Если в течение восьми лет Запад не смог посадить Киев за стол переговоров с Донецком и Луганском, то сегодня это сделает Россия

Если сложить уровень жизни какой-нибудь Марьи Ивановны, уборщицы и того же Абрамовича, то, конечно, в среднем получится выше, чем в СССР

Нужно ли России осмыслить опыт предреволюционных лет? - Мнения священнослужителей

01.04.2013 09:46


Патриарх Кирилл на заседании Патриаршего совета по культуре предложил программу мероприятий на ближайшие пять лет — до 2017 года. По замыслу Святейшего, России предстоит продумать и прочувствовать события столетней давности – те, что привели к революции и краху Российской империи, - примерно так, добавим мы, как на Страстной неделе верующие стремятся продумать и прочувствовать события, предшествовавшие Воскресению.

Намеченная программа выглядит так (далее цитата):
— 2013 год — «История России. Династия Романовых»;
— 2014-й год — столетие начала Первой мировой войны; тема могла бы звучать так: «История России. Забытое величие и проигранная страна»;
— 2015 год — «История России. От Рюрика до Николая II» (очень условно, потому что здесь может быть и тема экономического, политического и культурного развития России в начале XX века, связанная с именем Столыпина);
— в 2016 году — события, связанные с революцией; можно было бы говорить о том, что начало XX века стало временем потрясений для нашей страны;
— 1917-й год — это, с одной стороны, огромная трагедия, распад государства, начало новой, такой непростой истории. Но ведь, с другой стороны, говоря об этой трагедии, мы должны как-то устремляться в будущее. Не просто оплакивать и не просто голову пеплом посыпать, а из исторического опыта делать необходимые заключения для нашей современной жизни. Поэтому, если в 2017-м году мы просто будем говорить об ужасах и трагедиях революции, — этого недостаточно. Должен быть какой-то позитив, и я предложил бы (опять-таки не говорю о точной формулировке) такую тему: «История России. Страна, устремленная в будущее». Можно по-разному формулировать, но общая идея заключается в том, что мы говорим о трагедии, но говорим, взирая в наше будущее.
Одной из огромных проблем современной жизни является то, что забыты уроки истории. Для людей, знающих историю, это просто шокирующий факт. Когда читаешь, что происходило со страной в преддверии революции, когда проводишь параллели с нашим временем, то ведь это же будто под копирку написанные тексты, сюжеты, интриги, провокации. Почему же мы так нечувствительны к урокам? Вот обо всем этом, я думаю, можно было бы говорить в 2017 году».

«Как бы вы оценили эту программу? Нужно ли «ворошить прошлое» - ведь насчет революции и ее последствий в России даже близко нет общенационального согласия? Какие события и акценты, на ваш взгляд, не должны быть оставлены без внимания? Какого рода могут быть мероприятия, рассказывающие о событиях, случившихся век назад?» - с такими вопросами корреспондент Regions.Ru обратился к священнослужителям.

Священник Сергий Круглов

клирик Спасского собора г.Минусинска Красноярского края

01.04.2013 10:28

Это очень важная тема. Осмысление нашей истории давно должно было начаться: ее участники это наши деды и отцы, а мы - ее результат.

Почему Россия после того исторического периода, который запятнан кровью, напоминает сейчас мужика, проснувшегося с похмелья? И вот от этого - ощущение общего бессилия, уныния, упадка. Народ думает: то ли снова впасть в забытье, или все-таки начать жизнь с нового листа. А начинать надо именно с осознания того, что с нами произошло в ХХ веке.

Ничего сопоставимого с тем, что произошло в Германии после 45-го года, у нас не было. Способны ли мы осознать, что у нас были уничтожены целые классы и сословия? Мы в большинстве своем - потомки той половины страны, которая посадила в лагеря вторую половину, в чем никто так и не покаялся. И вот мы имеем то, что имеем.

Именно тут надо искать ответ на вопрос «Почему мы такие? Почему у нас процветают грехи зависти, осуждения? Почему процветает страшная пассивность, когда мы пальцем не хотим пошевелить, чтобы исправить жизнь в лучшую сторону?» Это страшная болезнь. Поэтому так важно понять нашу историю. Это должно быть действительно серьезное осмысление.

Важно, чтобы эти мероприятия не превратились в очередной фестиваль, как это произошло с Днем Победы. Мы можем благополучно испортить любое благое начинание. А дело касается покаяния. Покаяния всего народа за тот исторический процесс и путь, который он прошел, и что наворотил. И покаяние каждого конкретного человека, по крайней мере, того, кто считает себя православным христианином. Осмысление страшного ХХ века – того, что было до 17-го года и того, что было после – жизненно необходимо.

Священник Глеб Грозовский

настоятель храма святого мученика Иоанна Воина деревни Малое Верево Гатчинского района Ленинградской области

01.04.2013 10:27

«Ворошить прошлое» необходимо, чтобы не остаться без будущего.

Напомню давнюю шутку:
Ребенок спрашивает: «Мама, а как мы появились на свет?»
- Нас сотворил Господь.
- А папа сказал, что мы произошли от обезьян.
- Ну, я тебе про своих родственников рассказываю, а папа - про своих».

Конечно, если с детства ребёнку вдалбливать, что он от обезьяны, то он и будет жить и вести себя как животное. Нельзя обойти вопрос религиозный, нравственный, патриотический. Как не говорить и не писать об этом, не показывать по ТВ? Меня дочка в 11 лет спросила: «А почему Ленину стоит памятник, ведь из-за него погибло столько людей?» И как мне ответить на её вопрос?

Считаю обязательным говорить об исторических событиях в СМИ, по инициативе департамента образования проводить в школах внеклассные часы и уроки на данную тематику, в ВУЗах показывать видеоролики, а на рабочих местах предложить пройти анкетирование на знание истории с правильными ответами. Пусть в каждом учреждении будет информация о миллионах расстрелянных, замученных людей, взорванных храмах. Может, это напомнит всем нам причину продолжающегося сегодня насилия в ежедневных новостных лентах и заставит задуматься и меняться к лучшему.

Протоиерей Александр Агейкин

настоятель Богоявленского (Елоховского) кафедрального собора

01.04.2013 10:17

Целиком и полностью согласен с предложением Святейшего. Это очень актуальная программа. Церковь – хранительница предания, в том числе и исторического – постоянно напоминает, бередит совесть, не дает ей уснуть.

Есть такая тенденция забывать свою историю, особенно плохие моменты своей истории. Но и из воспоминаний о трагических событиях человек должен вынести определенный урок, чтобы не повторить ошибок прошлого. Надо не «ворошить» свою историю, как осиное гнездо, а помнить ее. Ворошить историю значит возвращаться к повторению проблемы: это как раз происходит при забвении и незнании истории – неосознанные и нерешенные проблемы все так же будут нас жалить. Уроки нашей многовековой истории, к сожалению, не учат помнить, что может произойти, если затронуть те же самые струны.

Человек должен знать и помнить историю своей страны – и славные моменты, но особенно - трагические и печальные, которые привели к крушению всей культуры, всего государственного строя, из-за чего мы вынуждены все время откатываться назад и начинать все с нуля. И это как раз проблема забывчивости или попытки забыть историю и обосновать это тем, что не хочется «ворошить прошлое».

Фатых-хазрат Гарифуллин

полномочный представитель Верховного муфтия Духовного управления мусульман Азиатской части России

01.04.2013 10:02

Думаю, главным в обсуждении должен быть анализ произошедшего: есть ли гарантия, что не повторится 1917 год? Вот над этим надо думать. Хватит уже отмечать разные даты, надо анализировать, почему произошла трагедия 1917 года. Нам 70 лет вдалбливали, что это была Великая Октябрьская социалистическая революция, постоянно цитировали слова Маяковского: «Мы говорим — Ленин, подразумеваем — партия, мы говорим — партия, подразумеваем — Ленин»…

А сейчас мы уже не называем это событие великим. Ведь произошло столкновение двух классов – бедных и богатых, и сейчас мы тоже к этому идем. Богатые покупают яхты, строят себе особняки, а кто-то еле сводит концы с концами.

Кстати, один из пяти главных пунктов ислама гласит: человек, обладающий богатством, обязан часть отдавать бедным, и чем богаче мусульманин, тем больше он дает нуждающимся, поэтому в мусульманском государстве бедный сосед не завидует богатому. И это у мусульман является нормой, также как меценатство или благотворительность.

А в 1917 году кучка миллионеров, которая владела фабриками и заводами, платила гроши рабочим, обращаясь с ними как со скотом, и в результате столкновения двух классов, лишилась всего. А если бы соблюдались мусульманские принципы, эта трагедия не произошла, не было бы потом той войны, которая переросла в гражданскую, когда вчерашние друзья-герои встали по разные стороны баррикад.

Исмаил-хаджи Бердиев

председатель ДУМ Карачаево-Черкесии, председатель Координационного центра мусульман Северного Кавказа

01.04.2013 10:00

Человек обязательно должен знать историю и должным образом делать выводы, чтобы прошедшие ужасы больше не повторялись, а то хорошее, что было, не забывалось и продолжалось.

Мы в советское время праздновали День Октябрьской революции, когда все шли на праздник, и советские люди верили, что светлое будущее пришло с Октябрем. Но прошло время, и оно показало, что это не так. Теперь мы понимаем, что было и много плохого.

Поэтому к событиям тех лет сегодня слишком неоднозначное отношение у всей страны: одни приветствуют, а другие принимают категорически негативно. А для нас главное – не озлоблять людей. Так что раз отношение к этим событиям толкает людей на противостояние, то не надо тревожить и будоражить людей специальным отмечанием.

Ришат-хазрат Давыдов

Имам Тульской области

01.04.2013 09:55

Думаю, не стоит ворошить дореволюционное прошлое, когда народ, а особенно молодежь, находится в смятении и заблуждении, не понимая, где правда, где ложь. Попросту тяжело будет все осветить объективно.

Я прекрасно помню, как 7 ноября отмечали День Октябрьской революции. Есть поколение людей, для которых этот день продолжает оставаться праздником. А нынешней молодежи этот день уже ни о чем не говорит.

Сложно здесь выработать единую однозначную позицию, и трудно понять, как отреагирует народ на такие праздничные мероприятия. Ведь и не скажешь, что в советское время все было плохо. Идеология и патриотизм как раз стояли на первом месте. И не зря Владимир Путин говорит, что надо возвращаться к положительному опыту советского времени. Так что и это прошлое нельзя вычеркивать и забывать.

Зиновий Коган

Почетный председатель Конгресса еврейских религиозных организаций и объединений России, раввин

01.04.2013 09:51

Это очень разумное предложение. Молодое поколение так мало знает историю, что подать информацию в доступном для него виде было бы очень хорошо. Кстати, очень интересно было бы узнавать и свою семейную историю тех времен, историю своих близких, горожан.

И если на это предложение Патриарха откликнется вся страна, то мы обогатим свою историю новыми публикациями, фильмами. Пусть не сразу все появится, но это хорошая и благородная задача. Этим событиям надо бы посвятить конференции и семинары. И народ наш станет просвещеннее. По сути, это большой урок истории длиною в 5 лет. И весь смысл этого большого урока можно было бы свести к одному – нет гражданской войне в России.

Олег Ефимов

Ответственный секретарь Межфракционной депутатской группы Государственной Думы ФС РФ в защиту христианских ценностей, Координатор Общественного совета группы

01.04.2013 09:50

Его Святейшество для общественности начертал на годы вперед серьезные задачи, связанные с этими датами. И мы откликаемся не только с точки зрения послушания, как православные христиане, но и сердцем. Невозможно не задуматься о столь значимых для нашей истории датах, некоторые из которых связаны действительно с большими трагедиями, Первая мировая война и Октябрьский переворот, к юбилею которых мы подходим, изменили лицо страны, власть, устройство государства. Без очень серьезного осмысления этих дат, без общественно-исторической оценки событий, без серьезных размышлений историков, общественных деятелей, без прочтения заново документов, которые только вышли их секретных фондов, невозможно идти вперед.

Это нам только кажется, что за прошедшие сто лет решены все серьезные вопросы. История сделала очередной круг, но отношение ко многим основам жизни государства не выработана. Надо выработать юридическую, общественную и церковную позицию – что есть частная собственность, земля, недра и отношение к ним, что есть взаимоотношение Церкви и власти сегодня, что есть базовые ценности, богатые и бедные. На многие эти вопросы уже отвечают «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви». Исторические даты и вопросы, связанные с ними, особенно вопросы устройства государства – это вовсе не какая-то тайна за семью печатями, которую нельзя обсуждать, мы можем обсуждать и уместность парламентаризма в наше время, и говорить о том, что есть партии – хорошо это или плохо.

Кстати, 9 апреля исполняется 130 лет со дня рождения русского философа Ивана Ильина, хорошо известно его отношение к партиям и партийности, почему бы не обсудить эту тему? Кроме того, в связи с отрытыми недавно секретными архивами и новыми фактами можно провести целый комплекс всевозможных опросов, общественных слушаний, провести торжества, открыть памятники, часовни. И, безусловно, без осмысления истории идти дальше в будущее нельзя. С Божией помощью мы преодолеем эти опасные юбилейные даты -1914-1917 и будем жить и работать дальше на благо России и Матери Церкви!
Поделиться ВКонтакте Поделиться в Facebook Поделиться в Twitter

Жириновский: "Мы много раз предлагали включить в преамбулу Конституции фразу "Мы русские и другие народы…". Мы не предлагаем дать русским привилегии или преимущества над другими национальностями в России, но давайте хотя бы уровняем права русских с другими".

22 августа в Даниловом монастыре в Москве состоялась встреча Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с Государственным секретарем Святого Престола кардиналом Пьетро Паролином.

Церковный раскол на Украине

Дмитрий Песков не подтвердил информацию о том, что Владимир Путин в 2015 году сказал украинскому коллеге Петру Порошенко, что может "раздавить армию Украины". "Нет, я практически был на всех переговорах, я не слышал такой фразы", - отметил он.

Происшествия на национальной почве

"В свое время Медведев как президент и как премьер-министр все сделал для того, чтобы позволить нашему олигархату для снижения русской рабочей силы «закачивать» в Россию огромные толпы мигрантов. Спохватились только тогда, когда «жареный петух клюнул», и появились уже целые районы, в том числе в Москве, где доля компактно проживающих мигрантов превышает 20%. А 20% - это уже когда люди навязывают свой образ жизни, не желают адаптироваться, и по сути дела становятся хозяевами ситуации..."

"Мы знаем, что президент уже услышал граждан, сказав, что необходимо разобраться с данной законодательной инициативой, и фактически отложив ее рассмотрение во втором чтении. А теперь еще и патриарх высказался. Мы должны с коронавирусом бороться, а не с гражданами, поэтому тут с патриархом трудно не согласиться..."

Такое впечатление, что либеральные страны Европы по-прежнему живут иллюзиями 80-х-90-х годов, когда они чувствовали себя в абсолютной безопасности, когда были ослаблены социальные противоречия, и можно было пользоваться очень широкими свободами, давая свободы и меньшинствам, в том числе национальным. Но ситуация изменилась, и меньшинства претендуют уже на свою долю власти и богатства. Они активно выступают против действующей системы политических, экономических и социальных отношений в этих ...