Если в течение восьми лет Запад не смог посадить Киев за стол переговоров с Донецком и Луганском, то сегодня это сделает Россия

Если сложить уровень жизни какой-нибудь Марьи Ивановны, уборщицы и того же Абрамовича, то, конечно, в среднем получится выше, чем в СССР

Священнослужители о славянском единстве

24.05.2013 09:11


24 мая – День славянской письменности и культуры.

По своей идее этот праздник должен быть торжеством национальной гордости и единства славянских народов. Однако и с гордостью, и с единством дела обстоят крайне неблагополучно. Русские и русский язык во многих соседних странах подвергаются дискриминации, а Россия изображается вековым агрессором и угнетателем, аналогичные тенденции отмечаются даже в некоторых регионах РФ. Отношения едва ли не со всеми славянскими странами трудно назвать братскими. Даже между великороссами, украинцами и белорусами, которые веками воспринимались как три ветви единого народа, стремятся посеять рознь. В самой России слова «русский» стараются избегать как «неполиткорректного», заменяя его словом «российский».

«В чем, на ваш взгляд, смысл этого праздника? Осталось ли, на ваш взгляд, единство славян в чем-либо помимо родства языков? Нужно ли славянским народам это единство?» - с такими вопросами корреспондент Regions.Ru обратился к священнослужителям.

Протоиерей Александр Кузин

клирик храма Космы и Дамиана в Шубине

24.05.2013 10:14

Все эти слова можно услышать только в Москве, а если отъехать 500 км от Москвы, то там таких речей не услышите, а если такие речи завести, то слушать никто не будет. Такие слова свойственны какому-нибудь Леониду Гозману и вообще либерального пошиба – но это совсем не вся Россия, они вообще к России никакого отношения не имеют, а если имеют, то только враждебное. Следует если кого и слушать, то тех, кто хотя бы уважает Россию, не говоря уже о любви.

Россия - это последний оплот православия, и все это знают, знают и в Белоруссии, и на Украине – где угодно. Если и есть какие-то неприязненные отношения у белорусов или сербов, то не к русским, а к власти, которая ведет себя недостойно нашего истинного положения в мире и мировой культуре. И я надеюсь, что наши властители все-таки опомнятся и будут вести себя так, чтобы из-за них не хулилось имя России среди наших собратьев и во всем мире.

Конечно, бывает очень стыдно за некоторых наших людей, но либералы еще сильны и над кем-то пока властвуют, хотя их идеология и мертва. Я надеюсь, что мы доживем до того времени, когда надежды всех здоровых людей в мире будут связаны с Россией. Так было, и пока православие в России существует, так и будет.

Помоги нам Господь преодолеть эти трудности, и поздравляю всех с великим праздником славянской письменности и культуры. И пусть по настоящему пока он празднуется только в Русской православной церкви и еще не стал полноценным праздником для светских властей, но на Славянской площади в этот день на празднике будут тысячи людей. Дай Бог увидеть это и порадоваться за нашу Церковь, культуру и наш славянский народ.

Протоиерей Максим Первозванский

Клирик храма Сорока Севастийских мучеников, главный редактор журнала «Наследник»

24.05.2013 10:05

Конечно, объединяться можно вокруг единой культуры, единого языка и единой веры, что и было свойственно в древности славянам. В настоящее время с верой и культурой у славян кризис, и это следствие поражения в «холодной войне», и с тех пор торжество западной культуры на всем мировом пространстве и в пространстве Русского мира не позволяет объединяться вокруг русской культуры.

Вторая проблема – людям культурно небогатым свойственно объединяться вокруг силы, а когда сильный проигрывает, те, кто находился рядом, испытывают кризис идентичности. Великорусская культура была мощной и сильной, но вследствие политического и идеологического поражения в ХХ веке этот центр силы потерял привлекательность, которую он имел на протяжении нескольких веков.

В результате поражения территория славянского мира в значительной степени стала идеологически и духовно оккупированной. В современной мире, и это доказано даже геополитически, реальную силу представляют объединения с численностью населения не менее 300 миллионов человек: именно с этим, например, связано создание Евросоюза. Менее населенная страна не может представлять собой геополитического игрока. Поэтому проводится целенаправленная политика по разобщению России, нам не дают возможность собраться в единый мир с едиными целями, - не обязательно в единое государство, но в образование с едиными силами.

Что касается смысла праздника, то мы должны понимать: великие браться Кирилл Мефодий совершили эпохальное деяние в жизни славянских народов. Создавая основу для перевода на письменный язык сокровищницу всей мировой культуры, соединив русскую культуру с колоссальным наследием Византии и эллинизма, они были повивальными бабками при рождении этого особого феномена - русской культуры. Без этого не было бы Русского мира таким, каким мы его знаем, не было бы этих подвигов духа, достижений культуры, потому что без письменности и корней, которыми они снабдили славянский мир, ничего не было бы возможно, и мы бы стали объектом колонизации других народов. А так их деяние позволило славянам перехватить падающее знамя православной цивилизации, Москва смогла стать третьим Римом после упадка Византии.

Протоиерей Александр Абрамов

настоятель храма преподобного Сергия Радонежского в Крапивниках

24.05.2013 10:04

Единство, как и всякая категория из мира идей, может быть и реальностью, и тем, к чему мы стремимся. День славянской письменности и культуры – это не день национального превосходства того или иного народа, а напоминание об утратах и указание, к чему нам надо двигаться. Национальный дух русского народа и в имперский период, и в послеимперский – об этом и история, и культура свидетельствуют – всегда был национальным духом народа, принимающего других и испытывающего к ним особое теплое чувство.

Ситуация заставляет задуматься, кто наши братья, что нас заставляет жить вместе: только ли кровь, единство происхождения - или любовь? Если любовь, тогда что мы должны сделать для этой любви?

Ситуация близости с народами юга славянского – с сербским, болгарским народом – это ситуация отчасти находящаяся в прошлом, эти народы надо уподобить двоюродным нашим братьям и сестрам. А у нас есть ближайшие родные браться и сестры – это народы Украины и Белоруссии: ближе все равно никого нет в этом мире. История наших отношений разная, но если мы будем смотреть только на историю, и не будем ориентироваться на то, чего мы хотим добиться, то станем заложниками истории. Нам очень важно с этими народами не поссориться, не поддаться политическим сантиментам, сиюминутным расчетами т.д.

Кто через сто лет вспомнит про какую-нибудь компанию «Белтрансгаз», которую какие-то предприниматели из России хотели бы купить?– никто не вспомнит, а обида, нанесенная одним народом другому, может помниться веками. Иные раны никогда уже не заживают. Потому и важно, и это огромная миссия Церкви, не просто декларировать свое братство, но и постоянно его подтверждать – отношениями заботы, а не отношениями покровительства и власти.

Когда мы чествуем Солунских братьев Кирилла и Мефодия, то чествуем не какие-то эфемерные идеи общности: мы празднованием говорим, что хотим быть вместе, и будем стараться уметь быть вместе, уважать других и уважать свое единство.

Протоиерей Александр Лаврин

клирик храма иконы Божией Матери "Живоносный источник" в Царицыне

24.05.2013 09:55

Язык лежит в основе человеческой культуры как самое главное средство общения. Общение строит отношения между людьми, лежащие в основе нашей жизни.

Язык ещё и способ мышления. В известном смысле, определённое видение жизни. Письменное выражение языка – хранитель человеческого опыта.

Есть опыт чисто человеческий – что мы и называем культурой, но есть ещё опыт духовный. В основе праздника славянской письменности и культуры лежит обретение именно этого опыта через письменное выражение своего языка. В этом и есть смысл праздника – люди через писанные на родном языке книги узнали о Боге и встретились с Ним. В результате коренным образом изменилось отношение и друг ко другу, и ко всему окружающему. Ведь встреча с Богочеловеком – это всегда новая встреча с ближним и новое переживание духовной составляющей, делающей весь мир объёмным. Это главное.

Безусловно, помимо языкового родства (а значит, повторюсь, и общего образа мышления) у славян много общего. И прежде всего, у нас общая история, а, значит, и общая жизнь. Все сегодняшние разделения, на мой взгляд, конъюнктурны, т.к. обусловлены политическими интересами «сегодняшнего дня», причём, определённых политических групп. Они не говорят о реальном отношении народов друг к другу. Убеждён, что эти отношения, как минимум, не враждебны, а чаще всего, не просто комплиментарны, но вполне дружелюбны.

Вопрос о том, нужно ли славянам единство, на мой взгляд, просто нелеп: оно есть историческая и культурная данность. О единстве этноса не спрашивают, нужно оно или нет. Такое единство - совершенно естественное состояние славянского этноса, хотя и разделенного на разные государства. Жизнь же органичной системы не зависит, как от постановки подобных вопросов, так и от ответов на них.

Протоиерей Димитрий Смирнов

Настоятель храма святителя Митрофания Воронежского

24.05.2013 09:48

В семье славянских народов должно быть единство, потому что они христианские. Но бывает, что сын, которому родители желают добра, которого очень любят, уходит от них на поиски легкой безбедной жизни. К сожалению, и у нас разные сиюминутные выгоды, часто мнимые, как у того неразумного мальчика, заслоняют смысл жизни.

Святые Кирилл и Мефодий остаются для нас своего рода маяком, взирая на который, мы всегда можем вернуться в гавань единства и любви. Да, пока, к сожалению, такого стремления не наблюдается.

Кроме того, если единства добиваться силой или политическими средствами, оно будет кажущимся – от такого единства никакого толку. Только если люди сами осознают, какое это благо быть вместе.

То, что Кирилл и Мефодий канонизованы и Западной Церковью и очень там почитаемы, и нашей Восточной, говорит о том, что они сыграли потрясающую роль в истории славянских народов. Они действительно равны апостолам. Это настоящие гении Церкви, величайшие фигуры – апостолы славян. И пока им служат службу, пока с их помощью молятся Богу и совершают крестный ход, это не забыто, шансы есть, эта тема не закрыта. Хотя пока что собственные интересы превалируют над общими, и этого славянского единства не видно.

Протоиерей Максим Козлов

настоятель храма преп. Серафима Саровского на Краснопресненской набережной, первый заместитель председателя Учебного комитета Русской Православной Церкви.

24.05.2013 09:40

Вопрос очень серьезный и очень болезненный.

С одной стороны, никто никогда не сможет отнять у нас нашего общего прошлого, которое восходит к подвигу Кирилла и Мефодия, к их переводческой и просветительской деятельности, к тому единому началу славянского христианства, которое связано с подвигом Солунских братьев.

Верно и другое. На протяжении более чем тысячелетней истории славянских народов они никогда не образовывали единого государства и никогда не было эпох безоблачных, когда славяне разных народов относились бы друг к другу с безусловной симпатией на основании родового признака, объединяющего их. Значит ли это, что мы должны забыть мечту славянофилов о славянском мире, как прекрасную, но далекую и не исполняемую иллюзию?

Думается, что все же нет. Вот только для того, чтобы стать нам друг другу ближе, вероятно, навсегда нужно отказаться от идеи политического единства и, тем более, ролей старших и младших братьев – тех, кто осуществляет патерналистское притеснение и тех, кто оказывается под защитой мощной длани. Наверное, чтобы это единство стало ближе, помимо фундамента христианской веры, без которого оно вовсе невозможно, нужно и нам постараться, русским, прежде всего, отказаться от всякой идеи старшинства и покровительства, осознать евангельский принцип, что если кто хочет быть старшим, пусть будет всем слуга. Если это единство будет в братском попечении, а не в первенстве, тогда у него есть надежда на будущее.

Игумен Лука (Степанов)

Заведующий кафедрой теологии Рязанского государственного университета

24.05.2013 09:21

Очевидно, что такое светлое торжество, как День памяти равноапостольных Кирилла и Мефодия, становится своего рода лакмусовой бумажкой, выявляющей глубокий кризис, в котором пребывает сейчас наше общество. Оторванность народа от своей духовной истории, от высоты мировоззрения, которое вместе с письменностью и христианством привнесли в нашу жизнь святые браться Кирилл и Мефодий, стала причиной упадка во всех областях нашей жизни, прежде всего, в образовании, культуре, экономике, качестве структур управления. Кругом видим некомпетентность, низкий нравственный уровень, охаивание родного и традиционного, видим предательскую приверженность Западу, давно уже растлившемуся и отрекшемуся от Христа.

И в связи с этим праздник славянской письменности, день свв. Кирилла и Мефодия, становится торжеством для немногих, но не малочисленных членов общества, преимущественно являющихся членами Православной Церкви. Это вселяет надежду, что брошенные семена дадут обильные плоды.

Поэтому сейчас собирание общества, собирание славян становится в основном делом Церкви, ибо хоть у нас, у восточнославянских народов, президенты разные, но патриарх один. Это вселяет надежду, что дело святых Кирилла и Мефодия не истощилось вовсе, что наше национальное достоинство и наш национальный язык сохранятся даже в обществе, глубоко зараженном болезнями западных деградирующих цивилизаций.

Хорошо бы смысл сегодняшнего праздника подсказал, что людей на ответственные должности во всех отраслях нашей народной жизни надо отбирать исходя из меры их патриотизма, верности родному языку, родной вере и духовности. Таким образом совершая отбор, можно было бы добиться, чтобы люди на местах своего служения делали для народа неоценимую службу, которую народ, не сознавая однако, очень ждет – я говорю о его просвещении, возвращении к основам духовной христианской жизни. И в нынешней ситуации, - конечно крайне неблагополучной, хоть и говорят что народ достоин той власти, которую имеет, - разумным было бы подбирать таких людей, которые бы целью и задачей своей жизни сделали, прежде всего, просвещение своего народа, а уж потом искали бы материального благополучия или одобрения от Запада, - но во главу угла поставили б духовные приоритеты, которые когда-то собрали Россию и сделали ее великой.

Священник Антоний Скрынников

Руководитель миссионерского отдела Ставропольской епархии, кандидат философских наук.

24.05.2013 09:18

Хотя ряд соседних стран делает вид, что русского языка и его носителей не существует вовсе, он есть, и будет всегда, так как включен в культурные и иные процессы. Наряду с языком, нас объединяет еще общая вера, мировоззрение, тип языковой группы и многое другое.

С другой стороны, День славянской письменности – это важное напоминание современным неоязычникам, распространяющим псевдонаучный бред о развитой письменности у славянских племен задолго до Кирилла и Мефодия.

Что касается единства, то оно нужно, если мы хотим выжить в стремительно глобализирующем мире.

Священник Андрей Алексеев

настоятель храма Святого благоверного великого князя Димитрия Донского в Северном Бутове

24.05.2013 09:17

Мы едины в нашей вере христианской православной. А понятие Святой Руси не зависит от сиюминутных территориальных отмежеваний и границ – это все внешнее. Речь идет о духовном состоянии, о том Евангельском благовестии, которое Господь даровал нам в нашей жизни как необходимое условие, чтобы совершенствоваться духовно.

Вместе с тем мы должны понимать, что разделения, которые сложились в советское и постсоветское время, искусственны. Их первопричина - остывание этого духовного делания перед революцией, - оно-то к ней и привело. Поэтому мы должны вернуться к нашим общим истокам, к тому, что нас действительно объединяет. И этот праздник дает возможность обратиться к тому, что когда-то являлось незыблемым и питало наших благочестивых предков.

И сегодня, к сожалению, многое не способствует объединению, но есть и здоровое начало. Поэтому и важно помнить, что именно Церковь является источником возрождения единства. А этот праздник - в том числе и праздник надежды на это возрождение. Мы верим и надеемся, что это произойдет.

Ирина Дергачева

доктор филологических наук, и.о. декана факультета иностранных языков, профессор кафедры лингвистики и межкультурной коммуникации Московского городского психолого-педагогического университета

24.05.2013 09:16

Конечно, единство славян должно быть, оно было исторически. И пытались его разорвать лишь насильственные перерывы в истории – в связи с революцией, «перестройкой», а потом со стороны Фонда Сороса издавались учебники, которые писались по заказу с иным видением истории. Надо отталкиваться не от того, как в какие-то эпохи искажалась история и искажается до сих пор, а как было на самом деле. Я сама, когда публиковала рукопись XIV века «Жития преподобного Василия Нового», думала, что это старославянский язык, а оказалось – сербский, настолько похожи были наши языки.

Конечно, праздник надо проводить и разъяснять его суть нынешнему поколению, которое еще многого не знает. Чем бы человек ни занимался, он обязан знать историю своей культуры – в этом и есть смысл праздника. Кстати, в вузах и школах всегда проводятся мероприятия, приуроченные к этому празднику. Так что жизнь продолжается усилиями энтузиастов, специалистов, учителей. К сожалению, в программе по литературе для вузов проходят большие сокращения, а это тот фронт, на который надо обращать особое внимание, именно отсюда идет нравственность, духовность и патриотизм.
Поделиться ВКонтакте Поделиться в Facebook Поделиться в Twitter

Жириновский: "Мы много раз предлагали включить в преамбулу Конституции фразу "Мы русские и другие народы…". Мы не предлагаем дать русским привилегии или преимущества над другими национальностями в России, но давайте хотя бы уровняем права русских с другими".

22 августа в Даниловом монастыре в Москве состоялась встреча Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с Государственным секретарем Святого Престола кардиналом Пьетро Паролином.

Церковный раскол на Украине

Дмитрий Песков не подтвердил информацию о том, что Владимир Путин в 2015 году сказал украинскому коллеге Петру Порошенко, что может "раздавить армию Украины". "Нет, я практически был на всех переговорах, я не слышал такой фразы", - отметил он.

Происшествия на национальной почве

"В свое время Медведев как президент и как премьер-министр все сделал для того, чтобы позволить нашему олигархату для снижения русской рабочей силы «закачивать» в Россию огромные толпы мигрантов. Спохватились только тогда, когда «жареный петух клюнул», и появились уже целые районы, в том числе в Москве, где доля компактно проживающих мигрантов превышает 20%. А 20% - это уже когда люди навязывают свой образ жизни, не желают адаптироваться, и по сути дела становятся хозяевами ситуации..."

"Мы знаем, что президент уже услышал граждан, сказав, что необходимо разобраться с данной законодательной инициативой, и фактически отложив ее рассмотрение во втором чтении. А теперь еще и патриарх высказался. Мы должны с коронавирусом бороться, а не с гражданами, поэтому тут с патриархом трудно не согласиться..."

Такое впечатление, что либеральные страны Европы по-прежнему живут иллюзиями 80-х-90-х годов, когда они чувствовали себя в абсолютной безопасности, когда были ослаблены социальные противоречия, и можно было пользоваться очень широкими свободами, давая свободы и меньшинствам, в том числе национальным. Но ситуация изменилась, и меньшинства претендуют уже на свою долю власти и богатства. Они активно выступают против действующей системы политических, экономических и социальных отношений в этих ...