Система партсписков позволяет контролировать депутата, который теряет самостоятельность. А одномандатник – он в любой момент может откреститься от партии, и послать ее к едрене фене

Когда дует сильный ветер, бесполезно пытаться его остановить. Поэтому мне кажется, что все-таки бог с ней, с инфляцией - экономика гораздо важнее...

Священнослужители о протестах против строительства храмов

19.04.2013 08:56


С идеей построить в Москве 200 храмов в мэрию в 2009 году выступил патриарх Кирилл. Москва поддержала инициативу, приняв соответствующую программу. Сейчас по совместному проекту РПЦ и правительства Москвы «Программа 200» построено 8 церквей, строится еще 15. Бюджетные средства на стройку не выделяются, но власти подключают за свой счет храмы к коммуникациям.

В марте в мэрию обратилось 15 православных общественных организаций с жалобой на саботаж программы депутатами муниципальных собраний. Депутаты в свою очередь заявили, что лишь отстаивают интересы избирателей. Чаще всего возражения против строительства сводились к тому, что территория, отведенная под храм, уже используется (как зеленая зона, детская площадка или под стоянку машин). Некоторые утверждали также, что «типовые» храмы не способствуют украшению города.

На эти возражения ответил на заседании попечительского совета Фонда поддержки строительства храмов патриарх Кирилл. Он, в частности, сказал:

«На большинстве прошедших в 2012 году публичных слушаний выбор участков был поддержан местными жителями. Слухи о конфликтах более чем преувеличены. Я попросил предоставить мне информацию о тех случаях, где реально имели место конфликты, — оказалось, что таковых было всего четыре. Во всех остальных случаях люди выступали не против строительства, а против того, чтобы храм строился на выбранном месте; поэтому и выдвигались некие альтернативы или просто предлагалось подумать о том, чтобы разместить храм на каком-то другом участке. Полагаю, что к таким голосам нужно прислушиваться.

Строительство храмов должно обязательно сопровождаться благоустройством территории. Ведь храм — это не только место соборной молитвы верующих, но и духовный, культурный, просветительский центр, центр общения и единения людей. После завершения строительных работ необходимо произвести на всех участках озеленение, обустройство детских игровых площадок — с общим доступом жителей микрорайона. Храм не должен быть изолированным — он должен быть открыт еще и для того, чтобы прихрамовая территория использовалась для общего блага.

Строятся не модульные храмы, а скорее по модульной технологии. Есть некая унификация проектной документации, что позволяет снижать затраты, а вот воплощения в каждом случае — совсем не модульные. Храмы получаются индивидуальные, и поэтому нет никакой угрозы застройки нашего города, как некоторые иронизировали, типовыми храмами, — ни о каких типовых храмах речи, конечно, не идет.

Москва ― это огромный город, и, как живой организм, он растет и будет расти. Думаю, нам необходимо предусмотреть строительство храмов и в местах, где жилая застройка только планируется».

Данный проект вызвал противоречивые отклики в обществе. С одной стороны, его поддерживают православные, но с другой звучат требования об увеличении числа религиозных культовых сооружений и для представителей других конфессий.

В настоящее время в Москве располагается более 700 православных храмов, но большинство из них находится в центральной части города, тогда как руководство РПЦ за счет "Программы 200" рассчитывает увеличить их количество в спальных районах, пишет «Московский Комсомолец». «Сталкивались ли вы с недовольством по поводу строительства храмов? Чем оно было вызвано? Следует ли, на ваш взгляд, включать храмы в проекты новых районов? Поддерживаете ли вы претензии других конфессий?» - с такими вопросами корреспондент Regions.Ru обратился к священнослужителям.

Протоиерей Александр Добродеев

заместитель заведующего сектором МВД Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными учреждениями

19.04.2013 09:10

Если соблюдать конституционные права человека на религиозные потребности, то расчет должен быть такой: один храм на 10 000 человек: тогда каждый может спокойно прийти в церковь и нормально себя там чувствовать. Если взять Москву, тут всего 700 храмов на 12 миллионов жителей, то есть по всем нормам это ни в какие рамки не умещается. Храмов в Москве должно быть несколько десятков тысяч. Так что 200 храмов – это маленькая толика для того, чтобы решить проблему их нехватки.

Я был в Вашингтоне, где официально 600 000 жителей, но количество храмов намного больше чем в Москве. Чем мы хуже Вашингтона? Я прошелся по улице и на протяжении 5 километров насчитал 30 храмов. Там нормальное явление, когда в субботу звонят колокола и люди идут на богослужение. Это просто здорово! И я был во многих столицах Европы, там тоже много храмов, почему же мы должны плестись в хвосте? У нас было столько храмов, которые разрушили и не восстановили, а по большому счету те, кто разрушал, должны вернуть долги, так что справедливость должна быть.

Протоиерей Андрей Спиридонов

клирик храмов Благовещения Пресвятой Богородицы в Петровском парке и святителя Митрофана Воронежского на Хуторской в Москве

19.04.2013 09:08

Сама программа очевидным образом показывает, что в обществе есть сопротивление тому, чтобы современный горожанин мог иметь свободный шаговый доступ к богослужениям, возможности помолиться, причаститься. Это сопротивление подогревается во многом искусственно: замечено, что на собрания, посвященные строительству того или иного храма в разных районах, кочуют один и те же люди, агитаторы против строительства. И вообще в политике антицерковной кампании прослеживаются совершенно конкретные искусственные способы информационного противодействия, которые оплачиваются какими-то лобби.

Это вовсе не широкое и массовое противодействие обычного населения. Это противодействие конкретных сил, имеющих свои интересы в нашем обществе, в нашем государстве, они совершенно не заинтересованы в нравственном пробуждении русского народа, в его нравственной ориентации, потому что более сознательная нравственная направленность в современном человеке будет препятствовать определенным тенденциям, присущим современному обществу потребления.

То же самое касается якобы возмущения со стороны других конфессий – это тоже искусственно поддерживаемая тема. Строительство культовых сооружений исторически традиционных конфессий – ислама, иудаизма и буддизма – всегда регулировалось. Мы знаем, что в Москве строятся мечети, и представители иудаизма не были никогда обделены строительством сооружений для их собраний. Просто такое строительство должно осуществляться в местах компактного проживания представителе тех или иных конфессий, что и происходит. И сопротивление со стороны чиновников не удивительно, у них порой свои корыстные интересы.

Храмы строить нужно: на многомиллионное население Москвы у нас не больше тысячи священников и несколько сотен храмов – этого недостаточно. Что касается типовых проектов, то тут не до жиру, как говорится. Если даже со строительством типовых проектов возникают финансовые проблемы, поскольку государство не помогает, а частных инвесторов найти очень сложно, что говорить о строительстве не типовых проектов? Было бы место для церковного собрания, а типовое, не типовое – какая разница, где Литургию служить. Суть в том, что происходит в храме независимо от его архитектурных достоинств.

Протоиерей Максим Первозванский

Клирик храма Сорока Севастийских мучеников, главный редактор журнала «Наследник»

19.04.2013 09:06

Конечно, ситуация с храмами в спальных районах катастрофическая: известно, что нигде в России нет такой ситуации с крайне малым количеством храмов, как в Москве. Поэтому храмы строить нужно, и эта дискуссия уже давно перешла в область принятия решений. «Программа 200» давно принята, и сейчас идет просто мелкий саботаж.

Мы же знаем, кто возмущается на этот счет: жители в большинстве своем вообще не в курсе насчет возмущений. Это какие-то активисты, которые собрали несколько подписей против.

Что касается не самых удачных мест для строительства, то можно предположить, что не все из 200 площадок выбраны оптимально, но мы же знаем, как без согласований проходит точечная застройка, когда уродуются ландшафты, втыкаются торговые центры, автозаправочные станции. Но если выясняется, что площадка для храма выбрана не очень удачно, то можно подобрать и другую – об этом и патриарх говорил. Например, в нашем микрорайоне уже несколько раз такое место перевыбирали – все можно решить в рабочем порядке.

Возражения местных, как правило, неинформированных жителей, происходят из-за того, что их начинают пугать необоснованными страшилками. Я знаю, как это делают: распускают слухи, мол, сейчас рядом со школой у вас построят храм, куда непрерывно будут идти машины с гробами, покойников будут отпевать круглые сутки. Хотя мы знаем, что ничего подобного в храмах не происходит. Наоборот, возле храма предусмотрены учебные центры, центры социальной и благотворительной помощи - планируется строительство соответствующей инфраструктуры.

Так что если и есть сопротивление, то оно не со стороны жителей района, а со стороны активистов, которые ездят из района в район – это небольшая группа людей, которая «накручивает» людей. Противники строительства храма всегда были и будут, и даже было бы странно, если бы все были «за».

Священник Димитрий Лин

клирик Храма святителя Николая на Трех Горах

19.04.2013 09:04

Мы все-таки живем в городе, который является столицей русского государства, а оно исторически сформировалось благодаря большому влиянию Русской Православной Церкви. И строительство храмов – это прежде всего восстановление исторической справедливости, а не развитие миссионерской деятельности, как иногда это представляют.

Что касается модульности, то естественно каждый храм – это произведение искусства, и поэтому было бы замечательно, если бы они строились по индивидуальным проектам. Но, во-первых, это гораздо дороже, а во-вторых – у нас нет сейчас определенного архитектурного стиля, в котором надо строить храмы. Наше время – это время поисков, выражения духовных идей в камне. Но при этом надо понимать, что любой храм строится не на год и не на десятилетия, а на столетия, если не больше, поэтому такие эксперименты должны быть ограничены. Думаю, такое типовое строительство призвано несколько ограничить свободу самовыражения, но это не значит, что храмы будут скучные и неинтересные. Например, в Твери есть набережная, которая была построена при Екатерине II по типовому проекту, и по сравнению с типовой советской застройкой – это светлое пятно на фоне серого однообразия. Так что типовой проект – это не всегда плохо. Тем более модульность при строительстве храма предполагает вариативность. Я видел некоторые проекты, они вполне органичные, красивые и не производят удручающего впечатления.

Смущает, что мы действительно сталкиваемся с ситуацией, когда у людей не находится отклика при строительстве храма около их домов. С одной стороны, это говорит о том, что наши заявления о поголовном православии в стране надо подкорректировать. А с другой стороны – велики силы у тех, кто выступает против Церкви: часто это бывают люди организованные, поднаторевшие в каких-то собраниях, акциях, в отличие от православных, которые ведут себя сдержанно, молитвенно и не принимают участия в политических демаршах, у них нет такого опыта.

Отсюда вытекает еще одна проблема: инициатива строительства храмов должна исходить от людей, живущих в этом месте. Когда что-то делается по указу «сверху», люди воспринимают это пассивно, отчужденно. И получается, что православные пассивны, а небольшая группа крикливых антицерковно настроенных людей может создать впечатление, что у местных жителей нет желания строить храм. Надо возбудить инициативу снизу, чтобы люди приходили с желанием о строительстве храма, чтобы они принимали участие в выборе проекта, познакомились с пастырем, который будет их окормлять. Очевидно, что людей, которые хотят строительства храмов, больше, чем тех, которые не хотят. Значит, нужен критерии, определяющий какой-то процент людей, выступающих за строительство. А всем угодить невозможно, всегда найдется тот, кто против. И пока все решается по указке «сверху», будет продолжаться злобное преследование со стороны людей, которых науськивают политические силы, настроенные против православия в России.

Иеромонах Макарий (Маркиш)

священнослужитель Свято-Алексеевской Иваново-Вознесенской православной духовной семинарии, руководитель Отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Иваново-Вознесенской епархии, глава епархиальной Комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства

19.04.2013 09:03

Я никогда не сталкивался с недовольством по поводу строительства, зато сталкивался с возмущением по поводу недостатка храмов. В нашем областном центре – в Иванове – меньше всего храмов на 10 000 человек, если сравнивать с нашей же областью. То же самое в Москве, да и во всех крупных городах России. Но Москва вообще хуже всех обеспечена храмами и священниками.

Другая сторона проблемы заключается в том, что все беспокойства и протесты вызваны если не правовым нигилизмом, то правовым инфантилизмом. Любое дело – будь то изменение ландшафта, строительство дороги, дома – всегда вызывает столкновение интересов. И в правовом государстве существуют механизмы урегулирования этих конфликтов административным или юридическим путем.

И нет разницы между строительством храма или дороги, но есть интересы общества, интересы населения, интересы большинства, и есть законодательные нормы, которые и вступают в силу. Мы слишком много внимания уделяем эмоциональным всплескам – это касается вообще всего в нашей стране. Если мы перестанем на них реагировать, то и эмоциональных всплесков будет меньше.
Поделиться ВКонтакте Поделиться в Facebook Поделиться в Twitter

Жириновский: "Мы много раз предлагали включить в преамбулу Конституции фразу "Мы русские и другие народы…". Мы не предлагаем дать русским привилегии или преимущества над другими национальностями в России, но давайте хотя бы уровняем права русских с другими".

22 августа в Даниловом монастыре в Москве состоялась встреча Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с Государственным секретарем Святого Престола кардиналом Пьетро Паролином.

Церковный раскол на Украине

Дмитрий Песков не подтвердил информацию о том, что Владимир Путин в 2015 году сказал украинскому коллеге Петру Порошенко, что может "раздавить армию Украины". "Нет, я практически был на всех переговорах, я не слышал такой фразы", - отметил он.

Происшествия на национальной почве

"В свое время Медведев как президент и как премьер-министр все сделал для того, чтобы позволить нашему олигархату для снижения русской рабочей силы «закачивать» в Россию огромные толпы мигрантов. Спохватились только тогда, когда «жареный петух клюнул», и появились уже целые районы, в том числе в Москве, где доля компактно проживающих мигрантов превышает 20%. А 20% - это уже когда люди навязывают свой образ жизни, не желают адаптироваться, и по сути дела становятся хозяевами ситуации..."

"Мы знаем, что президент уже услышал граждан, сказав, что необходимо разобраться с данной законодательной инициативой, и фактически отложив ее рассмотрение во втором чтении. А теперь еще и патриарх высказался. Мы должны с коронавирусом бороться, а не с гражданами, поэтому тут с патриархом трудно не согласиться..."

Такое впечатление, что либеральные страны Европы по-прежнему живут иллюзиями 80-х-90-х годов, когда они чувствовали себя в абсолютной безопасности, когда были ослаблены социальные противоречия, и можно было пользоваться очень широкими свободами, давая свободы и меньшинствам, в том числе национальным. Но ситуация изменилась, и меньшинства претендуют уже на свою долю власти и богатства. Они активно выступают против действующей системы политических, экономических и социальных отношений в этих ...