Священнослужители о матерной брани в искусстве и СМИ

11.04.2013 08:31


Regions.Ru уже обсуждали некоторые коллизии, возникшие вокруг приглашения писательницы Дины Рубинной на «Тотальный диктант».

Однако обсуждением вопроса, стоит ли приглашать на такого рода мероприятия писателя с гражданством другого государства, дело не ограничилось. Губернатор Ульяновской области Сергей Морозов заменил текст "Тотального диктанта" в своем регионе, сославшись на "неоднозначность" автора. "Творчество писателя, активно использующего в своих произведениях ненормативную лексику, не соотносится с концепцией "Тотального диктанта" - акция, прежде всего, выступает за чистоту русского языка, за повышение культуры письма. Поэтому я предложил заменить текст", - написал он в «Твиттере».

Сама Рубина сочла, что эту тему даже обсуждать нечего: «Мне кажется, такой человек не читал ни Венечку Ерофеева, ни Юза Алешковского… Такой человек, абсолютно уверена я, в быту не просто употребляет неформальную лексику, а употребляет ее на уровне апогея! (не вполне понятно, что это значит, - Regions.Ru) Вот это и есть самое настоящее ханжество. Между тем, существуют целые словари употребления этого слоя русского языка – его используют определенные люди, и в литературе в определенном контексте он применяется уже давно... Это просто слой русского языка».

Напомним, что 8 апреля президент РФ Владимир Путин подписал закон, устанавливающий штрафы за использование нецензурных слов и выражений в СМИ. Многие высказали недовольство этим законом, указав, что понятие «нецензурный» расплывчато, а кроме того, СМИ, особенно печатные, и без того этой лексики практически не используют. Главный рассадник непарламентских выражений - соцсети, твиттер и блогосфера, которых новый закон не коснется.

История употребления матерной брани в художественной литературе и СМИ неодинакова. В литературе – в текстах, не предназначенных для печати – она используется издавна: сперва в жанрах низких и комических, но уже Пушкин вводит ее не только в шуточные тексты, но и в серьезную лирику («Телега жизни»). В советское время некоторые «неподцензурные» авторы (как уже упоминавшиеся Вен. Ерофеев и Юз Алешковский) свободно включали ее в свои тексты – это был своего рода вызов мертвой казенщине.

В прессе, напротив, до самой Перестройки употребление подобных слов было немыслимо. Именно поэтому в 90-х, когда все табу радостно отменялись, некоторые восприняли их появление в СМИ как признак свободы и раскованности. Однако за последнее десятилетие из основных СМИ эта лексика практически исчезла, распространившись главным образом в интернете. Если она все же встречается, это чаще всего бывает в прямой речи респондентов, в том числе депутатов, министров, чиновников. Политики и парламентарии, не стесняясь, применяют ненормативную лексику в собственных блогах, твиттере, «при выключенной кнопке», а иногда их не останавливают и официальные мероприятия. Да и то в абсолютном большинстве казусных случаев СМИ смягчают или «запикивают» вылетевшее «крепкое словцо»

«Сталкивались ли вы за последнее время с матерной бранью в СМИ? Нужен ли закон, запрещающий ее употребление? Насколько допустимо, на ваш взгляд, ее использование в художественных произведениях (в частности, в фильмах)?» - с такими вопросами корреспондент Regions.Ru обратился к священнослужителям.

Протоиерей Димитрий Смирнов

Настоятель храма святителя Митрофания Воронежского

11.04.2013 09:22

Конечно, запрет на употребление нецензурной лексики - вещь хорошая. Без ее употребления прекрасно обходились все великие русские писатели. Качество их произведений от этого не страдало.

Определенная часть нашего общества всегда недовольна всем, что исходит от государственной власти, все подвергает критике и насмешке. Этим «мнением» можно просто пренебречь. А борьба за нормальный русский язык действительно необходима.

К сожалению, нецензурная лексика как явление существует. Но она должна уйти, по крайней мере, на самый дальний периферийный план.

К сожалению или к радости, у меня просто нет возможности следить за работой СМИ. Что там происходит, я не знаю. Но раз президент над этим задумался, значит, проблема действительно есть.

Протоиерей Сергий Махонин

настоятель храма Сошествия Святаго Духа в пос. Первомайском Нарофоминского района Московской области, директор Московской православной гимназии имени Иоанна Богослова

11.04.2013 09:21

Олег Чухонцев однажды написал:
«Позабудешь – жить не будешь,
через что прошли, чтоб жить
по-людски и по-соседски,
говорить не по-немецки,
а по-русски говорить».
На каком языке мы сейчас говорим, какой язык слышим? Осознаем ли мы ценность родного языка? Как бы хорошо было, если бы представители всех поколений пришли к общему согласию и научились говорить по-русски. А мы видим уже матерную брань и в художественных произведениях!

Мы должны осознать, что русский язык это язык нашего Отечества, нашей культуры, это наше достояние. Мы ответственны за каждое свое слово, потому что мы рождаемся в вечность, а не на миг.

Протоиерей Владимир Вигилянский

клирик храма мученицы Татианы при МГУ

11.04.2013 09:17

Любая брань есть проявление зла, нелюбви. А Бог есть любовь. Поэтому любая брань христианином осуждается.

Не только как священник, но и как человек культуры считаю, что это категорически недопустимо в художественных произведениях, где бы то ни было – в кино, театре, литературе. Это свидетельствует об отсутствии таланта, неспособности пользоваться художественными средствами. Это огромный соблазн для молодых людей. Они понимают, что литература, кино, театр являются носителями нормы, и если они сталкиваются там с матерными выражениями, они считают, что это норма. Но это вне нормы. И это недопустимо.

Священник Сергий Круглов

клирик Спасского собора г.Минусинска Красноярского края

11.04.2013 09:04

Конечно, как бы ни расценивали нецензурную брань как художественный факт, она остается сама собою. Откуда она взялась, мы тоже знаем. Это попытка отрицания, оскорбления и осквернения всего сакрального, важного и интимного в человеке. Другое дело, что она имеет уже какую-то «прописку» в культуре и литературе. Но отношение к этому все равно должно быть однозначно отрицательным.

Другой вопрос, как с этим бороться? Законодательно на федеральном уровне? Увы, опыт нашей жизни свидетельствует, что директивы, спущенные сверху, очень часто действуют совсем не так, как это предполагалось. Не думаю, что такая запретительная борьба поможет. Тем более, что целое поколение советских и постсоветских людей воспитаны на «фиге в кармане».

Очевидно, что начинать нужно с воспитания детей, создавать такое отношение к ней в обществе, чтобы она не «котировалась», чтобы ею гнушались. Но это гораздо труднее. Начинать ведь придется с основополагающих вещей – с семьи и школы.

Священник Алексий Агапов

настоятель Михаило-Архангельской церкви г. Жуковского Московской области

11.04.2013 09:03

Похабщина и пошлятина в СМИ с соответствующим использованием ненормативной лексики – это уже давно привычно, но как будет работать этот закон в наших условиях, большой вопрос. Если уж запрещать, то тогда в первую очередь – использование общеупотребительного русского языка с целью зомбирования массового сознания. Взять хотя бы зомбирующий, ужасающий текст «тотального диктанта». Любой пиарщик скажет, что он направлен на внушение языковых моделей самого низкого уровня и отрицательного отношения к традиционной духовной культуре.

А что делает с русским языком министерство образования? Не представляю даже, каким законами можно его обуздать. По крайней мере, опасность от него исходит не меньшая.

Что касается использования этой лексики в художественных произведениях, правомерность ее использования, обусловленность этого художественным замыслом – все на совести художника. И в выдающихся произведениях это бывает. Из песни слова не выкинешь.

Исмаил-хаджи Бердиев

председатель ДУМ Карачаево-Черкесии, председатель Координационного центра мусульман Северного Кавказа

11.04.2013 08:57

Все зависит от воспитания человека и культуры. Вот в российской глубинке у многих без мата разговаривать не получается вообще: люди выросли с этим и считают нормой. А ведь ругаться – это грех, но об этом никто не задумывается. Мы, представители религии, постоянно об этом говорим.

Кстати, буквально на днях на одном из телеканалов обсуждали вопрос легализации проституции. И я раньше уважал корреспондента, который в этот раз выступил за легализацию. После просмотра передачи мое мнение об этом человеке изменилось в худшую сторону.

Нельзя допускать, чтобы люди свои греховные взгляды пытались сделать нормой жизни, включая матерные слова. Нельзя этого допускать ни в СМИ, ни в интернете, и если есть возможность запретить нецензурные выражения в сети, то надо это сделать.

Ильяс-хазрат Валеев

руководитель аппарата Пермского муфтията, директор Пермского мусульманского колледжа

11.04.2013 08:49

Язык нам дан Всевышним, чтобы мы использовали его в приятном общении друг с другом. Конечно, если люди могут быть плохими и хорошими, то и выражения могут быть соответствующими. Русский язык богатый и красивый, и хочется, чтобы нецензурных выражений в нем не было, чтобы они не коробили слух.

Я учился в советской школе, и нас воспитывали по-другому, - а сейчас на улице дети выражаются если не матом, то словами, которые в ходу у людей, сидевших в тюрьме. Разумеется, такое слышать от детей очень неприятно.

Фильмы и литература должны воспитывать чувство прекрасного, особенно в наше тяжелое время, когда молодежь стоит перед сложным выбором, а ей в фильмах преподносится то жизнь «блатных», то жизнь воров, то еще кого-нибудь в этом роде. Телевидение и фильмы должны нести воспитательный характер. Да и в литературе сегодня чуть ли не каждый второй автор употребляет ненормативную лексику.

Я согласен, что нам нужен закон, наказывающий за использование в СМИ нецензурных слов и выражений. Было время, когда с экранов ТВ и страниц газет лилось так много подобных слов, что некоторые из них, хотя раньше были нецензурными, сегодня воспринимаются как вполне нормальные - и это очень пугает.

Рустам-хазрат Батров

заместитель и.о. муфтия Республики Татарстан, проректор по науке Российского исламского университета

11.04.2013 08:47

Безусловно, общество должно бороться за чистоту речи. Одними запретами этого не добиться, нужна большая программа по повышению культуры речи.

Мы же состоим из тех слов, которые используем: слова, которые питают наше сознание, формируют наше мировоззрение. Использование мата – это взгляд на жизнь сквозь какие-то низменные животные инстинкты, которые присутствуют в человеке. Божественный мир опускается до уровня между пупком и коленом, и человек, оперируя этими словами, смотрит на жизнь очень узко, вся красота и все великолепие мира сужаются для него.

Что касается употребления таких слов в фильмах или литературе, то, конечно, произведения искусства должны отображать нашу действительность. Художник – это человек, который несет больше ответственности перед Господом, чем простые люди не одаренные талантами. Поэтому художник должен использовать свой талант во благо нашего общества. И мне лично непонятно то искусство, где художник пытается не сделать нас лучше, а занимается выпячиванием себя или своих не лучших сторон, я не считаю это искусством. Искусство должно помогать стать нам лучше, осознать свои пороки. Художник может использовать ненормативную лексику только чтобы создать образ, который вызовет у нас отторжение, то есть это необходимо в воспитательных целях, чтобы ни у кого желания не возникло быть на уровне человека, так говорящего.

Зиновий Коган

Почетный председатель Конгресса еврейских религиозных организаций и объединений России, раввин

11.04.2013 08:35

Мы пытаемся быть более свободными, постепенно ограничивая себя. Это парадокс нашего времени. Поэтому сопротивление стало первой реакцией на закон о защите чувств верующих или на закон о запрете использования в СМИ нецензурных выражений. Но надо учиться выражать свои мысли и эмоции нормальными словами.

Великие скульпторы Роден и Микеланджело выражали чувства в той форме, которая стала классической, а не пошлой или вульгарной. Думаю, и русский человек сумеет выражать себя, не ругаясь матом и не оскорбляя чьи-то чувства. В конце концов, мы должны быть законопослушными, раз принят такой закон.

А среди политиков есть и те, кто отличился своими выражениями, и совсем не матерными. Например, фразы Виктора Черномырдина стали «крылатыми» в народе благодаря не мату. Или вот новый герой интернета Василий Мельниченко – фермер с Урала, ему и матом не надо ругаться, так здорово он владеет русским языком. Вот у кого надо учиться!

Ирина Дергачева

доктор филологических наук, и.о. декана факультета иностранных языков, профессор кафедры лингвистики и межкультурной коммуникации Московского городского психолого-педагогического университета

11.04.2013 08:34

В последнее время, слава богу, я не сталкивалась с тем, чтобы в СМИ использовалась ненормативная лексика, но я полностью солидарна с губернатором Ульяновской области, который заменил текст Дины Рубиной. В «Тотальном диктанте» принимают участие и школьники, а хотя бы они должны взращиваться на классической литературе, куда произведения Дины Рубинной не входят.

Правильным шагом я считаю и принятие закона. Главное, чтобы этот закон не вызвал противодействия, как часто у нас бывает. Помню, было время, когда ехать в маршрутке или автобусе было просто стыдно, потому что молодежь ругалась так, что у меня щеки краснели. Сейчас этого все меньше. И я категорически против так называемых постмодернистской литературы: эти авторы, на мой взгляд, мало что могут сказать, поэтому используют такую лексику как форму для эпатажа. Что касается классической литературы, то выражаться нецензурно было не принято. И в классических произведениях мы не встретим подобных слов.

Если говорить о чиновниках разного уровня, то политик политику рознь. Есть люди абсолютно некультурные, непонятно, какое у них образование, или они не могут вести себя иначе: просто возмутительно, когда видишь, как они грубо спорят и даже лезут в драку. Стыдно смотреть эти ток-шоу, настолько порой там некорректное поведение. Но ведь это же общая культура, вернее, ее отсутствие. Есть же масса возможностей повысить культуру речи. Хорошо бы стыдить политиков и чиновников, тогда, может, они захотят исправиться? Нам не хватает Салтыкова-Щедрина, который бы их замечательно высмеял.
Поделиться ВКонтакте Поделиться в Facebook Поделиться в Twitter

Жириновский: "Мы много раз предлагали включить в преамбулу Конституции фразу "Мы русские и другие народы…". Мы не предлагаем дать русским привилегии или преимущества над другими национальностями в России, но давайте хотя бы уровняем права русских с другими".

22 августа в Даниловом монастыре в Москве состоялась встреча Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с Государственным секретарем Святого Престола кардиналом Пьетро Паролином.

Церковный раскол на Украине

Дмитрий Песков не подтвердил информацию о том, что Владимир Путин в 2015 году сказал украинскому коллеге Петру Порошенко, что может "раздавить армию Украины". "Нет, я практически был на всех переговорах, я не слышал такой фразы", - отметил он.

Происшествия на национальной почве

Местное население, конечно, может быть недовольно теми, кто к ним приехал и ведет себя из рук вон плохо, вне закона. В этих случаях требование может быть только одно: чтобы власть применила власть. То есть, власть должна своевременно все предвидеть и предотвращать. Непредвиденной бывает только смерть, все остальное можно и нужно предвидеть, просчитывать

Идея РПЦ - закрепить за эмбрионом право на жизнь - является логичной, если исходить из принципов христианской морали. Но если со своей стороны государство не прогарантирует женщине максимальную поддержку при рождении ребенка, то конечно, эта инициатива будет выглядеть как некая крайность. Поэтому необходимо не к ограничениям каким-то стремиться, а создавать такие условия, чтобы у самой женщины была мотивация отказываться от аборта

"Каждый человек имеет право на собственное мнение вне зависимости от его должностного положения. Что касается руководителей регионов, это тоже в полном объеме их касается. Никакого фронта со стороны руководства Чечни нет. Прошу всех успокоиться, все в порядке".