами, поэтому тут с патриархом трудно не согласиться..."

Такое впечатление, что либеральные страны Европы по-прежнему живут иллюзиями 80-х-90-х годов, когда они чувствовали себя в абсолютной безопасности, когда были ослаблены социальные противоречия, и можно было пользоваться очень широкими свободами, давая свободы и меньшинствам, в том числе национальным. Но ситуация изменилась, и меньшинства претендуют уже на свою долю власти и богатства. Они активно выступают против действующей системы политических, экономических и социальных отношений в этих ...