Протоиерей Владимир Вигилянский : Наказывать вообще можно только без злобы и ненависти
05.06.2013 10:13
Протоиерей Владимир ВигилянскийВообще надо сказать, что почти на все эти вопросы невозможно ответить в общем виде: надо смотреть в совокупности на все, что происходит в семье. Бывает так, что к лишению родительских прав подходят очень формально, тогда как детям все-таки лучше быть в такой «неблагополучной» семье, чем быть оторванными от нее. К каждой ситуации нужно конкретно подходить.
Я считаю, что надо сообразоваться с традициями, которые есть в нашей стране. Если создание молодой семьи ограничено каким-то возрастом, то и надо исходить из этих ограничений. Если дети могут трудиться по их собственному желанию какое-то ограниченное время с 15-ти лет, то это допустимо. Это в нашей традиции. Физические наказания после 12 лет для детей уже не только бесполезны, но идут им во вред. Причем наказывать вообще можно только без злобы и ненависти – никакой жестокости. Ограниченные разумными пределами физические наказания допустимы. Дать по рукам, шлепок какой-нибудь – в принципе возможно, но только до 12-ти лет, и только мальчиков. Наказание в виде ограничения развлечений вполне приемлемо - опять же в разумных пределах.
Что касается представлений общества о воспитании, то надо признать, что никакой системы у нас нет. Самое ужасное воспитание, когда нет никакой системы - когда все делается спонтанно, на основании родительских эмоций. Наказание тогда теряет смысл.
Воспитание не может исходить из желания вселить в ребенка страх. Это недопустимая мотивация. Ребенок должен понимать, что есть закон и есть нарушение закона; должен понимать что хорошо, а что плохо. И ограничения, но не устрашения, должны быть направлены именно на усвоение элементарных абсолютных принципов, которые нарушать недопустимо.
Воспитание – один из важнейших элементов нашей жизни. Мы считаем, что в школе самое главное это образование, а на самом деле – воспитание. Задача школы – воспитывать детей, образовывая их. К сожалению, в отношении нравственных законов мы часто сталкиваемся с релятивизмом, - дескать, ты считаешь так, а я по-другому. А тут речь не о «мнениях», тут надо, чтобы внутри человека был нравственный закон.