«Мои юность и молодость прошли в диссидентской среде, но нелюбовь к советской власти не мешала нам ценить талантливые произведения советских по духу авторов. И как ни чужд мне Маяковский идеологически, я считал и считаю его большим поэтом. Когда речь шла о культуре, "гамбургский счет" стирал любые мировоззренческие противоречия. Сейчас его просто не существует. Как человек, всю жизнь связанный с филологией, литературой, журналистикой, я вижу, что люди в массе разучились читать художественные тексты, они не понимают образов, метафор, подтекста. Скоро перестанут понимать Евангелие, потому что все Евангелие построено на развернутых метафорах, притчах. Стихи таким читателям вообще не нужны, потому что поэзия — иноязык, который борется с нашим прямолинейным прочтением надписей на заборах, а литература превращается в инструкции по применению, в которых нет многозначности, никакой тайны, скрытого смысла.
Сегодня пять графоманов могут скинуться и издать сборник, создать на кухне или в кафе свой союз писателей, раздавать друг другу премии имени великих. И чем они для массового читателя отличаются от известного писателя? Ничем. Тоже издаются, тоже премии получают. Исчез институт экспертов — его просто уничтожили. Или — подменили.
И подобное не только в культуре происходит. От знакомых ученых слышал, что и в науке сегодня понятие «экспертиза» просто отсутствует. Думаю, что нет его ни в промышленности, ни в сельском хозяйстве, ни в любой другой области».
«Согласны ли вы с этим диагнозом? Можно ли выправить эту ситуацию? Как?» - с такими вопросами корреспондент Regions.Ru обратился к священнослужителям и экспертам.
04.04.2013 09:20
Что касается понимания Евангелия - когда в сердце человека рождается потребность в чтении Слова Божия – это уже чудо. Поэтому так важно упование на Господа. Так что о. Владимир прав, но есть и великая надежда на милосердие Божие, что люди, в которых не совсем еще угасла искорка веры, проснутся.
Разделяю тревогу замечательного пастыря, понимаю его боль. Но очень хочется надеяться на духовное возрождение, что такая возможность все-таки есть. Потому что у Бога все возможно.
04.04.2013 09:15
Сегодня вообще за классическую литературу выдают хронику уголовных преступлений. А так хочется видеть что-то жизненное, теплое, поучительное, на чем можно было бы воспитывать новое поколение, чтобы молодые люди могли набраться мудрости.
Поток информации сегодня очень большой и очень трудно вычленить главное. Но формировать хороший вкус к литературе нужно, на боевиках и уголовной хронике мы не сможем воспитать новое поколение достойно. Слава богу, у нас есть свобода вероисповедания и богословие, это хоть как-то воздействует на умы молодых людей. Литература должна быть добрая, светская, повышающая моральное, нравственное, культурное состояние человека. И еще: если не будет мягкого сочетания религиозного и светского культурного сознания, то и обеспечить развитие общества будет трудно.
04.04.2013 09:14
Кроме того, сегодня уничтожают библиотеки. У нас в Туле ликвидируют библиотеки, которые появились более ста лет назад, а ведь библиотека – это объект со своей культурой и историей. Теперь библиотеки хотят уничтожить в пользу компьютерных классов для детей. У нас не прекращается жаркая дискуссия на эту тему в Тульской Общественной палате. Мы выступаем за то, что «живая книга» всегда интереснее. Идет сильный прессинг со стороны администрации города на этот счет. Но если все ликвидируют, то люди вообще разучатся нормально читать.
04.04.2013 09:12
Люди сегодня уходят от сложностей, мир облегчается. Конечно, высококвалифицированных и объективных экспертов не хватает в каждой среде: науке, образовании, теологии и т.д. . К примеру, мы – мусульмане – столкнулись с ситуацией, когда издания наших богословов по ошибке признали экстремистскими и запретили, а все из-за отсутствия экспертов.
Надо поднимать уровень квалификации, этим должны заниматься вузы. Кроме того, у нас накоплен богатейший опыт, сохранились разного рода методички... Надо действовать эффективнее и как можно быстрее.
04.04.2013 09:11
Что касается издания книг, то имеющаяся возможность публиковаться любому автору – это прекрасно, потому что в любом случае выбирает читатель. Вот когда был в стране запрет на определенную литературу (запрещали Пастернака, и мы в ксероксе читали Ахматову и Цветаеву), разве это было лучше? Зато теперь у талантливых ребят есть возможность издать свою книгу.
Нельзя не согласиться, что люди стали меньше читать. Но проблема среди молодежи, например, появилась, в том числе, из-за сокращения часов преподавания литературы – без этого невозможно познакомить человека с классикой. И я убеждена, что литературу нужно вводить не только в гуманитарных вузах, но и в технических, тогда общество будет более нравственным.
Литература – это наша совесть. Надо серьезнее относиться к своему наследию, пропагандировать классику, начиная со школы, а ЕГЭ приводит к тому, что люди перестают читать. Им главное – вовремя и грамотно заполнить тест. Надо на уроках читать Священное писание, ведь и живопись невозможно понять без знания библейских сюжетов. А когда была запрещена религия, через классиков мы приходили к нравственным ценностям, которые заложены в том же Евангелии, мы изучали нравственный христианский код. Теперь мы сокращаем часы преподавания, и дети никогда теперь не ознакомятся с этим нравственным кодом, тогда чему удивляться, что понятие Родины, например, для них вообще не существует.
04.04.2013 08:59
Я думаю, что не надо брать какие-то глобальные «реальности» - «всю литературу», «всю культуру». Ведь жизнь все равно гораздо богаче, интереснее. Есть и добросовестные эксперты, и думающие читатели, и талантливые писатели. И в нашей реальности мы можем сохранять то, что есть, воспитывать то, что можно.
Да, много плохого в нашем мире, но много и хорошего. И мы должны жить именно в этом мире. Люди ведь по-прежнему тянутся и к прекрасному, и к святому. Просто их надо в этом поддерживать.
Иерей Валерий Буланников
клирик храма свт. Николая в Отрадном
04.04.2013 09:22
Об уровне литературы судить сложно. Есть интересные авторы, но безусловных вершин все-таки нет. С другой стороны, появление шедевра всегда неожиданно.
А падение читательского уровня -это уже мировая тенденция. Правда, не думаю, что интеллектуальный уровень упал так низко, что литературу уже не понимают. Просто в потребительском обществе другие приоритеты. Вот и мы попали под этот молот усредненного понимания. Но об этом еще Достоевский сожалел.
Конечно, это вызывает тревогу, но я не столь пессимистичен, как о. Владимир. Увы, сейчас детей приходится заставлять читать классику. Понятно, что им хочется посидеть за компьютером. Но тут очень многое зависит от системы образования. Безусловно, нужно оставить костяк гуманитарного классического образования. Сокращение часов литературы и истории в школе однозначно недопустимо. С этой тревожной тенденцией нужно бороться.
Я все-таки думаю, что у нас много думающих читателей, ищущих духовной пищи, что далеко не все заражены потребительскими ценностями. Развитие и культуры, и литературы во многом будет зависеть от того, сможем лм мы привить своим детям истинные духовные ценности и воспитать их в этих ценностях.